ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ
консультация (младшая группа) на тему
В консультации представлены здоровьесберегающие технологии, которые я использую во время адаптационного периода детей раннего возраста к условиям детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным принципом которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка.
По мнению А. В. Ахаева «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. В наших группах младшего дошкольного возраста, в условиях ежегодной организации адаптационного периода, мы пришли к выводу, что использование здоровьесберегающих технологий нужно начинать с первых дней ребенка в детском саду. Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.
В период адаптации мы используем такие технологии:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- Динамические паузы
- Подвижные игры
- Релаксация
- Гимнастика пальчиковая
- Гимнастика для глаз
- Гимнастика дыхательная
- Гимнастика бодрящая
- Технологии обучения здоровому образу жизни:
- Физкультурное занятие
- Проблемно-игровые
- Самомассаж.
- Коррекционные технологии:
- Технологии музыкального воздействия
- Фонетическая ритмика
Для младших возрастных групп в процессе формирования здорового образа жизни, в период адаптации ставятся следующие задачи:
- Создать для детей атмосферу психологического комфорта.
- Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
- организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;
- формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
- обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
- воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
- Закладывать основы будущей личности:
- воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
- закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
- закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу, т.е. правильно организовать предметно-развивающую среду.
В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению), песок, вода – также являются элементами релаксационных игр, элементы сказкотерапии, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком (игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения. На слайде вы можете видеть примеры таких игр.
2. Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости).
Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлённости).
В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
Таким образом, для успешного процесса адаптации в нашей группе был создан перспективный план на период адаптации
4. Охрана и укрепление здоровья детей.
Оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков – именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования и выделены в ФГОС в отдельную образовательную область.
Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Поэтому воспитателю надо уделить этому аспекту особое внимание. Включение здоровьесберегающих технологий не только в образовательную работу, но и в домашнюю, необходимое условие для безболезненной адаптации детей к детскому саду, их полноценного развития, формирования как физической, так и психологической культуры.
В домашних условиях можно рекомендовать родителям использовать следующие здоровьесберегающие технологии:
1) Валеологические песенки – распевки (несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению)
2) Дыхательная гимнастика (элементы упражнений дыхательной гимнастики). В результате проведения дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления детей.
3) Артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
4) Пальчиковые игры. Эти игры служат для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Эти упражнения превращаются в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.
5) Музыкотерапия. Музыкотерапия – важная составляющая музыкально – оздоровительной работы не только ДОУ, но и родителей. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ организации и проведения игрового занятия в период адаптации с детьми 1 младшей группы на тему: «Русская народная потешка в период адаптации детей раннего возраста»
Помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, установить с ним контакт...
Консультация «Правила организации адаптационного периода детей младшего возраста к ДОУ»
Консультация «Правила организации адаптационного периода детей младшего возраста к ДОУ» Составили воспитатели ГБОУ СОШ №9 ОДОД Васильева Т.В. Кучина С.М. В последнее время все чаще встает вопрос адапт...
"Консультация "Правила адаптационного периода детей младшего возраста к ДОУ"
Материал полезен для воспитателей...
Доклад на тему: "Особенности работы воспитателей в период адаптации младших дошкольников к ДОУ".
Адаптация, в переводе с латинского означает «приспособление». Возможности приспосабливаться у ребенка младшего дошкольного возраста ограничены. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, д...
Взаимодействие родителей и воспитателей в период адаптации младших дошкольников в ДОО
laquo;Именно семейное воспитание во многом определяет, каким станет человек. Ни государство, ни даже лучшие педагоги ребенку заменить семью не могут» В.В. Путин Основные задачи работы с ро...
Подвижные игры в зимний период для младшего возраста
Подвижные игры для младшего возраста...
Презентация "Организация процесса адаптации младшего возраста в ДОУ "
Презентация "Организация процесса адаптации младшего возраста в ДОУ "...