Применение здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, как условие успешной социализации воспитанников
методическая разработка

Майорова Татьяна Вячеславовна

Здоровье детей, физическое, психическое, нравственное - это самая актуальная проблема дошкольного образования, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными отклонениями в поведении, развитии и здоровья. Дети с ОВЗ– это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Им необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их. По существу, речь идет о социализации и интеграции детей-инвалидов в общество.  Необходимо создать условия для максимально возможной социальной адаптации таких детей в социуме.

Коррекционно-развивающая деятельность в нашем структурном подразделении ведется по 3 направлениям: коррекция нарушения слуха, коррекция нарушения речи, коррекция нарушения зрения.  

Основное направление моей работы - использование здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого ребенка, успешно социализироваться в обществе.

         Целью моей работы является помощь детям с ограниченными возможностями здоровья активно войти в мир музыки, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности, применяя здоровьесберегающие технологии. 

        В своей музыкально-оздоровительной работе я использую следующие виды здоровьесберегающих технологий: это логоритмика, валеологические песенки – распевки, элементы психогимнастики, ритмопластика, игровой массаж, пальчиковые игры и сказки, музыкально- речевые игры, оздоровительные и фонопедические упражнения, дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Использование мной вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы способствует решению задач гармоничного развития дошкольников, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.

                                                                                                     

Результатами этой музыкально-оздоровительной работы являются:

Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

Повышение уровня речевого развития.

Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).

 

 

Дети с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) имеют право на включение во все аспекты жизни общества, самоопределение, творчество. Реализовать это право помогает система здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности, открывающая доступ детям с ОВЗ во все сферы жизнедеятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, как условие успешной социализации воспитанников

Музыкальный руководитель СП «Детский сад №56»

ГБОУ СОШ №4 г.о.Сызрань,

Майорова Т.В.

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. 

Здоровье детей, физическое, психическое, нравственное - это самая актуальная проблема дошкольного образования, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными отклонениями в поведении, развитии и здоровья. Дети с ОВЗ– это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Им необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их. По существу, речь идет о социализации и интеграции детей-инвалидов в общество.  Забота о детях с ОВЗ имеет свои особенности, так как необходимо обеспечить не только развитие всех систем и функций растущего организма, но и создать условия для максимально возможной социальной адаптации таких детей в социуме. Освоение детьми с ОВЗ социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).

Коррекционно-развивающая деятельность в нашем структурном подразделении ведется по 3 направлениям: коррекция нарушения слуха, коррекция нарушения речи, коррекция нарушения зрения.  

Музыкально-оздоровительная работа в СП – это организованный процесс, направленный на развитие музыкальности детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка. Оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в различных видах деятельности. Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта - важнейшая задача нашего детского сада.

Основное направление моей работы - использование здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого ребенка, успешно социализироваться в обществе.

        Целью моей работы является помощь детям с ограниченными возможностями здоровья активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности, применяя здоровьесберегающие технологии.

        С учетом цели были поставлены следующие задачи:

Задачи по здоровьесбережению:

укрепление здоровья ребенка. Профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста и коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья;

развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;

снижение эмоционально-психического напряжения, а также формирование положительных эмоций и душевного равновесия;

создание атмосферы принятия, доверия, взаимопонимания и активного взаимодействия между педагогом и детьми.

Задачи по музыкальному воспитанию:

формирование умения воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;

расширение музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков.

Задачи по социализации:

формирование социально-коммуникативных навыков (общения, взаимопонимания, доброжелательности и т. д.);

развитие творческих способностей, чувства прекрасного, умение видеть красоту и образность окружающего мира.

воспитание и формирование глубоких эстетических чувств.

Задачи по развитию творческих способностей:

развитие творческого воображения и фантазии;

развитие способности к импровизации;

формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях;

воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку.

        В своей музыкально-оздоровительной работе я использую следующие виды здоровьесберегающих технологий: это логоритмика, валеологические песенки – распевки, элементы психогимнастики, ритмопластика, игровой массаж, пальчиковые игры и сказки, музыкально- речевые игры, оздоровительные и фонопедические упражнения, дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Логоритмика это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением речевого материала с музыкальным сопровождением и без него. Она направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «Речь - движение». Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально - речевой материал создают на занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но и корректируя нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.

Валеологические песенки – распевки – это хорошее начало для музыкальной деятельности. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, готовят голос к пению. Они используются, как в начале занятия, так и в конце. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат. Валеологические знания, полученные на занятиях, способствуют формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.

Элементы психогимнастики (мимика и пантомимика) Мимика тесно связана с артикуляцией. Желание ребенка изображать на лице различные эмоции, способствует развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики. Упражнения сопровождаются текстом, музыкой, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Создают положительный эмоциональный настрой, устраняют замкнутость, снимают усталость. В своей музыкальной практике использую психогимнастику М.А. Чистяковой. 

Ритмопластика-  в ритмические упражнения включаю речь, движения со словом, жестом, музыкой. Музыкально-ритмические движения развивают и музыкальность, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.  Моя система работы над музыкально-ритмическими движениями основана на программе А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика».

Игровой массаж -приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Музыкально-речевые игры -позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию я добавляю музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Оздоровительные и фонопедические упражнения – провожу для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе использую оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:

"Динозаврик"

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"

Происходит соединение речедвигательного и слухового анализаторов, формирование естественной речи с выраженной интонационной, ритмической, музыкальной стороной.

Дыхательная гимнастика –ритмичные и шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психоэмоциональное состояние, выводят из стресса. В своей практике я использую дыхательную гимнастику А. Стрельниковой. Эта гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие. Основной комплекс дыхательной гимнастики включает в себя упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Большой маятник», «Малый маятник», «Кошечка», «Обними плечи», «Ушки», «Повороты головы», «Перекаты», «Шаги». 

Артикуляционная гимнастика –включает в себя несложные статические и динамические упражнения для языка и губ: «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик», «Кролик», «Птенчики», «Лопаточка», «Иголочка» и др., ритмичное исполнение стихотворного текста с музыкальным сопровождением.
Артикуляционная гимнастика способствует выработке качественных полноценных движений органов артикуляции, тренировке мышц речевого аппарата. Развивает музыкальную память, способствует запоминанию текста песен, вниманию, развивает чувство ритма.

Взаимодействие и просветительская работа с родителями в нашем дошкольном учреждении производится посредством проведения консультаций, собраний на темы здоровьесбережения ребенка в семье, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с ребенком вне СП, на информационных стендах.

Использование мной вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды, способствует решению задач гармоничного развития дошкольников, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.

        

Результатами этой музыкально-оздоровительной работы являются:

          Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.

Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

Повышение уровня речевого развития.

Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).

 Применение в моей работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Дети с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) имеют право на включение во все аспекты жизни общества, самоопределение, творчество. Реализовать это право помогает система здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности, открывающая доступ детям с ОВЗ во все сферы жизнедеятельности.

Список литературы:

  1. Кудинова М.А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. – Ж. Логопед, №2, 2010г.
  2.  Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М. ТЦ Сфера, 2005 г.
  3. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М. Ставрополь, 2003.        

     

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста...

Мастер-класс на тему: «Применение ТРИЗ – технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Практическое освоение педагогами идеи ТРИЗ - технологии через активные формы работы ....

Взаимодействие родителей и педагогов в дошкольном образовании, как одно из условий успешной социализации воспитанников

Роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. ...

Использование пальчиковой гимнастики как одной из здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Использование пальчиковой гимнастики как одной из здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальной деятельности с детьми дошкольного возрастаПодготовила: музыкальный руководитель Сарви Людмила Ни...

Применение здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, как условие успешной социализации воспитанников/

Применение здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, как условие успешной социализации воспитанников...