Закаливание, как фактор сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста
статья на тему
Закаливание, как фактор сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста
Здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Это - важнейший показатель, отражающий биологические характеристики, условия воспитания, образование детей, их жизни в семье, качество окружающей среды. Дошкольный возраст - наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, когда личность формируется наиболее быстро. От того, как проведёт ребёнок этот отрезок жизни, будет в дальнейшем зависеть многое.
Оздоровление детей надо начинать с мониторинга состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и особенностях его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определённых условий. Таким образом, в дошкольном учреждении оздоровление - одно из ведущих компонентов деятельности детей.
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Для этого в нашем детском саду разработана система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи со временем года, возрастом и особенностями состояния здоровья детей. В систему входит следующее.
Закаливание в повседневной жизни:
· организация теплового и воздушного режима в группе;
· рациональная одежда детей;
· соблюдение режима прогулок в течение года;
· гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипячёной водой комнатной температуры)
Специальные меры закаливания:
· воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями;
· точечный массаж для профилактики простудных заболеваний
Особое внимание уделяется использованию физических упражнений на свежем воздухе в различных формах: физкультурные занятия( со средней группы одно занятие на улице, в облегченной одежде), спортивные упражнения, подвижные игры. Сочетание физических упражнений и закаливающего воздействия свежего воздуха положительно влияет на организм ребёнка. На занятиях на улице дети получают возможность проявлять активность, самостоятельность и инициативу в действиях. При том выполняется задача – закаливание организма.
В группах с детьми проводится босохождение ( по ребристой доске, по коврику с нашитыми пуговицами) – это своеобразные сеансы точечного массажа и закаливания. Особое внимание уделяется двигательной активности каждого ребёнка.
Задача оздоровительных мероприятий - поддерживать, развивать и укреплять защитные силы организма ребенка, приучать противостоять неблагоприятным факторам внешней среды. Активно содействует этому закаливание; оно повышает сопротивляемость организма к респираторным заболеваниям, возникновение которых связано с простудой.
Начинать закаливание надо постепенно.
· Искусственно ускорять опасно - эффект может оказаться прямо противоположным.
· систематичное (непрерывность) воздействие на организм. Только таким методом создаются устойчивые рефлексы.
· Соблюдать индивидуальный подход. Нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка, возраст, состояние его здоровья, подготовленность к тем или иным закаливающим мероприятиям. Закаливать можно лишь совершенно здорового ребенка.
Все закаливающие процедуры должны проводиться так, чтобы не вызывать у детей отрицательного к ним отношения. Закаливание холодом должно обязательно сопровождаться мышечными движениями.
Средствами закаливания детей являются, прежде всего, естественные факторы природы: чистый воздух, воздух и солнечные лучи. Среди многих распространенных способов закаливания организма значительное место принадлежит водным процедурам.
В осенне-зимний период в качестве местных закаливающих процедур можно использовать утреннее умывание, мытье рук перед едой, мытье ног перед сном. Температура воздуха в помещении обычная. Известна эффективность простых форм закаливания - обливания ног водой, ножных ванн и рекомендуемой для ослабленных детей ежедневной процедуры - обтирание ног полотенцем, смоченным прохладной водой. Обливать ноги водой лучше сразу после сна. После обливания ноги обсушивают и хорошо растирают полотенцем.
Закаливающее влияние оказывает систематическое полоскание рта и горла водой комнатной температуры. Эта процедура предупреждает развитие кариеса, ангины.
Влажные обтирания - самая легкая из всех водных процедур. Начальная температура при обтирании, обливании 34-35 °. В течении 10-15 дней ее снижают до 24 °- зимой и 22 °- летом.
В детском саду закаливание воздухом проводится разнообразно. Для закаливания воздухом пользуются воздушными ваннами в помещении, прогулками, сном на воздухе, воздушно-солнечными ваннами.
Эффективность воздействия воздушных ванн зависит не только от снижения температуры, но и увеличением площади открытой поверхности тела. Во время воздушной ванны дети находятся в движении.
Сон на воздухе - прекрасное средство закаливания детей, не говоря уже о пользе самого сна - более глубокого, крепкого и продолжительного, чем в помещении. Свежий воздух источник здоровья.
Умеренное, гигиенически правильное солнечное облучение улучшает деятельность внутренних органов. Наиболее подходящее время солнечных ванн - 10-12 часов дня.
Очень важно, чтобы закаливание проводилось круглый год. Недопустимо, когда работа по закаливанию, начатая в теплое время года, с похолоданием прекращаются. Этим нарушается один из основных принципов - систематичность закаливания. При этом организм снова становится малоустойчивым к холодным раздражителям
Система закаливания с учётом времени года
| Младший возраст 3-4 года | Средний возраст 5-6 лет | Старший возраст 6-7 лет
| |||
ЗИМА
|
|
|
| |||
ВЕСНА
|
|
|
| |||
ЛЕТО
|
|
|
| |||
ОСЕНЬ
|
|
|
|
Условные обозначения:
|
Утренний приём на воздухе –
Утренняя гимнастика на свежем воздухе –
Прогулка: воздушные ванны –
солнечные ванны –
Босохождение по ребристым дорожкам - –
Сон в проветриваемом помещении -
(сон на свежем воздухе)
Полоскание рта –
Ароматерапия –
Примечание: Ограничение (1-2 недели) в проведении закаливающих процедур – ребёнок после болезни, учитывая рекомендации врача-педиатра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakalivanie.docx | 129.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Закаливание, как фактор сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста
Здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Это - важнейший показатель, отражающий биологические характеристики, условия воспитания, образование детей, их жизни в семье, качество окружающей среды. Дошкольный возраст - наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, когда личность формируется наиболее быстро. От того, как проведёт ребёнок этот отрезок жизни, будет в дальнейшем зависеть многое.
Оздоровление детей надо начинать с мониторинга состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и особенностях его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определённых условий. Таким образом, в дошкольном учреждении оздоровление - одно из ведущих компонентов деятельности детей.
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Для этого в нашем детском саду разработана система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи со временем года, возрастом и особенностями состояния здоровья детей. В систему входит следующее.
Закаливание в повседневной жизни:
- организация теплового и воздушного режима в группе;
- рациональная одежда детей;
- соблюдение режима прогулок в течение года;
- гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипячёной водой комнатной температуры)
Специальные меры закаливания:
- воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями;
- точечный массаж для профилактики простудных заболеваний
Особое внимание уделяется использованию физических упражнений на свежем воздухе в различных формах: физкультурные занятия( со средней группы одно занятие на улице, в облегченной одежде), спортивные упражнения, подвижные игры. Сочетание физических упражнений и закаливающего воздействия свежего воздуха положительно влияет на организм ребёнка. На занятиях на улице дети получают возможность проявлять активность, самостоятельность и инициативу в действиях. При том выполняется задача – закаливание организма.
В группах с детьми проводится босохождение ( по ребристой доске, по коврику с нашитыми пуговицами) – это своеобразные сеансы точечного массажа и закаливания. Особое внимание уделяется двигательной активности каждого ребёнка.
Задача оздоровительных мероприятий - поддерживать, развивать и укреплять защитные силы организма ребенка, приучать противостоять неблагоприятным факторам внешней среды. Активно содействует этому закаливание; оно повышает сопротивляемость организма к респираторным заболеваниям, возникновение которых связано с простудой.
Начинать закаливание надо постепенно.
- Искусственно ускорять опасно - эффект может оказаться прямо противоположным.
- систематичное (непрерывность) воздействие на организм. Только таким методом создаются устойчивые рефлексы.
- Соблюдать индивидуальный подход. Нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка, возраст, состояние его здоровья, подготовленность к тем или иным закаливающим мероприятиям. Закаливать можно лишь совершенно здорового ребенка.
Все закаливающие процедуры должны проводиться так, чтобы не вызывать у детей отрицательного к ним отношения. Закаливание холодом должно обязательно сопровождаться мышечными движениями.
Средствами закаливания детей являются, прежде всего, естественные факторы природы: чистый воздух, воздух и солнечные лучи. Среди многих распространенных способов закаливания организма значительное место принадлежит водным процедурам.
В осенне-зимний период в качестве местных закаливающих процедур можно использовать утреннее умывание, мытье рук перед едой, мытье ног перед сном. Температура воздуха в помещении обычная. Известна эффективность простых форм закаливания - обливания ног водой, ножных ванн и рекомендуемой для ослабленных детей ежедневной процедуры - обтирание ног полотенцем, смоченным прохладной водой. Обливать ноги водой лучше сразу после сна. После обливания ноги обсушивают и хорошо растирают полотенцем.
Закаливающее влияние оказывает систематическое полоскание рта и горла водой комнатной температуры. Эта процедура предупреждает развитие кариеса, ангины.
Влажные обтирания - самая легкая из всех водных процедур. Начальная температура при обтирании, обливании 34-35 °. В течении 10-15 дней ее снижают до 24 °- зимой и 22 °- летом.
В детском саду закаливание воздухом проводится разнообразно. Для закаливания воздухом пользуются воздушными ваннами в помещении, прогулками, сном на воздухе, воздушно-солнечными ваннами.
Эффективность воздействия воздушных ванн зависит не только от снижения температуры, но и увеличением площади открытой поверхности тела. Во время воздушной ванны дети находятся в движении.
Сон на воздухе - прекрасное средство закаливания детей, не говоря уже о пользе самого сна - более глубокого, крепкого и продолжительного, чем в помещении. Свежий воздух источник здоровья.
Умеренное, гигиенически правильное солнечное облучение улучшает деятельность внутренних органов. Наиболее подходящее время солнечных ванн - 10-12 часов дня.
Очень важно, чтобы закаливание проводилось круглый год. Недопустимо, когда работа по закаливанию, начатая в теплое время года, с похолоданием прекращаются. Этим нарушается один из основных принципов - систематичность закаливания. При этом организм снова становится малоустойчивым к холодным раздражителям
Система закаливания с учётом времени года
Младший возраст 3-4 года | Средний возраст 5-6 лет | Старший возраст 6-7 лет | |
ЗИМА | |||
ВЕСНА | |||
ЛЕТО | |||
ОСЕНЬ |
Условные обозначения:
Утренний приём на воздухе –
Утренняя гимнастика на свежем воздухе –
Прогулка: воздушные ванны –
солнечные ванны –
Босохождение по ребристым дорожкам - –
Сон в проветриваемом помещении -
(сон на свежем воздухе)
Полоскание рта –
Ароматерапия –
Примечание: Ограничение (1-2 недели) в проведении закаливающих процедур – ребёнок после болезни, учитывая рекомендации врача-педиатра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни.
Педагогичекий совет...
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни
В ДОУ первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов должна быть нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эм...
Педагогический совет Тема: «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни»
Педагогический совет Тема:«Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом о...
«Здоровьесберегающая среда, как условие сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста».
Здоровьесберегающая среда – это комплекс социально – гигиенических, психолого- педагогических, морально- этических, экологических, физкультурно – оздоровительных, образовательных системных мер, обе...
Выступление на педагогическом совете Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни по теме Здоровосберегающие технологии в Доу.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровье детей.Вырастить здорового ребенка - вот самое главное , что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учр...
"Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни"
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...
Педсовет «Система работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни»
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах приобщения дошкольников к здоровому образу жизни; совершенствование работы педагогического коллектива в данном направлении с учетом требований ...