«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста «МОЙДОДЫР»».
проект
Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша «вхождения» его в мир взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 59.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 8 Фрунзенского района г. Санкт-Петербург
План по самообразованию
по теме «Формирование
культурно-гигиенических навыков и навыков
самообслуживания у детей раннего возраста
«МОЙДОДЫР»
Подготовила; Бруча В.И..
СОДЕРЖАНИЕ:
- Анализ ситуации………………………………………………………….... 2
- Цель, задачи педагогического проекта………………………………….. . 3
- Планируемые результаты…………………………………………………. .4
- Система работы……………………………………………………………. .4
- Формы работы с детьми…………………………………………………….5
- Формы работы с родителями…………………………………………….....5
- Этапы реализации проекта…………………………………………………6
- Схема реализации проекта…………………………………………….…... 6
- Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков………………………………………………………………….…..8
- Взаимодействие с родителями ………………..……………………….….16
- Дальнейшее развитие проекта………………………………………….… 17
- Диагностический инструментарий……………………………………….17
- Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов…………………………………………………………………19
- Список используемых источников……………………………………….20
- АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 % зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.
Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша «вхождения» его в мир взрослых.
Работая с детьми с детьми 1 младшей группы детского сада, я заметила, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. С первых дней поступления ребенка в группу я начала работать с родителями. Выяснилось, что 60% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами.
Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности я организовала ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.
- ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Задачи проекта:
- Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
- Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
- Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
- Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
- Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
- Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предполагаемый результат проекта для детей:
Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста:
- Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
- Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых)
- Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой)
- Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
- Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания.
- Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
- Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
- Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
- Укрепление связей между детским садом и семьёй.
- Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
- СИСТЕМА РАБОТЫ
Тип проекта: долгосрочный, игровой.
Сроки реализации проекта: октябрь 2020 г. – май 2021 г.
В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих образовательных технологий:
- здоровье сберегающая ( проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика);
- личностно-ориентированная ( игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)
- социоигровые ( игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)
В ходе реализации проекта используются следующие методы и средства:
- личный пример работников детского сада, родителей;
- использование художественной литературы, фольклора;
- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
- обеспечение чистоты среды;
- соблюдение правил этикета;
- психологическая культура взаимоотношений
- ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
- Игровые ситуации;
- Проблемные ситуации;
- Дидактические игры и упражнения;
- Беседа;
- Чтение;
- Познавательная деятельность;
- Алгоритмы.
- ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
- Индивидуальные беседы;
- Консультации;
- Анкетирование;
- Родительские собрания.
- ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 этап. Аналитическийй: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
2 этап. Практический: Выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей; презентация проекта.
- СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – аналитический | |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Наблюдает за детьми. | Рассматривают иллюстрации. |
2 этап – практический | |
Вводит в игровую ситуацию формулирует проблему: | Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы. |
3 этап - заключительный | |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Описывает и анализирует работу над проектом. | Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы. |
- ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Сентябрь | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Умывание | «Да здравствует мыло душистое» Цель: Закреплять последовательность мытья рук (знакомство с алгоритмом умывания) | «Три золотых правила мытья рук»: а) перед едой б) после туалета в) после прогулки Цель: Разучить «Три золотых правила», расширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли, мыльница, вода – чистая, теплая, холодная. | Д/И «Умоем куклу Катю» Цель: Закреплять знания о правильном мытье рук, лица, дать понятие о том, что у полотенец есть разное назначение: для рук, ног, тела. | Рассматривание иллюстрации «Мама купает малыша». Цель: Закреплять знания о предметах личной гигиены: мыло, полотенце, теплая вода. |
Питание | «Полезные и вредные продукты» Цель: Дать знания о полезных и вредных продуктах, что можно есть много, а что ограниченно. | «Правила поведения за столом» Цель: Закреплять правила поведения за столом: есть аккуратно, пользоваться ложкой, салфеткой | «Правила поведения за столом». Цель: Закреплять знания о том, что за столом сидят с прямой спиной, ножки стоят рядом со стульчиком | Ситуация «Мы готовимся к обеду» Цель: знакомить с названиями столовой посуды, их формой, цветом; объяснять детям последовательность расстановки приборов для обеда |
Одевание | «Для чего нужна одежда?» Цель: Обогащать знания детей об одежде, познакомить с алгоритмом одевания закреплять последовательность одевания. | Игровая ситуация «Путешествие с куклой Катей». Знакомство с раздевалкой. Цель: знакомство с оборудованием раздевалки (шкафчики для одежды, скамеечка, большое зеркало на стене, полочка для обуви), назначением и способами его использования ребенком; | «Порядок в шкафчиках». Цель: Знакомить с понятием «вещи стопочкой», дать представление о том, что в шкафчиках тоже должен быть порядок. | Д/И «Оденем куклу Катю на прогулку». Цель: Закреплять последовательность одевания, расширять представления детей о необходимости тепло одеваться. |
Октябрь | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Умывание | Д/И «Какая вода». Цель: Дать представления о свойствах воды, расширять словарный запас: теплая, холодная, чистая, грязная, мыльная, прозрачная. | Д/И «Как мы купали Хрюшу». Цель: Дать представление о том, что быть грязным плохо, для купания нужно использовать теплую воду, мыло, мочалку, полотенце. | «Тетушка Зубная щетка». Цель: Познакомить детей с зубной щеткой, для чего она нужна? | «Мыльные перчатки». Цель: Продолжать закреплять умение правильно намыливать ручки (до «мыльных барашков»), хорошо смывать, насухо вытирать ручки. |
Питание | Потешка «Глубоко-не мелко». Глубоко-не мелко корабли в тарелках. Луку головка, красная морковка, петрушка, картошка и крупки немножко. Вот кораблик плывет, попадает прямо в рот. Цель: Познакомить детей с новой потешкой, закреплять умение держать и пользоваться ложкой правильно. | «Будем кашу варить, будем Ваню кормить». Цель: Продолжать закреплять умение правильно держать ложку в правой руке, кушать аккуратно, бесшумно. | Д/И «Кормление кукол Кати и Вовы». Цель: Развивать устойчивое внимание, умение манипулировать столовыми приборами: ложкой. | Д/И «Вилки-ложки». Цель: Закреплять умение детей пользоваться ложкой, познакомить с вилкой, ее назначением, сравнить отличия использования ложки и вилки. |
Одевание | Загадки про одежду. Цель: Закреплять названия одежды, ее частей (ворот, рукав, карман и т.п.) | Д/И «Кукла Катя показывает свой наряд». Цель: Закреплять знания об одежде, формировать навыки одевания. | Д/И «Оденем куклу на прогулку». Цель: Знакомить с названиями и видами обуви: тапки, теплые сапоги, валенки, резиновые сапоги и т.д., закреплять алгоритм одевания | Ситуация «Кукла Катя упала и замарала платье». Цель: Уметь находить решение проблемы, воспитывать умение сочувствовать человеку, попавшему в сложную ситуацию. |
Ноябрь | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Умывание | Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Цель: Воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания. | Д/И «Полотенце пушистое». Цель: Воспитывать умение правильно пользоваться полотенцем, руки вытирать насухо | Д/И «Чистоплотные дети». Цель: Воспитывать желание быть чистоплотными и аккуратными, активизировать речь, внимание, умение называть как можно больше предметов гигиены. | Потешка «Водичка, водичка». Водичка, водичка, Цель: Познакомить детей с потешкой, активизировать речь, воспитывать поведение в туалетной комнате (нельзя толкаться, брызгаться, намыливать глаза). |
Питание | Игра «Напоим куклу Аню чаем» Цель: учить детей поить чаем куклу (позже и другие игрушки: мишку, зайку и т.д.) формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними; развивать ласковое, заботливое отношение к кукле. | «Волшебное слово – «спасибо». Один мой знакомый поесть обожает, но после «спасибо» сказать забывает. Зачем вам, друзья на него походить? И мамам и бабушкам и поварам, и тем, кто принес угощение вам, волшебное слово «спасибо» скажите свою благодарность за труд покажите. Цель: Формировать культуру поведения за столом по средствам художественного слова. | Художественное-слово – напоминание перед принятием пищи. Молчим мы во время еды не напрасно, жевать и беседовать очень опасно: никто вашу речь все равно не поймет, а вдруг «не в то горло» еда попадет? Один мой знакомый болтал, веселился, неловко вздохнул и куском подавился. Цель: Формировать культуру поведения за столом по средствам художественного слова. | Д/И «Красивые салфетки для трех поросят». Цель: Продолжать воспитывать умение пользоваться салфетками. |
Одевание | «Мы проснулись, потянулись» Цель: Закреплять умение одеваться после сна в правильном порядке, развивать навыки самообслуживания, правильно надевать носочки, с помощью воспитателя выворачивать одежду | Д/И «Мальчик Дима и девочка Нина идут гулять». Цель: Обогащать знания о предметах одежды, различать одежду для мальчиков и девочек. | Д/И «Постираем кукле платье». Цель: Дать представление о способах ухода за одеждой, воспитывать опрятность, аккуратность. | Стихотворение Е. Благиной «Как у нашей Ирки». Как у нашей Ирки, на чулках по дырке! Почему, почему, на чулках по дырке? Потому что неохота штопать нашей Ирке.Как у нашей Натки штопка на пятке! Почему, почему, штопка на пятке? Потому что неохота быть неряхой Натке. Цель: Воспитывать желание быть опрятным, аккуратным. |
Декабрь | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Умывание | Д/И «Чем я моюсь». Цель: Уточнять представления детей о предметах для умывания: мочалка, зубная паста, мыло и т.д., уметь ориентироваться какое средство (предмет) нужен в разное время. | Д/И «Как Хрюша пошел умываться». Цель: Закрепить навыки умывания, умение закатывать рукава, правильно намыливать руки, вытирать насухо. | Разучивание потешки. Из колодца принесла курочка водицы и ребята всей гурьбой, побежали мыться. Цель: Познакомить детей с новой потешкой, вызвать желание мыть руки. | Д/И «Какое полотенце». Цель: Дать представление о том, что полотенце бывает разное: махровое, личное, ножное, кухонное, расширять словарный запас. |
Питание | Потешка «Кашка из гречки». Кашка из гречки, где варилась?- В печке сварилась, упрела, чтобы деточки ели, кашу хвалили, на всех разделили. Досталось по ложке гусям на дорожке, цыплятам в лукошке, синицам в окошке. Хватило по ложке собаке и кошке, и детки поели последние крошки! Цель: Побудить детей съесть всю кашу, познакомить с новой потешкой. | Дидактическая игра «Напоим куклу чаем» Цель: знакомить с названием предметов из чайного сервиза; упражнять в правильной сервировке стола к чаепитию (последовательность расстановки приборов для чаепития). | Д/И «Хрюша за столом» Цель: Закреплять умение детей есть аккуратно, отделяя небольшие кусочки от блюда, пережевывать пищу закрытым ртом. | Чтение сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха» Цель: Закрепить навыки поведения за столом, обратить внимание на поведение героев сказки. |
Одевание | Беседа «Моя одежда». Цель: Продолжать закреплять умение в правильной последовательности раздеваться перед сном, аккуратно развешивать вещи на стульчик. | «Дружные сандалики». Цель: Продолжать закреплять умение правильно надевать обувь: правый сандаль на правую ножку, левый сандаль на левую ножку. | Д/И «Кукла Маша проснулась». Цель: Закреплять названия одежды, развивать умение действовать с предметами, одеваться в правильном порядке. | Д/И «Маша - неряша». Цель: Учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом. |
Январь | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Умывание | Художественное слово. Взглянуть в микроскоп ты на руки попробуй, увидишь там полчища вредных микробов. Они возбудители вредных болезней, их стряхивать с рук все равно бесполезно. От этих микробов есть средство простое: они погибают от мыла с водою. Запомни, пожалуйста, перед едой ты руки старательно с мылом помой. Цель: Закреплять навыки мытья рук по средствам художественного слова. | Д/И «Умоем куклу». Цель: Закреплять умение правильно мыть руки и лицо: намыливать, смывать, отжимать воду, насухо вытирать полотенцем. | Разучивание потешки: «Чистая водичка». Чистая водичка Моет Вове личико, Танечке – ладошки, Пальчики – Антошке. Цель: Создание у детей потребности и привычки к гигиеническим процедурам. | Стихотворение – шутка В. Орлов «Чистюли» Маленькие мушки Чистые, умытые, Цель: Познакомить детей с новым стихотворением, воспитывать желание соблюдать гигиену тела, доставить радость. |
Питание | Экскурсия на кухню. Цель: знакомство с названиями предметов кухонной посуды, уточнение и закрепление назначения предметов кухонной посуды; дать представление детям о профессии повара; развивать наблюдательность; воспитывать уважение к труду взрослых | Д/И «Подарок для Мишки – новая чашка». Цель: Обогащать знания детей о назначении чашки, ее частей (дно, стенки, ручка). | «Наша посуда» Цель: Помочь детям в освоении понятия «посуда», упражнять в умении классифицировать предметы по одному (двум) признакам (цвету, форме, назначению). | Наблюдение «Няня моет посуду». Цель: Способствовать формированию у детей представления о трудовом процессе, вызвать добрые чувства к человеку, проявляющему заботу о детях. |
Одевание | Дидактическая игра «Подберем куклам одежду» Цель: Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу. | Рассматривание иллюстраций «Шапки». Цель: Уточнить название предметов одежды (шапки), из каких частей она может состоять, какие шапочки бывают (зимние, панамки и т.д.) | Рассматривание иллюстраций «Зимняя одежда». Цель: Уточнить названия предметов одежды (шубы, куртки, пальто и т.д.), из каких частей верхняя одежда состоит. | Д/И «Кукла Катя идет в гости». Цель: Создание у детей потребности быть опрятными, воспитывать желание одеваться со вкусом. |
Февраль | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Умывание | Повторить потешку «Чистая водичка» (см. январь 3 неделя). Цель: Создать у детей настрой на выполнение культурно-гигиенических процедур, развивать речь, память. | «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки». Цель: Развивать умение самостоятельно совершать процессы умывания, не мешать сверстникам. | Д/И «Помой руки своей дочке». Цель: Закреплять алгоритм умывания, способствовать становлению все более устойчивого интереса к выполнению гигиенических процедур. | «Мое полотенце». Цель: Продолжать закреплять у детей понимание того, что вытираться можно только своим, индивидуальным полотенцем |
Питание | Игровая ситуация «Кукла Катя обедает» Цель: Закрепить представление детей об использовании предметов посуды. Побуждать детей к припоминанию и названию знакомых слов, составлению простых предложений. Развивать речь детей, память. | Д/И «Катино угощение». Цель: Расширять представления детей о полезных продуктах (фрукты, овощи, натуральные соки), рассмотреть модели или картинки с изображением фруктов. | Сказка «Три медведя». Цель: Закреплять правила поведения за столом, уметь анализировать поведение главного героя (героини). | Беседа «Столовые приборы». Цель: Напомнить детям правила пользования столовыми приборами, уточнить в каких случаях используется маленькая ложечка. |
Одевание | Д/И «Топ, топ - сапожок». Цель: Закреплять у детей умение различать и называть разную обувь, ее предназначение (сапоги, туфли, валенки, ботинки и т.д.) | Сюжетная игра «Погладим Кате платье». Цель: Продолжать формировать у детей представление о необходимости ухаживать за одеждой, иметь опрятный внешний вид. | Рассматривание картины «Дети на прогулке». Цель: Обратить внимание на особенности зимней одежды, какая она (теплая, зимняя, красивая), активизировать речь детей. | Д/И «Подбери куклам одежду». Цель: Закреплять алгоритм одевания, названия предметов одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек. |
Март | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Умывание | Беседа «Берегите воду». Цель: Дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо закрывать кран. | «Рано утром, на рассвете умываются котята». Рассматривание иллюстраций к сказке К. Чуковского «Мойдодыр». Цель: Обогащать знания детей о соблюдении гигиены, дать понять, что соблюдать культурно-гигиенические правила должны все. | Д/И «Вымой кукле руки». Цель: Поддерживать у детей желание соблюдать «три золотых правила мытья рук» - после прогулки, после туалета и перед едой. | Чтение стихотворения «Мальчик Петя». Мальчик Петя поздно встал Просыпаться тяжко Умываться он не стал Он ведь замарашка? Цель: Упражнять детей в умении анализировать поведение детей, можно ли так себя вести, почему? |
Питание | Д/И «Готовим обед для кукол». Цель: Упражнять в умении различать продукты (мясо, рыба, овощи, фрукты), закреплять навыки дифференциации по назначению столовой посуды. | Сюжетная игра «День рождения». Цель: Закреплять навыки культурного поведения в гостях, за столом, активизировать речь, уметь поздравлять именинника, придумывать пожелания. | Поручения дежурным. «Научи чебурашку накрывать на стол». Цель: Закреплять навыки дежурства, упражнять в правильной сервировке стола, названии столовых предметов. | Рассматривание сюжетной картины «Дети обедают» и плаката «Не правильное поведение за столом». Цель: Упражнять в умении анализировать поведение детей, на какой иллюстрации дети соблюдают правила поведения за столом, на какой нет, почему? |
Одевание | Потешка «Раз, два, три, четыре, пять». Раз, два, три, четыре, пять Собираемся гулять Ну, а Петеньке на ножки Надеваем мы сапожки. Чтобы детки поиграли На участке погуляли. Цель: Создать эмоциональный настрой для одевания на прогулку, закреплять навыки самообслуживания. | Беседа «Что такое быть опрятным?» Цель: Закреплять названия одежды, обуви, способах ухода за внешним видом, для чего это нужно? | «Мой шкафчик». Цель: Закреплять умение складывать свои вещи аккуратно, соблюдать порядок расположения одежды в шкафу: обувь внизу, верхняя одежда на крючке, колготки, кофты, шапочки на полочках. | Дидактическая игра «Коля в гостях у детей» Цель: рассматривание одежды мальчика (брюки, рубашка, носки, ботинки): называть предметы одежды и их наиболее яркие признаки. |
Апрель | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Умывание | Сюжетная игра «Доктор Чистюлькин». Цель: Формировать особенное отношение к выполнению правил личной гигиены, активизировать словарь детей (мыло, зубная щетка, вода, полотенце). | «Умывание холодной водой». Цель: Расширять представления детей о пользе умывания холодной водой, как о процессе закаливания, чем это полезно. | Д/И «Что нужно кукле для купания». Цель: Закреплять знания детей о необходимых предметах для проведения водных гигиенических процедур. | Д/И «Покажем кукле Кате, как мы умеем умываться и вытираться». Цель: Закреплять полученные культурно-гигиенические навыки, вызвать интерес к процессу умывания. |
Питание | Сюжетная игра «Маленькие хозяюшки». Цель: Закреплять названия продуктов, умение сервировать стол, воспитывать культуру поведения в игре. | «Что мы кушаем на обед». Цель: Обратить внимание детей, что обед состоит из нескольких блюд | Профессия «Повар». Цель: Обогащать знания детей о профессиях, воспитывать уважение к труду взрослых. | Ситуация «Мы готовимся к обеду». Цель: Закреплять умения подготовки к обеду (мытье, вытирание рук), правильное использование столовых предметов, бережное к ним отношение. |
Одевание | Ситуативная игра «Хрюша попал в лужу». Цель: Обратить внимание детей на культуру поведения на улице весной, воспитывать аккуратность. | Ситуация «Если я промочил одежду?» Цель: Закреплять умения вежливого обращения за помощью, уметь определять необходимость просушки одежды, благодарить за помощь. | «Одежда весной» Цель: Упражнять в умении анализировать, сравнивать зимнюю и весеннюю одежду, в чем сходство и различия. | «Постираем носовые платочки». Цель: Закреплять представления о необходимости ухода за личными вещами, прививать трудолюбие, аккуратность. |
Май | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Умывание | Чтение стихотворения С. Михалкова «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу». Цель: Создать у детей настрой на выполнение гигиенических правил, познакомить детей с новым художественным произведением. | Просмотр мультфильма «Мойдодыр». Цель: Закрепить желание детей соблюдать правила личной гигиены, поддержать любовь к водным процедурам, доставить радость. | Беседа «Чистота - та же красота» Цель: Закреплять у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, развивать основы социального взаимодействия, воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе. | Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая» Цель: Вызвать эмоциональный отклик на поведение девочки, активизировать речь детей, выяснить, в чем девочка была не права, и как нужно было себя вести. |
Питание | Беседа «Твое любимое блюдо в детском саду». Цель: Воспитывать умение выражать свои вкусовые предпочтения, активизировать речь, память. | Загадка «Мухомор». Точки белые на красном Ядовитый гриб, опасный. Ни к чему тут разговор Не срывайте... (мухомор). Цель: Расширять представления детей об окружающем мире, дать понять, что нельзя ничего срывать на улице и есть. | Игра « Накормим куклу Катю обедом » Цель: учить детей наливать суп поварешкой из кастрюли; учить кормить куклу ложкой из глубокой тарелки, в мелкую тарелку класть второе (макароны-палочки, кружки-котлеты и пр.), поить компотом; | Сюжетная игра «Чай для кукол» Цель: закреплять навыки пользования чашкой - держать чашку за ручку; обогащать игровые действия - научить кукол пить чай из чашки; закреплять знание «чайной церемонии»: вскипятить воду, заварить чай, налить в чашку кипяток и заварку. |
Одевание | Игра-путешествие «Наша раздевалка». Цель: Закрепить названия оборудования раздевалки, ее назначение, порядок расположения в ней вещей. | Чтение рассказа М. Зощенко «Глупая история» Цель: Познакомить детей с новым литературным произведением, закреплять у детей желание быть аккуратными, опрятными, беречь свои вещи. | Д/И «Как я могу помочь другу». Цель: Закреплять привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им. | Беседа: «Моя любимая одежда». Цель: Упражнять детей в умении рассказывать о себе, своих предпочтениях в одежде, вспомнить времена года, кто как был одет. |
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
Сентябрь | Анкетирование родителей Беседы с родителями на темы: «Одежда детей в группе и на улице! », «Маркировка одежды», «Живём по режиму! ». |
Октябрь | Консультация «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет» Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать». |
Ноябрь | Консультация «Роль фольклора в формировании культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста» Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?» |
Декабрь | Папка передвижка: «Значение культурно гигиенических навыков в жизни вашего ребёнка» Беседа: «Приучаем детей правильному поведению за столом». Фотовыставка: «Как я помогаю маме» |
Январь | Консультация «Развитие навыков самообслуживания и КГН у детей раннего возраста (2 – 3 года)» Просьба к родителям: просмотр вместе с детьми м/ф «Мойдодыр» |
Февраль | Консультация: «Как научить малыша мыть руки (одеваться)» Оформление фотовыставки «Любим, любим умываться по утрам и вечерам!» |
Март | Беседа: «Как привить и воспитать у детей самостоятельность» Оформление альбома «Культурно - гигиенические навыки в домашних условиях». |
Апрель | Консультация «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков» Папка - передвижка в уголке здоровья «Одежда по сезону» Беседа: Приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке. |
Май | Анкетирование родителей «Какие навыки самообслуживания приобрели дети к концу года», сравнение результатов анкеты №1 Мониторинг освоения КГН. |
- ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
Во 2 младшей группе продолжить работу по формированию культурно-гигиенических навыков. Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем. Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.
- ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Определить уровень знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста можно через наблюдения, беседы.
Таблица 1. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей 1 младшей группы на начало учебного года
Имя, фамилия ребенка | Сформирован-ность навыка мытья рук и личной гигиены | Сформирован-ность навыка опрятной еды | Сформирован-ность навыка самообслуживания при одевании и раздевании | Уровень сформирован-ности |
Таблица 2. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей
1 младшей группы на конец учебного года
Имя, фамилия ребенка | Сформирован-ность навыка мытья рук и личной гигиены | Сформирован-ность навыка опрятной еды | Сформирован-ность навыка самообслуживания при одевании и раздевании | Уровень сформирован-ности |
1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
1- Мыть лицо, руки;
2-Закатать рукава;
3- Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;
4- Сухо вытереть руки;
5-Пользоваться расческой;
6-Пользоваться носовым платком.
- Навыки опрятной еды включают умение:
1-Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
2-Не крошить хлеб;
3- Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4- Не разговаривать с полным ртом;
5-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
6- Благодарить.
3. Навыки самообслуживания при одевании и раздевании включают умение:
1-Расстегнуть пуговицы, замок;
2-Снять платье (рубашку, шорты);
3-Аккуратно повесить;
4-Снять обувь;
5-Надеть в обратной последовательности.
Если ребенок правильно выполняет все действия входящие в навык, то за:
- правильно выполненное действие ребенок получает - «3»;
- действие, выполненное с небольшими неточностями - «2»;
- неумение выполнять действие - «1».
Критерии оценки уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
уровень | низкий | средний | высокий |
баллы | 0 – 27 баллов | 28 – 40 баллов |
|
Результат уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
низкий | средний | высокий | |
Начало года | |||
Конец года |
- УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Для реализации данного проекта в ДОУ есть все необходимые условия:
Кадровые ресурсы : воспитатели, помощники воспитателя, медсестра.
Материальные условия: помещения группы, раздевальные комнаты, умывальные комнаты.
Учебно методические ресурсы: пособия, дидактический материал, картотека игр, алгоритмы действий.
Технические условия: магнитофон.
Информационные ресурсы: компьютер, выход в интернет.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду – М.: Мозаика - Синтез, 2007 г.
- Голицина И. С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ.- Скрипторий - 2010г.
- Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Издательство «Мозаика - Синтез», 2006 г.
- Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009г.
- Конина Е. Ю. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 г.
Имя, фамилия ребенка | Сформирован-ность навыка мытья рук и личной гигиены | Сформирован-ность навыка опрятной еды | Сформирован- ность навыка самообслуживания при одевании и раздевании | Уровень сформирован-ности | |
1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
1- Мыть лицо, руки;
2-Закатать рукава;
3- Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;
4- Сухо вытереть руки;
5-Пользоваться расческой;
6-Пользоваться носовым платком.
- Навыки опрятной еды включают умение:
1-Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
2-Не крошить хлеб;
3- Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4- Не разговаривать с полным ртом;
5-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
6- Благодарить.
3. Навыки самообслуживания при одевании и раздевании включают умение:
1-Расстегнуть пуговицы, замок;
2-Снять платье (рубашку, шорты);
3-Аккуратно повесить;
4-Снять обувь;
5-Надеть в обратной последовательности.
Если ребенок правильно выполняет все действия входящие в навык, то за:
- правильно выполненное действие ребенок получает - «3»;
- действие, выполненное с небольшими неточностями - «2»;
- неумение выполнять действие - «1».
Критерии оценки уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
уровень | низкий | средний | высокий |
баллы | 0 – 27 баллов | 28 – 40 баллов |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовая деятельность и воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек у детей раннего возраста
Трудовая деятельность и воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек у детей раннего возраста...
Сообщение из опыта работы на тему "Формирование нравственных навыков и культуры поведения детей раннего возраста"
Аккутуальность темы, цели, задачи, формы реализации....
Программа социального партнерства с семьей в условиях реализации ФГОСС ДОО по теме «Формирование навыков изобразительной деятельности у детей раннего возраста»
Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности по формированию художественно – эстетического ра...
Презентация: "Участие родителей в формировании навыков личной гигиены у детей раннего возраста"
Недостаточное внимание родителей к теме индивидуальной гигиены собственных детей иногда доходит до абсурда. Очень хотелось бы эту тему развить и привлечь к ней внимание....
Познавательный проект с детьми раннего возраста "Мойдодыр"
Презентация к познавательному проекту "Мойдодыр" с детьми второй группы раннего возраста....
Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста «Мойдодыр»
Актуальность проекта: у большинства детей, поступающих в детский сад отсутствуют элементарные культурно-гигиеничекие навыки. ...
Тема: «Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании детей раннего возраста раздевания и одевания, умывания и мытья рук, навыков приёма пищи.
Технологическая карта по темам: «Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании детей раннего возраста раздевания и одевания, умывания и мытья рук, навыков приёма пищи"....