Детский исследовательский проект на тему:«Для чего нужны уши?"
методическая разработка
Детский исследовательский проект на тему:«Для чего нужны уши?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ushi.docx | 722.86 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
ГОРОД ПОКАЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»
Городской конкурс
учебно – исследовательских и творческих работ
«Юность в науке»
Направление работы:
Социально – гуманитарные
и экономические науки
Автор: Нурмагомедова Залина Наримановна
воспитанница группы общеразвивающей направленности
детей 6 – 7 лет «Кузнечик»
Научные руководители:
Горбунова О.М.
воспитатель муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
2018 год
Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке» 2 исследовательский проект «Для чего нужны уши?»
_____________________________________________________________________________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация………………………………………………………………3
План исследований…………………………………………………….5
Описание работы………………………………………………………6
Список используемой литературы…………………………………….10
Приложение…………………………………………………………..…11
Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке» 3 исследовательский проект «Для чего нужны уши?» ____________________________________________________________________________________
АННОТАЦИЯ
Я долго не могла определиться с темой исследования. Ведь вокруг столько много разных тайн и загадок. Хотелось выбрать объект исследования, о котором можно узнать много нового и интересного. Дети во время свободных игр шумят, общение между ними происходит на повышенных тонах и часто мои друзья даже не замечают, что они не просто разговаривают, а кричат и не слышат, как я к ним обращаюсь. Подумав, над этимя пришла к выводу, что мы не знаем, почему нельзя шуметь и как это влияет на наш слух? Поэтому у меня возникла идея создания проекта «Длячего нужны уши?».
Цель исследования:
- выяснить, для чего человеку нужны уши, можно ли, живя в обществе, обойтись без ушей.
Задачи исследования:
- Сформировать представления о строении и функционировании уха.
- Уточнить что такое уши, для чего они нужны человеку и животным.
- Познакомить с правилами гигиены органов слуха.
- Развивать самостоятельность в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
Методы исследования:
• чтение книг, энциклопедий
• поиск информации в интернете
• беседы
• дидактические игры
• беседа со специалистами
• наблюдение
• эксперимент.
Изучив специальную литературу, ознакомившись с материалами интернет – ресурсов, экспериментов: «Значение ушной раковины и барабанной перепонки», «Острота слуха и ее изменения при разных ситуациях», «Анализ слуховых раздражителей», во время бесед с медицинской сестрой, мы получили данные об ушах, как органе человека.Анализ полученной в ходе проекта информации позволил сделать следующие выводы:
1. Уши и слух – это огромная ценность человека.
Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке» 4 исследовательский проект «Для чего нужны уши?» ____________________________________________________________________________________
2. Ухо – орган слуха и равновесия.
3. Ухо имеет сложное строение.
4. Без ушей человек не смог бы разговаривать.
Если мы будем соблюдать правила гигиены органов слуха, то сохраним их здоровыми на долгие годы.
Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке»5 исследовательский проект «Для чего нужны уши?» ____________________________________________________________________________________
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ
Проблема: Что бы было, если б не было ушей?
- Объект исследования: уши
- Предмет исследования: строение ухо и его функции
- Продукт исследования:книга: «Берегите уши», «Пословицы и поговорки об ушах», плакат на тему: «Такие разные уши».
Гипотеза:
Я предположила, что если правильно следить за здоровьем ушей, то можно сохранить хороший слух надолго.
Этапы и пошаговая реализация проекта
Название этапов | Шаги реализации |
Подготовительный этап |
|
Основной этап |
|
Заключительный этап |
2. Оформление продуктов проекта: книга «Берегите, уши», «Пословицы и поговорки об ушах», плакат на тему: «Такие разные уши».
|
Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке» 6 исследовательский проект «Для чего нужны уши?» ____________________________________________________________________________________
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ
Чтоб видеть ход вещей на свете, не надо глаз. Смотри ушами...
В. Шекспир. Король Лир
Здравствуйте. Меня зовут Залина. Мне 6 лет. Дома мы с мамой читали книжку — французского писателя Шарля Перро «Красная шапочка». И услышав фразу:
- Бабушка, зачем тебе такие большие уши?
Я задумалась: А для чего нужны человеку уши?
Прав ли был Волк, ответив, «чтобы тебя лучше слышать!».
У меня возникло много вопросов: Могут ли люди жить без ушей? Что бы было, если б не было ушей? Почему у человека два уха?, Как мы слышим?
Ещё я заметила, что дети нашей группы во время свободных игр часто шумят, даже не замечают и не слышат, как к ним обращается воспитатель или кто- то из друзей. Проанализировав эту ситуацию с детьми, я пришла к выводу, что дети не знают, как шум влияет на их слух. Поэтому у меня возникла идея создания проекта «Для чего нужны уши?»
Из книг и энциклопедий я узнала: способность живых организмов слышать называется слухом. Благодаря ушам мы слышим музыку, речь, пение птиц…
Окружающий мир полон звуков, которые мы воспринимаем благодаря органам слуха – ушам. Люди могут услышать разные звуки, от тихого тиканья часов, до мощнейших взрывов. (рис. 1).
Мы проверили утверждение ученых о том, что уши – орган слуха. Провели игры «Жмурки», « Угадай по голосу».
Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке» 7 исследовательский проект «Для чего нужны уши?» ____________________________________________________________________________________
Кроме того, уши помогают человеческому телу находиться в равновесии. Во внутреннем ухе находятся три канала, в форме полукругов. Они тоже заполнены жидкостью. Мы
двигаемся – и жидкость вслед за нами, как вода в стакане. Так мозг понимает, в каком положении находится наше тело. Благодаря этому акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату (рис.).
Если сигналы не доходят до мозга, мы чувствуем головокружение и не можем нормально передвигаться.
Я задала вопрос детям своей группы: - Вы знаете, почему у человека два уха?
Ответ на этот вопрос мы нашли в книге «Анатомия человека для детей»
- Чтобы лучше слышать. Если бы у нас было одно ухо, то нам пришлось бы все время крутить головой, чтобы определить, откуда идет звук.
То, что мы обычно видим и называем ухом, – это только одна из его частей. На самом деле каждое ухо состоит из трех частей: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Все части работают согласованно (рис. 2).
Наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда человек спит. Поэтому уши одни из первых могут сообщить нам об опасности.
Без ушей мы не смогли бы разговаривать. Конечно, разговариваем мы не ушами, но для того, чтобы научиться разговаривать, маленькие дети сначала долго слушают, что и как говорят окружающие люди. Бывает, что человек рождается на свет глухим. А т.к. он ничего не слышит, то и говорить научиться он не может. Такой человек, который ничего не слышит и говорить не может называется глухонемым.
Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке» 8 исследовательский проект «Для чего нужны уши?» ____________________________________________________________________________________
Мой проект поддержали ребята из нашей группы. Вместе с нашими воспитателями мы провели ряд экспериментов.
Опыт №1. «Значение ушной раковины и барабанной перепонки».
С помощью этого опыта мы узнали как человек слышит. Представьте себе, что воронка – это ухо. Широкая часть воронки – ушная раковина, узкая – наружный слуховой проход. Вода – это звук, который проходит в ухо. Воздух через ушную раковину идёт к барабанной перепонке и ударяется о неё. Перепонка дрожит. В итоге мы выяснили: Чем сильнее звук, тем сильнее дрожит перепонка.
- Далее мы проверили, как ушная раковина помогает слышать звуки. Взяли бумажную воронку и приставили её к уху узким концом к слуховому проходу. Потом убрали. Включили магнитофон так, чтобы сила звука была слабой. В результате проведения опыта мы выяснили, что: при использовании воронки слабые звуки слышны лучше.
А теперь представьте, что какой-то мальчик решил поковыряться булавкой или тонкой палочкой в ухе. Что может произойти с перепонкой? ( прорвётся, проколется). (Сделали в
картоне большую дыру.) Льём воду. Что получается? Да, вы правы. Починить перепонку нельзя и человек останется глухим на всю жизнь.
Опыт №2. «Острота слуха и её изменение при разных ситуациях»
С помощью этого опыта мы проверяли, хороший ли у нас слух. Ольга Михайловна произносила слова, а мы их повторяли, (сначала громким голосом, а затем всё тише).
- Провели такой опыт. Заткнули воронку ватой. Почему не слышим удара воды о картон? (звук не доходит).
Вывод: человек лучше слышит, когда слова произносятся громко.
Опыт 3. «Анализ слуховых раздражителей»
Во время этого опыта Ольга Михайловна предложила послушать тишину. Кто больше услышит в ней звуков? Какие хорошие у нас уши!
А затем попросила угадать звук. Мы ведь знаем, что звуки бывают разными. Для этого воспитатель за ширмой производила действия, издавая звуки: переливала воду, пересыпала песок, сминала лист бумаги, стучала чайной ложкой в стакане, резала бумагу.
Вывод: каждый предмет и объект издают свой звук.
Много интересного об ушах мы узнали из занимательных энциклопедий и фильмов. У всех зверей очень хороший слух, он помогает им охотится, спасаться от врагов и находить
Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке» 9 исследовательский проект «Для чего нужны уши?» ____________________________________________________________________________________
друг друга. Орган слуха у кузнечиков находится на ногах. Рыбы «слышат» воспринимая колебания воды. Змеи не имеют ушей, они слышат телом. У летучих мышей самый
острый слух. У совы уши спрятаны под оперением. Уши у кошки в два раза чувствительнее, чем у людей . Самые большие уши - у слона, они используют уши как веера, обмахиваясь, чтобы спастись от жары.
Чтобы ещё больше узнать об ушах мы отправились в медицинский кабинет. Белла Рамазановна рассказала о правилах гигиены органа слуха:
- Защищать уши от сильного шума.
- Не ковырять в ушах острыми предметами, можно повредить барабанную перепонку.
- Мыть уши каждый день теплой водой.
- Беречь уши от ветра и холода.
- Не допускать попадания воды в уши.
Самым ярким результатом нашего проекта стало оформление книги «Берегите уши», где были собраны рисунки, картинки о самых необычных ушах в мире, а так же памятки, пословицы, поговорки, загадки, стихи. Также с ребятами нашей группы мы создали плакат на тему: «Такие разные уши».
Итак в результате проекта мы узнали:
- Уши и слух – это огромная ценность человека.
- Ухо – орган слуха и равновесия.
- Ухо имеет сложное строение.
- Без ушей человек не смог бы разговаривать.
Если мы будем соблюдать правила гигиены органов слуха, то сохраним их здоровыми на долгие годы.
Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке» 10 исследовательский проект «Для чего нужны уши?» ____________________________________________________________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Джуди Галенс, Нэнси Пир. Книга ответов для почемучек:
- Драгомилов А.Г. Мат Р.Д.Учебное пособие по биологии. М: Вента - Граф 2009.
- Большая энциклопедия. Кирилла и Мефодия, 2008
- Детская иллюстрированная энциклопедия «Анатомия человека для детей»
Издательский дом ЮНИОН
- Живой мир. Энциклопедия. Москва: «Росмэн» -2000.
- http://www.boltun-spb.ru/art.html
- https://atlasprirodirossii.ru /
- https://yandex.ru/images/
- http://www.bestof.ru
- http://www.edic.ru/
- http://www.geosite.com.ru/
- http://www.holyindia.narod.ru/
ПРИЛОЖЕНИЯ
К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ ПРОЕКТУ
«Для чего нужны уши?»
Загадки
Ими всё мы слушать можем,
Слух у нас отличный!
Но подслушивать негоже,
Это неприлично…(Уши)
****
Два капустных листа —
Соседи на тыкве…(Уши)
****
Распустился цветок, Есть два,
Лепесток на лепесток, Без них никуда.
Без стебля и без корня С лева брат и справа брат,
Растёт на склоне…(Ухо)Всё слышат, но молчат…(Уши)
****
Назовите орган слуха. Оля слушает в лесу,
Дружно, хором! Это…(Ухо) Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле…(Ушки)
****
Чтоб не лишился друг твой слуха, Самый лучший на свете слушатель
Не кричи ему ты в…(Ухо)
****
Два паруса на всю жизнь
Рядком плывут,
А друг друга не видят.
(Уши)
Стихи
Ушки есть у всех людей
Даже есть и у зверей
Где у птичек ушки?
Может на макушке?
Может спрятались под перья
Ну-ка я сейчас проверю...
Обыскал я сто макушек
Нет нигде у птичек ушек!
Казырина Т.
*****
Твои ушки - загляденье,
Будоражат воображение!
Но для них еще ни разу
Не сказал тебе я фразу.
То, что ушки на макушке
Знаю от твоих подружек.
И что любишь только ими -
Мне это тоже говорили!
Они прекрасны и милы,
Из-за прически не видны.
Сегодня я для них спою,
О том, как сильно их люблю!
*****
Зеркала и витрины, и лужи
Далеко обхожу стороной.
Эх вы, уши, несчастные уши,
Что вы сделали с бедным со мной?
У других же обычные уши:
Чуть поменьше, побольше слегка...
Почему, почему, почему же
Вы растете, как два лопуха?
Все смеются над вами, ушами.
Видно, мне пропадать ни за грош!
Хорошо еще, нравлюсь я маме,
Потому что на папу похож.
Для чего нужны уши
У собаки для дозора,
Чтобы лучше слышать вора.
Кошке - чтобы слышать мышку
И на улице мальчишку.
Зайцу - ушки на макушке
Знать про волка на опушке.
У ушанки - греть зимой
Нас, когда бежим домой.
Ну а старший брат на уши
Вешает лапшу Катюше.
Птица С.
*****
- Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши мыть
или не мыть?
Если мыть,
То как нам быть:
Часто мыть
Или пореже?..
Отвечает доктор:
- ЕЖЕ... -
Отвечает доктор гневно:
- ЕЖЕ –
ЕЖЕ -
ЕЖЕДНЕВНО!
Мошковская Эмма
*****
У слона замерзли ушки,
Он их спрятал на макушке.
Очень хитро на макушку
Нахлобучил он подушку.
Коновалова А.
*****
Любят женщины ушами.
Может быть ты исключение.
Твои ушки могут сами
Стать прекрасным украшением.
Аккуратные овалы
Мой притягивают взгляд.
Твои ушки – это скалы,
Волнам звуковым причал.
Пословицы и поговорки про уши
- Выше лба уши не растут.
- Уши нужны для того, чтобы слушать.
- Ушки на макушке.
- У меня на это уши заложило.
- Держи ухо востро.
- Медведь на ухо наступил.
- Держи ушки на макушке.
- Слушать ухом, а не брюхом.
- В одно ухо влетело, в другое вылетело.
- Слышал звон, да не знаю, где он.
- И стены уши имеют.
- Разговор не для чужих ушей.
- Прохлопал ушами.
- За ушко да на солнышко.
- Глаза верят самим себе, уши — другим людям.
- Слушающий что-то да узнает, а говорящий — ничего.
- Чего в голове нет, того к ушам не пришьешь.
- Чем пальцы топырить, лучше уши насторожить.
- Чем пальцы топырить, лучше уши насторожить.
- У кого уши горят, про того и говорят
- Слушающий что-то да узнает, а говорящий - ничего.
- Чего в голове нет, того к ушам не пришьешь.
- На то и два уха, чтобы больше слушать.
- Одно ухо, и то глухо.
- Слышит и ухо, что не сыто брюхо.
Сказки
Почему у осла длинные уши (Ингушская сказка)
Узнал осёл, что раздают уши. Он не знал точно, что такое уши, а только слышал о них. Пришёл он к тому месту, где раздавали уши и крикнул:
— Здесь раздают уши?
— Здесь, — отвечают ему.
— А какие они?
— Какие пожелаешь. Есть маленькие, есть большие, есть длинные, есть круглые...
— А сколько они стоят?
— Их дают бесплатно.
«Если уши дают бесплатно, то какой же дурак станет брать маленькие».
Вот почему у осла такие длинные-длинные уши.
Сказка на ночь про зайца и его уши.
Уши зайца – это его гордость. Уши у зайца большие, они выполняют важные функции. Если бы зайцы имели ушки маленькие, крохотные, то им бы сложнее пришлось в жизни. Сказка на ночь про зайца и его отличные, богатые уши.
Жил-был заяц Ушанчик. Заяц, как заяц. Он обычно держал ушки на макушке, прислушивался ко всему, особенно к шагам лисы и волка.
А вообще у зайца к ушам было особое отношение. Уши у Ушанчика были большие, и поэтому всё время находился кто-то, кто хотел навешать ему лапшу на уши. Но заяц этого не позволял, то есть не разрешал, чтобы его обманывали.
А главной обманщицей в лесу была лиса. Она умела до ушей улыбаться, но при этом думала о том, как бы ей собеседника обхитрить. Заяц слушал её вполуха, и вообще предпочитал держаться от неё подальше.
Лиса на это обижалась. Начнёт она зайцу какую-нибудь историю плести, а он слушает её невнимательно, у него в одно ухо влетает, а в другое вылетает. А мечтал заяц только о том, чтобы никогда не видеть лису, как своих ушей. А то не ровен час – надумает рыжехвостая съесть его, бедолагу. Лиса видит, что заяц и ухом не ведёт, и бурчит что-то сердито себе под нос.
Как-то раз у лисы с самого утра было плохое настроение. Сорока краем уха слышала, что охота у плутовки в последнее время не ладится, еды сытной нет, такой, чтоб за ушами трещало, вот лиса и злится.
В то утро увидела лиса зайца у корявой ели и давай гоняться за ним. Лисе вообще преследовать кого-то нравится, её за уши не оттащишь. Но удача в тот день была на стороне зайца. Он хоть и пришёл домой по уши в грязи, но живой и невредимый.
А однажды с зайцем такая история случилась. Идёт заяц по лесу и напевает песенку. Весело косому – солнышко светит, птички поют.
Заяц я не лопоухий,
Что пугливый – просто слухи,
Вот бы кто сказал на зависть:
— Царь зверей, смотрите – заяц!!!
Размечтался Ушанчик, только встречает его ёж и говорит:
— Тебе что, Ушан, медведь на ухо наступил?
— Нет, — скромно ответил заяц, поняв, о чём идёт речь. – Извини, ёж, я по-другому петь не умею.
Заяц-то понял, о чём идёт речь – «медведь на ухо наступил» — это значит, что слуха музыкального нет. А вот сорока, летевшая мимо, не поняла, и давай рассказывать всем жителям леса о том, что медведь такой-сякой опять набезобразничал, и наступил беззащитному зайцу прямо на ухо.
Жители леса переполошились, побежали к дому зайчихи выяснять, что и как. Но увидев Ушанчика живым и невредимым, ворчали:
— Опять сорока на хвосте небылицу принесла.
А мама-зайчиха переживала больше всего. Сначала за здоровье Ушанчика, а потом за то, что у сына музыкального слуха нет. Она твёрдо решила, что с утра отправит сына в Лесную музыкальную школу.
Ушанчик с вечера приготовил чистую нотную бумагу, ручку и карандаш. И только после этого отправился в кроватку.
— Я буду хорошо учиться в музыкальной школе, чтобы мне и маме не пришлось краснеть до ушей.
После этого заяц спокойно уснул.
Спи и ты, дружок!
Спокойной ночи!
Отчего у зайца длинные уши
(Мансийская сказка)
Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось.
Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой. Мимо бежал заяц. Услышал он, что лось с лосихой разговаривают, подкрался поближе, спрятался за пенёк, слушает.
— Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям, — говорит лось. — Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать?
Слушает заяц, думает: «Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?»
— Кому вот эти рога дать? — спрашивает лось жену.
Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает:
— Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов.
— Хорошо, — говорит лось. — А вот эти, большие, кому?
Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька, кричит:
— Эти мне дай, мне, зайцу] — Что ты, братец? — удивился лось. — Куда тебе такие рога?
— Как — куда? — говорит заяц. — Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!
— Ну что ж, бери! — сказал лось и дал зайцу рога.
Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал. Вдруг с кедра большая шишка свалилась ему на голову. Подскочил заяц — и бежать! Да не тут-то было! Запутался рогами в кустах, выпутаться не может, визжит со страху.
А лось с женой хохочут.
— Нет, брат, — говорит лось. — Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут.
Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.
Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский исследовательский проект на тему "Мыльные пузыри"
Хочу представить вашему вниманию детский исследовательский проект, автор которго - мой воспитанник Каталымов Кирилл - стал победителем в номинации "Умные опыты" межрегионального конкурса проектно-иссл...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО БЕРЕЧЬ ЗДОРОВЬЕ» СТАРШАЯ ГРУППА
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем о...
Детский исследовательский проект на тему: «Перелетные птицы Саратовской области»
В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошко...
Исследовательский проект ан тему : " Для чего нужны домашние питомцы?"
Данный проект пригодится воспитателям и детям подготовительных логопедических групп....
Познавательно-исследовательский проект на тему: «Из чего делают бумагу?»
Эта работа о бумаге. Такой нужной, необходимой, знакомой и близкой, волшебной и прекрасной. Но добрая спутница письменности, литературы, мысли хранит грустный секрет – каждо...
Проект на тему: "Для чего нужна вода?"
1. Название проекта: «Для чего нужна вода»2. Проблема: Недостаточно представлений у детей о свойствах воды3. Цель: Создание условий через различные виды деятельности дать малышам элементар...
Образовательный проект по теме: «Для чего нужны запрещающие знаки в лесу?» Для детей старшей группы компенсирующей направленности Воспитатель: Бородина Елена Евгеньевна
Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и са...