Методическая разработка по теме: использование здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 26 Красногвардейского района
Методическая разработка по теме: использование здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста
Составила воспитатель
Иванюк Ж.П.
2021 г.
Воспитатель Иванюк Ж.П.
ГБДОУ детский сад № 26 Красногвардейского района
Санкт - Петербурга
Методическая разработка по теме : использование здоровьесберегающих технологий детей раннего возраста.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя .
Результатом обучения и воспитания дошкольников являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.
Планирование задач удобно проводить по следующей схеме:
- формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
- воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- развитие мотивационных установок по профилактике болезней, в том числе выявление особенностей нервно-психического здоровья и развития детей;
- совершенствование практических навыков здорового образа жизни.
Современные здоровьесберегающие технологии подразделяются:
-Технологии сохранения и стимулирование здоровья
-технологии обучения здоровому образу жизни
- Коррекционные технологии.
Динамические паузы-зто подвижные, хороводные игры, физкультурные минутки.
Релаксация- снижение тонуса скелетной мускулатуры. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоциий обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологий. Используется для работы спокойная классическая музыка ( Чайковский, Рахманинов, звуки природы, шум моря , пение птиц)
Пальчиковая гимнастика – гимнастика кистей рук, сопровождается короткими стихами, гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, воображение, быстроту реакций. Полезна всем детям особенно с речевыми проблемами.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролемцентральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно .Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронховвосстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет, развившиеся в процессе заболеваний, различные деформации грудной клетки и позвоночника. Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять развитие артикуляционной моторики: обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому; выработку контроля за положением рта. Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.
Ортопедическая гимнастика – используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Данная технология используется после сна и закаливающих процедур, с использованием корригирующих дорожек, длительность проведения - согласно возрасту.
-Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры) ;
-хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола, земли. Именно данное действие и является определяющим, если не единственным, в закаливании, поскольку убедительных доказательств в отношении влияния других компонентов в научной литературе не имеется.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
В результате использования вышеперечисленных здоровьесберегающих приёмов на занятиях и при проведении режимных моментов повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, рассуждать; корректируется поведение, преодолеваются психологические трудности; пробуждается интерес к занятиям, снимается эмоциональное напряжение и тревожность; наблюдается снижение уровня заболеваемости детей и повышается посещаемость.
Список литературы
1. Алямовская, В. А.Физкультура в детском саду: теория и методика организации физкультурных мероприятий/
2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
4. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста на основе комплексно-тематического планирования»
В методической разработке представлен опыт организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста на основе комплексно-тематического планирования, обоснована необходимость использования им...
САМООБРАЗОВАНИЕ Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста
Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни...
План самообразования на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста».
План по самообразованию...
Методическая разработка "Проект с использованием здоровьесберегающих технологий для детей 4-5 лет на тему:" Я - Мойдодыр".
Целью этого проекта является сформировать правила гигиены как основы здорового образа хизни. В ходе проекта научить детей укреплять и сохранять здоровье, создавая условия для систематического за...
Самообразование Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста
Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни...
САМООБРАЗОВАНИЕ Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста
САМООБРАЗОВАНИЕ Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста...