Использование здоровье сберегающих технологий в работе по развитию речи в условиях ДОУ.
методическая разработка (младшая группа)

Минина Нина Владимировна

Распространение педагогического опыта по применению здоровье сберегающих технологий в работе воспитателя по развитию речевых навыков у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Использование здоровье сберегающих технологий

                в работе по развитию речи в условиях ДОУ.

Воспитатель ГБДОУ  детский сад №32. Минина Нина Владимировна.

Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровье сберегающих технологий в работе воспитателя по развитию речевых навыков у дошкольников.

Ставя такую цель перед  собой  в своей работе активно использую:

- Игры на развитие дыхания;

- Артикуляционная гимнастика;

- Песочная терапия;

- Пальчиковые упражнения;

- Самомассаж лица;

- Су- Джок терапия.

Кратко остановимся на каждой из технологий:

1.Упражнения для развития речевого дыхания.

Не маловажную роль в развитии речи детей играет и развитие речевого дыхания.

Цель дыхательной гимнастики: выработать сильную, плавную, длительную, ротовую струю. Учить детей делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей.

«Заводные машинки»

Задачи работа над длительным, плавным выдохом, развитие мелкой моторики, закрепление звука «ж».

Сцепить пальцы рук в «замок», оставив свободными только большие пальцы. Они превращаются в машинки. Сделать глубокий вдох и на выдохе произносить звук «ж». Машинки едут до тех пор, пока не кончится завод (пока хватает дыхания).

«Гуси»

Задачи: развитие мышц плечевого пояса, закрепление звука «ш».

Наклониться вперёд, развести руки в стороны, произнести звук «ш», вернуться в исходное положение.

«Петушок»

Задачи: развитие мышц плечевого пояса, плавного выдоха, работа над слоговой структурой слова, подготовка к произношению длинных слов, не пропуская и не заменяя слогов.

Поднять руки вверх, опустить через стороны вниз с проговариванием слогов: «ку-ка-ре-ку».

2.Артикуляционная гимнастика

Это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.

3.Песочная терапия.

Песок прекрасный природный материал, который способен принимать формы различных предметов, он обладает сыпучестью и хорошо пропускает воду.

Дети перебирают его руками, строят замки, роют тоннели или лепят «куличики». Они увлекаются игрой, тем самым бессознательно, принимают участие в песочной терапии. Каждый малыш обожает возиться с песком. Это простое занятие способно повлиять на психологическое состояние ребёнка, помочь ему с саморазвитием.

Песочная терапия – это действенный метод помощи ребёнку дошкольного возраста вырасти здоровой, гармоничной и развитой личностью.

4.Пальчиковые игры и упражнения

Пальчиковые игры и упражнения, систематически используемые на занятиях, оказывают стимулирующее влияние на развитие Рече двигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей. Они способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.

Пальчиковые игры – это небольшие рифмованные тексты, сопровождаемые движениями пальцев или кистей рук.

Игры с пальчиками способствуют более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогают в усвоении эмоциональной выразительности.

В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:

Во – первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.

Во – вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка.

В своей работе я использую следующие пальчиковые игры (вот примерный список):

«Дружные пальчики»

Пальчик, пальчик, где ты был?

(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

С этим пальцем в лес ходил.

С этим пальцем щи варил.

С этим пальцем кашу ел.

С этим пальцем песни пел.

(на каждую строчку загибается один пальчик)

Пальчики свои встряхни.

И немного отдохни!

Таким образом, пальчиковые игры развивают тонкие движения пальцев рук; дети быстрее овладевают правильным произношением звуков; дети работают с эмоциональным настроем и интересом, что позволяет предельно мобилизовать их внимание, память, обогащение словаря и способствуют развитию интонационной выразительности речи, потому что движение и речь - два взаимосвязанных процесса. Развивая двигательные возможности ребенка, мы развиваем его речевую способность, устраняем задержку в моторной речи детей, ускоряем развитие связной речи, а также   всех психических функций мозга. Играйте с ребёнком, пойте, рассказывайте стих, и ваши дети заговорят гораздо быстрее, делайте всё это с душой!  

Игры-манипуляции

(«Сорока-белобока», «Этот пальчик - дедушка»).

Сюжетные пальчиковые игры

(«Пальчики здороваются»).

Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук

( «Засолка капусты», « Веселая зубная щетка».)

Театр в руке («Сказка»).

5.Самомассаж лица.

Мы погладим лобик, носик и щечки! (По тексту).

Будем мы красивыми (наклоны головы к правому и левому плечу).

Как в саду цветочки!

 Разотрем ладошки сильнее, сильнее! (По тексту).

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, будем все здоровы! (Разводят руки в стороны).

6.Су-Джок терапия оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм.

Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Нервные окончания данных участков связаны с корой головного мозга. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия.

Мячик в руки мы берём, пальчики сжимаем. Разжимаем – сжимаем 2 раза. А теперь в ладошках покатаем

Массаж Су – Джок шарами, (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом).

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Таким образом, здоровьесберегающие инновационные технологии являются эффективными средствами работы, оптимизирующие процесс развития речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Использование игровых технологий на занятиях по развитию речи в условиях ФГОС ДО. Путешествие в страну Звукляндию.» Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей) с целью поделиться опытом работы по формированию речи у детей старшего дошкольного возраста путем игровых технологий....

в 2019г. на РМО был представлен опыт работы по теме: Использование игрового парашюта в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста

Дидактическое пособие «Игровой парашют», используемый мною в работе с детьми  среднего дошкольного возраста имеет   ряд  положительных причин для начала работы с ним:...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе по развитию речи в условиях ДОУ.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, с каждым годом...

«Использование методики «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников» опят работы

laquo;Использование методики «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»...

Опыт работы. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников

Одной из главных задач дошкольного образования является развитие речевых способнотей у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных и интересных методов, помогающим активизировать познаватель...

Опыт работы по использованию современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников.

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;Развивать у детей психические процессы: мышление, ...

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....