Применение сдоровьесберегающих технологий в работе с детьми средней группы
проект (средняя группа)
Применение сдоровьесберегающих технологий в работе с детьми средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_sdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_rabote_s_detmi_sredney_gruppy.docx | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТУАЛЬНОСТЬ. Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена и проанализирована информация о состоянии здоровья и уровне физического развития дошкольников.
Целью моей работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год было: повышение своего профессионального уровня по вопросам здоровьесбережения в средней группе.
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
➢ изучить методическую литературу, интернет-ресурсы по данной теме; ➢ разработать комплекс организационных, методических и практических мероприятий на основе использования здоровьесберегающих технологий; ➢ организовать предметно - пространственную развивающую среду, расширить возможности «зоны оздоровления»; ➢ создать информационно-консультативное пространство по вопросам использования здоровьесберегающих технологий для всех участников образовательных отношений: воспитанники – педагоги – родители (законные представители).
В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую литературу: 1.Вавилова Е.Н. «Укрепляйте здоровье детей» Пособие для воспитателя д/с., М.: Просвещение, 2014 г. 2.Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015 г. 3.«От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М.: Мозаика-синтез, 2016. 4.Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет)» М.: ВЛАДОС, 2016г. 5.Тихомирова Л. Ф. « Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью» Ярославль, 2017 г. 6.Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М., " Просвещение" 2017 г.
В работе с детьми я способствовала:
• сформированности у детей первоначальных знаний о здоровом образе жизни;
• сформированности культурно-гигиенических навыков, знаний детьми элементарных правил личной гигиены;
• проявлению самостоятельной инициативы в рассматривании иллюстраций, участия в беседах, проявлении творчества и активности в работе.
Для работы с детьми я использовала современные здоровьесберегающие технологии. Нужны они мне были для поддержки у детей интереса к организованной образовательной деятельности, снятию усталости, поднятию эмоционального настроя и повышению работоспособности. Для этого были оформлены картотеки: «Гимнастика для глаз», «Дыхательная гимнастика», «Подвижные игры для среднего возраста», «Физкультминутки», «Гимнастика после сна», « Утренняя гимнастика».
Для создания целостной системы здоровьесбережения очень важным является организация двигательной развивающей среды, поэтому в группе создано здоровьесберегающее пространство: спортивный уголок с физкультурным оборудованием, что позволило мне проводить индивидуальную и групповую работу. Я старалась создать комфортную уютную среду, приближенную к домашней, где можно организовать разные
виды игровой деятельности и удовлетворить естественную потребность в движении. Для этого было изготовлено нестандартное оборудование (тихий тренажер).
Также я проводила работу с родителями, в ходе которой дала представление о значимости совместной деятельности с детьми, о соблюдении навыков гигиены, двигательной активности. Повысила компетентность родителей о здоровом образе жизни, о здоровом климате в семье через информационные ширмы, памятки. Родителям были предложены консультации «Помогите ребёнку укрепить здоровье», «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2 – 3 лет», проведены индивидуальные беседы с родителями на темы «Культура здорового образа жизни в семье и детском саду» и «Прогулки на свежем воздухе», изготовлены памятки для родителей: «Правила мытья рук», «Профилактика кишечных инфекций», буклеты «Профилактика Гриппа и ОРВИ».
Вывод: в результате реализации плана работы по самообразованию у детей группы повысился уровень мотивации к здоровому образу жизни. Таким образом, за 7 месяцев работы был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в атмосфере ориентированной на успешное физическое развитие ребенка.
Задачи на следующий учебный год: • опубликовать проекты и методические разработки на сайте nsportal.ru и в журнале Дошкольник, рф; • продолжать внедрять в работу методики спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки.
Приложение «Виды здоровьесберегающих технологий и особенности методики проведения» «Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность: • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье; • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач: • закладывание фундамента хорошего физического здоровья; • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников; • проведение профилактической оздоровительной работы; • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни; • мотивация детей на здоровый образ жизни; • формирование полезных привычек; • формирование валеологических навыков; • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой; • воспитание ценностного отношения к своему здоровью. Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий: • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
• физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивных мероприятий, валеологических занятий, процедур закаливания, организация прогулок и т.д.) • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры); • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников); • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков). Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников. Картотека здоровьесберегающих технологий Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада. Физкультминутки Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения. Цель таких физкультминуток заключается в: • смене вида деятельности; • предупреждение утомляемости; • снятие мышечного, нервного и мозгового напряжения; • активизации кровообращения; • активизации мышления; • повышение интереса детей к ходу занятия; • создание положительного эмоционального фона. Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку. Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
ыхательная гимнастика Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка. Использование дыхательной гимнастики помогает: • улучшить работу внутренних органов; • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом; • тренировать дыхательный аппарат; • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания; • повысить защитные механизмы организма; • восстановить душевное равновесие, успокоиться; • развивать речевое дыхание. На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка. В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи. Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию: • осязательных ощущений; • координации движений пальцев и рук; • творческих способностей дошкольников. Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений: • массаж; • действия с предметами или материалами; • пальчиковые игры. Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой.
Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком. Гимнастика для глаз Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для: • снятия напряжения; • предупреждения утомления; • тренировки глазных мышц; • укрепления глазного аппарата. Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя. Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ. Психогимнастика Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем: • проведение психофизической разрядки; • развитие познавательных психических процессов; • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами; • коррекция отклонений в поведении или характере. Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание: • этюдов с использованием мимики и пантомимы; • этюдов на изображение эмоций или качеств характера; • этюдов с психотерапевтической направленностью. Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется. Ритмопластика Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:
• восполнение «двигательного дефицита»; • развитие двигательной сферы детей; • укрепление мышечного корсета; • совершенствование познавательных процессов; • формирование эстетических понятий. Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи. Игротерапия В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность: • проявить эмоции, переживания, фантазию; • самовыразиться; • снять психоэмоциональное напряжение; • избавиться от страхов; • стать увереннее в себе. Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами. Ароматерапия Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит: • улучшение самочувствия и настроения детей; • профилактика простудных заболеваний; • решение проблем со сном. Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны. Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды: • фитотерапию; • цветотерапию; • музыкотерапию; • витаминотерапию; • физиотерапию;
гелиотерапию; • песочную терапию. Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми и семьей в средней группе
Презентация по применению здоровьесберегающих технологий в детском саду....
Статья на тему Применение инновационных технологий в работе с детьми старшей группы
Применение инновационных технологий...
Проект «Мы за здоровый образ жизни» с применением здоровьесберегающих технологий в работе с детьми среднего возраста.
Автор: Брегадзе Екатерина Михайловна Инструктор по физической культуре МБДОУ ДС №18 села Львовского Краснодарский край. Пояснительная записка...
здоровьесберегающие технологии в работе с детьми средней группы
консуоьтация для педагогов...
Консультация воспитателям по применению здоровьесберегающих технологий при работе с детьми младшей группы.
Мною был разработан проект , по применению здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в младшей группе. Данная консультация входила в проект, так как подразумевалась совместная работа музы...
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в средней группе
Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя! От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь. В.А. Сухомлинский....
Презентация "Применение инновационной технологий в работе с детьми младшей группы "Чудо -фруттокрышки"
Развивать у детей память. воображение...