Методическая разработка по теме: использование здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Иванюк Жанета Павловна
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26 Красногвардейского района

        Методическая разработка по теме: использование здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста

                                                                                                 Составила воспитатель

                                                                                                                    Иванюк Ж.П.

2021 г.

                                                                                                                  Воспитатель Иванюк Ж.П.

                                                                ГБДОУ детский сад № 26 Красногвардейского района

                                                                                                                               Санкт - Петербурга

        Методическая разработка по теме : использование здоровьесберегающих технологий детей раннего возраста.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя .

Результатом обучения и воспитания дошкольников являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.

Планирование задач удобно проводить по следующей схеме:

   - формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

  -  воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

  - развитие мотивационных установок по профилактике болезней, в том числе выявление особенностей нервно-психического здоровья и развития детей;

  - совершенствование практических навыков здорового образа жизни.

    Современные здоровьесберегающие технологии подразделяются:

-Технологии сохранения и стимулирование здоровья

-технологии обучения здоровому образу жизни

- Коррекционные технологии.

Динамические паузы-зто подвижные, хороводные игры, физкультурные минутки.

Релаксация- снижение тонуса скелетной мускулатуры. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных  эмоциий обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологий. Используется для работы спокойная классическая музыка ( Чайковский, Рахманинов, звуки природы, шум моря , пение птиц)

Пальчиковая гимнастика – гимнастика кистей рук, сопровождается короткими стихами, гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, воображение, быстроту реакций. Полезна всем детям особенно с речевыми проблемами.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под  контролемцентральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно .Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронховвосстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет, развившиеся в процессе заболеваний, различные деформации грудной клетки и позвоночника. Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять развитие артикуляционной моторики: обучение  детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому; выработку контроля за положением рта. Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.

 Ортопедическая гимнастика – используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Данная технология используется после сна и закаливающих процедур, с использованием корригирующих дорожек, длительность проведения - согласно возрасту.

-Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры) ;

-хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола, земли. Именно данное действие и является определяющим, если не единственным, в закаливании, поскольку убедительных доказательств в отношении влияния других компонентов в научной литературе не имеется.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

В результате использования вышеперечисленных здоровьесберегающих приёмов на занятиях и при проведении режимных моментов повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, рассуждать; корректируется поведение, преодолеваются психологические трудности; пробуждается интерес к занятиям, снимается эмоциональное напряжение и тревожность; наблюдается снижение уровня заболеваемости детей и повышается посещаемость.

Список литературы

1. Алямовская, В. А.Физкультура в детском саду: теория и методика организации физкультурных мероприятий/

2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.

4. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста на основе комплексно-тематического планирования»

В методической разработке представлен опыт организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста на основе комплексно-тематического планирования, обоснована необходимость использования им...

САМООБРАЗОВАНИЕ Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста

Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни...

Методическая разработка "Проект с использованием здоровьесберегающих технологий для детей 4-5 лет на тему:" Я - Мойдодыр".

Целью этого проекта является  сформировать правила гигиены как основы здорового образа хизни. В ходе проекта научить детей укреплять и сохранять здоровье, создавая условия для систематического за...

Самообразование Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста

Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни...

САМООБРАЗОВАНИЕ Тема:  Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста

САМООБРАЗОВАНИЕ Тема:  Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста...