Конспект НОД "Правила гигиены"
план-конспект занятия (средняя группа)
Методический материал направлен на формирование осознанного отношения к выполнению основных гигиенических навыков - мытью рук и гигиены полости рта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_gigieny_1.docx | 595.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка мероприятия
для среднего дошкольного возраста
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
на тему:
“Правила гигиены”
Цель: Формирование осознанного отношения к выполнению основных гигиенических навыков.
Задачи: часть 1
Обучающие: Показать на примере, что мыть руки – это хорошо, а не мыть – плохо.
Развивающие: Закрепить практические умения мытья рук.
Воспитывающие: Приучать осознанно соблюдать гигиену рук.
Задачи: часть 2
Обучающие: Рассказать о назначении зубов. Дать знание, как правильно ухаживать за полостью рта.
Развивающие: Формировать (закреплять) практические умения (и навыки) пользования зубной щёткой (чистки зубов).
Воспитывающие: Приучать беречь свои зубы.
Технология: здоровьесберегающая.
Методы и приёмы: Словесный, наглядный методы, игровая деятельность, практическая деятельность детей.
Форма проведения занятий: коллективная, - совместная деятельность педагога с детьми.
Дидактические материалы и средства обучения:
1) наглядное пособие Лэпбук «Гигиена тела. Гигиена полости рта» (Приложение 1);
2) куклы Неболейка и Хворайка (Приложение 2);
3) набор предметов гигиены для эстафеты (Приложение 3);
4) игровой набор Энчантималс «Стоматология» (Приложение 4);
5) дидактическое пособие по обучению технике чистки зубов (Приложение 5);
6) пособие «Зубики» для дидактической игры «Полезно – вредно» (Приложение 6);
7) зеркало;
8) мультимедийное оборудование.
Предварительная работа: знакомство с персонажами, - куклами Неболейкой и Хворайкой.
Описание этапов мероприятия:
1) Вводная часть.
Сюрпризный момент – приход гостей, кукол Неболейки и Хворайки. Знакомство с понятием «Правила гигиены».
2) Основная часть.
Часть 1. Беседа «О купании и умывании», эстафета «Предметы гигиены», практическая часть «Мытьё рук».
Часть 2. Беседа «Зубы».
3) Заключительная часть.
Дидактическая игра «Полезно – вредно».
Вводная часть
Знакомство с понятием «Правила гигиены»
Атрибуты: куклы Неболейка и Хворайка.
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, что такое «Правила гигиены»?
Ответы детей.
Это правила, которые нужно выполнять, чтобы быть здоровыми.
Но прежде, чем мы начнём нашу беседу, давайте встретим наших гостей, с которыми вы уже знакомы.
Появляются Неболейка и Хворайка.
Неболейка: Доброе утро, ребята! Дети отвечают. Хворайка, а ты почему не здороваешься?
Хворайка: Здравствуйте!
Воспитатель: Брат и сестра Неболейка и Хворайка тоже хотят узнать о Правилах гигиены.
Основная часть
Часть 1
Беседа «О купании и умывании»
Воспитатель: Итак, сегодня мы поговорим о купании и умывании.
Почти всем людям и животным нравится умываться и быть чистыми. Вы видели когда-нибудь, как купаются птицы? Показать изображение на экране. (Приложение 7) Они это делают с большим удовольствием. А вы замечали, как умываются кошки? Показать изображение на экране. (Приложение 7) Часто ли они это делают? Нравится ли им это? Ответы детей.
А вы любите умываться? Ответы детей.
Хворайка: Почему я должна всё время умываться, если я всё равно опять испачкаюсь?!
Воспитатель: Как вы думаете: права ли она? Почему? Ответы детей.
Неболейка выходит на первый план.
А Неболейка сейчас расскажет нам и Хворайке о том, какие неприятности могут случиться, если, придя домой с улицы, мы не смоем с себя грязь.
Показ изображений на экране и комментарии: (Приложение 8)
- Наши немытые руки и грязная одежда могут выпачкать мебель в комнате.
- За едой мы можем случайно положить грязные пальцы в рот, а от этого легко заболеть.
- На грязной коже находится множество микробов, которые так и норовят заползти в какую-нибудь маленькую трещинку на коже, чтобы там началось воспаление.
- Если ты случайно потрёшь глаза грязными руками, ты можешь занести туда инфекцию и глаза воспалятся.
- Наконец, просто неприятно смотреть на человека, который садится за стол или ложится в постель грязным.
Ну что, будем мыть руки? Ответы детей.
Эстафета «Предметы гигиены»
Атрибуты: предметы гигиены: мыло, мочалка, полотенце, шампунь, туалетная бумага, бумажные платочки, зубная щётка, расчёска; посторонние предметы: книжка, карандаш, игрушка, краски; коробка; два столики.
Дети делятся на две команды.
Воспитатель: Сейчас каждая команда выберет из набора в коробке предметы гигиены и перенесёт их на свой столик. Победит та команда, которая сделает всё правильно.
Какие же предметы гигиены нужны для того, чтобы соблюдать правила гигиены?
Команды детей находят в коробке предметы гигиены и переносят их на свой столик. По окончании эстафеты, команды показывают всем поочерёдно каждый предмет и говорят о его назначении как предмета гигиены (шампунь – чтобы мыть волосы, чтобы они были чистыми). Те предметы, которые остались в коробке, получают комментарий о их назначении (карандаши – для рисования и т.п.). В эстафете побеждает «дружба», т.к. команды выполнят задание правильно.
Практическая часть «Мытьё рук»
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в умывальную комнату и будем мыть руки по всем правилам. Демонстрация действий и комментарии:
Закатаем рукава, чтобы их не намочить;
Откроем кран;
Возьмём мыло;
Намылим руки;
Хорошенько помоем руки;
Смоем мыло водой;
Закроем кран;
Снимем с крючка полотенце;
Насухо вытрем руки;
Аккуратно повесим полотенце на место;
Расправим рукава.
Дети моют руки по всем правилам.
Часть 2
Беседа «Зубы»
Воспитатель: Посмотрите в зеркало на зубы. Какие они, как расположены?
Дети: Зубы белые, близко расположены, между зубами щели.
Воспитатель: Зачем человеку зубы?
Дети: Чтобы есть, кусать, хорошо жевать, говорить, улыбаться.
Воспитатель: Для чего животным нужны зубы?
Дети: Для еды, чтобы жевать, защищаться.
Воспитатель: Зубы выполняют очень важную работу: они разжёвывают, перетирают пищу. Как вы думаете, если проглотить, не разжевав, чёрствый хлеб, что вы почувствуете?
Дети: Проглотить трудно, будет больно горлу.
Воспитатель: А если долго жевать?
Дети: Хлеб будет мягким, мокрым, горлу не будет больно.
Воспитатель: Почему взрослые говорят: «Жуй тщательно!»
Дети: Чтобы не подавиться, когда ешь; не надо торопиться, разговаривать.
Воспитатель: Когда начинаете жевать, во рту выделяется слюна; она помогает делать пищу мокрой. Так, зубами сначала откусывают кусочек хлеба, потом его пережёвывают, а слюна в это время смачивает мелкие кусочки, и тогда пища отправляется дальше.
Скажите, вы любите конфеты, их можно есть сколько хочешь?
Дети: Нет, их нельзя много есть, от них могут заболеть зубы.
Воспитатель: А если вы съели несколько конфет, что нужно сделать?
Дети: Прополоскать рот, почистить зубы.
Воспитатель: Зубы – самая твёрдая часть тела, но и они тоже боятся микробов. После каждого приёма еды между ними остаются крошки, остатки пищи. В пище, которую мы едим, в воде, которую мы пьём, даже в воздухе, которым мы дышим, всегда много микробов. Когда они попадают в рот, остаются в крошках, остатках, пищи, между зубами, им там хорошо.
Как избавиться от микробов?
Дети: Прополоскать рот, почистить зубы щёткой, пастой.
Воспитатель: Когда нужно чистить зубы?
Дети: Когда ложимся спать – вечером; когда встали – утром.
Воспитатель: Чистить зубы нужно утром и вечером зубной пастой, хорошо полоскать рот водой, чтобы вымыть остатки пищи. Жёсткие волосики зубной щётки «выметут» микробы, поселившиеся между зубами.
Когда зубы начинают болеет?
Дети: Если перестать за ними ухаживать.
Воспитатель: А если зубы болят?
Дети: Нужно лечить у стоматолога, ставить пломбы.
В гости к ребятам приходит стоматолог (куколка Энчантималс). Имена: стоматолог - Энди Крокодилли, пациент – Марши.
Энди Крокодилли: Здравствуйте, девочки и мальчики! Меня зовут Энди Крокодилли. Я – врач-стоматолог. А это мой питомец – Марши. Марши поможет мне научить вас ухаживать за своими зубами. Смотрите, это мой стоматологический кабинет: здесь есть большая лампа; она поможет увидеть все ваши зубки. Марши, открой широко свой ротик! А я возьму свои инструменты, чтобы посмотреть твои зубки. Смотрит зубы. Хорошо, Марши, твои зубки все здоровы. Расскажи ребятам, как ты ухаживаешь за ними!?
Марши: Я чищу свои зубы два раза в день – утром и вечером. Вот моя паста и зубная щётка. Показать. А ещё, каждый раз, когда я покушаю, я полоскаю свой рот водой. Вот мой стаканчик с водой. Показать. А ещё, я хожу к врачу-стоматологу показывать свои зубки.
Энди Крокодилли: Марши, ты всё правильно делаешь! Вот и сейчас, ты пришёл ко мне на осмотр, и я вижу, что твои зубки здоровы и растут крепкими.
Ребята, а у вас дома есть зубная щётка и паста? Хотите, я научу вас, как правильно чистить зубы!?
На экране изображение – схема чистки зубов.
Далее, продемонстрировать на макете.
Воспитатель: Ребята, попробуйте открыть рот и без зубов сказать: «рак», «лошадка». Что получилось?
Дети отвечают.
Не получается. Так зачем же ещё человеку нужны зубы?
Дети: Чтобы хорошо говорить.
Воспитатель: Да, ребята, человеку очень нужны зубы, чтобы тщательно пережёвывать пищу, размельчать, чётко, внятно говорить, красиво улыбаться. Дети и воспитатель имитируют данные действия. Для этого нужно тщательно следить за зубами, чистить, полоскать, посещать зубного врача. И зубы у вас будут здоровыми и красивыми.
Заключительная часть
Дидактическая игра «Полезно – вредно»
На столе выложены перевёрнутые картинки. На доске закреплены два изображения – «Весёлый зубик» и «Грустный зубик». Дети поочерёдно подходят к столу, берут одну картинку и прикрепляют её на один из зубиков, объясняя, полезно это для зубов или нет…
Планируемые (достигнутые) результаты:
1) Дети стремятся перенять пример педагога по правильной технике мытья рук. Продолжает формироваться понимание необходимости мытья рук; процесс смывания микробов вызывает позитивные эмоции. Практические умения совершенствуются.
2) Дети узнали о необходимости чистки зубов два раза в день, полоскании полости рта после приёма пищи, а также посещения стоматолога для профилактического осмотра два раза год. Упражнения на макете позволили освоить правильную технику чистки зубов. Полученные знания и навыки вызовут стремление детей применить и продемонстрировать такие умения дома.
Анализ результативности деятельности:
Поставленные задачи выполнены, планируемые результаты достигнуты. Тема здорового образа жизни вызывает интерес и отклик у детей. Те позитивные эмоции, которые получают дети в процессе выполнения правильных гигиенических действий, необходимо подкреплять аналогичными позитивными эмоциями. Педагоги планируют обогащать опыт детей новыми умениями и навыками, расширять представления и давать знания об элементах здорового образа жизни. Взросление детей позволит совершенствовать ранее полученный опыт.
Приложение 1
Наглядное пособие Лэпбук "Гигиена тела. Гигиена полости рта"
Приложение 2
Куклы Неболейка и Хворайка
Приложение 3
Набор предметов гигиены для эстафеты
Приложение 4
Игровой набор Энчантималс "Стоматология"
Приложение 5
Дидактическое пособие по обучению технике чистки зубов
Приложение 6
Пособие "Зубики" для дидактической игры "Полезно - вредно"
Приложение 7
Приложение 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Гигиена"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе раннего возраста...
Конспект занятия "Гигиена кожи"
Учить детей любить себя и свое тело, прививать гигиенические навыки, активизировать словарь детей...
Конспект " Личная гигиена"
раскрыть понятие «личная гигиена», познакомить детей с основными правилами личной гигиены, объяснить, что соблюдение их – важное средство сохранения здоровья человека, формировать гигиенические навыки...
Конспект " Личная гигиена"
раскрыть понятие «личная гигиена», познакомить детей с основными правилами личной гигиены, объяснить, что соблюдение их – важное средство сохранения здоровья человека, формировать гигиенические навыки...
Конспект НОД "Гигиена тела"
Конспект НОД "Гигиена тела."(Средняя группа)Продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены. Что такое гигиена, как ее соблюдать, что надо делать, чтобы быть здоровым человеком....
Конспект занятия «Гигиена и самообслуживание. Наши помощники.» Вторая младшая группа
Конспект занятия «Гигиена и самообслуживание. Наши помощники.» Вторая младшая группа...
Конспект занятия "Гигиена всем полезна" (младшая группа)
Методическая разработка занятия для младшей группыЦель: Формировать знания детей о культурно-гигиенических навыках, их влияние на здоровье. Задачи:О...