Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях.
методическая разработка

Сергеева Анжелика Валерьевнв

С развитием химической прoмышленности в биoсферу стало поступать бoлee тысячи различных ксeнобиотиков. Ксенобиотики – это вредные вещества, пoпадающие в организм человека из загрязненной окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_kultura_i_sohranenie_zdorovya_rebenka.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях

                                                             

Подготовила:

                                                                                                              Инструктор

                                                              Сергеева А.В.

Г. Артемовский, 2021 г

В организм современного человека пищей, водой, воздухом проникает множество вредных химических веществ.

50-60% населения России живет в экологически неблагополучных районах;

20% в зоне экологического бедствия.

 Особенно уязвимыми оказываются дети дошкольного и младшего школьного   возраста, чьи адаптационные механизмы еще недостаточно сформировались.

С развитием химической промышленности в биосферу стало поступать более тысячи различных ксенобиотиков. Ксенобиотики – это вредные вещества, попадающие в организм человека из загрязненной окружающей среды.

Установлено, что при уровнях загрязнений окружающей среды, близких к предельно допустимым концентрациям, иммунная система человека испытывает значительное напряжение. При увеличении отрицательных воздействий, в результате которых концентрация вредных веществ увеличивается в несколько раз, растет число детей с тяжелыми формами хронических заболеваний. Многократно увеличивается количество случаев сложных патологий.

Согласно исследованиям, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет считаются практически здоровыми, но при этом имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья:

-  30-40% детей младшего и 20-30% старшего дошкольного возраста наблюдаются неврологические проявления;

- 30-40% детей имеют отклонения со стороны опорно- двигательного аппарата;

- 10-23% детей страдают аллергическими реакциями;

- 10-25% детей имеют патологии со стороны сердечно - сосудистой системы.

Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня здравоохранения и образования, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, социально – экономической ситуации в стране. Поэтому здоровье ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма.

Микроэлементы, поступающие в организм из окружающей среды, являются важнейшими катализаторами различных биохимических реакций, и их переизбыток или недостаток могут приводить к различным негативным последствиям. Согласно многочисленным исследованиям отечественных и зарубежных авторов, отрицательное воздействие экотоксинов сказывается на:

1. Физическое развитие;

2. Иммунной системе;

  1. Дыхательной системе;
  2. Системе крови кроветворении
  3. Выделительной системе;
  4. Пищеварительной системе.

Многие предпатологические состояния детей можно профилактировать средствами физического воспитания. Поэтому в последние годы широко внедряются разнообразные средства, способствующие интенсификации процесса восстановления, повышению общей и специальной работоспособности, более полной мобилизации функциональных резервов и более эффективной адаптации организма к условиям окружающей среды. Широкое распространение получили разнообразные педагогические средства, в том числе и занятия физической культурой.

Физические упражнения в комплексе с оздоровительными мероприятиями могут служить эффективным средством выведения из организма человека чужеродных химических соединений.

Организм дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания должен обеспечить решение главной задачи: воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способного легко адаптироваться к неблагоприятным условиям окружающей среды.

Доказано, что усиленное выведение вредных веществ возможно за счет повышения активности тех органов и  систем организма, которые участвуют в удалении продуктов обмена веществ: кожа, легкие, почки, желудочно  –  кишечный тракт.

Для эффективного выведения экотоксинов (в первую очередь солей тяжелых металлов, характерных для атмосферы и гидросферы крупных промышленных городов) из организма человека целесообразно использовать рациональные объемы и сочетания средств  физической культуры в виде направленных физических упражнений.

Разработан и опробован комплекс физических упражнений, состоящий из:

- аэробных упражнений  (ходьба, бег, плавание), которые направлены на улучшение деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем;

- общеразвивающих и специальных упражнений для улучшения функций желудочно – кишечного тракта, опорно - двигательного аппарата, мочевыделительной, дыхательной и центральной нервной систем;

- дыхательных упражнений для улучшения кровообращения и уравновешивания центральной нервной системы.

Эти упражнения воздействуют на все функции организма и доступны для детей любого возраста. В их основе лежит способность влиять на процессы, происходящие во всех системах организма. Упражнения также оказывают через нервную систему оздоровительное и общеукрепляющее влияние на весь организм, повышая его устойчивость к различным неблагоприятным факторам внешней среды.

Комплекс упражнений для выведения ксенобиотиков из организма.

Упражнения для улучшения секретной и моторной функции ЖКТ.

  1. И.п. – стоя, руки на поясе:
  • Повороты корпуса вправо, влево, ноги остаются на месте;
  1. И.п. – стоя, руки по швам:
  • Вытянуть руки вперед и сделать мах правой ногой вверх к рукам, вернуться в и.п., затем левой ногой.
  1. И.п. – лежа на спине:
  • Упражнение «велосипед», имитация кручения педалей велосипеда;

        4. Диафрагмальное дыхание

Методические рекомендации:

Упр. выполняются без чрезмерного напряжения, с небольшим количеством повторений, избегая неприятные ощущений, из облегченных и.п.

Упражнения для улучшения дренажной функции желчного пузыря и его протоков

  1. И.п. – лежа на спине:
  • Приподнять голову и плечи и посмотреть на носки, выдох. Вернуться в и.п., вдох.
  1. Диафрагмальное дыхание.
  2. И.п. – согнуть ноги в коленях и притянуть к груди, выдох. Вернуться в и.п.
  3. И.п. – стоя на четвереньках:
  • Поднять голову вверх, вдох. Не отрывая рук от пола, сесть на пятки, выдох;

Методические рекомендации.

Упражнения выполняются в среднем темпе в и.п. лежа на спине, на левом боку или стоя на четвереньках (дренажные положения). Упражнения для брюшного пресса выполняются без значительного повышения внутрибрюшного давления в сочетании со статическими и динамическими дыхательными упр.

Упражнения для улучшения обменных и выделительных процессов в почках.

  1. И.п. – стоя, руки вдоль туловища:
  • Поворот туловища вправо, руки в стороны. То же в левую сторону.
  1. И.п. – лежа на спине:
  • Диафрагмальное дыхание.
  • Упражнение бревнышко.
  1. И.п. – стоя на коленях:
  • Месть на пятки, выдох, и.п., вдох.

Методические рекомендации. Упражнения выполняются в медленном и среднем темпах, так как небольшие физ. нагрузки активизируют мочеобразование и почечный кровоток. Упражнения следует сочетать с дыхательными.

Упражнения для улучшения работы бронхо-легочной системы

  1. И.п. – стоя, руки на поясе:
  • Пружинящие наклоны вперед. На выдохе коснуться руками пола, вернуться в и.п, вдох.
  1. И.п. – стоя, кисти рук положить на плечи:
  • Круговые движения согнутыми в локтях руками вперед, назад.
  1. И.п. – лежа на спине:
  • Попеременно поднять правую, затем левую ноги, дыхание произвольное.
  1. Диафрагмальное дыхание.

Методические рекомендации

Упражнения следует выполнять в медленном и среднем темпах, в спокойной обстановке, недопустимы задержки дыхания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: « Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня  и здравоохранения и образования, гигиенической культуры , социально-экономичес...

Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях

Экологическая культура и  сохранение здоровья ребенка в современных условиях  - это материал, который можно использовать как практимум для родителей. в данной   консультации предла...

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Экология и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»

Состояние окружающей среды ухудшается с каждым годом и напрямую влияет на наше здоровье. С того момента, как человеческая деятельность стала активно влиять на природу, все настойчивее появляются данны...

«Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка"

В организм человека с пищей, водой и воздухом попадает множество химических веществ. Особенно уязвивыми оказываются дети дошкольного возраста....

«Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада».

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто зна...

Консультация для родителей "Правильный режим – главное условие сохранения здоровья ребенка"

Режим является важнейшим условием успешного физического воспитания и здорового образа жизни. Выполнение режима благотворно влияет на нервную систему ребенка, обеспечивает нормальное функционирование в...