Методические рекомендации для воспитателей по использованию проектной деятельности в обучении дошкольников рассказыванию по картине
методическая разработка по развитию речи на тему
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. И одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_sostavleniyu_rasskaza_po_kartine.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть воспитанник детского сада, какими качествами он должен обладать. В соответствии с ФГОС в новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. И одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов . Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Речь и общение сопровождают все виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. Б олее подробно мы хотим рассказать о методических рекомендациях по обучению дошкольников рассказыванию по картине.
Значение картины как дидактического средства образования дошкольников
ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.
Виды рассказывания по картине 1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».
Этапы обучения рассказыванию Младший возраст осуществляется подготовительный этап, Цель - обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. Проводятся дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают. Структура занятия Часть 1. Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя. Часть 2. Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом Основной прием проведения занятия –беседа. Дети учатся рассказывать с помощью вопросов воспитателя. Воспитатель задает схему, а дети дополняют:«Кошка Мурка лежит на ... (коврике), у нее маленькие ... (котята)». Используются авторские рассказы по теме, загадки, короткие стихи, потешки . Характерные особенности занятий Чередование хоровых и индивидуальных ответов. Обязательно наличие эмоциональных и игровых приемов. Использование литературных и художественных вставок.
Возможные приемы Игра «Расскажи кукле». Выбор объекта описания. Показ игрушки, идентичной персонажу картины. Инсценировка ( в гости к детям приходят кукла, собачка, и дети разговаривают с ними). Предложить ребенку встать на место того, кто нарисован ( «Как будто это мы гуляем», «Как будто это наш котенок».) В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня».
Средний возраст Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение». - Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину. • Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что … Структура занятия: 1. дети молча рассматривают картину, 2. проводится беседа, уточняющая содержание и детали, 3. дается образец (короткий, живой, эмоциональный), 4. дети воспроизводят образец, 5. рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.
Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов), можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин (не более трех). С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии . Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.
Старший возраст Цели: 1. Учить детей правильно понимать содержание картины. 2.Воспитывать чувства (в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т.д. 3. Учить составлять связный рассказ. 4.Активизировать и расширять словарный запас. 5.Развивать внимание, память, инициативность, мышление. Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т.д., т.е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге , соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности. Одно из центральных мест в структуре занятия занимает беседа по картине, что происходит после ее молчаливого рассмотрения детьми .
Повторный просмотр картины, уточнение основных моментов сюжета Приемы: вопрос, план, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания. В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы ». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»? »- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. — «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант ». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению. Рассказ воспитателя (не простое его воспроизведение, а обобщенное). Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и незаметной для детей). Характерные особенности занятий
Составление описательных рассказов Подбор названия картины (задания типа «Как назвал художник эту картину?»). Характеристика самого существенного и деталей. Придумывание начала или конца к сюжету, изображенному на картине. Вопросы детям по сюжетной линии повествовательного рассказа. Составление коллективного рассказа по картине: 1.Дети придумывают, что с героями было раньше. 2.Излагают события, изображенные на картине. 3.Придумывают последующие действия, поступки и приключения героев . Включение элемента соревнования: рассказ, какой группы окажется наиболее интересным? Оценивание рассказов товарищей, как по содержанию, так и по форме.
В порядке возрастания сложности: Составление рассказа с добавление последующих событий. Составление рассказа с заменой объекта. Составление рассказа с заменой действующего лица. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий. Составление рассказа с добавлением объекта. Составление рассказа с добавлением действующего лица. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц. Составление рассказа с изменением результата действия. Составление со сменой времени действия. Творческое рассказывание по картине
Рассматривание пейзажных картин Предварительная работа – наблюдение разнообразия и красоты окружающей природы. При рассматривании целесообразны вопросы: -Что художнику хотелось рассказать нам про этот лес? - Почему художнику хотелось рассказать нам про этот лес? - Почему художник так назвал свою картину? - Что художнику кажется интересным, красивым. - «Про что ?..» , «О чем?....». Использование музыки и поэзии. Активизация опыта детей. Рассказ-образец воспитателя или литературный образец. В начале и в ходе занятия воспитатель может сказать несколько слов о художнике, написавшем картину. Сравнение разных по настроению картин.
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов: выделение значимых объектов картины; рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; объединение мини-рассказов в единый сюжет. Описание пейзажных картин
Варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии: 1 на доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам; 2. вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую; каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное; 3. дети размещают в нужной последовательности неправильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать.
Подготовительная группа Дети самостоятельно составляют описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи. Используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е.Чарушина , В. Бианки. Образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа .В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.
Структура занятия: Проводится рассказывание по многоэпизодным картинам «Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города». Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры). Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжают. Используются указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.
Рассматривание натюрмортов Вывешивается несложная картина с изображением посуды, цветов, фруктов. Воспитатель воспроизводит эту картину на столе, разложив соответствующие предметы примерно так, как они нарисованы на картине. Составление натюрморта детьми с одновременным описанием: цвет, сочетание красок, фон, форма предметов. Затем это все сравнивается с картиной. В конце года самостоятельное описание натюрмортов.
Левитан И.И. Золотая осень
В.Васнецов АЛЕНУШКА
Шишкин И.И. Утро в сосновом лесу.
И Бродский. Зима
Е.Карпова Мягкая зима
А.Саврасов Грачи прилетели
Оценка Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей. В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной. В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему ». Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.
Заключение К артина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина , Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.). В трудах Е.И.Флериной , Л.А.Пеньевской , Э.П.Коротковой, О.С.Ушаковой и других раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи. Приемы обучения рассказыванию многообразны, методика их использования зависит от этапа обучения, от уровня умений детей, степени их активности и самостоятельности.
Литература Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 1983. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1982. Развитие речи детей 5-7 лет /Под ред. О.С. Ушаковой .- М.: ТЦ Сфера, 2014.-272 с. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (Раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детсада. - М.: Просвещение, 1981. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение дошкольников рассказыванию по картине
Методические рекомендациидля педагогов ДОУ по основам теории и практики обучения детей рассказывани. по картине...
"Обучение дошкольников рассказыванию по картине"
Консультация для воспитателей...
презентация обучение дошкольников рассказыванию по картине
презентация для воспитателей ДОУ на тему "Обучение дошкольников рассказыванию по картине". В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни . Картина не т...
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ....
обучение дошкольников рассказыванию по картине
Занятие по картине «Собака со щенятами»Тема. Рассказ по картине «Собака со щенятами».Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине.Развивающие цели. Развитие связной речи, уточнение с...
«Обучение дошкольников рассказыванию по картине»
Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явл...
Доклад на педсовете «Обучение дошкольников рассказыванию по картине и серии картин» (из опыта работы)
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно расте...