значение дидактических игр на формирование ЗОЖ
картотека
Цель: формирование здорового образа жизни
Задачи:
1. Формировать представление о себе как отдельном человеке; знакомить со способами заботы о себе и окружающем мире.
2. Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения).
3.Рассказывать о правилах поведения на улице: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руку с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.
4. Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило «нельзя».
5. Рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_didakticheskih_igr_v_formirovanii_zozh.docx | 19.62 КБ |
ranniy_vozrast_znachenie_didakticheskih_igr_v_formirovanii_osnov_zozh.pdf | 943.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: формирование здорового образа жизни
Задачи:
1. Формировать представление о себе как отдельном человеке; знакомить со способами заботы о себе и окружающем мире.
2. Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения).
3.Рассказывать о правилах поведения на улице: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руку с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.
4. Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило «нельзя».
5. Рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.
Дидактическая игра
Своеобразие дидактической игры, по мнению А. И. Сорокиной, состоит в сочетании познавательного содержания, элементов обучения и радующей детей игровой деятельности. Воспитательная ценность дидактической игры заключается в том, что она входит в копилку педагогических средств воспитателя, постепенно усваивается детьми и становится содержанием их самостоятельной деятельности. Безусловно, в первой младшей группе дети
еще недостаточно взрослые для того, чтобы самостоятельно придумывать дидактические игры, но они могут с успехом пользоваться играми, созданными воспитателями и старшими детьми, постепенно осваивая окружающий мир.
Большое значение в дидактической игре детей 2–3 лет имеет автодидактическое, то есть самообучающее начало: они подбирают детали и складывают предметы целиком (пирамидку, матрешку); устройство таких предметов направляет мысль детей на достижение необходимого результата. Играя с сюжетными дидактическими игрушками (например, с матрешками), дети наделяют их человеческими качествами, заботятся о них, укладывают
спать. Таким образом, предмет (игрушка) может выполнять широкую дидактическую функцию.
Специально организованные воспитателем дидактические игры хорошо вписываются в режим занятий.
Физическое воспитание, как одна из сторон личностного развития, связано с здоровьем, физическим и душевным состоянием ребенка, поэтому на физкультурных занятиях и досугах дидактическая игра позволяет достигнуть эмоционального удовлетворения в различных видах двигательной деятельности, воспитывает потребность в физической активности. (Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – Н.Ф. Губанова)
Актуальность
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Формирование представлений о здоровом образе жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на формирование представлений о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении здоровья.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).
Одним из средств, эффективно способствующих формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников и выработке правильных привычек, является дидактическая игра.
Ценность дидактических игр, как средства формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков в формировании представлений дошкольников о здоровом образе жизни. Дидактическая игра будит детское воображение. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задач. Своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для детей форме.
Направления работы с играми:
использование и комбинирование дидактических игр в процессе обучения;
• включение дидактических игр в самостоятельную деятельность дошкольников;
• использование в дидактических играх развивающие упражнения, физкультминутки.
Компоненты ЗОЖ в раннем возрасте:
- Занятия физкультурой, прогулки;
‒ Рациональное питание;
- соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;
‒ Бережное отношение к окружающей среде, к природе;
‒ Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций;
Картотека игр:
Физическое воспитание
Игра «Кошки-мышки»
Дидактическая задача. Учить детей подражать легкому бегу мышки; ходить, высоко поднимая ноги.
Игровая задача. Поиграть в «кошки-мышки».
Игровое правило. Двигаться так, чтобы не разбудить (или, если требуется, разбудить) кошку.
Ход игры
Воспитатель выпускает детей-«мышек» погулять, пока кошка (игрушка) спит. Мышки «выходят гулять» (бегают под музыку). Воспитатель советует мышкам бежать легко, чтобы их не услышала кошка.
Если кошка просыпается (звучат грозные аккорды), то им надо убежать в норку (на стульчики).
Вот появляется новая мышка (игрушка). Воспитатель предлагает детям показать новой мышке, как надо идти крадучись, чтобы не разбудить кошку. Ребята показывают – все вместе крадутся, тихо ступая.
Вскоре мышки решают разбудить кошку. Они идут, высоко поднимая ноги и топая.
Кошка просыпается и «ловит» мышек.
Игра «Мы солдаты»
Дидактическая задача. Учить детей правильной ходьбе с сохранением хорошей осанки.
Игровая задача. Играть в солдат.
Игровое правило. Действовать по приказу командира, не ошибаться в направлении движения.
Ход игры
Воспитатель приносит барабан и говорит, что под звуки барабана состоится парад, все солдаты пойдут на парад и покажут, какие они сильные и смелые. Воспитатель дает барабаном сигнал (дробь), звучит марш (аудиозапись) и дети шагают. Парад принимает командир (игрушечный мишка). Он дает команды («стой», «шагом марш») и машет флажком. Дети идут по направлению к командиру, потом по направлению к барабану по команде командира.
Воспитатель исполняет песню «Мы – солдаты» (муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова):
Как солдаты наши, мы идем
И флажками машем и поем.
Раз, два, три! Мы идем,
Раз, два, три! Мы поем.
«Правила гигиены»
Дидактическая задача: закрепить знание правил личной гигиены.
Содержание: все дети становятся в круг; ведущий по очереди называет каждого, определяя ему задание:
Что мы делаем утром, когда просыпаемся?
Делаем зарядку, умываемся, чистим зубы (игрок выполняет в движении, и все повторяют его движения) следующий игрок выполняет следующее задание ведущего:
Что мы делаем перед едой?
Моем руки ... и т.д.
«Как говорят части тела»
Дидактическая задача: закрепление сведений о частях тела.
Двигательная задача: координация движений.
Содержание: дети становятся в круг, ведущий выводит в центр игрока и тихо говорит ему задание, которое игрок выполняет движением, а все остальные, повторив движения, пытаются отгадать, какие задания давал ведущий.
— Как говорят плечи «я не знаю»?
— Как говорит палец «иди сюда»?
— Как ноги ребенка требуют «я хочу»?
— Как говорит голова «да» и «нет»?
— Как говорит рука «до свидания»?
Тема: «Ребенок и здоровье» Кому что нужно
Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.
Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).
Разложи картинки по порядку
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня
Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку. Воспитатель подводит итог высказываниям детей. Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки. Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем. Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.
Оденем куклу на прогулку
Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
Материал: бумажная кукла с различной одеждой
Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации). Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
Тема: «Полезные продукты» Чудесный мешочек
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.
Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов
Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов. - У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя? Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь? Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.
Полезные и вредные продукты
Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье
Материал: картинки с изображением различных продуктов, два обруча
Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны. Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.
Азбука здоровья
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: иллюстрации
Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение дидактических игр в формировании знаний о растениях у дошкольников
В ознакомлении дошкольников с растительным миром широко используют дидактические игры. В них дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о растениях. Многие игры подводят детей ...
Значение дидактической игры в формирования математических способностей у детей дошкольного возраста.
Из опыта работы....
"Значение дидактической игры в формировании личности ребенка"
Дидактические игры имеют важное значение для формирования личности....
Сообщение «Место и значение дидактической игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Выступление на проводимом методическом объединении, предворяло мастер- класс по дидактическим самодельным играм по ФЭМП из бросового материала- картона....
ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
В данной статье раскрывается роль дидактической игры, как многогранной, универсальной категории, которая может выступать как средством, методом, так формой решения задач по коррекции речи д...
Значение дидактических игр в формировании экологического воспитания дошкольников.
Экологическое воспитание в системе образования не перестаёт быть актуальным и важным фактором современного образовательного процесса. Для того чтобы соответствовать современным требованиям, нам, педаг...
Сообщение на тему Значение дидактической игры в формировании навыков словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Статистика последних десятилетий показывает, что в настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей дошкольного возраста с проблемами в развитии речи. Основной контингент гру...