Тренинг для воспитателей "Эмоциональная устойчивость воспитателя"
методическая разработка на тему
Материалы для воспитателей включают в себя теоретическую и практическую часть работы по выгоранию педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_vygoranie_u_vospitateley_dou.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ.
Выбор деятельности и процесс накопления опыта педагогом - воспитателем можно представить как протяженный этап становления качеств личности профессионала. Б.Ф. Ломов отмечал, что «осваивая ту или иную профессию, совершенствуясь в ней, человек не просто присваивает профессиональные образцы поведения, а опосредованно изменяет свою индивидуальность, превращая психические процессы в психические свойства личности». Обратной стороной профессионализации является негативное влияние этой деятельности на человека, возникновение профессиональных деформаций. Их можно обнаружить практически во всех видах деятельности, но особенно ярко выражены они у представителей «помогающих профессий», в частности у педагогов. Деформации, как правило, охватывают разные сферы личности и имеют разную степень выраженности у разных людей.
Специфическим видом профессиональных деформаций называют синдром эмоционального выгорания. Зарубежные исследователи (С. Маслач, Р. Джексон) рассматривают данный феномен как трехфакториую модель, представленную эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личных достижений.
Представители отечественной психологии по-разному рассматривают данную проблему. В. В. Бойко, понимает под эмоциональным выгоранием «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижение их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».
Исследователи отмечают, что эмоциональное выгорание приобретается человеком в процессе профессиональной деятельности и характеризуется приобретенным стереотипом эмоционального и профессионального поведения. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам, провоцирующим выгорание у воспитателей ДОУ, можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующийся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, которые воздействуют на труд педагога и могут вызвать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживание, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, осуществляемых в режиме внутреннего и внешнего контроля, способствует возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения. Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличия конфликтов по горизонтали и вертикали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов. К внутренним факторам относят личностный фактор, который проявляется в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях. СВ. Умняшкина отмечает, что неразвитость жизненных сил приводит к эмоциональному выгоранию как неспособность включиться в функционирование других людей: «Личность самоактуализирующаяся обладает «противоядием» по отношению к выгоранию именно за счет высокой активности по осмыслению своего места и роли в жизненной ситуации других людей, за счет осознания собственной миссии и готовности «платить за самоидентичность и самореализации.»
По мнению Н.А. Аминова, Н.В. Молоканова, И.А. Зимней, преобладание специальных эмоциональных способностей в структуре инструментальных определяет сопротивляемость к развитию синдрома эмоциональноговыгорания. По данным исследования, проводимого с учителями и воспитателями ДОУ по методике «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко, только 28 % респондентов не подвержены синдрому эмоционального выгорания. 30 % воспитателей и учителей имеют сформированный синдром эмоционального выгорания, характеризуемый психическим истощением.
Основываясь на понимании эмоционального выгорания как динамического процесса, который возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, В.В. Бойко выделяет три фазы формирования выгорания:
- Напряжения;
- Резистенции (формирование сопротивления и защиты нарастающему
стрессу);
- Истощения.
Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания.
Анализ данных показывает, что лидирующее место среди симптомов данной фазы занимает «загнанность в клетку», являющаяся логическим продолжением развивающегося стресса. Возникает этот симптом в результате постоянных психотравмирующих воздействий: организационных нестыковок, бюрократических проволочек, повседневной рутинности, которые устранить невозможно. Впоследствии это приводит к чувству безысходности, интеллектуально-эмоциональному затору и тупику.
У 23% респондентов проявляются тревога и депрессия, обусловленные, прежде всего, разочарованием собой, конкретной должностью и местом работы. 12% из выборки воспитателей отметили, что их тяготит педагогическая деятельность и что они случайно выбрали эту профессию. Низкий социально педагогический статус профессии педагога, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют энергетическому напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности учителей и воспитателей. Фаза резистенции у воспитателей сформирована в большей степени, по сравнению с другими фазами. Формирование эмоциональноговыгорания как специфической формы защиты в фазе резистенции происходит на фоне расширении сферы экономии эмоций, эмоционально-нравственной дезориентации неадекватного избирательного эмоционального реагирования и редукции профессиональных обязанностей.
По данным исследований, у 55% воспитателей доминирует симптом расширения сферы экономии эмоций, проявляющийся в ограничении контактов с другими людьми, нежелании общаться, иначе его можно назвать симптомом «отравления людьми». Исследователи, описывающие феномен эмоционального выгорания, отмечают, что прежде всего он распространяется на сферы непрофессионального бытового общения и жизненные ситуации.
Второе место по выраженности занимает симптом эмоционально нравственной дезориентации. Эмоционально-нравственная дезориентация углубляет неадекватную реакцию в отношениях с партнером по общению, эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Воспитатель, имеющий данный симптом, делит детей на «плохих» и «хороших», отдавая предпочтение одним и игнорируя других, занимаясь при этом самооправданием. Симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования проявляется в том, что воспитатель неоправданно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на тех, с кем имеет дело в ходе профессионального общения. Воспитатель при этом руководствуется принципом «хочу или не хочу». «Если есть настроение, проявлю участие и сочувствие, откликнусь на потребности и состояние ребенка, если нет настроения, не считаю это необходимым». Чаще всего такому специалисту кажется, что он поступает допустимым образом, не замечает своих проявлений черствости, равнодушия и неучтивости по отношению к партнеру общения. Симптом редукции профессиональных обязанностей сформирован у 30% воспитателей и выражается в попытке облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, желания упростить решение профессиональных задач.
Фаза истощения, сформированная у 18% респондентов, сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. В большей степени эмоциональное состояние в этой фазе отягощает симптом эмоциональной отстраненности, который характеризуется тем, что воспитатель почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности: начинает работать как бездушный автомат. Негативные мысли и установки воспитателя постепенно проникают в систему его ценностей, и возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой на работу. Одно из распространенных проявлений данного симптома -восприятие ребенка как объекта для манипулирования. В крайних формах своего выражения деперсонализация смыкается с психопатологическими проявлениями личности, что говорит о профнепригодности и как следствие противопоказании работы с маленькими детьми.
Таким образом, проведенный анализ результатов диагностического обследования воспитателей ДОУ на предмет изучения их профессионального самочувствия позволяет сделать вывод о том, что приобретенная воспитателем эмоциональная защита - яркое свидетельство эмоционального выгорания, характеризующего наличие профессиональной деформации личности, которая отрицательно сказывается на субъектах профессионального взаимодействия, психологической атмосфере в педагогических коллективах и результатах педагогической деятельности. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ в большей степени,
на наш взгляд, детерминировано факторами профессиональной деятельности, ее
спецификой и «вредностями» педагогической профессии.
Учитывая сложность и поэтапность формирования профессиональных
деформаций в виде эмоционального выгорания, необходима комплексная система
мер по профилактике и коррекции деструктивных новообразований личности
воспитателя.
Опираясь на данные исследований индивидуальных изменений воспитателя как
субъекта деятельности, психологического климата в коллективе, руководитель
получает возможность принимать оптимальные управленческие решения по
совершенствованию построения профессиональной деятельности и
предупреждению проблем, связанных с деформированием личности педагога.
Диагностика «Эмоционального выгорания» у педагогов.
Представители многих профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, в том числе работники дошкольных образовательных учреждений, нередко отмечают у себя симптомы эмоционального утомления и опустошения. В психологии это известно как «эмоциональное выгорание»-выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия (Бойко В.В., 1996). «Эмоциональное выгорание» отрицательно сказывается на исполнении педагогом профессиональной деятельности, на его отношениях с детьми, родителями, коллегами, не говоря уже о том, что оно является сигналом психологического неблагополучия самого педагога.
Как педагогу уберечь себя от «эмоционального выгорания», от профессиональной деформации? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, под воздействием каких внешних и внутренних факторов накапливается эмоциональное утомление.
Известно, что педагогическая деятельность отличается высокой психоэмоциональной нагрузкой. Педагогу дошкольного учреждения приходится постоянно расходовать свою эмоциональную энергию, подкрепляя ею различные аспекты общения: внимательно выслушивать детей и их родителей, сопереживать, сострадать, сочувствовать; усиленно запоминать и интерпретировать информацию; быстро принимать решения. С увеличением количества детей в группе детского сада увеличивается и психоэмоциональная нагрузка на воспитателя, что негативно сказывается на воспитателе, на детях и их взаимоотношениях. Педагоги дошкольных учреждений несут ответственность за жизнь и здоровье детей. Это очень высокая ответственность, и как результат -нервное перенапряжение педагогов. А если к этому добавить многочисленные проверки, аттестации дошкольных учреждений, неблагополучный психологический климат в коллективе, то картина внешних факторов, вызывающих «эмоциональное выгорание», будет ясна. Плюс ко всему в каждой группе детского сада найдутся особенно «трудный ребенок» и особенно «трудные родители», на которых эмоциональных сил у педагога уже и не хватает.
Внутренними факторами, вызывающими эмоциональное выгорание у педагога, могут быть его личностные качества - такие как чрезмерная эмоциональная сдержанность или, наоборот, слишком выраженная склонность к соучастию, сопереживанию. В том и другом случае уже нарушено эмоциональное равновесие личности, остается один шаг до «эмоционального выгорания».
■ Для диагностики и установки степени сформированности психологической защиты в форме «эмоционального выгорания» была разработана анкета, автором Бойко В.В. и которая адаптирована для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Обработка данных
Каждому варианту ответа соответствует то или иное число баллов, которое указано в «ключе» в скобках рядом с номером суждения. Знак «+» соответствует
вашему ответу «да», а знак «-» вашему ответу «нет». При совпадении вашего ответа с ответом в «ключе» Вам нужно выписать указанное в скобках количество баллов. Сумма полученных таким образом баллов позволит определить Ваш показатель по каждому симптому «эмоционального выгорания». В соответствие с «ключом» можно осуществить следующие подсчеты:
определяется сумма баллов раздельно для каждого симптома «эмоционального выгорания»;
подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования «эмоционального выгорания»;
находится итоговый показатель синдрома «эмоциональное выгорание» -сумма 12 симптомов.
«Эмоциональное выгорание» является динамическим процессом и возникает поэтапно.
Первая фаза Тревожное напряжение
Служит предвестником и «запускающим механизмом» в формировании «эмоционального выгорания». Тревожное напряжение включает в себя следующие проявления.
1. Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств.
Проявляется усиливающимся осознанием трудноустранимых или
неустранимых психотравмирующих факторов профессиональной
деятельности.
1+ (2), 13+ (3), 25+ (2), 37- (3), 49+ (10), 61+ (5), 73- (5).
2. Симптом неудовлетворенности собой.
2- (3), 14+ (2), 26+ (2), 38- (10), 50- (5), 62+ (5), 74+ (3).
3. Симптом загнанности в клетку. Это состояние интеллектуального
затора, тупика.
3+ (10), 15+ (5), 27+ (2), 39+ (2), 51+ (5), 63+ (1), 75- (5).
4. Симптом тревоги и депрессии. Он является крайней точкой в
формировании тревожной напряженности при развитии
«эмоционального выгорания»
4+ (2), 16+ (3), 28+ (5), 40+ (5), 52+ (10), 64+ (2), 76+ (3).
Вторая фаза
Резистенция, или сопротивление
На этой фазе человек начинает осознанно или неосознанно стремиться к восстановлению психологического комфорта, пытаться снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Попытки оградить себя от неприятных впечатлений сопровождаются такими проя ел ен иями.
1. Симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования. Ограничиваются диапазон и интенсивность включения эмоций в профессиональное общение. 5+(5), 17-(3), 29+ (10), 41+ (2), 53+ (2), 65+ (3), 77+ (5).
2. Симптом эмоционально - нравственной дезориентации. Эмоции не
побуждают или слабо стимулируют нравственные чувства.
6+ (10), 18- (3), 30+ (3), 42+ (5), 54+ (2), 66+(2), 78- (5).
3. Симптом расширения сферы экономии эмоций. На работе до того
устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что не хочется
общаться даже с близкими людьми.
7+ (2), 19+ (10), 32- (2), 43+ (5), 55+ (3), 67+ (3), 79- (5).
4. Симптом редукции профессиональных обязанностей. Термин
«редукция» означает сокращение, упрощение. В профессиональной
деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция
проявляется попытками облегчить или сократить обязанности, которые
требуют эмоциональных затрат.
8+ (5), 20+ (5), 32+ (2), 44-(2), 56+ (3), 68+ (3), 80+ (10).
Третья фаза
Истощение
Она характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эта фаза представлена следующими симптомами.
1. Симптом эмоционального дефицита. К профессионалу приходит
ощущение, что он не может соучаствовать и сопереживать, отзываться
на ситуации, которые должны его трогать.
9+(3), 21+(2),33+(5), 45-(5), 57+(3), 69-(Ю), 81+(2).
2. Симптом эмоциональной отстраненности. Личность почти полностью
исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ничто не
вызывает эмоционального отклика - ни позитивные обстоятельства, ни
отрицательные.
10+(2), 22+(3), 34-(2), 46+(3), 58+(5), 70+(5), 82+(10).
3. Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации.
Отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту
профессионального действия: он воспринимается как неодушевленный
предмет, как объект для манипуляций.
11+(5), 23+(30), 35+(3), 47+(50), 59+(50), 71+(2), 83+(10).
- Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений. Это
переход реакций организма человека с уровня эмоций на уровень
психосоматики.
12+(3), 24+(2), 36+(5), 48+(3), 60+(2), 72+(10), 84+(5).
Интерпретация результатов
Симптомы
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов.
9 и менее баллов - несложившийся симптом,
10 — 15 баллов - складывающийся симптом,
16 и более — сложившийся симптом.
20 и более баллов - симптомы, относящиеся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».
Фазы
Дальнейший шаг в интерпретации результатов - осмысление показателей фаз развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».
Оценка сформированности каждой фазы: 36 и менее баллов - фаза не сформировалась. 37-60 баллов - фаза в стадии формирования. 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.
Для того, чтобы наметить индивидуальные меры профилактики и самокоррекции, необходимо ответить на следующие вопросы:
- Какие симптомы доминируют?
- Объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) внешними факторами
(особенностями профессиональной деятельности) или субъективными
факторами? - Какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают Ваше
эмоциональное состояние? - В каких направлениях надо влиять на обстановку в дошкольном
образовательном учреждении, чтобы снизить нервное напряжение? - Какие признаки и аспекты Вашего поведения подлежат самокоррекции,
чтобы «эмоциональное выгорание» не наносило ущерба Вам, Вашей
профессиональной деятельности и партнерам?
Выявление симптомов «эмоционального выгорания» является Вашей первой ступенькой на пути к активному поддержанию и укреплению психического здоровья.
Анкета «Эмоциональное выгорание»
Читайте суждения, отмечайте пункты, на которые вы бы ответили «да» или «нет». Если Ваш ответ «да» поставьте знак «+», если Ваш ответ «нет» то знак «-».
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют
нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я довольна своей профессией не меньше, чем в начале
карьеры.
3. Я ошиблась в выборе профессии или профиля деятельности
(занимаю не свое место).
4. _____ Меня беспокоит, что я стала хуже работать (менее продуктивно,
менее качественно).
5. Теплота взаимодействия с детьми, родителями, коллегами очень
зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие детей.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3)
мне хочется побыть одной, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь скорее
решить проблемы детей (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать детям (родителям)
того, что требует мой профессиональный долг.
10.____Моя работа притупляет эмоции.
11._____Я откровенно устала от проблем детей и родителей, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, что я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных
с работой.
13. ____ Взаимодействие с детьми, родителями, коллегами требует от меня
большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменила место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом
оказать ребенку, родителю, коллеге профессиональную поддержку,
помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на
деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с
детьми, родителями, коллегами.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как
можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, из-за усталости или напряжения часто
уделяю детям, родителям, коллегам меньше времени, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают
раздражение.
22. ___ Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии родителей,
коллег.
23.____ Общение с детьми, родителями, коллегами побудило меня
сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или детях,
родителях у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами, родителями отнимают
много сил и эмоций.
26.____Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с
родителями, коллегами.
27._____ Обстановка на работе мне кажется очень нудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с
работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли
сделать все как надо, не сократят ли и т.п.
29.____ Если ребенок, родитель, коллега мне неприятен, я стараюсь
ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай
людям добра - не получишь и зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо
сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество,
случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к ребенку, родителю, коллеге
эмоциональную отзывчивость, но не могу это сделать.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Детям, родителям, коллегам по работе отдаешь внимания больше,
чем получаешь.
36.___ При мысли о работе мне становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, начинается головная боль.
37.____ У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с
непосредственным руководителем.
38. _____ Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи на
работе.
40._____ Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое
разочарование, повергают в уныние.
41.__ Бывают дни, когда контакты с детьми, родителями, коллегами по
работе складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю детей, родителей, коллег на «хороших» и «плохих».
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить
общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности родителя, коллеги помимо
того, что касается дела.
45. ____ Обычно я прихожу на работу отдохнувшей, со свежими силами, в хорошем настроении.
46.____Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю с детьми, родителями
автоматически, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно
желаешь им чего - нибудь плохого.
48. После общения с неприятными людьми у меня бывают ухудшение
физического или психического самочувствия.
49. На работе я испытываю физические или психологические
перегрузки.
50. Успехи в роботе вдохновляют меня.
51._ Ситуация на работе, в которой я оказалась, кажется безысходной
(почти безысходной).
52. Я потеряла покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой
адрес со стороны родителей, коллег.
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из
происходящего с людьми я не принимаю близко к сердцу.
55.____ Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я была более отзывчивой и внимательной к людям, чем
сейчас.
58. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: «Не трать нервы,
береги здоровье».
- Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого
бы не видеть и не слышать. - После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент детей, родителей, с которыми я работаю очень
трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех
усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я была бы более счастлива.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю с детьми, родителями, коллегами так, как не
хотела бы, чтобы поступили со мной.
66. Я осуждаю людей, которые рассчитывают на особое снисхождение,
внимание.
61. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься
домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: поскорей бы рабочий день кончился.
69. Состояние, просьбы, потребности детей, родителей, коллег обычно
меня искренне волнуют.
70.___ Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от
чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно
76.____ Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых людей я не хотела бы видеть и слышать.
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям,
забывая о собственных интересах.
79.____Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не
сказывается) в общении с домашними и друзьями.
80. Если представляется случай, я уделяю человеку меньше внимания,
но так, чтобы он этого не заметил.
81.____Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратила
интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо влияет на меня как на профессионала -
сделала нервной, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Консультация "Эмоциональная устойчивость педагога"
Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремиться к совершенствованию. Однако у некоторых молодых специалистов в их профессиональной деятельности отмечается состояние эмоциональной напряженности, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности.
Постоянное воздействие напряженных факторов профессионального труда ведет к ухудшению результатов их деятельности, к снижению работоспособности. После пребывания в напряженной ситуации чаще ощущаешь себя разбитой, подавленной. В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния нередко приводят к закреплению отрицательных личностны качеств (раздражительность, тревожность, пессимизм), что в свою очередь негативно сказывается на эффективности деятельности и на взаимоотношениях воспитателя с детьми и коллегами. В результате у части молодых воспитателей процесс адаптации к работе затягивается и выливается в общую неудовлетворенность собственной профессией.
Нередко преобладают способы разрядки эмоций на рабочем месте, что делает их практически профессионально непригодными.
Воспитатель в своей деятельности должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач независимо от воздействующих на него негативных факторов, сохраняя самообладание и оставаться для воспитанников примером в личном плане.
Для снятия излишнего эмоционального напряжения в профессиональной деятельности большую роль играет эмоциональная устойчивость, эмоциональная отзывчивость и эмоциональная выразительность. В педагогическом процессе, кроме эмоциональной устойчивости необходима эмоциональная чуткость, отзывчивость, быстрое и разнообразное эмоциональное реагирование на эмоциональные проявления детей, т.е. эмоциональная гибкость.
Мимика должна быть подвижной, разнообразной и динамичной. Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, высоким уровнем внешней эмоциональности. Необходимо такое качество, как эмпатия, эмоциональная отзывчивость, внимание к другому, понимание другого.
В результате позитивного, эмпатийного отношения со стороны педагога и активного проявления этого отношения происходит повышение самооценки ребенка, а также профилактика конфликтных ситуаций и стрессовых состояний.
Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний.
- Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.
Для этого следует:
- Жить под девизом: «В целом все хорошо, а то что делается, к лучшему».
- Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.
- Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.
- Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.
- Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете Вы или как бы Вам этого хотелось. Необходимо быть гибче в оценках других людей, не стараться переделать партнера, подогнать его под себя.
Правила педагогической гигиены.
- Каждый раз, когда вам хочется командовать детьми, вспомните свое детство.
- Идите на работу с радостью, с работы – с приятной усталостью.
- Помните: плохой врач может забрать жизнь, плохой педагог испепелить душу.
- Каждый раз, когда хочется нагрубить кому-нибудь, считайте до миллиона.
- Если к вам пришли на занятие, вспомните, что вы актриса, вы лучший педагог страны, вы самый счастливый человек.
- Высшее проявление педагогической успешности – улыбка на лицах детей.
- Отдайте работе все, а уходя домой начните новую жизнь.
- Хорошо, если поздним вечером, когда вы вспомните своих воспитанников, лицо ваше озаряется улыбкой.
Эмоциональная устойчивость педагога.
Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию. Однако у некоторых современных педагогов в их профессиональной деятельности отмечается состояние эмоциональной напряженности, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряженности на деятельность молодых педагогов. Постоянное воздействие напряженных факторов профессионального труда ведет к ухудшению результатов их деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания). После пребывания в напряженной ситуации педагог часто ощущает разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, отнюдь не приводит к успокоению. Наоборот, эмоциональное напряжение повышается и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния нередко приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т. д.), что в свою очередь негативно сказывается на эффективности деятельности и на взаимоотношениях педагога с детьми и коллегами. В результате у части молодых педагогов процесс адаптации к работе затягивается и выливается в общую неудовлетворенность собственной профессией.
Педагогическая профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил (В.А. Сухомлинский).
Наличие эмоциональной напряженности особенно ярко проявляется у молодых педагогов. Напряженные ситуации педагогической деятельности приводят к неадекватным оценкам происходящего, к импульсивным действиям по отношению к детям, способствуют формированию таких личностных черт, как безинициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности. Переживаемые эмоциональные состояния часто сопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями: тремор рук, заметные изменения в мимике и тонусе лица, учащенное сердцебиение. Это отрицательно сказывается на самочувствии педагога, вызывает сильное переутомление, снижение работоспособности.
Педагог в своей деятельности должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач независимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять самообладание и оставаться для воспитанников примером в личностном плане. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье.
Педагоги, как профессиональная группа, отличаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья.
Наиболее подвержены «выгоранию» те, кто реагирует на напряженные ситуации агрессивно, несдержанно. К «сгорающим» относят и «трудоголиков» — тех, кто решил полностью посвятить себя работе и работает до самозабвения.
Результатом такой деятельности является развитие следующих симптомов «выгорания»: чувства эмоционального истощения, изнеможения; развитие негативного отношения к клиентам; негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки; агрессивных чувств (раздражительности, напряженности, гнева); упаднического настроения, цинизма, пессимизма, апатии, депрессии; психосоматических недомоганий (усталости, утомления, бессонницы, желудочно-кишечных расстройств и т. д.).
В связи со сказанным стоит вопрос об охране здоровья педагога, о его профессиональном долголетии. Профессиональная помощь при «эмоциональном сгорании» включает применение лекарственных препаратов и различные виды психотерапии. Однако учителю в большинстве случаев нужна не медицинская помощь, а социально-психологическая — по выработке необходимых качеств и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов в организме.
Для снятия излишнего эмоционального напряжения в профессиональной деятельности большую роль играет систематическая работа по повышению уровня эмоциональной культуры педагога. Важнейшими ее показателями являются эмоциональная устойчивость, эмоциональная отзывчивость и эмоциональная выразительность.
Высокий уровень эмоциональной устойчивости позволяет противостоять развитию синдрома «эмоционального выгорания» и эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности. Однако педагогу, постоянно сотрудничающему с детьми в педагогическом процессе, кроме эмоциональной устойчивости необходима эмоциональная чуткость, отзывчивость, быстрое и разнообразное эмоциональное реагирование на эмоциональные проявления детей, то есть эмоциональная гибкость.
Мимика педагога должна быть подвижной, разнообразной и динамичной. Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, высоким уровнем внешней эмоциональности. Экспрессивно выраженная доброжелательность, искренняя и открытая улыбка располагает к диалогу, способствует установлению контакта с ребенком.
СПОСОБЫ СИТУАТИВНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В НАПРЯЖЕННОЙ СИТУАЦИИ
- Самоубеждение, самоприказы на вызов спокойного состояния, самовнушение спокойствия и выдержки, необходимые для работы настроения: «Сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «Я совершенно спокоен» и т.д.
- Самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций; мимике, пантомимике, соматике, характере речи, наличии мышечного напряжения, повышенной частоты дыхания. Контролировать внешнее выражение эмоций можно с помощью «запуска» вопросов самоконтроля:
«Как я выгляжу?», «Не скован ли я?», «Не сжаты ли мои зубы?», «Как я сижу (стою)?», «Как я дышу?». В случае вы явления признаков напряженности необходимо произвольно расслабить мышцы, удобно сесть (стать), установить спокойный ритм дыхания: сделать 2—3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы сбить учащенное дыхание.
Дыхательные упражнения успокаивающей направленности (успокаивающее дыхание, глубокое дыхание). Можно использовать следующее дыхательное упражнение: сделать глубокий вдох, направляя воздушный поток в низ живота, задержать дыхание на пару секунд, а потом медленно выпустить воздух через рот ровной струей. Повторить упражнение 3—5 раз. Таким образом, снимается напряжение тела и мозга, создается уравновешенное состояние. Использование образов концентрации и визуализации — сосредоточение внимания и воображения на определенном объекте (зрительных, звуковых, телесных и других ощущениях). Например, при первых признаках напряжения представить внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную энергию и внутреннее напряжение, связанное с нею.
Сочетание приемов концентрации внимания, актуализации воображения и дыхательных упражнений. Например, перед предстоящей неприятной беседой можно использовать следующий прием: глубоко вдохнуть, во время выдоха резким движением в воображении как бы сорвать напряженную маску со своего лица. После этого начинать беседу.
. Прежде чем совершить ответное действие, сосчитать до десяти.
- Активизация чувства юмора — попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьезной ситуации: мысленно представить агрессивного партнера в комичной ситуации (как бы он выглядел в этом состоянии на пляже, в клетке зоопарка, в детской шапочке и т.д.), простить партнеру его ошибку, несообразительность, эмоциональность.
- Отвлечение - постараться как можно ярче представить ситуацию, в которой вы обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставить себя в эту ситуацию.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПОСЛЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СТРЕССОВЫХ ФАКТОРОВ
Существует система приемов эмоциональной саморегуляции, которую необходимо использовать сразу после действия на организм человека стрессовых факторов. К ней относятся следующие приемы:
- Использовать любой шанс, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
- Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывать их внешний вид. Мысленно говорить себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески». Сосредоточение на каждом отдельном предмете, послужит отвлечением от внутреннего стрессового напряжения, так как внимание переключается на рациональное восприятие окружающей обстановки.
• Посмотреть в окно на небо. Сосредоточиться на том, что видите,
• Набрав воды в стакан, медленно, сосредоточенно выпить ее. Сконцентрировать внимание на ощущениях в тот момент, когда вода будет течь по горлу.
- Представить себя в приятной обстановке - в саду, на пляже, на качелях, под душем.
- Применить формулы успокоения, например: «Сегодня я не обращаю внимания на пустяки».
- Существует множество физиологических механизмов разрядки, которые оказывают восстанавливающее действие на человека. Внешне они проявляются в виде плача, смеха, желания ударить, выговориться и т,д. Не надо блокировать
их (сдерживать):
. возникающее чувство раздражения, агрессии можно снять с помощью физической разрядки: сделать несколько уда ров ногой по воображаемому предмету, побоксироватъ подушку, «выпустить пар»;
• разрядить эмоции — выговориться кому-либо до конца. После того как человек выговорится, его возбуждение снижается, он может осознать свои ошибки и принять правильное решение;
- чтобы быстрее нормализовать состояние после неприятностей, необходимо дать себе усиленную физическую нагрузку (20—30 приседаний, бег на месте, подъем пешком на 3-5 этаж);
- найти место, где можно вслух проговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, где можно выплакаться. Пусть это будет пустая комната. По мере того как эти действия начнут выполняться — раздражение, гнев, обида будут уходить;
- другой способ — «пустой стул». Представьте, что на нем сидит человек, который обидел вас, излейте ему свои чувства. Сейчас можно сказать все, что хочется.
Переключиться на интересную деятельность, любимое занятие - создать новую доминанту. При перевозбуждении в коре головного мозга образуется доминантный очаг возбуждения, который обладает способностью тормозить все остальные очаги, подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Чем увлекательнее дело, тем легче создать конкурирующую доминанту. Вспомнить приятные события из собственной жизни. Представить, что эта ситуация повторилась и вы находитесь в состоянии радости. Сделать такое же лицо, улыбку, почувствовать это состояние всем телом — позой, осанкой, жестами, походкой.
Использовать приемы логики. Включение рассудочной деятельности в восприятие и в процесс реагирования на внешний стимул значительно изменяет поведение человека и корректирует эмоциональные реакции.
- Необходимо помнить, что при сильном эмоциональном возбуждении человек неадекватно оценивает ситуацию.
В острой эмоциогенной ситуации не следует принимать никаких решений. Успокойтесь, а затем все обдумайте — по принципу: «Подумаю об этом завтра». - Можно произвести общую переоценку значимости ситуации по типу: «Не очень то и хотелось» или суметь извлечь что-то положительное даже из неудачи, используя
прием «зато».
Спокойно проанализируйте ситуацию, постарайтесь четко осознать возможные негативные последствия и примиритесь с самыми худшими из них. Осознав худший исход и примирившись с ним, спокойно обдумайте, как разрешить ситуацию.
СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ
НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие способы:
• Экономно расходовать свои эмоционально-энергетические ресурсы. Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте со
бытия и ситуации.
Для этого следует:
• Жить под девизом «В целом все хорошо, а то, что делается, делается к лучшему».
• Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.
- Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.
- Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты и до пущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.
- Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.
- Взять за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, чтопроисходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально.
- Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам этого хотелось. Необходимо
быть гибче в оценках других людей; не стараться переделать партнера, подогнать его под себя.
Упражнение «Это я»
Данное упражнение проявляет духовное родство с другими людьми и помогает развить в себе человечность. Наблюдая за другим человеком, обратите особое внимание на те черты его характера, которые, возможно, присущи и вам. Когда кто-то сделает нечто такое, что вам не нравится, напомните себе, что и вы иногда делаете подобные вещи. Постоянно напоминая себе, что чужие ошибки не представляют собой ничего особенного, можно быстро и эффективно освободиться от напряжения.
На протяжении тысячелетий эмоции человека были непосредственно связаны с мышечной деятельностью. Стрессовая реакция вызывает физиологическую готовность организма к физической деятельности. В этот момент происходит увеличение притока крови к сердцу и поперечно-полосатой мускулатуре, происходит напряжение мышц, наряду с этим уменьшается приток крови к желудочно-кишечной системе и коже, то есть происходит мобилизация ресурсов организма, подготовка его к активным действиям. Организм находится в условиях возросшего напряжения и психофизиологической нагрузки. Если физической нагрузки нет, то подавляемые двигательные реакции способствуют увеличению нагрузки на сердце, а также ведут к эндокринным и другим физиологическим изменениям. При частом повторении таких случаев наступает психофизиологическая перегрузка, которая является основной причиной психосоматических заболеваний.
Существование прямой зависимости между тонусом скелетной мускулатуры и эмоциональным напряжением заметил чикагский врач Э. Джекобсон, который положил начало разработке приемов релаксации.
Релаксация — это физическое и психическое расслабление. Цель релаксации - подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего физического и эмоционального напряжения.
Релаксация обычно сочетается с приемами самовнушения. Слово — чрезвычайно сильный раздражитель, который может оказывать влияние на динамику и характер процессов в головном мозге, а через них — на процессы внутренних органов и эмоциональные состояния.
Самовнушение - это создание установок, воздействующих на подсознательные механизмы психики, утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени. Сила самовнушения в способности создать свой собственный положительный образ и постоянно этот образ укреплять с помощью слов, обращенных к себе.
Степень действенности слова и его влияние на эмоциональные процессы повышается, когда кора головного мозга находится в состоянии наименьшего возбуждения. Тормозное состояние коры головного мозга может быть вызвано максимальным расслаблением мышц, при сосредоточении внимания на расслаблении, регуляции дыхания, состоянии покоя и отдыха. На этом основан механизм аутогенной тренировки (АТ). Они устраняют неблагоприятные эмоциональные состояния, снимают эмоциональную напряженность, раздражительность, утомление, повышают работоспособность.
Необходимость сдерживания внешних проявлений сильных, отрицательных эмоций в педагогической деятельности приводит к тому, что у педагогов утрачивается навык расслабления мышц после эмоциональных перегрузок, появляется стойкий гипертонус мускулатуры, возникают мышечные зажимы. Состояние напряженности длится до тех пор, пока сохраняются силы, когда же они истощаются, организм ослабевает и появляется целая серия психосоматических проявлений.
Помнить, что самовнушение должно быть:
• позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным, нельзя внушать себе негативное;
• облечено в простые, четкие и понятные фразы, выражено в утвердительной форме и не содержать частицы «не» (формулы самовнушения начинаются со слов: я хочу.,, я могу... я буду...).
Самовнушение предполагает многократное повторение формул, лучше всего их произносить ежедневно утром после сна и вечером перед сном. Вот примеры некоторых формул оптимального состояния:
• «Настроение приподнятое! Голова ясная! Я верю в услех!»
- «Я совершенно спокоен! Я собран! Мыслю четко!»
- «Я весела и раскованна! Мое тело легкое! Движения свободные и красивые! Я уверена в себе!»
- «Я могу управлять своими внутренними ощущениями».
- «Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю».
- «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на всякие беспокойства».
• «Внутренне я ощущаю, что у меня все будет в порядке».
Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев нагрузки на психику достигают такого уровня, что превышают адаптационные возможности организма. Следствием являются высокое эмоциональное напряжение, нервные срывы и психосоматические заболевания, приводящие к временному, а подчас и полному прекращению работы по специальности. Последствия психоэмоциональных перегрузок, свойственных современной цивилизации, обусловливают высокую актуальность вопросов, связанных с предупреждением и устранением состояния эмоциональной напряженности.
В этих условиях особое значение приобретает соответствие педагогических кадров современным требованиям жизни. Чрезмерные эмоциональные нагрузки, возникающие в процессе выполнения профессиональных обязанностей, вызывают у многих педагогов развитие заболеваний психосоматического характера: язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний сердечно-сосудистой системы, заболеваний неврогенного характера — нервные истощения, неврозы. А между тем требуемые от педагога выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его здоровьем.
Охране и восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует повышение уровня его эмоциональной устойчивости. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога позволит предотвратить развитие синдрома эмоционального «выгорания», сохранит его здоровье, оптимистичный настрой и профессиональную активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Встреча родительского клубы «Азбука внутрисемейных отношений». Детско-родительский тренинг «Тепло семьи». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Цель: способствовать сплочению членов семьи.Задачи: развитие партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, коррекция детско – родительских отношений, формирование чувства близости ...
Психологический тренинг: «Развитие творческого воображения воспитателей»
Творчество обладает волшебной изменчивостью: сейчас у него один облик, через миг – другой. Оно как ослепительное видение, которое является всем, но которое трудно описать: все расходятся в предс...
Тренинг для участников конкурса «Воспитатель года» «НАСТРОЙСЯ НА ПОБЕДУ»
Целевая группа: педагоги ДОУ. Цель тренинга: создание условий для развития у педагогов навыков стремления к победе в конкурсе. Задачи:- обучить приемам и способам снятия внутреннего напряжен...
Игра – тренинг «Развитие творческих способностей воспитателей»
Творчество является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педаг...
Тренинг для педагогов. «КОНФЛИКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»
Цель: познакомить педагогов с понятием «конфликт», способствовать выработке навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, обучение навыкам профилактики различных психофизических ...
Семинар-тренинг для педагогов «Здоровые воспитатели – здоровые дети»
Ознакомление педагогов с приемами профилактики и коррекции стрессовых ситуаций...
Тренинг "Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя"
Тренинг направлен на формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом, на развитие навыков управления своим состоянием, развитие благоприятных условий для работы груп...