Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования при формировании и развитии у старших дошкольников навыков безопасного поведения в условиях дорожно-транспортной среды
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №54 Киселевского городского округа
ПРОЕКТ
Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования при формировании и развитии у старших дошкольников навыков безопасного поведения в условиях дорожно-транспортной среды
Возраст воспитанников 5-7 лет
Срок реализации проекта 2 года
Разработчик:
Пенькова Татьяна Евгеньевна, воспитатель
Киселевск, 2019
Содержание
Введение ………………………………….3
1.Реализация проекта………………………………………………………………..........7
1.1 Подготовительный этап Проекта……………………………………………….....7
1.2 Реализационный этап Проекта…………………………………………………….9
1.3 Взаимодействие с родителями воспитанников………………………………….15
1.4 Итоговый этап Проекта…………………………………………………………...17
2. Итоги Проекта. Проектный продукт………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………………20
Программно - методическое обеспечение………………………………………....23
Приложения…………………………………………………………………………...25
Введение
Актуальность
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно – транспортных происшествий. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастает. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей (Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко).
По статистическим данным за 2019год одно из первых мест по количеству ДТП среди других стран заняла Россия.
Статистика ДТП за 2019 год в России с участием детей приобрела значимые показатели начиная с начала учебного года. Чаще всего их сбивают на пешеходных переходах, в случае если те переходят дорогу неправильно. Всего зафиксировано 15 860 ДТП, в которых участвовали несовершеннолетние. Плохая дорога стала причиной наезда на ребенка в 7 000 случаев. Количество детей, погибших в ДТП, составляет 164 человека. voditel.guru›dtp/obshhee/statistika-v-rossii
Обучение детей дошкольного возраста и школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на улице является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95, № 198 – ФЗ.
Актуальна и просто жизненно необходима задача: формирования и развития у старших дошкольников навыков сознательного и безопасного поведения в условиях дорожно - транспортной среды.
Основа реализации данной задачи закладывается на ступени дошкольного образования и преемственно развивается и углубляется в соответствии с возрастными возможностями детей младшего школьного возраста.
С 1 января 2014 года согласно введению ФГОС дошкольного образования, раздел «Безопасность» является обязательным и входит в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» при составлении программ дошкольного образования.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Одними из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является его непрерывность и преемственность в обучении, в том числе, детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
В последние годы проблема формирования социальных представлений, а именно к ним относятся представления о безопасном поведении на улице, в той или иной степени решается в основных образовательных программах дошкольных учреждений и начального школьного образования (а так же в программах «Детство», «Радуга», «Основы безопасности жизнедеятельности» и т.д.). Эта проблема находит своё отражение и в методической литературе (авторы Стеркина Р.Б. , Князева Н.Л. , Фролов М.П. , Авдеева Н.Н. ,Якупов А.М. , Поддубная Л.Б. , Хромцова Т.Г., Майорова Ф.С.). В ней, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста знаний и умений безопасного поведения на улице.
Преемственность в содержании педагогического процесса должна базироваться на связи образовательных программ дошкольного и начального образования.
Сравнение ФГОС дошкольного образования и ФГОС и начального образования указывает на преемственность содержания образовательных областей программы дошкольного образования и предметных областей образовательной программы начального образования.
Противоречие: однако, анализ программ дошкольного и начального образования показывает, что данные задачи по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний и умений безопасного поведения на улице, в меньшей степени обращены на преемственность детского сада и школы.
Цель нашего проекта: разработать и апробировать систему учебно-воспитательной работы, направленную на формирование и развитие у дошкольников навыков безопасного поведения в условиях дорожно- транспортной среды, обеспечивающую преемственность дошкольного и начального общего образования.
Мы полагаем, что выполнение цели, возможно при условии организации специальной деятельности в дошкольном учреждении, предполагающей решение следующих задач:
- организация педагогами дошкольного учреждения совместной деятельности с детьми, способствующей успешному освоению детьми знаний, развитию умений и формированию навыков безопасного поведения на улице,
- использование специальных игровых технологий обучения, проблемно-поисковых методов, проектных методов, комплекса дидактических и подвижных игр,
- обогащение развивающей среды игровыми пособиями и материалами по данной тематике,
- активное участие родителей в учебно- воспитательной работе.
Основные принципы проекта
Построение образовательной деятельности осуществляется на основе индивидуальных особенностей каждого воспитанника с учетом деятельностного и личностно-ориентированного подходов, при котором он сам становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Проект разрабатывается с учетом следующих принципов:
- принцип индивидуализации;
- принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых;
- принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- принцип сотрудничества дошкольного учреждения с семьей;
- принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- принцип учета возрастных и психологических особенностей воспитанников;
- принцип учета ведущего вида деятельности;
- принцип наглядности и доступности материала.
Вышеперечисленные принципы обеспечивают реализацию системы учебно - воспитательной работы и возможность общения в процессе совместной деятельности детей и взрослых.
Участники проекта:
педагоги, дети дошкольного возраста, родители.
Место проведения проекта: МБДОУ детский сад №54 Киселевского городского округа
Срок реализации проекта 2года
1 Реализация проекта
1.1 Подготовительный этап Проекта
Решить поставленные задачи предполагается в 3 этапа: подготовительный (диагностирующий), формирующий (реализационный) и итоговый (заключительный)
Цель подготовительного этапа – выявление уровня знаний, умений и навыков, выявление затруднений и определение путей решения проблем.
Формы работы: беседа, игровые ситуации, дидактические и подвижные игры Изучение психологических особенностей и результаты мониторинга уровня сформированности у детей навыков осознанного поведения в условиях дорожно- транспортной показали, что у дошкольников отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1, 2)
Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.
Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше.
В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров.
В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше.
Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, амии взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
Надёжная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.
Несомненно, дети — самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды — обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице.
1.2 Реализационный (формирующий) этап Проекта
Цель реализационного этапа - создание и апробирование системы учебно-воспитательной работы, направленной на формирование и развитие у дошкольников навыков безопасного поведения в условиях дорожно- транспортной среды и обеспечивающей преемственность дошкольного и начального общего образования.
В рамках нашего Проекта, с целью систематизации учебно - воспитательной работы по формированию навыков сознательного поведения в условиях дорожно- транспортной среды и обеспечивающей преемственность дошкольного и начального общего образования была разработана дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Школа юных пешеходов».
Новизна. Программа основана на интегративном подходе к обучению дошкольников, работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах охватывает все виды деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
При реализации Программы широко применяются информационно-коммуникационные технологии и интерактивные технологии, что делает образовательный процесс более интересным и содержательным, и способствует реализации комплексного подхода, развитию интегративных качеств личности ребёнка.
Использование интерактивных технологий таких как « Кейс – технология», «фото-кейс» или «кейс-иллюстрация» помогают развивать у детей способность прорабатывать различные дорожные ситуации и находить их решение, дают возможность научиться работать с информацией. А также помогают решить следующие задачи: развивать творческое, осознанно - критическое мышление; формировать способность на практике находить альтернативные варианты решений, соотносить их с жизненными ситуациями; развивать умение оценивать ситуацию и принимать решения; способствовать развитию у детей нравственных аспектов поведения.
Практическая значимость. Содержание Программы направлено на обучение детей правилам безопасности дорожного движения — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, 4, 5)
Практический материал входит во все разделы и направления программы воспитания в детском саду: организованные формы обучения на занятиях, совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность ребенка, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, игру.
Практический материал, представленный в Программе, может использоваться не только педагогами, осуществляющими образовательную деятельность с детьми в данном образовательном учреждении, но и педагогами, работающими в других образовательных организациях
Программные задачи Проекта направлены на:
1. Обучение детей разумному и безопасному поведению на автомобильных дорогах.
2. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
3. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
4. Обогащение представлений детей о здоровье.
Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Для реализации программных задач Проекта используются следующие методы:
- словесные методы: объяснение, беседа, диалог, обсуждение;
- наглядные методы: показ, рассматривание иллюстраций, рисунков, мультимедийные презентации, виртуальные путешествия;
- практические методы: выполнение упражнений, заданий;
- игровые методы: дидактические, словесные игры, компьютерные развивающие игры и т.д.
- методы мониторинговых исследований (актуальности, системности, адекватности и др.);
-методы анализа «Кейс-технологии»:
- метод игрового проектирования - процесс создания или совершенствования объектов.
- метод проигрывания ролей (инсценировки) - предлагается в виде инсценировки создать ситуацию и дать возможность оценить поступки.
- дебрифинг - достоинством является подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных результатов.
- метод инцидентов - поиск информации для принятия решения самим дошкольником.
- групповая дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами.
- метод "информационного лабиринта" заключается в умении занять позицию человека и справиться с задачами, которые она подразумевает.
- метод ситуационного упражнения (задачи)- предлагается текст с описанием сложившейся ситуации и задача, требующая решения.
Использование вышеперечисленных методов способствует успешному освоению воспитанниками правил безопасного поведения в условиях дорожно-транспортной среды, повышению качества образовательной деятельности, детской активности в процессе познания, а также дают возможность выработать у дошкольников устойчивые навыки по формированию осознанного поведения в условиях дорожно - транспортной среды.
Используемые формы реализации образовательной деятельности по Проекту
Проект реализуется в следующих формах: индивидуальная; подгрупповая; групповая.
Индивидуальные формы работы. Основная цель - подбор комплексных упражнений, направленных на развитие и совершенствование навыков безопасного поведения. При этом педагог имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к проблемной ситуации, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей и детально ее проработать
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
- закрепить приобретенные ранее знания, умения и навыки по правилам дорожного движения;
- развивать способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
- воспитывать потребность быть дисциплинированным и внимательным на улицах, осторожным и осмотрительным
Подгрупповые формы работы. Основная цель - воспитание навыков коллективной работы, выработка навыков простейших форм социального общения. Практическая деятельность с дошкольниками строится в рамках технологической карты, которая адаптирована к технологии и отражает специфику "фото-кейса", где определена последовательная этапность деятельности педагога и детей. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в развитии и обогащении знаниями каждого ребенка. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению педагога в зависимости от динамики достижений при обучении правилам безопасного поведения.
Задачи и содержание подгрупповых занятий:
- закрепление навыков безопасного поведения;
- решения реальных проблем, возможность работы в едином проблемном поле,
Групповая форма обучения проводится 1 раз в неделю.
Задачи и содержание групповых занятий:
- формировать умение аргументировать ответ, решать проблемные ситуации.
- формировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.
- закреплять умение аргументировать свою стратегию решения по отношению к другим.
Все формы работы осуществляются через разнообразные виды деятельности:
ознакомление с правилами безопасности посредством чтения и обсуждения
литературных произведений,
познавательные беседы;
организация тематических конкурсов детских рисунков и поделок;
использование тематических альбомов и плакатов, дидактических игр;
встречи с интересными людьми профессии «инспектор ГИБДД»;
просмотр презентаций, видео и мультфильмов по данной тематике;
игры-драматизации, развлечения;
познавательные минутки
использование специальных игровых технологий обучения,
подвижные игры
сюжетно-ролевые игры
экскурсии
целевые прогулки
Требования к развивающей предметно-пространственной среде, как важное условие реализации Проекта.
Развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) должна обеспечить реализацию проекта.
РППС должна быть:
- содержательно-насыщенной – включать средства обучения, необходимые для реализации задач Программы.
- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов,
- мотивов и возможностей детей;
- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности;
- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования.
РППС должна способствовать активности ребёнка, иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.(ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
Требования к педагогу, реализующему Проект. Уровень квалификации педагога, реализующего Проект, должен соответствовать предъявляемым современным требованиям к квалификации педагога ДОУ. Деятельность педагога и ребенка в образовательном процессе – совместная (партнёрская), а не является цепочкой действий по указанию взрослого.
Педагог планирует педагогический процесс:
- определяет задачи и содержание образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- эффективно организует деятельность детей в разных ее видах;
- находит и раскрывает ресурсы ребенка во всех видах его активности;
- создаёт проблемные ситуации;
- способствует развитию творческой активности ребенка;
- взаимодействует с детьми в рамках личностно-ориентированной модели общения.
Деятельность педагога направлена на решение вопросов обогащения опыта в сфере социально - коммуникативного развития ребенка. Педагогические находки в образовательном процессе по социально-коммуникативному развитию способствуют обогащению и формированию мыслящей личности ребенка, способной к успешной самореализации и социализации в обществе. Создание условий, отбор форм и средств, для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, обеспечивающих высокое качество результатов образовательного процесса по формированию начальных ключевых и начальных специальных компетенций дошкольников: внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных и интерактивных.
Основным методом общения педагога с дошкольниками является диалогическое общение. Диалоги между педагогом и ребенком направлены на совместное обсуждение нового материала, на проговаривание новых понятий, для оценки усвоения темы
1.3 Взаимодействие с родителями воспитанников в процессе реализации
Проекта
Одним из факторов, влияющих на реализацию проекта является активное участие родителей воспитанников в системе учебно-воспитательной работы, направленной на формирование и развитие у дошкольников навыков безопасного поведения в условиях дорожно- транспортной среды
Родители для ребенка являются образцом поведения. По мнению ребенка, все, что делают мама с папой правильно. Когда взрослые нарушают правила, они это понимают, но ребенок этого не знает. В голове у него откладывается отпечаток всей ситуации. Значит так можно поступать и не один раз, а всегда. И чтобы на занятиях не говорили воспитатели, ребенок в подобной ситуации поступит именно так, как поступают его родители. Безоговорочным соблюдением правил дорожного движения родители должны подавать пример собственным детям. Поэтому необходимо проводить разъяснительную работу и среди родителей.
Работа с родителями должна принимать разнообразные формы:
- Совместные развлечения и досуги: «Азбуку улиц все знать должны», «Грамотный пешеход».
- Консультации воспитателя для родителей: «Роль взрослых в обучении детей безопасному поведению на дороге», «Особенности поведения детей дошкольного возраста на дороге».
- Создание памяток, ширм на дорожную тематику: «Внимание – переходим улицу», «Родителю – водителю», «Как ездить в общественном транспорте», «Помните ли вы?»
- Открытые мероприятия «Кто хочет стать знатаком ПДД?», конкурс «Засветись - самая яркая семья», конкурс на «Лучший слоган о светоотражающем элементе»
- Анкетирование.
- Встречи с инспектором ГИБДД.
- Просмотры видеофильмов: «К чему приводит невнимание к детям».
- Конкурсы: рисунков: «Моя улица», «Дорога глазами детей», «Нужные знаки»; изготовление макетов, светофоров.
- Открытые столы, диспуты, дискуссии
- Совместные Акции
1.4 Итоговый этап Проекта
Целью итогового этапа является проверка эффективности разработанной нами системы учебно-воспитательной работы, направленной на формирование и развитие у дошкольников навыков сознательного и безопасного поведения в условиях дорожно- транспортной среды.
Диагностический инструментарий для оценивания результатов реализации Проекта.
Для определения степени освоения детьми программного содержания, реализуемого в Проекте, проводится педагогическая диагностика.
Для обследования знаний и навыков, полученных дошкольников навыков сознательного и безопасного поведения в условиях дорожно- транспортной среды, в результате реализации Проекта, нами использовались методики «Подбери слово», «Продолжи предложение», «Дорожная история» с целью выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать и действовать, развитие логического мышления, выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи по теме «Безопасность при взаимодействии с транспортной системой города»
Игра «Запомни рисунок» Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного запаса и воображения.
Для определения уровня знаний дошкольников по основам безопасности дорожного движения использовался опросник автора Н.И. Клочанова, выявление знаний о видах транспорта методика автора Замалеевой А.И
К методам, применяемым в ходе диагностики, относятся: беседа, игра, игровые ситуации, анализ продуктов детской деятельности, сюжетно- ролевая игра (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)
2. Итоги проекта (ожидаемые результаты)
В результате реализации разработанной нами системы учебно-воспитательной работы, направленной на формирование и развитие у дошкольников навыков сознательного и безопасного поведения в условиях дорожно- транспортной среды и обеспечивающей преемственность дошкольного и начального общего образования дети владеют:
- Знаниями о значении таких слов как: автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор…
- Знаниями о различных видах транспорта и их классификации, о дорожных знаках, о движении транспорта.
- Умениями применить сформированные навыки по безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни
- Умениями решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе;
- Способностью к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
- Потребностью быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
У родителей воспитанников, сформирована готовность к сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения по проблемам формирования и развития у детей навыков безопасного поведения в условиях дорожно-транспортной среды
Старшие дошкольники и их родители, активные участники конкурсов, проектов и акций, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма
Проектный продукт:
- Всероссийский заочный конкурс методических материалов «КЛАССИКИ»
КРИП и ПРО г Кемерово направление «Азбука безопасности (авт.Пенькова Т.Е)
Диплом 2 степени 2018г
- Городской конкурс на лучшую разработку «Изучаем ПДД» г.Киселевск
Грамота 1 место 2019г (авт.Пенькова Т.Е)
- Участие в городском конкурсе на лучшую новогоднюю поделку «Дорожный знак на новогодней елке» 2019г
- Участие в городском конкурсе на лучший видеоролик, презентацию о светоотражающем элементе «Чем ярче, тем безопаснее!» 2019г
- Участие в городской Акции «Безопасный переход «Зебра» - 2 место
- Участие в Конкурсе агитационных листовок для водителей «Правила дорожные детям знать положено» -1 место
- Участие в Городском конкурсе агитбригад -2 место
- Всероссийский конкурс «Веселый светофор» для детей дошкольного возраста Детский клуб «ТАИС» г.Омска Диплом 1 место 2019г
- Второй Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества по ПДД «Светофорова наука» им.Наташи Едыкиной - 1 место 2019г
- Активное участие во всех городских Акциях «Юный водитель», «Юный пассажир» 2018-2019гг
- Активное участие родителей и детей в создании коллажей, стенгазет и листовок, пропагандирующих соблюдение ПДД.
- Итоговое совместное мероприятие для детей и родителей «Кто хочет стать знатаком ПДД?» 2019г
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одними из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является его непрерывность и преемственность в обучении, но анализ программ дошкольного и начального образования показывает, что данные задачи по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний и умений безопасного поведения на улице, в меньшей степени обращены на преемственность детского сада и школы. Поэтому нами в рамках педагогического проекта была разработана и апробирована система учебно-воспитательной работы, направленная на формирование и развитие у дошкольников навыков безопасного и сознательного поведения в условиях дорожно- транспортной среды, обеспечивающая преемственность дошкольного и начального общего образования.
Нами были проанализированы и внедрены в практику условия, способствующие эффективному обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования при формировании и развитии у старших дошкольников навыков безопасного поведения в условиях дорожно-транспортной среды.
Для оценки эффективности предложенных мер нами была проведена диагностика и анализ продуктов деятельности воспитанников и их родителей - 48% детей показали высокий уровень сформированности у них навыков безопасного поведения в условиях дорожно - транспортной среды, 52% средний.
Анализ данных реализуемого проекта дает возможность сделать следующие обобщающие выводы:
Для наиболее эффективного обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, формирование и развитие у старших дошкольников навыков безопасного поведения в условиях дорожно-транспортной среды следует начинать в младшем дошкольном возрасте и основываться на преемственность в содержании образовательного процесса, а также преемственность в методах и формах всего образовательного процесса, в условиях воспитания детей в детском саду и начальной школе.
В результате разработана система мер учебно- воспитательной работы по формированию и развитию у дошкольников навыков безопасного поведения в дорожно- транспортной среде, которая включает в себя:
- организацию педагогами дошкольного учреждения совместной деятельности с детьми, направленной на воспитание у дошкольников навыков адекватного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях, стимулирующей у дошкольников самостоятельность и желание нести ответственность за свое поведение в условиях дорожной среды.
- использование специальных игровых технологий обучения, проблемно-поисковых методов, проектных методов, комплекса дидактических и подвижных игр, направленных на воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
- обогащение развивающей среды игровыми пособиями по данной тематике, дающей возможности предвидеть вероятную опасность в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения
- активное участие родителей в учебно- воспитательной работе.
Дошкольники приобрели целостные, соответствующие возрасту, знания и понятия по безопасности собственной жизнедеятельности, которые станут предпосылками к школьному обучению по формированию навыков безопасного и сознательного поведения на дороге, опорой для их непрерывного развития в системе детский сад - начальная школа.
К концу обучения дети 6-7лет:
владеют понятиями и терминами, связанными с дорожно- транспортной средой;
различают различные виды транспорта и умеют их классифицировать;
знают о работе регулировщика и его функциях;
знают и умеют классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные;
имеют представления обо всех участниках дорожного движения, знают правила поведения при взаимодействии с транспортной системой города в трех аспектах:
- Ребенок — пешеход;
- Ребенок — пассажир городского транспорта;
- Ребенок — водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.);
умеют решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части во дворе;
умеют применять полученные знания в жизни;
способны к предвидению возможной опасности, в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
дисциплинированны и внимательны на улицах, осторожны и осмотрительны, понимают, что нужно нести ответственность за свое поведение в условиях дорожно- транспортной среды
Качественный и количественный анализ результатов нашего проекта подтверждает целесообразность предложенной системы учебно-воспитательной работы по формированию и развитию у старших дошкольников знаний, умений и навыков безопасного и сознательного поведения в условиях дорожно-транспортной среды.
Программно - методическое обеспечение реализации проекта:
1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. — В кн.: Умственное воспитание дошкольника. М.: Просвещение, 1991.
2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста»: Просвещение, 2007.
3. Авдеева Н. Н., Князева, О.Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1–4: Для детей старшего дошкольного возраста. — М.; Просвещение. — 2006.
4. Борисова, Л. В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Л. В. Борисова.- Наб. Челны,2006.
5. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольнику /К. Ю. Белая. — М.: Детство, 2006. — 210с.
6. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице». «Детство-пресс», 2008
7. Добрякова Н. В., Борисова Т. А., Панина С. А. Уклонская Т. В. «Три сигнала светофора».
8. Зубарева Ю. М. Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015.
9. Извекова Н. А., Медведева, А.Ф., Полякова Л. Б., Фетодова А. Н. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста под редакцией Романовой Е. А., Малюшкина А. Б. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» — М.: ТЦ Сфера, 2006. 64с.
10. Майорова Ф.С «Изучаем дорожную азбуку», М., «Издательство Скрипторий 2003», 2005
11. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора /Т. Ф. Саулина. — М.: Просвещение, 1989. –
12. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей. — Мн., 1989.
13. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы). Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1982.
14. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1984.
15. Урунтаева, Г., Тихеева, Е. И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности [Текст] / Е. И. Тихеева // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 10.-90
16. Хрестоматия по психологии [Текст] / Под. ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 2010.
Электронные ресурсы:
Учебно-методические комплекты для дошкольных образовательных организаций по обучению детей безопасному участию в дорожном движении (http://минобрнауки.рф/документы/4969).
Информационные странички о правилах дорожного движения. http://stolingim.narod.ru/PDD/Pdd1.htm
Портал детской безопасности «Спас-Экстрим»: методические пособия для учителей, основы безопасности жизнедеятельности, тесты и инфографика для детей, галерея детского творчества и другое. http://www.spas-extreme.ru/
Информационные материалы о правилах безопасного поведения на дороге: полезные советы для пешеходов, основные дорожные знаки, правила поведения в общественном транспорте. http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/pravila-bezopasnogo-povedenija-na-doroge
Информационные странички о правилах дорожного движения. http://stolingim.narod.ru/PDD/Pdd1.htm
Интернет-портал газеты «Добрая Дорога Детства» http://www.dddgazeta.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Критерии, показатели и индикаторы освоения детьми программного содержания, реализуемого в ПРОЕКТЕ
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь, май).
Диагностика включает в себя обследование уровня сформированности у дошкольников представлений о правилах дорожного движения по следующим критериям:
Знания об устройстве улицы
Знания о транспортных средствах
Знания о работе водителя и движении машин
Знания о правилах дорожного движения, их соблюдении
Знания о работе светофора
Знания о средствах регулирования дорожного движения
Знания о значении дорожных знаков
Умения применять, полученные знания на практике
Соответственно выбранным показателям выделено три уровня сформированности у дошкольников представлений о ПДД, дана их качественная характеристика.
Для детей 6-7 лет:
Характеристика уровней:
Низкий уровень (I) – Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки по ПДД – не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление о ПДД не сформированы.
Пограничный уровень между низким и средним: ребенок проявляет избирательный интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки не сформированы; на подгрупповых занятиях пассивен. Представление об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний по ПДД.
Средний уровень (II)– проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает активное участие в подгрупповых занятиях; навыки сформированы. Представления о ПДД есть, путается в понятиях.
Высокий уровень (III) – Владеет основными понятиями и терминами по ПДД, называет все виды транспорта, знает назначение пешеходного перехода, его виды, знает значение и классификацию дорожных знаков, знает правила поведения в общественном и личном транспорте, имеет полные знания о работе светофора и регулировщика, адекватно и осознанно выбирает решения в опасных дорожных ситуациях, проявляет активный интерес к изучению правил дорожного движения, способен к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, аргументировано отвечает на вопросы, использует полученные знания в практической деятельности, навыки по ПДД сформированы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методы и методики диагностики достижения детьми планируемых
результатов, для реализации ПРОЕКТА
Тест для детей старшего дошкольного возраста “Подбери слова”
Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.
Инструкция: Воспитатель называет определение, например, воздушный транспорт. Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет, вертолет, воздушный шар).
- Наземный транспорт
- Воздушный транспорт
- Предупреждающие знаки
- Запрещающие знаки
- Знаки сервиса
- Сигналы светофора
- Действия человека
Норма для детей старшего дошкольного возраста 15-20 слов из различных групп.
“Продолжи предложение”
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.
Задача детей: продолжить предложение.
- Пешеходы всегда должны двигаться…….
- Я никогда не нарушаю………
- Светофор состоит из……..
- Я знаю, что знаки бывают……..
- Я помню случай, когда на дороге…….
- Плохо, когда взрослые…..
- Регулировщик, это человек, который…..
- Пассажирам автобуса запрещается…….
- Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……
Тест для детей старшего дошкольного возраста “Дорожная история”.
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного запаса и воображения.
Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и затем пересказать ее. История может включать разные ситуации, которые произошли либо самим ребенком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными персонажами из сказок, мультфильмов.
При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность сюжета, разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ должен состоять из полных предложений
Тест “Проверь себя”
(для детей от 6-7 лет).
Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам дорожного движения в подготовительной группе.
Задача ребенка найти лишнее слово.
- Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).
- В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).
- В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).
- Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).
- У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).
- Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).
- Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).
- Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).
- Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).
- Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).
Норма для детей подготовительной группы 7-8 правильных ответов.
Тест для детей старшего дошкольного возраста “Запомни рисунок”.
Цель: определить уровень развития памяти, внимания, закрепить различные виды транспорта.
Инструкция: педагог показывает ребенку картинки с различными видами транспорта не более 15 секунд, после чего убирает картинки, и ребенок должен воспроизвести все картинки.
Нормой для ребенка старшего дошкольного возраста 7-8 предметов.
Игра на макете «Водители и пешеходы»
Цель: выявить знания и практические умения детей по ПДД
Материал: макет с изображением дороги, перекрёстков, дорожные знаки, светофоры, транспортные игрушки, фигурки пешеходов
Водителю и пешеходу предлагается пройти определённый маршрут на макете с соблюдением Правил дорожного движения и объяснением своих действий при движении.
Задания:
- расставь дорожные знаки на перекрёстке;
- расставь светофоры для пешеходов и для транспорта;
- кому из пешеходов разрешено движение?;
- какой транспорт может сейчас начинать движение?
- покажи, как пешеход должен переходить проезжую часть?
-покажи «стоп-линию», у которой водитель должен остановиться»;
- покажи дорожную разметку какую ты знаешь,
- какое назначение сплошной линии
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
УЧЕБНЫЙ ПЛАН, реализуемый в ПРОЕКТЕ
Перечень разделов, тем и последовательность их изучения, количество часов на изучение каждого раздела
№ | Наименование разделов программы | Кол-во / продолжительность занятий | Форма контроля |
1 | Наш город, дороги нашего города | 4/2ч | Беседа |
2 | Мой друг – Светофор! | 4/2ч. | Выставка рисунков и поделок: «Мой друг Светофор» |
3 | «Виды пешеходных переходов. Правила перехода дороги» | 4/2ч. | Дидактическая игра «Перекресток» |
4 | «Знаки дорожного движения» | 4/2ч. | Дидактическая игра «В гостях у дорожных знаков» |
5 | «Зимняя дорога – опасна!» | 4/2ч. | «Информационный лабиринт» |
6 | «Виды транспорта» | 4/2ч. | Викторина «Транспорт нашего города» |
7 | Правила поведения в автобусе и в автомобиле | 4/2ч. | Сюжетно- ролевая игра «Автобус» |
8 | «Улица полна неожиданностей» | 4/2ч. | Игра-драматизация «Я – водитель» |
9 | Школа пешеходных наук | 4/2ч. | Совместное развлечение «Путешествие в страну Светофорию» |
Итого: | 36/18ч. |
Форма обучения - очная.
Категория обучающихся: дети 6-7 лет.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, реализуемый в ПРОЕКТЕ
Разделы программы | Темы программы | Продуктивная, двигательная и образовательная деятельность. | Работа с родителями |
сентябрь | |||
1«Наш город. дороги нашего города» | 1.Игровое проектирование «Безопасность на улице», «Улица нашего города» | Аппликация «Наша улица». Конструирование «Улица». Рисование: «Улица города». С/р игра «Улица» П/и «Ловкий пешеход» | Анкетирование родителей по обучению детей ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма Консультация «Безопасный маршрут из детского сада домой» Памятка «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге». |
2. Ситуативный разговор «Чем опасен стоящий на проезжей части транспорт». | |||
3.Чтение художественной литературы и дискуссия Н. Кончаловская «Самокат». О. Бедарев «Азбука безопасности». | |||
4.Работа со схемами маршрута детей от дома до детского сада. Д/ и «Наша улица» | |||
октябрь | |||
2.Мой друг- Светофор! | 1.Ситуативный разговор «Как перейти через проезжую часть у перекрёстка со светофором, имеющим дополнительные секции со стрелками». | П/и «Светофор», «Кто быстрее соберет светофор» Рисование нетрадиционным способом «Светофор». Сюжетно –ролевая игра «Умный пешеход» Изготовление макетов светофора. Инсценировка по правилам дорожного движения«Светофор и пешеходы». | Предложить родителям совместный просмотр с детьми познавательного мультфильма «У Лукоморья – Светофор». Консультация: «Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения» |
2.Информационный лабиринт «В чём опасность движения пешехода по разрешённому сигналу светофора». | |||
3. Ситуативно- ролевая игра «Три сигнала светофора», | |||
4. Чтение художественной литературы и дискуссия: С. Михалков «Моя улица», Г. Ладонщиков «Светофор», О.Тарутин «Для чего нам светофор?» | |||
ноябрь | |||
3.«Виды пешеходных переходов. Правила перехода дороги» | 1.Беседа «О полосатой зебре» и о дорожном знаке Фото-кейс «Пешеходный переход». | Аппликация "Пешеходный переход." Сюжетно-ролевая игра"Пешеходы и транспорт." Раскрашивание сюжетных раскрасок ПДД. П / игра «Воробышки и автомобиль» Т.А. Шорыгина «Сказка о правилах дорожного движения. Часть 1. Игрушечная дорога», «Подземный переход», » С. Волков «Про правила дорожного движения. | Изготовление и раздача информационных буклетов «Для чего нужны светоотражающие элементы?» |
2.Д/игра «Сломанный светофор», «Ловкий пешеход». | |||
3.Чтение художественной литературы и дискуссия: Н. Носова «Подарок от зебры» | |||
4.Виртуальное путешествие « Транспортная система города» | |||
Декабрь | |||
4.«Знаки дорожного движения» | 1.Виртуальное путешествие в мир сказок «Дорога и знаки». | Аппликация «Собери знак». Сюжетно – ролевая игра «Правила дорожного движения». Раскрашивание раскрасок на тему: «Правила дорожного движения». Чтение художественной литературы: В. Головко «Правила движения», Г. П. Шалаева «Мои друзья-дорожные знаки». Ручной труд: изготовление дорожных знаков. | Буклет «Дидактические игры по безопасности дорожного движения». Анкетирование родителей «Знает ли мой ребенок дорожные знаки?» |
2.Викторина «Дорожная азбука» | |||
3. Ситуационные упражнения «Найди пешехода – нарушителя», «Угадай какой знак». | |||
4. Встреча с сотрудником ГИБДД | |||
Январь | |||
5. «Зимняя дорога – опасна!» | 1. Игровое проектирование «Где должны играть дети», «Будь внимателен – зимняя дорога!» | Рассматривание картин изображающих дорожное движение в | Изготовление и раздача памятки «Причины детского дорожно-транспортного травматизма». Памятка о соблюдении ПДД в зимний период |
2. Чтение художественной литературы и беседа: А. Шалобаев «Посмотри налево, посмотри направо», Т.А. Шорыгина «Пойдем играть в хоккей», | зимний период. Сюжетно – ролевая игра «Нам на улице не страшно». Рисование «Правила ПДД зимой». Д/и «Где играют зверушки?». П/и «Стоп, машина!» Чтение Н.Носов«На горке» , И. Лешкевич «Гололед». | ||
3. Дискуссия «Обсуждение правильности выбора места для игр зимой.» | |||
4.Просмотр познавательного мультфильма «Не играй рядом с дорогой в гололед» Правила дорожного движения для детей | |||
Февраль | |||
6.«Виды транспорта» | 1 Викторина: «Что должны знать и уметь водители» | С/р. игра «Водители», «ГИБДД» Рассматривание альбома«Общественный транспорт» Рисование и раскрашивание картинок с изображением различных видов транспорта. Трафареты «Транспорт» П/и «Едем – едем на машине» Конструирование «Автобус». | Беседа + изготовление и раздача буклетов о последствиях превышения скорости водителям автотранспортных средств: «Водитель, не спеши!» Выставка рисунков и поделок : «Мой друг Светофор», «Дороги нашего города», «Дорожные знаки» |
2.Чтение художественной литературы: Н. Носов «Автомобиль», Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья», Ильин, Е. Сегал«Машины на нашей улице». | |||
3. Целевая прогулка «В гостях у Светофора» | |||
4.Логические упражнения «Угадай вид транспорта по описанию» | |||
Март | |||
7.Правила поведения в автобусе и в автомобиле | 1.Чтение художественной литературы и дискуссия : С. Волков «Едут, едут пассажиры», А. Клименко «Когда мы пассажиры» | С/Р игра «Шоферы и пассажиры», «Такси» Рисование: «Разные Машины едут по улице. Лепка: «Машина для папы». П / игра «Цветные автомобили». Д/и «Найди пассажира-нарушителя». Просмотр мультфильмов из серии «Уроки тетушки Совы» «Азбука безопасности на дороге» | Изготовление и раздача памятки «Правила перевозки детей в автомобиле». Консультация «Безопасность в общественном транспорте» |
2. Игровое проектирование: Правила поведения в общественном транспорте. «Поведение пассажиров при посадке в транспорт»: | |||
3.Показ мультимедийной презентации: "Правила поведения в общественном транспорте" | |||
4.Информационный лабиринт« Можно – нельзя, правильно –неправильно» | |||
Апрель | |||
8. «Улица полна неожиданностей» | 1.Дискуссия: «Где можно кататься на велосипеде», «Если ты гуляешь один». | Рисование: «Я люблю кататься на велосипеде». рассматривание альбомов с иллюстрациями «Какие велосипеды бывают», «Дорожные знаки для велосипедистов». Конструирование из строительного материала «Дорога». П / и «Тише едешь дальше будешь» | Консультация «Маленький велосипедист». Памятка "для родителей о безопасности детей при катании на велосипеде" Привлечение родителей к изготовлению пособий по изучению правил дорожного движения |
2. Драматизация по худ. произведениям С. Михалков «Велосипедист», Н. Кончаловская «Самокат». | |||
3.Проблемно-поисковый проект: «Сел на велосипед – соблюдай правила, почему?» | |||
4.Просмотр познавательного мультфильма Робокар Поли : Правила дорожного движения - Безопасная езда на велосипеде. | |||
Май | |||
9.Школа пешеходных наук | 1.Деловая игра «Дисциплина на дороге - залог безопасности» | С/р игра «Улица», «Путешествие по городу» Д/игры: «Угадай какой знак» Показ кукольного театра «Уважайте светофор». Рассматривание иллюстраций с изображением различных ситуаций на дороге. Аппликация «Мой дорожный знак». Рисование (по замыслу) «ПДД» Чтение художественной литературы: С. Волков «Про правила дорожного движения»: "Как пройти через дорогу», М. И. Радзиевская «Ты и дорога». | Консультация «Что читать и смотреть с детьми о ПДД». Анкета для родителей «Как вы соблюдаете правила дорожного движения» Совместное развлечение «Путешествие в страну Светофорию» |
2. Круглый стол «Чем опасны деревья, кусты, заборы, стоящие возле проезжей части?» | |||
3.Игра – драматизация: «Правила уличного движения». . | |||
4.Пресс-конференция «Что будет, если исчезнут дорожные знаки?» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПРОЕКТА
Тема: | Содержание |
Наш город, дороги нашего города | Закрепить правила поведения на проезжей части, на улице, тротуаре. Дать представление о движении транспорта, видах транспорта, работе водителя |
Мой друг – Светофор! | Закрепить представление о светофорах (транспортном и пешеходном), их сигналах. Познакомить с дополнительными секциями светофора: стрелки направо или налево, их назначением и правилами перехода проезжей части по их сигналам. |
«Виды пешеходных переходов. Правила перехода дороги» | Дать представление о правилах ПДД для пешеходов и пассажиров. |
Знаки дорожного движения» | Дать знание о назначении дорожных знаков «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно, дети!», «Велосипедное движение». Научить классифицировать дорожные знаки |
«Зимняя дорога – опасна!» | Познакомить с правилами безопасности на проезжей части зимой, в аспекте «Ребенок — водитель детских транспортных средств (снегокат, санки, и др.)» и «Ребенок- пешеход» |
Виды транспорта | Дать представление о видах транспорта. И уметь их классифицировать, о работе водителя. Познакомить с предупредительными сигналами, подаваемыми водителями |
Правила поведения в автобусе и в автомобиле | Формирование знаний о правилах поведения на остановках общественного транспорта и в общественном транспорте, дать понятие о важности автомобильных кресел |
«Улица полна неожиданностей» | Выяснить готовность правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге, улице; Дать представление о работе регулировщика и его функциях Познакомить с правилами езды на велосипеде.Расширять знания о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы;Закрепить представления детей о светофоре, различных дорожных знаках |
«Школа пешеходных наук» | Закреплять знания о: дорожных знаках, правилах перехода улицы; правилах поведения в общественном транспорте; научить решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Оборудование кабинета:
Фланелеграф — для моделирования ситуаций на дороге,
Колонки -2 шт.
Микрофон – 1 шт.
МФУ– 1 шт.
Наушники – 1 шт.
ПК -1 шт.
Столы – 10 шт.
Стулья – 20 шт.
Шкаф – 2 шт.
Доска настенная магнитная.
Средства обучения
- Атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
- Набор транспортных средств
- Иллюстрации с изображением транспортных средств
- Макет пешеходного плоскостного светофора.
- Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта)
- Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки
- Набор дорожных знаков, в который входят: информационно-указательные — «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки — «Дети»; запрещающие знаки — «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки — «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета — «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса — «Больница», «Телефон», «Пункт питания» (мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр)
- Картотека «опасных ситуаций» (импровизированный компьютер)
- Иллюстрации с изображением красочно оформленных ближайших улиц и зданий.
- Макет проезжей части.
- Макет перекрестка
- Образцы, схемы, планы, группы, микрорайона.
- Набор мягких модулей
- Маркеры игрового пространства — «Машина», «Автобус»
- Энциклопедии, дидактические игры, пособия, содержащие знания по валеологии.
- Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в картинках»:
Водный транспорт.М.:Мозаика-Синтез,2005.
Автомобильный транспорт. М.: Мозаика-Синтез -Авиация. М.: Мозаика-Синтез,
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ПЕРЕЧЕНЬ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица», «Что говорит жезл?», «Можно и нельзя», «Волшебные знаки», «Фотограф-любитель», «Волшебник», «Теремок», «Регулировщик», «Для чего используется этот транспорт?», «Кто управляет эти видом транспорта?», «Путешественник», «Продолжи ряд слов», «Лишние предметы», «Инспектор ГИБДД и водители», «Поставь дорожный знак», «Веселый трамвай», «Грузовики», « Делай, как я», «Разложи правильно»
Обучающие и развивающие игры: «Светофор», «Безопасный город», «Транспорт», «Машины»
Игры и игровые упражнения на закрепление знаний о светофоре, транспорте, знаках дорожного движения, культуре поведения в общественном транспорте: «Включи сигнал», «Кто спешит на помощь», «Пешеходный светофор», «Подумай, выбери, объясни», «Сигналы светофора», «Найди пару», «Что изменилось», «Мы — пассажиры»
Игры и игровые упражнения на закрепление понятий переход, проезжая часть дороги, дорожные знаки: «Дороги и дорожные знаки», «Регулировщик», «Составь схему улицы», «Внимание! Сигнал светофора», «Не спеши», «Проведи автомобиль», «Четвертый лишний», «Дорожное домино», «Законы улиц и дорог», «Что было бы, если бы исчезли дорожные знаки», «Угадай, какой знак», «Правильно — опасно», «Найди безопасную дорогу», «Что сначала, что потом»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС»
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений. Положен...
Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ТРИЗ-педагогики в условиях реализации ФГОС
Проблема непрерывности и преемственности всегда была и до сих пор остаётся одной из самых насущных и важных в системе образования. Так, в действующем законе «Об образовании в РФ», в федеральных ...
Статья для воспитателей на тему «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»
Актуальность данной темы исследования определяется необходимостью создания преемственности психического развития детей на стыке дошкольного образовательного учреждения и начального этапа обучения в шк...
Доклад Тема:«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС 2 поколения»
Поступление детей в школу – очень важный период в жизни каждого ребёнка, который вызывает и у детей, и у родителей, и у педагогов – тревогу, радость, волнение и ожидание нового....
Формы работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования.
Статья об обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образовапния в соответствии ФГОС....
Доклад "Педагогические технологии обучения дошкольников в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС."
Опыт применения информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) в образовательной деятельности при формировании интегративных качеств и компетенций (Умений и навыков) дошкольника....
«Сотрудничество образовательных учреждений в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования как необходимое условие успешности ребенка».Семинар-практикум
Основные ориентиры в осуществлении преемственности между ДОУ и начальной школой с учетом требований ФГОС ДО. Речевое развитие дошкольников, как фактор подготовленности к школе.Соавтор: старший воспита...