Консультация воспитателям по применению здоровьесберегающих технологий при работе с детьми младшей группы.
консультация (младшая группа)
Мною был разработан проект , по применению здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в младшей группе. Данная консультация входила в проект, так как подразумевалась совместная работа музыкального руководителя и воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_vospitatelyam.1.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии и их применение при работе с детьми.
(консультация для воспитателей)
Автор-составитель: Ильина Юлия Закировна
Музыкальный руководитель
1 квалификационной категории
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Но в последние десятилетия во всём мире наметились тенденции к ухудшению здоровья детей. Привычка взрослых слушать чрезмерно громко и ритмично современную музыки, у детей вызывает повреждение и разрушение тонких структур мозга, безвозвратно уничтожает хранилище памяти (низкие частоты) ,разрушают высшие центры мозга, ответственные за формирование интеллекта (высокие частоты). Такая музыка замедляет рост, и снижает жизнедеятельность и защитные силы любых организмов и даже их гибель.
Всё это говорит о том, что нам, педагогам и специалистам, нужно формировать у детей с малых лет необходимость осознанного подхода не только к музыке, которую они слушают, но и к звуковой среде окружающего мира в целом.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. В течение дня непрерывного образовательного процесса здоровьесберегающие технологии осуществляется комплексно, с участием педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, учителя – логопеда.
В данной рекомендации я предлагаю несколько видов здоровьесберегающих технологий, которые вы, педагоги, можете использовать при работе с детьми.
Музыкотерапия.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности. Музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей, повысит эмоциональный статус детей.
Музыка, оказывающая седативное действие:
- В.Моцарт: Симфония №4 – Andante
- Л.Бетховен:Лунная соната – Adagio sostenuto
- И.Бах: Бранденбургский концерт №1 – Adagio
- П.Чайковский: Мелодия
- Э.Григ: сюита «Пер Гюнт» - Песня Сольвейг
- Й.Гайдн: Симфония №96 – Andante
- К.Дебюсси: Лунный свет
- Ф.Шопен: Фортепианный концерт№2 – Larghetto
- А.Вивальди: Времена года – Весна
- С.Рахманинов: Вокализ
- Ф.Шуберт: Музыкальный момент
- Т.Альбинони: Адажио
Произведения, оказывающие тонизирующее действие
- П.Чайковский: Лебединое озеро- Вальс
- И.Бах: Бранденбургский концерт №2 и №3 -1 часть
- А.Рубинштейн: Мелодия
- Э.Григ: Пер Гюнт – Утро
- И.Штраус: Вальс «Голубой Дунай»
- В.Моцарт: «Маленькая ночная серенада»
- И.Пахельбель: Канон (Ре мажор)
- Р.Шуман: Симфония№3 (Ми-бемоль мажор)
- Р.Клейдерман: «Mamma Mia»
- Ф.Синатра: «Forget Domani»
Игровой массаж.
Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, т. к. это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. Массаж можно проводить под музыку, либо песенку, либо под стихотворение, либо просто под текст. Наиболее эффективными являются массажи биологически активных зон в периоды неблагоприятных природных условий, особенно – это осень – весна. Очень нравятся детям коммуникативные массажи, такие, как «Дружок», «Дождик», «Вот они, ручки». И плавно переходим к пальчиковым играм, как одному из компонентов массажа вообще.
Пальчиковые игры.
Важное место на занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые можно исполнять под музыку.
• Игры развивают речь ребенка,
• двигательные качества,
• совершенствуют внимание и память,
• повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму,
• соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием,
• формируют образно-ассоциативное мышление.
Дыхательная гимнастика.
Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
• способствуют восстановлению центральной нервной системы;
• улучшает дренажную функцию бронхов;
• восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
• Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Но важно помнить, что длительность дыхательной гимнастики в младшей группе не должно превышать 2-5 минут.
Артикуляционная гимнастика.
Это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении пению и письму на начальном этапе.
Ритмотерапия.
Это профилактика, укрепление и сохранение правильной осанки, развитие гибкости (музыкально – ритмические упражнения). При выполнении музыкально – ритмических упражнений дети получают эмоциональную разрядку, снижается нервно – психическое напряжение , помогает установить дружеские отношения.
Сказкотерапия.
Наверное, нет такого ребенка, который не любит сказки. Испокон веков люди использовали психотерапевтическое воздействие сказки для передачи знаний о жизни. Смысл сказки, ее сюжет, мораль и характеры героев несут в себе ценное нравственное значение, оказывая влияние на сознание малышей. Без сказки у ребенка нет мечты, нет той волшебной страны, где сбываются желания. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов.
• Развивает у ребёнка интеллектуальное и образное мышление;
• Раскрывает душу ребёнка, помогает наладить контакт;
• Развивает фантазию ребёнка и раскрепощает его;
• Помогает корректировать поведение ребёнка (снять агрессию, чувство вины, лжи и т. д);
Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Надеюсь те технологии, которые были перечислены в данной рекомендации помогут вам при работе с детьми. Спасибо за внимание!.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшей группы.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Существуют разнообразные формы и виды де...
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшей группы ДОУ
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно - оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и п...
Мастер-класс "Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Самой актуальной проблемой во все времена является сохранение и укрепление здоровья детей. В данном мастер-классе представлены приемы и формы работы с детьми, которые способствуют укреплению здоровья ...
Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС»...
СЦЕНАРИЙ выступления на РП(М)О воспитателя дошкольного образования, школ интернатов по теме: «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста» (из опыта работы)
Тема нашего выступления - «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста»....
«Применение здоровьесберегающих технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста».
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества....
Презентация "Применение инновационной технологий в работе с детьми младшей группы "Чудо -фруттокрышки"
Развивать у детей память. воображение...