Программа «Если хочешь быть здоров»
методическая разработка (старшая группа)
Это направление особенно актуально в наши дни, так как подвижные игры в ДОУ являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности дошкольника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. Это направление особенно актуально в наши дни, так как подвижные игры в ДОУ являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности дошкольника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка «Улыбка» детский сад № 88 г. Белгорода
Программа
«Если хочешь быть здоров»
Направление: физкультурно-спортивное
для детей младшего и старшего дошкольного возраста
(срок реализации – 1 год)
Подготовили:
. Озерова Н.В
Надеждина Н.А.
Белгород 2021
I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная дополнительно - образовательная программа физического воспитания «Если хочешь быть здоров» составлена для детей младшего и старшего дошкольного возраста. Программа построена на народных подвижных играх, включающих разнообразные двигательные действия.
Это направление особенно актуально в наши дни, так как подвижные игры в ДОУ являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности дошкольника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.
Соответствует федеральному государственному стандарту дошкольного образования.
Ii ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание условий для сохранения, укрепления и развития физического и психического здоровья детей младшего и старшего дошкольного возраста на основе народных подвижных игр. Задачи:
- воспитание чувства коллективизма, взаимопомощь;
- воспитание установок на здоровый образ жизни;
- воспитание этических норм поведения, взаимодействия, общения;
- воспитание бережного отношения к народным традициям.
- воспитание самостоятельной детской активности в условиях разновозрастного игрового взаимодействия.
Методологические основания программы
В основу программы заложены личностно-ориентированный подход. Её содержание направлено на развитие личности ребенка, позитивную социализацию индивидуализацию, становление ценностей здорового образа жизни. Игра должна быть понятна, доступна по выполнению, интересна детям. Игру проводить не более 2-3 раз. Для того, чтобы сохранить интерес к игре.
Программа создает условия факторов духовного и физического развития ребенка. В программе учтены следующие принципы. Принцип оздоровительной направленности обеспечивается проектированием физкультурно-оздоровительных мероприятий по программе с учетом здоровья и физического развития каждого ребенка.
Принцип индивидуализации нацеливает педагогов на построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В структуре программа в соответствии с ФГОС дошкольного образования выделено три раздела (целевой, содержательный, организационный).
Содержание программы вариативно. Оно соответствует возрастным возможностям, интересам, потребностям детей и родителей,
Организационный раздел программы включает описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами, информационное сопровождение программы.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программного материала дети дошкольного возраста должны иметь представление: - ребенок проявляет самостоятельность и инициативность в организации индивидуальных и коллективных народных подвижных игр; - ребенок выполняет правила подвижных игр, способен к проявлению волевых усилий в достижении результата, следует социальным нормам поведения в условиях игрового взаимодействия;
- владеет определенными представлениями о национальных традициях физической культуры и здорового образа жизни. - проявляет элементы творчества в двигательной деятельности, передает через движения, особенности конкретного образа.
III СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся, интересов и потребностей учащихся,
- тенденции развития воспитания и образования.
Основы знаний о физической культуре.
- Здоровье человека и влияние на него физических упражнений. Здоровье физическое, психическое. Здоровый образ жизни. Потребность в движении тела.
- Подвижные и народные игры. «Мышеловка»; «Пчёлки и ласточка»; «Заря-заряница»; «Малечина -калечина» и др.
- Упражнения на равновесие. На месте в различных и.п. туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палками, мячами, скакалками, обручами); игровые упражнения: «Дорожка», «Ручеёк», Скамеечка»
- Игры. Игры с развитием координационных способностей «Ловцы обезьян», «Салки крабами». Игры на внимание «Карлики, великаны», «Летает, не летает», «Шишки, жёлуди, орехи». Игры на формирование правильной осанки: «Замри», «Исправь осанку!». Игры с лазаньем и перелезанием: «Выше ноги от земли», «Преодолей скамейку», полоса препятствий «Разведчики».
- Игры преимущественно с бегом: К своим флажкам», «Пустое место», «Вызов номеров», «Два мороза», «Пятнашки», «Воробьи, вороны», эстафеты.
- Игры преимущественно с прыжками в высоту, в длину и с высоты: «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лиса и куры», «Волк во рву», «Прыжки по кочкам», «Лягушата и цапля».
- Игры с метанием мяча на дальность и в цель: « Кто дальше бросит?», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Передал – садись»
- Комплексное развитие физических и личностных качеств: «Быстро по своим местам», «Космонавты», «Кот идет», «Отгадай, чей голосок?», «Передача мячей в колоннах», «Земля, воздух, вода», эстафеты с предметами
Формы реализации программы
- Мероприятия выходящие за пределы ДОУ (взаимодействие детского сада и школы) Соревнования с использованием подвижных народных игр.
- Спортивные мероприятия, развлечения, соревнования с родителями «Мама, папа, я – спортивная семья».
- Общесадовские мероприятия: физкультурные праздники, физкультурные развлечения.
- Разновозрастное игровое взаимодействие. Обучение старшими дошкольниками младших правилам народных игр.
Календарно – тематический план
неделя | вид игры | название игры |
сентябрь | ||
1-2 | Подготовка инвентаря, видиотеки, аудиотеки, физкультурного зала к занятиям. | |
3-4 | Обследование знаний подвижных игр, умений организации и самоорганизации. | |
октябрь | ||
1 | Знакомство с обычаями и традициями русских народных игр. | |
2 | подвижные | Знакомство с обычаями и традициями русских народных игр. |
малоподвижные | Знакомство с обычаями и традициями русских народных игр. | |
3-4 | подвижные | «Мышеловка» Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи. «Пчёлки и ласточка» Цель: развивать ловкость, быстроту движения «Заря-заряница» Цель: развивать выдержку, выносливость. Упражнять в умении слаженно проговаривать слова. |
малоподвижные | «Малечина -калечина» Цель: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений, чувство спортивного соперничества. | |
ноябрь | ||
1-2 | подвижные | «Коршун» Цель:Активизировать глаголы, соотносить глагол и дополнение. Чувствовать игру звуков в глагольной рифме. «Бычок пёстренький» Цель: развивать у детей выдержку, навык коллективного движения в определенном темпе. «Уточка и селезень» Цель: знакомить с русскими народными играми; развивать быстроту движения. |
малоподвижные | «Бабушка Маланья» Цель: Соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики. | |
3-4 | подвижные | «Никанориха» Цель: Совершенствовать технику бега с увертыванием, меняя направление и темп движения, с сохранением равновесия после внезапной остановки; целенаправленно формировать быстроту и выносливость. «Почта» Цель: Соотносить глагол с действием, которое он обозначает. «Ворон на дубу» Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения. |
малоподвижные | «Дядюшка Трифон» Цель: Соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики | |
декабрь | ||
1-2 | подвижные | «Палочка-выручалочка» Цель: Привить интерес к русским народным играм. Научить детей действовать по правилам не нарушая их. Воспитать доброжелательность, выдержку, волю к победе. «Охотник» Цель: развитие ловкости, выносливости. Приобретение навыков общения со сверстниками. «Горелки» Цель: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры. |
малоподвижные | «Царь Горох» Цель: развитие воображения, фантазии. | |
3-4 | подвижные | «Водяной» Цель: развивать ловкость, быстроту. «Хвост и голова» Цель: развитие скоростных качеств, ловкости, координации движений; воспитание чувства коллективизма. «Два мороза» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге. |
малоподвижные | «У бабушки Ларисы» Цель: Соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики | |
январь | ||
2 | подвижные | «Золотые ворота» Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой. «Змейка» Цель. Учить детей двигаться цепочкой, обходить препятствия. «Яша» Цель: развивать ловкость, быстроту. |
малоподвижные | «Найди и промолчи» Цель: учить ориентироваться в комнате или на участке, выполнять действия по сигналу. | |
3-4 | подвижные | «Бабка Ежка» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе. «Игра с Солнцем» Цель:действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу. «Волк и овцы» Цель: развивать ловкость, внимание. Учить действовать по сигналу. |
малоподвижные | «Затейники» Цель:развитие слухового и зрительного внимания; активизация двигательных навыков; формирования удерживать красивую статичную позу. | |
февраль | ||
1-2 | подвижные | «Арина» Цель: учить детей образовывать круг, выполнять игровые действия по образцу. «Бабка Ежка» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе. «Курочки» Цель:Развивать творческие способности детей, способствовать общению и всестороннему развитию |
малоподвижные | «Пирог» Цель:Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе. | |
3-4 | подвижные | «Мы веселые ребята» Цель: упражнение в беге в разных направлениях «Бубенцы» Цель:Развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению. «Салки» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в прыжках на одной ноге, с продвижением, умению играть в коллективе. |
малоподвижные | «Почта» Цель: Соотносить глагол с действием, которое он обозначает. | |
март | ||
1-2 | подвижные | «Садовник и цветы» Цель: Создать условия для формирования у детей знания названий садовых и луговых цветов, узнавать их образы, развития у детей координации движений, формирования умения бегать не наталкиваясь друг на друга. Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой, желание беречь природу. «Хлоп!Хлоп!Убегай!» Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге. «Матушка Весна» Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе, построению в круг. |
малоподвижные | «Цепи кованные» Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построении в две шеренги, беге. | |
3-4 | подвижные | «Кружева» Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге. «Наседка и цыплята» Цель:развивать внимание ловкость, быстроту. «Коршун» Цель:Активизировать глаголы, соотносить глагол и дополнение. Чувствовать игру звуков в глагольной рифме. |
малоподвижные | «Земля, воздух ,вода, огонь» Цель: развивать быстроту мышления. | |
апрель | ||
1-2 | подвижные | «Гуси – лебеди» Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи. «Дедушка Рожок» Цель. Упражнять детей в беге. Развивать ловкость, умение быстро ориентироваться в пространстве. «Лягушки на болоте» Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах. |
малоподвижные | «Затейники» Цель:развитие слухового и зрительного внимания; активизация двигательных навыков; формирования удерживать красивую статичную позу. | |
3-4 | подвижные | «Коршун и наседка» Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость. «Бездомный заяц» Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге. «Карусель» Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус. |
малоподвижные | «Ушки»Цель: Развивать речевую активность детей, упражнять в умение в соответствии с текстом выполнять движения. | |
май | ||
1-2 | подвижные | «Садовник» Цель: разучить названия цветов; развивать ловкость. «Шлёпанки» Цель: Развивать ловкость и быстроту реакции. «Салки со скакалкой» Цель:: учить детей бегать парами, тройками по площадке, держась за скакалку, стараясь осалить детей, бегающих врассыпную. Развивать умение действовать согласованно в парах, тройках, координацию движений, ловкость. «Скакалка» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе. Хороводные игры: Звонарь; Кукушка; «Заинька–горностаинька»; «Овощи»; Домовой. |
малоподвижные | «Горелки с платочком» Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге. | |
3-4 | Обследование знаний подвижных игр, умений организации и самоорганизации. |
IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Информационно-методическое сопровождение программы
Использование компьютера как средства воспитания и развития познавательных способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяет расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей старшего дошкольного возраста к ценностям здоровья и физической культуры, региональным традициям физического воспитания. Информационная поддержка программы предусматривает несколько направлений: информационное обеспечение для реализации программы воспитателями, специализированные консультации для родителей и педагогов.
Материально-техническое сопровождение программы
Для реализации программы на территории дошкольной организации необходимо создать предметно-игровую зону, в состав которой входит спортивная площадка. Дополнительно могут быть организованы мелкие игровые зоны - площадка для
подвижных игр
Мониторинг физкультурно-оздоровительной деятельности. На практике достаточно сложно провести диагностику физической подготовленности детей, соотнести достигнутые результаты с нормой. Важно при организации мониторинга правильно осуществить выбор диагностических методик. По итогам диагностики анализируются качество физкультурнооздоровительной деятельности дошкольного учреждения, вносятся коррективы в план его работы, планы работы педагогов, индивидуальной карты физического воспитания и развития. При необходимости намечаются необходимые индивидуальные и групповые мероприятия. Для того, чтобы диагностика на основании вышеперечисленных показателей была эффективной и объективной целесообразно соблюдать педагогические условия ее проведения:
- Четко запланированы сроки проведения диагностических процедур, ответственные, способы обработки полученной информации.
- Обеспечение проведения диагностики с учетом требований СанПиН, не допуская перегрузки детей.
- Намеченные при необходимости мероприятия планируются четко, с указанием сроков и ответственных.
Выводы:
Для оздоровления используются различные пути. Одно из направлений – физическая культура, народные игры. Игра являются одним из важных средств разностороннего физического воспитания. В играх мы находим все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания, преодоление препятствий, сопротивления. Игры способствуют развитию внимательности, сообразительности, ловкости, быстроты, силы, выносливости, а коллективные игры – воспитанию дружбы и товарищества.
Мы считаем, что необходимо ввести кружок “Народные игры”, который направлен на укрепление и сохранение здоровья, способствующих развитию двигательных качеств.
Игры на свежем воздухе оказывают большое оздоровительное воздействие, улучшают деятельность всего организма и используются как средство активного отдыха. Во время игр дети всегда активны и инициативны. В то же время условия и правила игр вынуждают их к сдержанности.
В играх дети отличаются большой непосредственностью. Они полностью раскрывают положительные и отрицательные черты характера, а это имеет большое значение для лучшего изучения детей. Игры отличаются большой эмоциональностью. При правильной организации и проведении они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение.
Детей в играх привлекают широкие возможности для проявления личных качеств, активности, инициативы. В играх больше, чем в других физических упражнениях, участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им хочется, как позволяют их индивидуальные особенности.
Методическое обеспечение программы
- Парциальная программа дошкольного образования «Выходи играть во двор» (образовательная область «Физическое развитие»): методическое пособие / Л.Н. Волошина и др. – Воронеж: Издат-Черноземье. – 2017. – 52 с.
- Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова Программа «Играйте на здоровье»
- Кенеман, А.В. Детские подвижные игры народов СССР /
- А.В. Кинеман - М.: Просвещение, 1988г.
- Кузнецов, В.С., Колодницкий, Г.А. «Физическая культура. Упражнения и игры с мячами». Методическое пособие. М., НЦ ЭНАС. 2002.
- Литвинова, М.Ф. «Русские народные подвижные игры». Под редакцией Руссковой, Л.В. М., Просвещение. 1986г.
- Н. А. Тимошкина «Методика использования русских народных игр»;
- Яковлев, В.Г. Подвижные игры / В.Г. Яковлев. М.: Просвещение, 1992.
- Сайт о русских народных играх. – http\\www.glee.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Если хочешь быть здоров...
На празднике участвуют сказочные герои. Они учать быть здоровым......
Фрагмент рабочей программы по теме "Если хочешь быть здоров."
Представление о ЗОЖ...
Программа по формированию культуры здорового питания обучающихся «Если хочешь быть здоров, правильно питайся»
Формирование у обучающихся дошкольного возраста основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни, создание условий для организации полноценного здорового питания в дошкольных гр...
Сценарий игровой программы для детей 5-7 лет «Если хочешь быть здоров»
Цель: формирование представлений о здоровом образе жизни.Задачи:Воспитывать ценностное отношение к здоровью, к занятиям спортом.Расширять представления детей о видах спорта, о спортивных мероприятиях....
Если хочешь быть здоров, будь здоров!
Заметка в районную газету по проведённому развлечению...
Сценарий Познавательно-развлекательная программа для детей средней группы «Если хочешь быть здоров!»
laquo;Если хочешь быть здоров!»...
Оздоровительно-игровая программа для детей старшего дошкольного возраста "Если хочешь быть здоров...!"
Программа предназначена для проведения в летний период на улице. Разделена на 3 этапа: утренний прием детей, утренний прием пищи, спортивно-оздоровительная часть во время прогулки детей. включены зака...