«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Гуменюк Ирина Владимира

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста является из самых актуальных при воспитании детей. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей

раннего возраста»

  1. Актуальность проблемы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста является из самых актуальных при воспитании детей. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.

 В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является - создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи.

В этом возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенным приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, и ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

Проблемы на момент поступления в сад:

Основная масса детей:

  • сосали соски,
  • не умели пользоваться ложкой. Одни дети:
  • привыкли употреблять однообразную пищу( сосиски, макароны, манную кашу),
  • другие предпочитают только любимые блюда,
  • а некоторые просто ни к чему не приучены.
  • большинство детей не приучены к горшку,
  • многие пользуются памперсами.
  • при мытье рук малыши боялись воды.

Исходя из этого, мы поставили перед собой цель: в течение года положить начало воспитания у детей культурно - гигиенических навыков, полезных привычек, а также культурного поведения.

 Мы считаем, чем раньше начата эта работа, тем легче ее будет осуществить.

  1. Наши Задачи:
  • Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
  • С помощью взрослого приводить себя в порядок; следить за своим внешним видом.
  • Пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком, мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания).
  • Правильно пользоваться столовой ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
  • При небольшой помощи взрослого снимать одежду и обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках).

По порядку одеваться и раздеваться; аккуратно складывать снятую одежду.

III Помощь в этом вам окажут такие методы как:

  • Разъяснение: любой показ должен сопровождаться пояснением, объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила,
  • Пример взрослого: нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому взрослый должен быть для них образцом; пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (используется различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание). Учеба ребенка, в основе которой лежит подражание, начинается очень рано, когда он еще ничего не понимает. От природы у них хорошо развита эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребенок, наблюдая за взрослыми, фиксирует, перенимает, формирует, создавая свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек.
  • Приучение, упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы. Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у ребенка лишь отдельных навыков.
  • Поощрение помогает ребенку утвердиться и поверить в свои силы (особенно в освоение новых навыков).

            На протяжении раннего возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий. Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой.

  • Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок. Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык.
  • Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей
  • – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Приучать детей к еде, начинаем после того, как ребенок немного адаптируется к условиям детского сада.

 Процесс кормления стараемся делать максимально привлекательным для малышей. Прежде всего, создаем положительно-эмоциональное отношение к процессу, используя потешки, прибаутки.

С раннего возраста приучаем ребенка к правильной сервировке стола, воспитываем умение есть чисто, аккуратно. Удобная посуда, ее смена для каждого блюда - все это способствует воспитанию аккуратности.

Организация жизни детей раннего возраста и, в частности, проведение кормления, сна, туалета требует значительного напряжения сил у персонала группы и занимает много времени.

Поэтому мы стараемся правильно подготовить ребенка к кормлению: моем руки, повязываем салфетку, помогаем сесть на стульчик, придвигаем к столу. Малышей до 1 г. 6 м. усаживаем за стол не более 3-х человек, сразу же подавая пищу; кормим последовательно, каждого из своей тарелки, ложку одному, ложку другому. Мы учим ребенка самостоятельно брать хлеб с тарелки, откусывать его от куска (а не крошить в тарелку) и есть вместе с супом. Во время еды поправляем ложку и хлеб в руке ребенка, следим, сколько пищи он набирает, не спешит ли. По окончании еды хвалим малыша, говорим, что он “молодец, хорошо покушал”, учим пользоваться салфеткой и говорить “спасибо”.

Детей от 1 г. 6 м. до 2 лет усаживаем за стол по 4-6 человек. Малышей учим тщательно пережевывать пищу, есть самостоятельно и аккуратно, но объясняем уже это больше словами, чем действиями. Предоставив ребенку самостоятельность, мы приучаем его к опрятности: испачкает лицо - вытираем салфеткой; прольет на стол - наш помощник воспитателя сразу же вытирает разлитую пищу. По окончании еды, мы побуждаем детей благодарить взрослых, используем напоминание, похвалу. Приучаем детей самостоятельно относить использованные салфетки в тазик.

У детей до 1г. 6 м. во время умывания мы вырабатываем приспособительные движения: учим протягивать руки к струе воды, подставлять ладошки под кран, тереть друг о друга, не бояться воды.

Дети от 1г. 6м. более самостоятельны, но чтобы освоить нужный навык очень важно помогать ребенку, особенно на первых порах. Например, прежде чем вымыть руки мы помогаем малышу, закатать рукава, хорошо намылить руки. Затем предлагаем смыть мыло, взять свое полотенце и насухо их вытереть. В это время мы стараемся не торопить малыша, предоставив возможность сначала выполнить эти действия самому, а если не получается взрослый всегда придет ему на помощь.

Для формирования навыков опрятности мы приучаем ребенка проситься на горшок и пользоваться носовым платком. Труднее всего приучить ребенка к горшку. В этом возрасте навык опрятности еще очень непрочен: заигравшись, дети забывают. Регулярно высаживаем детей на горшок через 15 - 20 мин. после еды, после сна и примерно через каждые 1,5-2 часа.

Дорогие родители, мы обращаем ваше внимание на то, чтобы у ребенка всегда был чистым нос. Для этого рекомендуем класть ребенку в карман ежедневно чистый носовой платок. Тем детям, у которых нет кармана на одежде просим мам связать сумочки - кармашки.

IV. Заключительная часть: 

На данный момент в процессе систематической работы у детей нашей группы улучшились культурно-гигиенические навыки:

  • во время еды они стали более самостоятельны: научились пользоваться ложкой, пить из чашки.
  • Научились сами садиться на свой стульчик,
  • знают, где висит их полотенце;
  • некоторые дети просятся на горшок,
  • моют руки с помощью взрослого.

Выводы.

Знать: особенности культурно – гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста:

1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

-Мыть лицо, руки;

-Закатать рукава;

- Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;

- Сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;

-Пользоваться расческой;

-Пользоваться носовым платком.

2.Навыки опрятной еды включают умение:

-Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;

-Не крошить хлеб;

- Пережевывать пищу с закрытым ртом;

- Не разговаривать с полным ртом;

-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

- Благодарить.

3. Навыки самообслуживания при одевании и раздевании включают умение:

–Расстегнуть пуговицы, замок;

-Снять платье (рубашку, шорты);

-Аккуратно повесить;

-Снять обувь;

-Надеть в обратной последовательности.

Интерне источники: 

nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/08/20/formirov...ov-u-detey-mladshego

www.maam.ru/detskijsad/referat-formirovanie

МБДОУ детский сад №40 «Радуга»

воспитатель Гуменюк И. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Педагогический проект на тему:«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»...

Педагогический проект воспитателя СП ГБОУ ООШ с.Новопавловка Третьяковой Г.В. на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

3. Цель проекта:  Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  у детей раннего возраста посредством игры.Задачи проекта:1.       Раз...

Педагогический проект: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

     Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Именно в дошкольном воз...

Педагогический проект " Формирование культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Представляю вам проект, который направлен на начальные представления детей  о ценности здоровья а также на активное привлечение родителей  к соблюдению и развитию навыков личной гигены...

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста....

«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста «МОЙДОДЫР»».

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одеж...

Проект с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста «Мы играем, развиваемся, растём»

Проект с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживанияу детей раннего возраста«Мы играем, развиваемся, растём»...