Долгосрочный, познавательно – исследовательский проект в средней группе. Тема: «Витаминки на грядке»
проект (средняя группа)

Знак Татьяна Валерьевна

Актуальность проекта.

В настоящее время уровень знаний о природе у многих детей очень поверхностный, отношение к её объектам бессистемны, что мешает познавать окружающий мир, дети не умеют видеть красоту природы и радоваться ей.

Для того, чтобы повысить уровень знаний о природе и развить интерес к ней, было решено реализовать данный проект и вместе с родителями, педагогами и детьми создать в группе детского сада огород на окне.

Объект проекта: семена и луковицы растений.

Предмет проекта: знания о способах выращивании растений в комнатных условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект проекта24.89 КБ
Файл презентация проекта1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный, познавательно – исследовательский проект в средней группе.

Тема: «Витаминки на грядке»

Описание проекта

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.  

Программное содержание:

- приобщение детей к экологической культуре путем формирования у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию растений в комнатных условиях;

-познакомить детей процессом выращивания рассады из семян;

-сформировать первоначальные трудовые навыки и умения:

-воспитывать бережное отношение к растениям;

-формировать культуру поведения в природе.

Актуальность проекта.

В настоящее время уровень знаний о природе у многих детей очень поверхностный, отношение к её объектам бессистемны, что мешает познавать окружающий мир, дети не умеют видеть красоту природы и радоваться ей.

Для того, чтобы повысить уровень знаний о природе и развить интерес к ней, было решено реализовать данный проект и вместе с родителями, педагогами и детьми создать в группе детского сада огород на окне.

Объект проекта: семена и луковицы растений.

Предмет проекта: знания о способах выращивании растений в комнатных условиях

Время выполнения: долгосрочный

Цель проекта: формирование у детей интереса к опытной и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитания у детей любви к природе, создания в группе огорода на подоконнике.

Задачи проекта:

Обучающие:

- Расширить представления детей об овощах и фруктах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости);

 - Познакомить детей с витаминами А, В, С, раскрыть их значение для здоровья человека;

 - Систематизировать знания о месте произрастания овощей и фруктов;

 - Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счёт загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр;

 - Обогащение и расширение представлений детей о растениях, учить ухаживать за ними в комнатных условиях;

 - Выяснить, что нужно растениям для роста и развития (обогащать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений). Способы выращивания.

Воспитательные:

  - Формировать культуру питания детей, желание бережно относиться к своему здоровью;

  - Воспитывать любознательность и наблюдательность. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Развивающие:

 - Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру;

 - Формировать у детей представления о взаимосвязи здоровья и правильного питания;

 - Формировать у детей умения перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и развивать творческие способности в процессе познавательно-исследовательской деятельности;

 - Развивать интерес к развитию и росту растений;

 - Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода;

 - Развитие творческих способностей через продуктивную деятельность.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети познакомятся с культурными и дико растущими растениями.
  2. С помощью опытнической работы дети узнают о необходимых условиях для роста растений.
  3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  5. У детей появится уважительное отношение к труду.
  6. Создание в группе огорода на подоконнике.
  7. Активное участие родителей в реализации проекта.

 Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.

Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь – май)

Участники проекта: дети средней группы, их родители, воспитатели.

Предполагаемый продукт проекта:

Созданный совместными усилиями воспитателей, детей и родителей огород на окне.

Материально-технические ресурсынеобходимые для реализации проекта:

- Семена огородных растений: укроп, томаты, лук, фасоль, горох, клубни картофеля;

- Земля, контейнеры для посадки, лейка;

- Детская литература с произведениями по теме проекта.

-Иллюстрации о растениях и садоводстве;

- Детские энциклопедии о природе;

- Разрезные картинки, пазлы по теме проекта;

- Игры –лото;

- Фотоаппарат;

- Магнитофон;

- Материалы для художественного творчества (лепки, аппликации, рисования).

Литература и интернет источники:

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2011
  2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001
  3. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
  4. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.», М. 2005г.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
  6. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
  7. «Формирование целостной картины мира» под ред. О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеевой, М. 2015 г.
  8. Т.А. Шорыгина «Овощи. Какие они? Знакомство с окружающим миром». М. 2009 г.
  9. Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие М.: Педагогическое общество России, 2008
  10. http://www.maam.ru/
  11. http://mirdoshkolnikov.ru/
  12. http://nsportal.ru/
  13. http://dohcolonoc.ru/

 

Содержание проекта.

 

Подготовительный этап.

1.Определение актуальности и значимости проекта, постановка цели и задач проекта.

2.Изучение и подбор методической литературы.

3.Составление перспективного плана.

4.Определение методов работы: беседы, чтение художественной литературы, загадки, пословицы, поговорки, рассматривание иллюстраций, наблюдение; опыты, эксперименты; творческая деятельность детей; занятия в игровой форме.

5.Подбор наглядно - дидактического материала по теме проекта.

6.Создание условий для организации работы в «огороде на окне».

7.Закупка семян, оборудования для огорода на окне.

Основной этап.

I.Работа с детьми.

1.Чтение художественной литературы: Р.Н.С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю.Тувим «Овощи», загадки, пословицы и поговорки по теме.

2.Проведение бесед:

 «Что такое огород и что на нем растет», «Наши помощники на огороде», «Знакомство с овощами, как самостоятельным культурным, огородным растением», «Овощи и фрукты – витаминные продукты», «Какие витамины содержаться в овощах и фруктах»; «Здоровый образ жизни»; «Что можно приготовить из овощей и фруктов».

3.Рассматривание иллюстраций о растениях и беседы по их содержанию.

4.Дидактические игры: «Что сажают в огороде», «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде», «Аскорбинка и ее друзья» (знакомство детей с витаминами), «Найди витаминам дом» (распределить витамины по овощам и фруктам), «Четвертый лишний» (развитие логического мышления), «Веселые поварята» (варим борщ и компот), «Чудесный мешочек» (угадывание овощей и фруктов на ощупь, пазлы «Овощи и фрукты», «Подбери по цвету», «Найди пару».  - «Какой сок?», Какое варенье?», «Какой джем?» (Согласование имён прилагательных и существительных); «Назови ласково» (употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов); «Наши загадки» (составление описательных загадок об овощах и фруктах); «Один –много» (окончание существительных); «Найди по описанию» (развитие связной речи); «Что где растет? (Употребление предлогов)

5.Сюжетно – ролевые игры: «Овощной магазин», «На даче».

6.Пальчиковые игры: «Мы большой арбуз купили», «Фрукты», «Приглашаем в огород», «Овощи», «Варим мы компот», «Морковка», «Капуста», «Картошка».

7.Физкультминутки: «Бабушка кисель варила», «Садовод».

8.Проведение занятий:

 - Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»

 Рисование «Овощи и фрукты – полезные продукты»

 Лепка «Наш урожай. Фрукты и овощи»

  Раскраски «Овощи и фрукты» -самостоятельная деятельность детей

Образовательная область «Познавательное развитие»

ФЦКМ «Труд овощеводов и садоводов»

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи «Что мы знаем об овощах»

9.Опыты, эксперименты, наблюдения: «Узнаем, какая земля», «Рассматривание семян растений для нашего огорода на окне», «Проращивание ростков у клубней картофеля», «Изменения роста наших растений», «Благоприятные и неблагоприятные условия для роста наших растений»

10.Трудовая и практическая деятельность: «Уход за рассадой», «Посадка огорода на окне», «Творческое оформление огорода на окне», «Выращивание рассады», «Клумба для нашего огорода на участке».

II.Работа с родителями.

 - Создание совместно с ребёнком книжки – малышки «Овощи и фрукты – витаминные продукты»;

 - Приобщение родителей к созданию условий для организации работы в «огороде на окне»;

- Проведение консультации для родителей на тему “Здоровое питание- здоровый ребенок; «Как витаминизировать питание ребенка», «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты».

 - Помощь родителей в распечатке раскрасок для занятий по теме: «Овощи ифрукты»;

 - Памятки для родителей «Советы доктора Витаминкина».

Заключительный этап.

  1. Обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
  2. Творческое оформление огорода на окне.
  3. Участие в дистанционном экологическом конкурсе.
  4. Высадка окрепшей рассады на участке и территории детского сада.
  5. Представление результатов проекта коллегам и родителям.
  6.  Презентация детьми книжек-малышек по теме: «Овощи и фрукты - полезные продукты»
  7. Презентация ЛЭП бука «Овощи и Фрукты»

 

Результаты проекта.

Дети.

1.Дети познакомились с культурными растениями.

2.У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

3.В результате практической и опытной деятельности дети создали необходимые условия для роста растений.

4.Дети увидели многообразие посевного материала.

5.Дети стали бережнее относится к растительному миру.

6.В группе был создан огород на окне.

7.Дети стали более уважительно относится к труду.

Родители.

 1.Родители приняли активное участие в проекте «Витаминный огород».

 2.Обогащение родительского опыта приемам взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Педагоги.

Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми. 

Выводы:

На основании этих результатов можно сделать вывод, что уровень интереса детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями. 

    Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

Дети были увлечены процессом выращивания огородных культур, демонстрировали активность, положительное взаимодействие друг с другом, овладели первоначальными знаниями о посадке и выращивании семян. Участие дошкольника в данной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения. Логично выстроенная деятельность по уходу за растениями позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательно – исследовательский проект в средней группе. « Витаминки на грядке» Воспитатели: Андрусик Т.А. Знак Т.В

Слайд 2

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой. Срок реализации проекта : долгосрочный (сентябрь – май) Участники проекта : дети средней группы, их родители, воспитатели. Предполагаемый продукт проекта: Созданный совместными усилиями воспитателей, детей и родителей огород на окне.

Слайд 3

Актуальность проекта. В настоящее время уровень знаний о природе у многих детей очень поверхностный, отношение к её объектам бессистемны, что мешает познавать окружающий мир, дети не умеют видеть красоту природы и радоваться ей. Для того, чтобы повысить уровень знаний о природе и развить интерес к ней, было решено реализовать данный проект и вместе с родителями, педагогами и детьми создать в группе детского сада огород на окне. Объект проекта: семена и луковицы растений. Предмет проекта: знания о способах выращивании растений в комнатных условиях

Слайд 4

Цель проекта: формирование у детей интереса к опытной и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитания у детей любви к природе, создания в группе огорода на подоконнике.

Слайд 5

Задачи проекта: Обучающие: - Расширить представления детей об овощах и фруктах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); - Познакомить детей с витаминами А, В, С, раскрыть их значение для здоровья человека; - Систематизировать знания о месте произрастания овощей и фруктов; - Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счёт загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр; - Обогащение и расширение представлений детей о растениях, учить ухаживать за ними в комнатных условиях; - Выяснить, что нужно растениям для роста и развития (обогащать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений). Способы выращивания. Воспитательные: - Формировать культуру питания детей, желание бережно относиться к своему здоровью; - Воспитывать любознательность и наблюдательность. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам. Развивающие: - Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру; - Формировать у детей представления о взаимосвязи здоровья и правильного питания; - Формировать у детей умения перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и развивать творческие способности в процессе познавательно-исследовательской деятельности; - Развивать интерес к развитию и росту растений; - Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода; - Развитие творческих способностей через продуктивную деятельность.

Слайд 6

Ожидаемые результаты: Дети познакомятся с культурными и дико растущими растениями. С помощью опытно - экспериментальной работы дети узнают о необходимых условиях для роста растений. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру. У детей появится уважительное отношение к труду. Создание в группе огорода на подоконнике. Активное участие родителей в реализации проекта.

Слайд 7

Содержание проекта. Подготовительный этап. 1.Определение актуальности и значимости проекта, постановка цели и задач проекта. 2.Изучение и подбор методической литературы. 3.Составление перспективного плана. 4.Определение методов работы: беседы, чтение художественной литературы, загадки , пословицы, поговорки, рассматривание иллюстраций, наблюдение; опыты, эксперименты; творческая деятельность детей; занятия в игровой форме. 5.Подбор наглядно - дидактического материала по теме проекта. 6.Создание условий для организации работы в «огороде на окне». 7.Закупка семян, оборудования для огорода на окне.

Слайд 8

Основной этап. I .Работа с детьми: - Чтение художественной литературы. - Проведение бесед. - Рассматривание иллюстраций о растениях и беседы по их содержанию. - Дидактические игры. - Сюжетно – ролевые игры. - Пальчиковые игры . - Физкультминутки . - Проведение занятий: - Опыты , эксперименты, наблюдения. - Трудовая и практическая деятельность

Слайд 9

Чтение художественной литературы, проведение бесед и рассматривание иллюстраций.

Слайд 10

Игры Вершки и корешки Найди пару

Слайд 11

Игры Во саду, ли в огороде Подбери по силуэту

Слайд 12

Игры на улице Во саду, ли в огороде Из картошки мы варили…

Слайд 13

Образовательная Деятельность Урожай. Уборка урожая. Овощи и фрукты

Слайд 14

Образовательная Деятельность Разные семена Какого цвета овощи

Слайд 15

Образовательная Деятельность «Земля-Семена-Вода»

Слайд 16

Опыты, эксперименты и наблюдения Семена Почва

Слайд 17

Опыты, эксперименты и наблюдения Почва и вода Больше - меньше

Слайд 18

Опыты, эксперименты и наблюдения Первые всходы Огород подрос

Слайд 19

Опыты, эксперименты и наблюдения Картошечка проросла Картошечка

Слайд 20

Трудовая деятельность

Слайд 21

Наши выставки

Слайд 22

II .Работа с родителями: - Создание совместно с ребёнком книжки – малышки «Овощи и фрукты – витаминные продукты»; - Приобщение родителей к созданию условий для организации работы в «огороде на окне»; - Проведение консультации для родителей на тему “Здоровое питание- здоровый ребенок; «Как витаминизировать питание ребенка», «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты» . - Помощь родителей в распечатке раскрасок для занятий по теме: «Овощи и фрукты» ; - Памятки для родителей «Советы доктора Витаминкина ».

Слайд 23

СЕМЕНА

Слайд 24

Выставка совместно творчества

Слайд 25

Заключительный этап. Обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. Творческое оформление огорода на окне. Участие в дистанционном экологическом конкурсе. Высадка окрепшей рассады на участке. Представление результатов проекта коллегам и родителям. Презентация детьми книжек-малышек по теме: «Овощи и фрукты - полезные продукты» Презентация ЛЭП бука «Овощи и Фрукты»

Слайд 26

Кушайте, ребятки, в итамины С грядки !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе. Тема: Апельсин

Образовательная область: «Познание»Основная деятельность: познавательно-исследовательскаяФорма работы с детьми: решение проблемных задачВозраст: средняя группаТЕМА: «Апельсин »  За...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»

Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательс...

Долгосрочный познавательный экологический проект в средней группе «А» "Природа вокруг нас".

Проблема: экологическая проблема является глобальной, от решения которой зависит будущее всего человечества. Поэтому формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранни...

познавательно-исследовательский проект в средней группе на тему "Домики для зеленых листочков"

: тему проекта подсказали сами дети. Они заинтересовались тем, как весной появляются на деревьях и кустах листочки и что прячется в почках на веточках....

Долгосрочный познавательный экологический проект в средней группе "Природа вокруг нас"

Долгосрочный познавательный экологический   проект в средней группе"Природа вокруг нас"....

Долгосрочный познавтельно-исследовательский проект "Рождество" средней группы с использованием электронных образовательных ресурсов

Название проекта: « Рождество»Тип проекта: краткосрочный, познавательно – речевой, творческийСрок реализации: краткосрочный (январь)Участники проекта: дети средней группы, родители, ...

Долгосрочный познавательно-исследовательский проект II младшей группы «Дом , в котором я живу!»

Пояснительная запискаРазвитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом»-слож...