Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях
консультация по физкультуре на тему
Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях - это материал, который можно использовать как практимум для родителей.
в данной консультации предлагается как теоретический так и практический материал: комплексы физических упражнений. направленных на выведение ксеонобиотиков из организиа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekolog.kultura.docx | 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум для родителей
Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях
Подготовила:
Инструктор по физической культуре
Кирилова Л.А.
2013-2014 уч.год.
В организм современного человека пищей, водой, воздухом проникает множество вредных химических веществ.
50-60% населения России живет в экологически неблагополучных районах;
20% в зоне экологического бедствия.
Особенно уязвимыми оказываются дети дошкольного и младшего школьного возраста, чьи адаптационные механизмы еще недостаточно сформировались.
С развитием химической промышленности в биосферу стало поступать более тысячи различных ксенобиотиков. Ксенобиотики – это вредные вещества, попадающие в организм человека из загрязненной окружающей среды.
Установлено, что при уровнях загрязнений окружающей среды, близких к предельно допустимым концентрациям, иммунная система человека испытывает значительное напряжение. При увеличении отрицательных воздействий, в результате которых концентрация вредных веществ увеличивается в несколько раз, растет число детей с тяжелыми формами хронических заболеваний. Многократно увеличивается количество случаев сложных патологий.
Согласно исследованиям, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет считаются практически здоровыми, но при этом имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья:
- 30-40% детей младшего и 20-30% старшего дошкольного возраста наблюдаются неврологические проявления;
- 30-40% детей имеют отклонения со стороны опорно- двигательного аппарата;
- 10-23% детей страдают аллергическими реакциями;
- 10-25% детей имеют патологии со стороны сердечно - сосудистой системы.
Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня здравоохранения и образования, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, социально – экономической ситуации в стране. Поэтому здоровье ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма.
Микроэлементы, поступающие в организм из окружающей среды, являются важнейшими катализаторами различных биохимических реакций, и их переизбыток или недостаток могут приводить к различным негативным последствиям. Согласно многочисленным исследованиям отечественных и зарубежных авторов, отрицательное воздействие экотоксинов сказывается на:
1. Физическое развитие;
2. Иммунной системе;
- Дыхательной системе;
- Системе крови кроветворении
- Выделительной системе;
- Пищеварительной системе.
Многие предпатологические состояния детей можно профилактировать средствами физического воспитания. Поэтому в последние годы широко внедряются разнообразные средства, способствующие интенсификации процесса восстановления, повышению общей и специальной работоспособности, более полной мобилизации функциональных резервов и более эффективной адаптации организма к условиям окружающей среды. Широкое распространение получили разнообразные педагогические средства, в том числе и занятия физической культурой.
Физические упражнения в комплексе с оздоровительными мероприятиями могут служить эффективным средством выведения из организма человека чужеродных химических соединений.
Проблема физического воспитания дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья продолжает оставаться весьма актуальной. Отставание в физическом развитии и функциональные отклонения в состоянии здоровья вследствие перенесенных заболеваний, недостаточный уровень физической подготовленности этого контингента детей предъявляют особые требования к организации занятий физическими упражнениями и определяют необходимость поиска средств, форм и методов для повышения их эффективности.
Организм дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания должен обеспечить решение главной задачи: воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способного легко адаптироваться к неблагоприятным условиям окружающей среды.
Доказано, что усиленное выведение вредных веществ возможно за счет повышения активности тех органов и систем организма, которые участвуют в удалении продуктов обмена веществ: кожа, легкие, почки, желудочно – кишечный тракт.
Для эффективного выведения экотоксинов (в первую очередь солей тяжелых металлов, характерных для атмосферы и гидросферы крупных промышленных городов) из организма человека целесообразно использовать рациональные объемы и сочетания средств физической культуры в виде направленных физических упражнений.
Разработан и опробован комплекс физических упражнений, состоящий из:
- аэробных упражнений (ходьба, бег, плавание), которые направлены на улучшение деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем;
- общеразвивающих и специальных упражнений для улучшения функций желудочно – кишечного тракта, опорно - двигательного аппарата, мочевыделительной, дыхательной и центральной нервной систем;
- дыхательных упражнений для улучшения кровообращения и уравновешивания центральной нервной системы.
Эти упражнения воздействуют на все функции организма и доступны для детей любого возраста. В их основе лежит способность влиять на процессы, происходящие во всех системах организма. Упражнения также оказывают через нервную систему оздоровительное и общеукрепляющее влияние на весь организм, повышая его устойчивость к различным неблагоприятным факторам внешней среды.
Комплексы физических упражнений, направленных на выведение ксенобиотиков из организма
Упражнения для улучшения секреторной и моторной функции желудочно-кишечного тракта
Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища
Вытянуть руки вперед и сделать мах правой ногой вверх к рукам, вернуться ви.п. Повторить с левой ноги.
Исходное положение – лежа на спине
Упражнение «велосипед»- имитация кручения педалей велосипеда;
Упражнение «ножницы»
-горизонтальные перекрестные движения поднятыми ногами;
-вертикальные поочередные махи поднятыми вверх ногами: левая нога вверх-правая вниз и наоборот.
Упражнения для улучшения обменных и выделительных процессов в почках
Исходное положение – лежа на спине:
Упражнение «бревнышко» перекатывание со спины на живот и обратно.
Исходное положение – лежа на животе:
- поднять прямую правую ногу вверх, поднять левую прямую ногу вверх. Удержать на весу ноги вместе.
- Упражнение «рыбка». На вдохе одновременно поднять над полом голову, плечи и ноги. Вернуться ви.п., выдох.
Исходное положение – стоя на четвереньках:
Подвести согнутую в колене правую ногу к животу, выдох.Разогнуть ногу и отвести ее назад в вверх, вдох. То же самое, с левой ноги.
Упражнения для улучшения работы бронхо-легочной системы
Исходное положение – стоя руки на поясе:
Пружинящие наклоны вперед. На выдохе руками коснуться пола, вернуться в и.п., вдох; повороты корпуса вправо, влево.
Исходное положение - стоя, руки к плечам:
Круговые движения рук вперед, назад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: « Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня и здравоохранения и образования, гигиенической культуры , социально-экономичес...
«Подготовка к формированию экологической культуры у взрослых и детей в условиях ДОУ»
Выступление на городской педагогической конференции...
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Экология и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»
Состояние окружающей среды ухудшается с каждым годом и напрямую влияет на наше здоровье. С того момента, как человеческая деятельность стала активно влиять на природу, все настойчивее появляются данны...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
В данном материале представлен опыт работы учреждения по экологическому воспитанию....
"Экология и сохранение здоровья ребенка в современных условиях"
Мастер - класс для воспитателей....
Педагогический проект «Формирование экологической культуры дошкольников 3- 4 лет, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творч/д "Веселая ферма"
Педагогический проект для Младшей группы...
Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях.
С развитием химической прoмышленности в биoсферу стало поступать бoлee тысячи различных ксeнобиотиков. Ксенобиотики – это вредные вещества, пoпадающие в организм человека из загрязненн...