Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях.
методическая разработка
С развитием химической прoмышленности в биoсферу стало поступать бoлee тысячи различных ксeнобиотиков. Ксенобиотики – это вредные вещества, пoпадающие в организм человека из загрязненной окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_kultura_i_sohranenie_zdorovya_rebenka.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях
Подготовила:
Инструктор
Сергеева А.В.
Г. Артемовский, 2021 г
В организм современного человека пищей, водой, воздухом проникает множество вредных химических веществ.
50-60% населения России живет в экологически неблагополучных районах;
20% в зоне экологического бедствия.
Особенно уязвимыми оказываются дети дошкольного и младшего школьного возраста, чьи адаптационные механизмы еще недостаточно сформировались.
С развитием химической промышленности в биосферу стало поступать более тысячи различных ксенобиотиков. Ксенобиотики – это вредные вещества, попадающие в организм человека из загрязненной окружающей среды.
Установлено, что при уровнях загрязнений окружающей среды, близких к предельно допустимым концентрациям, иммунная система человека испытывает значительное напряжение. При увеличении отрицательных воздействий, в результате которых концентрация вредных веществ увеличивается в несколько раз, растет число детей с тяжелыми формами хронических заболеваний. Многократно увеличивается количество случаев сложных патологий.
Согласно исследованиям, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет считаются практически здоровыми, но при этом имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья:
- 30-40% детей младшего и 20-30% старшего дошкольного возраста наблюдаются неврологические проявления;
- 30-40% детей имеют отклонения со стороны опорно- двигательного аппарата;
- 10-23% детей страдают аллергическими реакциями;
- 10-25% детей имеют патологии со стороны сердечно - сосудистой системы.
Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня здравоохранения и образования, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, социально – экономической ситуации в стране. Поэтому здоровье ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма.
Микроэлементы, поступающие в организм из окружающей среды, являются важнейшими катализаторами различных биохимических реакций, и их переизбыток или недостаток могут приводить к различным негативным последствиям. Согласно многочисленным исследованиям отечественных и зарубежных авторов, отрицательное воздействие экотоксинов сказывается на:
1. Физическое развитие;
2. Иммунной системе;
- Дыхательной системе;
- Системе крови кроветворении
- Выделительной системе;
- Пищеварительной системе.
Многие предпатологические состояния детей можно профилактировать средствами физического воспитания. Поэтому в последние годы широко внедряются разнообразные средства, способствующие интенсификации процесса восстановления, повышению общей и специальной работоспособности, более полной мобилизации функциональных резервов и более эффективной адаптации организма к условиям окружающей среды. Широкое распространение получили разнообразные педагогические средства, в том числе и занятия физической культурой.
Физические упражнения в комплексе с оздоровительными мероприятиями могут служить эффективным средством выведения из организма человека чужеродных химических соединений.
Организм дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания должен обеспечить решение главной задачи: воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способного легко адаптироваться к неблагоприятным условиям окружающей среды.
Доказано, что усиленное выведение вредных веществ возможно за счет повышения активности тех органов и систем организма, которые участвуют в удалении продуктов обмена веществ: кожа, легкие, почки, желудочно – кишечный тракт.
Для эффективного выведения экотоксинов (в первую очередь солей тяжелых металлов, характерных для атмосферы и гидросферы крупных промышленных городов) из организма человека целесообразно использовать рациональные объемы и сочетания средств физической культуры в виде направленных физических упражнений.
Разработан и опробован комплекс физических упражнений, состоящий из:
- аэробных упражнений (ходьба, бег, плавание), которые направлены на улучшение деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем;
- общеразвивающих и специальных упражнений для улучшения функций желудочно – кишечного тракта, опорно - двигательного аппарата, мочевыделительной, дыхательной и центральной нервной систем;
- дыхательных упражнений для улучшения кровообращения и уравновешивания центральной нервной системы.
Эти упражнения воздействуют на все функции организма и доступны для детей любого возраста. В их основе лежит способность влиять на процессы, происходящие во всех системах организма. Упражнения также оказывают через нервную систему оздоровительное и общеукрепляющее влияние на весь организм, повышая его устойчивость к различным неблагоприятным факторам внешней среды.
Комплекс упражнений для выведения ксенобиотиков из организма.
Упражнения для улучшения секретной и моторной функции ЖКТ.
- И.п. – стоя, руки на поясе:
- Повороты корпуса вправо, влево, ноги остаются на месте;
- И.п. – стоя, руки по швам:
- Вытянуть руки вперед и сделать мах правой ногой вверх к рукам, вернуться в и.п., затем левой ногой.
- И.п. – лежа на спине:
- Упражнение «велосипед», имитация кручения педалей велосипеда;
4. Диафрагмальное дыхание
Методические рекомендации:
Упр. выполняются без чрезмерного напряжения, с небольшим количеством повторений, избегая неприятные ощущений, из облегченных и.п.
Упражнения для улучшения дренажной функции желчного пузыря и его протоков
- И.п. – лежа на спине:
- Приподнять голову и плечи и посмотреть на носки, выдох. Вернуться в и.п., вдох.
- Диафрагмальное дыхание.
- И.п. – согнуть ноги в коленях и притянуть к груди, выдох. Вернуться в и.п.
- И.п. – стоя на четвереньках:
- Поднять голову вверх, вдох. Не отрывая рук от пола, сесть на пятки, выдох;
Методические рекомендации.
Упражнения выполняются в среднем темпе в и.п. лежа на спине, на левом боку или стоя на четвереньках (дренажные положения). Упражнения для брюшного пресса выполняются без значительного повышения внутрибрюшного давления в сочетании со статическими и динамическими дыхательными упр.
Упражнения для улучшения обменных и выделительных процессов в почках.
- И.п. – стоя, руки вдоль туловища:
- Поворот туловища вправо, руки в стороны. То же в левую сторону.
- И.п. – лежа на спине:
- Диафрагмальное дыхание.
- Упражнение бревнышко.
- И.п. – стоя на коленях:
- Месть на пятки, выдох, и.п., вдох.
Методические рекомендации. Упражнения выполняются в медленном и среднем темпах, так как небольшие физ. нагрузки активизируют мочеобразование и почечный кровоток. Упражнения следует сочетать с дыхательными.
Упражнения для улучшения работы бронхо-легочной системы
- И.п. – стоя, руки на поясе:
- Пружинящие наклоны вперед. На выдохе коснуться руками пола, вернуться в и.п, вдох.
- И.п. – стоя, кисти рук положить на плечи:
- Круговые движения согнутыми в локтях руками вперед, назад.
- И.п. – лежа на спине:
- Попеременно поднять правую, затем левую ноги, дыхание произвольное.
- Диафрагмальное дыхание.
Методические рекомендации
Упражнения следует выполнять в медленном и среднем темпах, в спокойной обстановке, недопустимы задержки дыхания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: « Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня и здравоохранения и образования, гигиенической культуры , социально-экономичес...
Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях
Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях - это материал, который можно использовать как практимум для родителей. в данной консультации предла...
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Экология и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»
Состояние окружающей среды ухудшается с каждым годом и напрямую влияет на наше здоровье. С того момента, как человеческая деятельность стала активно влиять на природу, все настойчивее появляются данны...
«Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка"
В организм человека с пищей, водой и воздухом попадает множество химических веществ. Особенно уязвивыми оказываются дети дошкольного возраста....
"Экология и сохранение здоровья ребенка в современных условиях"
Мастер - класс для воспитателей....
«Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада».
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто зна...
Консультация для родителей "Правильный режим – главное условие сохранения здоровья ребенка"
Режим является важнейшим условием успешного физического воспитания и здорового образа жизни. Выполнение режима благотворно влияет на нервную систему ребенка, обеспечивает нормальное функционирование в...