Использование здоровье сберегающих технологий в работе по развитию речи в условиях ДОУ.
методическая разработка (младшая группа)
Распространение педагогического опыта по применению здоровье сберегающих технологий в работе воспитателя по развитию речевых навыков у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsel_zdorovesberegayushchih_obrazovatelnyh_tehnologiy_obucheniya.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровье сберегающих технологий
в работе по развитию речи в условиях ДОУ.
Воспитатель ГБДОУ детский сад №32. Минина Нина Владимировна.
Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровье сберегающих технологий в работе воспитателя по развитию речевых навыков у дошкольников.
Ставя такую цель перед собой в своей работе активно использую:
- Игры на развитие дыхания;
- Артикуляционная гимнастика;
- Песочная терапия;
- Пальчиковые упражнения;
- Самомассаж лица;
- Су- Джок терапия.
Кратко остановимся на каждой из технологий:
1.Упражнения для развития речевого дыхания.
Не маловажную роль в развитии речи детей играет и развитие речевого дыхания.
Цель дыхательной гимнастики: выработать сильную, плавную, длительную, ротовую струю. Учить детей делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей.
«Заводные машинки»
Задачи работа над длительным, плавным выдохом, развитие мелкой моторики, закрепление звука «ж».
Сцепить пальцы рук в «замок», оставив свободными только большие пальцы. Они превращаются в машинки. Сделать глубокий вдох и на выдохе произносить звук «ж». Машинки едут до тех пор, пока не кончится завод (пока хватает дыхания).
«Гуси»
Задачи: развитие мышц плечевого пояса, закрепление звука «ш».
Наклониться вперёд, развести руки в стороны, произнести звук «ш», вернуться в исходное положение.
«Петушок»
Задачи: развитие мышц плечевого пояса, плавного выдоха, работа над слоговой структурой слова, подготовка к произношению длинных слов, не пропуская и не заменяя слогов.
Поднять руки вверх, опустить через стороны вниз с проговариванием слогов: «ку-ка-ре-ку».
2.Артикуляционная гимнастика
Это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.
3.Песочная терапия.
Песок прекрасный природный материал, который способен принимать формы различных предметов, он обладает сыпучестью и хорошо пропускает воду.
Дети перебирают его руками, строят замки, роют тоннели или лепят «куличики». Они увлекаются игрой, тем самым бессознательно, принимают участие в песочной терапии. Каждый малыш обожает возиться с песком. Это простое занятие способно повлиять на психологическое состояние ребёнка, помочь ему с саморазвитием.
Песочная терапия – это действенный метод помощи ребёнку дошкольного возраста вырасти здоровой, гармоничной и развитой личностью.
4.Пальчиковые игры и упражнения
Пальчиковые игры и упражнения, систематически используемые на занятиях, оказывают стимулирующее влияние на развитие Рече двигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей. Они способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.
Пальчиковые игры – это небольшие рифмованные тексты, сопровождаемые движениями пальцев или кистей рук.
Игры с пальчиками способствуют более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогают в усвоении эмоциональной выразительности.
В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:
Во – первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.
Во – вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка.
В своей работе я использую следующие пальчиковые игры (вот примерный список):
«Дружные пальчики»
Пальчик, пальчик, где ты был?
(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)
С этим пальцем в лес ходил.
С этим пальцем щи варил.
С этим пальцем кашу ел.
С этим пальцем песни пел.
(на каждую строчку загибается один пальчик)
Пальчики свои встряхни.
И немного отдохни!
Таким образом, пальчиковые игры развивают тонкие движения пальцев рук; дети быстрее овладевают правильным произношением звуков; дети работают с эмоциональным настроем и интересом, что позволяет предельно мобилизовать их внимание, память, обогащение словаря и способствуют развитию интонационной выразительности речи, потому что движение и речь - два взаимосвязанных процесса. Развивая двигательные возможности ребенка, мы развиваем его речевую способность, устраняем задержку в моторной речи детей, ускоряем развитие связной речи, а также всех психических функций мозга. Играйте с ребёнком, пойте, рассказывайте стих, и ваши дети заговорят гораздо быстрее, делайте всё это с душой!
Игры-манипуляции
(«Сорока-белобока», «Этот пальчик - дедушка»).
Сюжетные пальчиковые игры
(«Пальчики здороваются»).
Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
( «Засолка капусты», « Веселая зубная щетка».)
Театр в руке («Сказка»).
5.Самомассаж лица.
Мы погладим лобик, носик и щечки! (По тексту).
Будем мы красивыми (наклоны головы к правому и левому плечу).
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки сильнее, сильнее! (По тексту).
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будем все здоровы! (Разводят руки в стороны).
6.Су-Джок терапия оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм.
Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Нервные окончания данных участков связаны с корой головного мозга. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия.
Мячик в руки мы берём, пальчики сжимаем. Разжимаем – сжимаем 2 раза. А теперь в ладошках покатаем
Массаж Су – Джок шарами, (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом).
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Таким образом, здоровьесберегающие инновационные технологии являются эффективными средствами работы, оптимизирующие процесс развития речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс «Использование игровых технологий на занятиях по развитию речи в условиях ФГОС ДО. Путешествие в страну Звукляндию.» Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)
Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей) с целью поделиться опытом работы по формированию речи у детей старшего дошкольного возраста путем игровых технологий....
в 2019г. на РМО был представлен опыт работы по теме: Использование игрового парашюта в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста
Дидактическое пособие «Игровой парашют», используемый мною в работе с детьми среднего дошкольного возраста имеет ряд положительных причин для начала работы с ним:...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе по развитию речи в условиях ДОУ.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, с каждым годом...
«Использование методики «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников» опят работы
laquo;Использование методики «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»...
Опыт работы. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников
Одной из главных задач дошкольного образования является развитие речевых способнотей у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных и интересных методов, помогающим активизировать познаватель...
Опыт работы по использованию современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;Развивать у детей психические процессы: мышление, ...
«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....