Здоровьесбережение на экологической тропе (из опыта работы)
статья
Одна из главных задач детского сада - это здоровье воспитанников. Экологическая тропа-это один из новых здоровьесберегающих методов, применяемых сегодня в детском воспитательно-образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekotropinka.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение на экологической тропе
Одной из главных задач детского сада - это здоровье воспитанников. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был сильным, бодрым, энергичным: бегал не уставая, играл с ребятами во дворе в спортивные и подвижные игры, а самое главное не болел. Мы учим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, просим родителей на личном примере демонстрировать здоровый образ жизни. Всё это можно проводить в естественных условиях - на экологической тропе. Физическое воспитание и оздоровительная работа на экологической тропе сегодня актуальна и позволяет научить детей относиться к своему здоровью бережно и ненавязчиво, в игровой форме, при этом приобретая знания о родной природе.
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Это один из новых здоровьесберегающих методов, применяемых сегодня в детском воспитательном процессе. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании, укрепляют здоровье посредством природных факторов: солнце, воздух, вода. Как правило, экологическая тропа - это территория, имеющая определенную протяженность, оформляется таким образом, чтобы привлекать внимание ребенка. Ее оформление приглашает к движению, занятиям спортом, оно должно обязательно вызывать положительные эмоции. На экотропинке можно использовать различное оборудование: игровое (домик, цветы, различные сказочные персонажи) и спортивное (бревно, пеньки, ребристая доска, мостик, тоннель для лазания, дуги). Для игр и упражнений мы применяем нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов.
Основными целями работы являются:
- Приобщение детей к здоровому образу жизни.
- Повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям.
- Воспитание у детей элементов экологического сознания.
- Формирование представления о единстве человека и природы.
- Улучшение эмоционально – психического состояния детей.
- Повышение компетентности родителей в области здоровьесбережения.
Я разработала план – схему экотропинки группы «Пчелки» по видовым точкам. В состав нашей экологической тропинки входят следующие видовые точки.
Станция «Цветочная»
Цель: Уточнять представления о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названии, строении, способах ухода, условиях роста.
Станция «Лесовик»
Цель: Закреплять названия деревьев и кустарников, их строение и внешние признаки. Учить различать деревья по внешним признакам, воспитывать бережное отношение. Систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях.
Станция «Зеленая аптека»
Цель: Расширять и закреплять знания о лекарственных растениях. Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Учить собирать и сушить их.
Станция «Пчелиный домик»
Цель: Расширять и уточнять представления о насекомых, их разнообразии, особенностях жизни. Формировать экологическое сознание, бережное отношение к насекомым.
Станция «Деревенька»
Цель: Дать первоначальное представление об основах национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры русского народа, знакомить с деревенским укладом жизни, старинными предметами обихода.
Станция «Подворье»
Цель: Познакомить с обитателями деревенского дворика: корова, козлик, домашние птицы, собака, кот. Воспитывать бережное отношение к ним.
Станция «Юные исследователи»
Цель: Закреплять умения пользоваться оборудованием для опытно- экспериментальной деятельности. Определять свойства природных материалов. Уметь наблюдать за погодой. Знать названия приборов: флюгер – для измерения направления ветра, термометр – для измерения температуры и т. д.
Станция «Маленькое озеро»
Цель: Знакомить с миром водоема, учить определять растения, животных, птиц, живущих у водоема, воспитывать бережное отношение к ним.
Станция «Песочный дворик»
Цель: Закреплять представления о свойствах песка, развивать умение создавать из него постройки и обыгрывать их, развивать воображение, конструкторские умения.
Станция « Солнышко»
Цель: Формировать умение детей мастерить поделки из природного материала, делать гербарии, лепить животных, насекомых и т.д.
Станция «В гостях у сказки»
Цель: Развивать образное мышление детей, отгадывать загадки о природе, закреплять знания о ней. Развивать желание участвовать в инсценировках знакомых сказок, играх – драматизациях.
Станция «Спортивная»
Цель: Формировать первичные ценностные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о человеческом организме, влиянии на него солнечного света, воздуха, воды, движения. Способствовать развитию основных движений и двигательной активности детей.
Станция «Огородная»
Цель: Закреплять знания детей об овощах и фруктах, месте их выращивания, способах ухаживания, о влиянии их на организм человека.
Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Как дети воспринимают экологическую тропу и с помощью игровой деятельности определяют, что полезно для укрепления их здоровья? Какие игровые упражнения помогают формированию правильной осанки, а растения на тропе полезны? При помощи, каких упражнений, можно развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость и обогатить свои двигательные возможности? Для чего необходима дисциплина и правила в процессе игровой деятельности на экологической тропе? В ходе работы на экологической тропе все эти вопросы успешно реализовываются.
Экотропинка оборудуется таким образом, чтобы дети босиком могли пройтись по разным на ощупь поверхностям. Проходя по разным участкам тропы, дети получают последовательное воздействие на биологически активные зоны, расположенные на подошвенной части стопы. Эти зоны связаны с иммунной системой организма и помогают стимулировать и укреплять защитные силы организма, снять стресс и улучшить общее психоэмоциональное состояние. Дети проходят по тропе босиком, выполняя дыхательные упражнения. Экотропинка пролегает в основном в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. В тени деревьев летом дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой.
Экотропинка делится на участки, которые имеют разные покрытия из натурального и экологически чистого материала: травяной покров, песчаную поверхность, поверхность с галькой, деревянные пеньки, шишки, вода.
Вдоль тропы высажены специально подобранные кустарники, цветы и травы, обогащающие воздух фитонцидами (мята, мелисса, календула, бархатцы, лекарственная ромашка, лук и другие.) Это позволяет детям познакомиться с лекарственными растениями и их возможным применением в оздоровлении собственного организма.
Экотропинка располагается в небольшой посадке деревьев, где можно наблюдать за ветром, деревьями, птицами, проводить опыты и сбор природного материала, беседы о природе с использованием художественного слова и разных вопросов к детям, выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверей, насекомых).
Родителей тоже необходимо знакомить с маршрутами здоровья детей соответственно возрасту, проводить практикумы с показом практической работы педагогов. Экотропинка может использоваться и в вечернее время, когда родители приходят за детьми. Они могут выполнять упражнения по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:
-посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;
-сделать несколько дыхательных упражнений;
-походить босиком по песку, траве;
-покатать желуди, шишки ступнями ног;
-полюбоваться красотой цветущих растений.
Таким образом, использование экологической тропинки объединяющей оздоровительные и экологические факторы позволяет добиться следующих результатов:
Двигательная активность и закаливание обеспечивают здоровье, энергию, снижение риска заболеваемости детей простудными заболеваниями.
Общение с природой развивает наблюдательность, познавательный интерес, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение.
Работа с родителями способствует повышению их компетентности в области здоровьесбережения на экологической тропе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ( из опыта работы )
СрокиТемаПрограммные задачиФормы работыСентябрь Цветы станицы КаневскойПознакомить детей с цветами, растущими на цветочной клумбе....
«Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста через экологическое воспитание» (из опыта работы)
«Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста через экологическое воспитание» (из опыта работы)...
Макет «Золотая осень в лесу» как одна их форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию. (из опыта работы)
Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является ...
Роль бесед в формировнии у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры (из опыта работы).
Роль бесед в формировании у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры (из опыта работы)....
"Экологическая тропа" (из опыта работы)
В материале представлена экологическая тропа в старшей группе...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДОУ. ОПЫТ РАБОТЫ.
В ДАННОЙ СТАТЬЕ ОТРАЖЕНЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДОУ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ СТАНЦИИ ТРОПЫ, ОБЪЕКТЫ НАБЛЮДЕНИЙ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ....