"Психогимнастика и сказка как фактор эмоциональной устойчивости детей" МАДОУ №4 г.Липецка
учебно-методический материал (младшая группа)
Статья в помощь родителям
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№ 4 города Липецка
Статья на тему:
«Психогимнастика и сказка как фактор эмоциональной устойчивости детей».
Выполнила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Матюхина Ж.И.
По данным Министерства здравохранения многие дети дошкольного возраста страдают неврозами. Тенденция в ухудшении психического здоровья продолжает расти.
Ребёнку необходимо помочь понять, осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Таким образом, психогимнастика примыкает к психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных стрессов у детей. На занятиях и во время игры дети обучаются выражать эмоции, преодолевать барьеры в общении, развивают лучшее понимание себя и других.
Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные уменьшают. От ребенка можно услышать такие слова: « Когда я злюсь, мне не нравится рисовать» эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение задания. Работа со сказками оказывает положительное воздействие на детей. Эти направления успешно решают следующие задачи:
1) снижение тревожности и агрессивности у детей;
2) развитие способностей и саморегуляции и естественной коммуникации, выявление и поддержка творческих способностей, развитие внимания и памяти.
На протяжении многих веков люди рассказывали детям и друг другу сказки. Их любили и любят в разном возрасте. «Жили – были..», «В некотором царстве, в некотором государстве..» - нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть за тридевять земель, а может быть совсем рядом. События сказочной истории естественно и лаконично вытекают одно из другого. Дети устанавливают причинно- следственные связи, существующие в этом мире. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживают в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, преодоление себя - все это закодировано в образах сказки.
Ребёнок, слушая или читая сказку, выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется и ту же самую он может понять по-другому. Часто дети просят почитать одну и ту же сказку несколько раз. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует восприятию ребенка в данный момент и помогает решить важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы. Поэтому надо не отказываться от чтения этой сказки, хотя она и надоела.
Когда ребёнок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего мира, у него возникает множество вопросов к взрослым. Многие детские вопросы ставят в тупик. Не так - то просто объяснить ребёнку, почему все происходит так, как происходит, и что такое «хорошо» и что такое «плохо». Например, в любой детской народной сказке «Волк и лиса», «Колобок» и пр., в одном случае обманывают плохого героя – хорошо ли это? В другом – съедают того, кто и так был испечён, чтобы быть съеденным, да к тому же вёл себя самонадеянно. Открытие неоднозначности сказки, объединение противоположностей помогает читать её по – новому, поразмышлять и поспорить.
Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных героев, ребёнок во многом формирует для себя картину мира и в зависимости от этого, будет воспринимать разные ситуации и действовать различным образом. Хороший конец сказки даёт ребёнку чувство психологической защищённости. Герой, который проходит все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе.
Сказка – как живой организм: в ней всё дышит, в любой момент может ожить и заговорить, даже камень. Это особенность очень важна для развития психики ребёнка. Читая, слушая сказку ребёнок «вживается» в повествование, у него развивается способность встать на место другого, почувствовать нечто, что отличается от самого себя.
Сказка многогранна¸ как жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством, помогает в психокоррекции, проигрыванию, рисованию и придумыванию собственных историй. Воспитатель помогает детям обнаруживать сокровища творческого мышления, скрытые в народных сказках и развивать способность создавать детьми новое.
Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, счастливым, но не каждый знает как сделать так, чтобы дети жили в ладу с собой, с окружающим миром и другими людьми. Думаю, что эта статья поможет родителям в их нелёгкой работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для воспитателей "Эмоциональная устойчивость воспитателя"
Материалы для воспитателей включают в себя теоретическую и практическую часть работы по выгоранию педагогов...
Проект для педагогов ДОУ на тему: «Эмоциональная устойчивость как фактор профилактики профессионального выгорания педагогов»
Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев нагрузки на психику достигают такого уровня, что превышают...
Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»
Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:· Познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...
Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети с нарушениями, вследствие которых к ним нужно примен...
Игры на основе сказок в развитии эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями
Одной из эффективной формой работы по развитию эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями являются игры на осно...
Эмоциональные минутки «Радужное общение» - технология развития эмоциональной устойчивости и социально-психологического благополучия ребенка-дошкольника в ДОУ.
Эмоциональные минутки- это своеобразный тренажер совместного взаимодействия с детьми, организованный педагогом, который помогает раскрыть внутренние ресурсы детей, привлечь их внимание к ценностям, им...
Практика1" Эмоциональное взаимодействие через коррекционно-развивающие занятия «Удивительный мир эмоций и чувств» как средство развития эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста"
В основе практики лежат самостоятельно разработанные коррекционно-развивающие занятия «Удивительный мир эмоций и чувств» с использованием технологий сказко-терапии, психогимна...