Методическая деятельность в сфере физкультуры дошкольника
методическая разработка

Юдичева Ольга Олеговна

Методическая деятельность – это вид деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией учреждения и педагогическими работниками, в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на занятиях, поиска новых, наиболее эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Под методической деятельностью следует понимать часть системы непрерывного образования воспитателей и преподавателей в соответствующих учреждениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая деятельность в сфере  физкультуры дошкольника

Методическая деятельность – это вид деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией учреждения и педагогическими работниками, в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на занятиях, поиска новых, наиболее эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Под методической деятельностью следует понимать часть системы непрерывного образования воспитателей и преподавателей в соответствующих учреждениях.

Среди основных целей этой работы целесообразно отметить:

  1. Освоение наиболее рациональных приемов и методик касательно воспитания и обучения детей и подростков.
  2. Повышение уровня собственной подготовленности к организации и последующему проведению работы учебно-воспитательной направленности.

3. Обмен опытом между участниками педагогического коллектива, а также определение и пропаганда лучшего опыта в области образования.

Методическая деятельность педагогов и воспитателей, главным образом, ориентирована на достижение и дальнейшее поддержание высокого уровня учебно-воспитательного процесса в плане качества. Она содействует расширению навыков, связанных с развитием педагогического анализа, а также количества экспериментальных исследований теоретического типа.

Принципы методической деятельности

Следует знать, что методическая деятельность педагога рассматривается как единая система взаимосвязанных действий, мероприятий и мер, которые направлены в первую очередь на всестороннее повышение профессионального мастерства и квалификации каждого преподавателя. Сюда целесообразно отнести и меры, связанные с самовоспитанием, управлением профессиональным самообразованием и самосовершенствованием учителей. Помимо этого, методическая работа направлена на повышение и полноценное развитие творческих возможностей педагогического коллектива, а в конечном счете – на достижение оптимальных показателей образования и воспитания, на совершенствование воспитательной работы, а также на развитие некоторых дошкольников. Существующие сегодня принципы методической работы классифицируются на следующие категории:

  • Методические принципы, которые включают в себя правило социальной обусловленности развития педагогических качеств в профессиональном плане, системности, научности, целостности единства, а также непрерывности.
  • Педагогические принципы, куда входит единство воспитания, развития и обучения; перспективность и целенаправленность развития в профессиональном ключе; сбалансированность практики и теории; наглядность методической деятельности преподавателей и воспитателей; оптимизация; активность коллектива, осуществляющего свою деятельность в рассматриваемой сфере; единство индивидуальных и коллективных методик работы.
  • Организационным принципам соответствуют следующие правила: всеобщность и обязательность, преемственность, комплексность, плановость, управляемость, координация и регулируемость, контроль и мониторинг, рациональность применения материальных средств, а также стимулирование методической работы.

Все виды методической деятельности, существующие на сегодняшний день, составляют целостную систему действий, мероприятий и мер, связанных между собой. Самыми эффективными методами на современном этапе развития образовательных и воспитательных активностей принято считать следующие:

  • Теоретический семинар.
  • Научно-практическая конференция.
  • Семинар-практикум.
  • Методическая декада. Дни науки.
  • Методический мост.
  • Методический фестиваль.
  • Деловая игра.
  • Методический ринг.
  • Дискуссия.
  • Мозговой Штурм.
  • Педагогический клуб.
  • Тренинг и видеотренинг.
  • Лекторий.
  • Педагогические чтения.
  • Защита проекта.
  • Профессиональная выставка.
  • Открытый урок.
  • Педагогический совет на определенную тему.

Функции методической работы

Аналитическая предполагает анализ существующих разработок методического плана, опыта коллег, а также актуальных материалов.

Проектировочная, относящаяся к перспективному планированию и разработке содержательной составляющей обучения, подготовке и планированию обучающей работы.

Конструктивная, в которую входит система действий по планированию предстоящего занятия (посредством отбора и композиционного планирования учебных сведений), а также представление форм предъявления материала учебного плана.

Все это ведет к взаимодействию ребенка, инструктора по физической культуре в процессе создания профессиональных навыков, умений, а также новых знаний. Нормативная, которая в полной мере способствует исполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, а также условий реализации образовательного процесса в конкретном типа учреждений. Исследовательская, связанная с поиском новых методик и форм работы.

Виды методической деятельности

  • Анализ документов учебно-программного типа, а также методических комплексов.
  • Планирование занятий по физической культуре.
  • Методический анализ материала, который используется в процессе обучения.
  • Моделирование и последующее конструирование методик предъявления учебных сведений на занятиях. Конструирование работы детей, связанной с формированием практических умений и технических понятий. Формирование методики обучения по тому или иному предмету.
  •  Конструирование работы учащихся, связанной с созданием практических умений и технических понятий. Разработка методов контроля профессиональных навыков, знаний и умений.
  • Управление и оценка работы учеников.
  •  Рефлексия собственной деятельности в процессе подготовки к уроку, а также при анализе его итогов.

Стоит отметить, что представленные разновидности учебно-методической деятельности в любом случае не охватывают всего многообразия практики профессионально-педагогических сотрудников в методическом плане.

Учебно-методическая деятельность инструктора по физической культуре

Учебно-методическая деятельность инструктора по физической культуре предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование двигательной деятельности на основе анализа количественных и качественных достигнутых результатов по физической культуре. Данные критерии базируются на знании образовательной программы и методики физического развития детей; умения проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс ; владение технологиями исследования, физического мониторинга, воспитания и обучения воспитанников. Кроме того, инструктор по физической культуре должен уметь грамотно и компетентно владеть всеми направлениями своей работы, профессионально выбирать инновационные технологии умело их внедрять, соединять, обогащать и расширять, избегая «мозаичности», формируя у детей глубокий двигательный опыт и целостность татального восприятия ребенком своего тела и своих внутренних ощущений.

Социально –педагогическая деятельность

Данный блок включает:

-совместная работа со специалистами и педагогами ДОУ; -консультативная помощь родителям; -создание условий для социализации детей;

-оборудование предметно–развивающей среды; -защита интересов и прав ребенка.

Специалисту необходимо овладеть знанием основных документов о правах ребенка и обязанностей взрослых по отношению к детям; умение вести просветительскую и разъяснительную педагогическую работу с родителями и специалистами, в том числе с медицинским персоналом.

Учет деятельности всех специалистов ДО позволяет переносить определенные навыки и умения детей из одного вида деятельности в другой, а так же всесторонне обогатить жизнь маленького человечка.

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство - это неотъемлемая часть профессиональной компетентности специалиста и является фундаментальным средством его повышения. Раскрывая сущность педагогического мастерства и его структуру, необходимо определить критерии мастерства деятельности инструктора по физической культуре. Многие специалисты под педагогическим мастерством понимают наличие сформированных разнообразных педагогических способностей, позволяющих осуществлять педагогическую деятельность на высоком профессиональном уровне, а так же направленность педагогического воздействия, устойчивость воспитательных методов, уровень развития личности педагога, способность саморазвитию им своего профессионализма. Критерии можно подразделить на пять блоков:

-педагогическая деятельность;

-педагогическое общение;

-личность педагога;

-обученность детей;

Основные пути развития профессиональной компетентности инструктора по физической культу

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская, экспериментальная деятельность;
  3. Инновационная деятельность, освоение новых технологий;
  4. Различные формы педагогической поддержки;
  5. Активное участие в профессиональных конкурсахмастер–классах;
  6.  Обобщение собственного опыта.

Но, не один из перечисленных способов не будет эффективным, если специалист сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Для этого необходимо создать условия, в которых инструктор по физической культуре самостоятельно осознает необходимость повышения профессиональных качеств. Анализ собственного опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в профессиональную деятельность.

Заключение

Данные задачи отражают сформированность педагогического мастерства, проявляющегося на высоком уровне профессиональной деятельности, и в личностных качествах специалиста, её осуществляющего. Высокий уровень личностного развития педагога, его воспитанников, их способность к физическому саморазвитию как результат совместных усилий инструктора по физической культуре и его детей, их взаимоотношений. Другими словами, педагогическое мастерство современного специалиста предполагает наличие у него нового педагогического мышления, которое заключается в понимании субъективной роли ребенка в педагогическом процессе, в осознании необходимости создания условий для личностного всестороннего физического развития детей дошкольного возраста.

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их психофизического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают педагоги, люди, которые работают с дошкольниками.

Для полноценного психофизического развития дошкольника, его оздоровления, укрепления детского организма, профилактики и коррекции серьезных проблем с опорно-двигательным аппаратом необходима тотальная и локальная работа грамотного всесторонне развитого специалиста по физической культуре, который умело и профессионально владеет всеми методами оздоровительной направленности, умеет найти индивидуальный и дифференцированный подход к каждому воспитаннику, использует инновационные технологии умело их использует в рамках своей компетентности в условиях введения ФГОС.

Квалифицированный инструктор по физической культуре помогает ослабленным, болезненным детям, имеющим низкий иммунитет, подверженным многочисленным сезонным заболеваниям преодолеть барьер инфекционных заболеваний и учит закаливаться не только в дошкольном учреждении, но и в рамках семьи. Специалист по двигательной деятельности, в первую очередь, должен делать упор на соматическое, психическое и физическое развитие ребенка в целом.

В процессе регулярных систематических занятий по физической культуре инструктор помогает ребенку стать здоровым, крепким, сильным и уверенным в себе человеком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающ...

Методическая разработка для педагогов ДОУ "Формирование умения организовывать самостоятельную деятельность у старших дошкольников"

Материал содержит рекомендации по использованию методического пособия "Доска выбора" с целью формирования у старших дошкольников умения организовывать самостоятельную деятельность...

Методическая разработка по теме:"Значение изо-деятельности в воспитании дошкольников с нарушениями речи"

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда - это эффективные пути развития ребенка, которые можно использовать для подготовки руки ребёнка к письму, для коррекции нарушен...

Методические рекомендации для воспитателей по использованию проектной деятельности в обучении дошкольников рассказыванию по картине

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. И одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуале...

Методическая разработка «Мы писали – не устали» (или какими видами деятельности занять ребёнка – дошкольника, чтобы развить графические навыки письма)

Взрослые часто думают, что обучив ребёнка читать, они подготовили его к школе. Увы, это не так! А как же подготовка руки к письму? Данную методическую разработку я создала для распространения передово...

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Актуальность. Речь – чудесный дар природы. Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошко...