Конспект НОД "Правила гигиены"
план-конспект занятия (средняя группа)

Методический материал направлен на формирование осознанного отношения к выполнению основных гигиенических навыков - мытью рук и гигиены полости рта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_gigieny_1.docx595.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия

для среднего дошкольного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

на тему:

“Правила гигиены”

Цель: Формирование осознанного отношения к выполнению основных гигиенических навыков.

Задачи: часть 1

Обучающие: Показать на примере, что мыть руки – это хорошо, а не мыть – плохо.

Развивающие: Закрепить практические умения мытья рук.

Воспитывающие: Приучать осознанно соблюдать гигиену рук. 

Задачи: часть 2

Обучающие: Рассказать о назначении зубов. Дать знание, как правильно ухаживать за полостью рта.

Развивающие: Формировать (закреплять) практические умения (и навыки) пользования зубной щёткой (чистки зубов).

Воспитывающие: Приучать беречь свои зубы.

Технология: здоровьесберегающая.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный методы, игровая деятельность, практическая деятельность детей.

Форма проведения занятий: коллективная, - совместная деятельность педагога с детьми.

Дидактические материалы и средства обучения:

1) наглядное пособие Лэпбук «Гигиена тела. Гигиена полости рта» (Приложение 1);

2) куклы Неболейка и Хворайка (Приложение 2);

3) набор предметов гигиены для эстафеты (Приложение 3);

4) игровой набор Энчантималс «Стоматология» (Приложение 4);

5) дидактическое пособие по обучению технике чистки зубов (Приложение 5);

6) пособие «Зубики» для дидактической игры «Полезно – вредно» (Приложение 6);

7) зеркало;

8) мультимедийное оборудование.

Предварительная работа: знакомство с персонажами, - куклами Неболейкой и Хворайкой.

Описание этапов мероприятия:

1) Вводная часть. 

Сюрпризный момент – приход гостей, кукол Неболейки и Хворайки. Знакомство с понятием «Правила гигиены».

2) Основная часть.

Часть 1. Беседа «О купании и умывании», эстафета «Предметы гигиены», практическая часть «Мытьё рук».

Часть 2. Беседа «Зубы».

3) Заключительная часть.

Дидактическая игра «Полезно – вредно».

Вводная часть

Знакомство с понятием «Правила гигиены»

Атрибуты: куклы Неболейка и Хворайка.

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, что такое «Правила гигиены»?

Ответы детей.

Это правила, которые нужно выполнять, чтобы быть здоровыми.

Но прежде, чем мы начнём нашу беседу, давайте встретим наших гостей, с которыми вы уже знакомы.

Появляются Неболейка и Хворайка.

Неболейка: Доброе утро, ребята! Дети отвечают. Хворайка, а ты почему не здороваешься?

Хворайка: Здравствуйте!

Воспитатель: Брат и сестра Неболейка и Хворайка тоже хотят узнать о Правилах гигиены.

Основная часть

Часть 1

Беседа «О купании и умывании»

Воспитатель: Итак, сегодня мы поговорим о купании и умывании.

Почти всем людям и животным нравится умываться и быть чистыми. Вы видели когда-нибудь, как купаются птицы? Показать изображение на экране. (Приложение 7) Они это делают с большим удовольствием. А вы замечали, как умываются кошки? Показать изображение на экране. (Приложение 7) Часто ли они это делают? Нравится ли им это? Ответы детей.

А вы любите умываться? Ответы детей.                    

Хворайка: Почему я должна всё время умываться, если я всё равно опять испачкаюсь?!

Воспитатель: Как вы думаете: права ли она? Почему? Ответы детей.

Неболейка выходит на первый план.

А Неболейка сейчас расскажет нам и Хворайке о том, какие неприятности могут случиться, если, придя домой с улицы, мы не смоем с себя грязь.

Показ изображений на экране и комментарии: (Приложение 8)

  • Наши немытые руки и грязная одежда могут выпачкать мебель в комнате.
  • За едой мы можем случайно положить грязные пальцы в рот, а от этого легко заболеть.
  • На грязной коже находится множество микробов, которые так и норовят заползти в какую-нибудь маленькую трещинку на коже, чтобы там началось воспаление.
  • Если ты случайно потрёшь глаза грязными руками, ты можешь занести туда инфекцию и глаза воспалятся.
  • Наконец, просто неприятно смотреть на человека, который садится за стол или ложится в постель грязным.

Ну что, будем мыть руки? Ответы детей.

Эстафета «Предметы гигиены»

Атрибуты: предметы гигиены: мыло, мочалка, полотенце, шампунь, туалетная бумага, бумажные платочки, зубная щётка, расчёска; посторонние предметы: книжка, карандаш, игрушка, краски; коробка; два столики.

Дети делятся на две команды.

Воспитатель: Сейчас каждая команда выберет из набора в коробке предметы гигиены и перенесёт их на свой столик. Победит та команда, которая сделает всё правильно.

Какие же предметы гигиены нужны для того, чтобы соблюдать правила гигиены?

Команды детей находят в коробке предметы гигиены и переносят их на свой столик. По окончании эстафеты, команды показывают всем поочерёдно каждый предмет и говорят о его назначении как предмета гигиены (шампунь – чтобы мыть волосы, чтобы они были чистыми). Те предметы, которые остались в коробке, получают комментарий о их назначении (карандаши – для рисования и т.п.). В эстафете побеждает «дружба», т.к. команды выполнят задание правильно.

Практическая часть «Мытьё рук»

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в умывальную комнату и будем мыть руки по всем правилам. Демонстрация действий и комментарии:

Закатаем рукава, чтобы их не намочить;

Откроем кран;

Возьмём мыло;

Намылим руки;

Хорошенько помоем руки;

Смоем мыло водой;

Закроем кран;

Снимем с крючка полотенце;

Насухо вытрем руки;

Аккуратно повесим полотенце на место;

Расправим рукава.

Дети моют руки по всем правилам.

Часть 2

Беседа «Зубы»

Воспитатель: Посмотрите в зеркало на зубы. Какие они, как расположены?

Дети: Зубы белые, близко расположены, между зубами щели.

Воспитатель: Зачем человеку зубы?

Дети: Чтобы есть, кусать, хорошо жевать, говорить, улыбаться.

Воспитатель: Для чего животным нужны зубы?

Дети: Для еды, чтобы жевать, защищаться.

Воспитатель: Зубы выполняют очень важную работу: они разжёвывают, перетирают пищу. Как вы думаете, если проглотить, не разжевав, чёрствый хлеб, что вы почувствуете?

Дети: Проглотить трудно, будет больно горлу.

Воспитатель: А если долго жевать?

Дети: Хлеб будет мягким, мокрым, горлу не будет больно.

Воспитатель: Почему взрослые говорят: «Жуй тщательно!»

Дети: Чтобы не подавиться, когда ешь; не надо торопиться, разговаривать.

Воспитатель: Когда начинаете жевать, во рту выделяется слюна; она помогает делать пищу мокрой. Так, зубами сначала откусывают кусочек хлеба, потом его пережёвывают, а слюна в это время смачивает мелкие кусочки, и тогда пища отправляется дальше.

Скажите, вы любите конфеты, их можно есть сколько хочешь?

Дети: Нет, их нельзя много есть, от них могут заболеть зубы.

Воспитатель: А если вы съели несколько конфет, что нужно сделать?

Дети: Прополоскать рот, почистить зубы.

Воспитатель: Зубы – самая твёрдая часть тела, но и они тоже боятся микробов. После каждого приёма еды между ними остаются крошки, остатки пищи. В пище, которую мы едим, в воде, которую мы пьём, даже в воздухе, которым мы дышим, всегда много микробов. Когда они попадают в рот, остаются в крошках, остатках, пищи, между зубами, им там хорошо.

Как избавиться от микробов?

Дети: Прополоскать рот, почистить зубы щёткой, пастой.

Воспитатель: Когда нужно чистить зубы?

Дети: Когда ложимся спать – вечером; когда встали – утром.

Воспитатель: Чистить зубы нужно утром и вечером зубной пастой, хорошо полоскать рот водой, чтобы вымыть остатки пищи. Жёсткие волосики зубной щётки «выметут» микробы, поселившиеся между зубами.

Когда зубы начинают болеет?

Дети: Если перестать за ними ухаживать.

Воспитатель: А если зубы болят?

Дети: Нужно лечить у стоматолога, ставить пломбы.

В гости к ребятам приходит стоматолог (куколка Энчантималс). Имена: стоматолог - Энди Крокодилли, пациент – Марши.

Энди Крокодилли: Здравствуйте, девочки и мальчики! Меня зовут Энди Крокодилли. Я – врач-стоматолог. А это мой питомец – Марши. Марши поможет мне научить вас ухаживать за своими зубами. Смотрите, это мой стоматологический кабинет: здесь есть большая лампа; она поможет увидеть все ваши зубки. Марши, открой широко свой ротик! А я возьму свои инструменты, чтобы посмотреть твои зубки. Смотрит зубы. Хорошо, Марши, твои зубки все здоровы. Расскажи ребятам, как ты ухаживаешь за ними!?

Марши: Я чищу свои зубы два раза в день – утром и вечером. Вот моя паста и зубная щётка. Показать. А ещё, каждый раз, когда я покушаю, я полоскаю свой рот водой. Вот мой стаканчик с водой. Показать. А ещё, я хожу к врачу-стоматологу показывать свои зубки.

Энди Крокодилли: Марши, ты всё правильно делаешь! Вот и сейчас, ты пришёл ко мне на осмотр, и я вижу, что твои зубки здоровы и растут крепкими.

Ребята, а у вас дома есть зубная щётка и паста? Хотите, я научу вас, как правильно чистить зубы!?

На экране изображение – схема чистки зубов.

Далее, продемонстрировать на макете.

Воспитатель: Ребята, попробуйте открыть рот и без зубов сказать: «рак», «лошадка». Что получилось?

Дети отвечают.

Не получается. Так зачем же ещё человеку нужны зубы?

Дети: Чтобы хорошо говорить.

Воспитатель: Да, ребята, человеку очень нужны зубы, чтобы тщательно пережёвывать пищу, размельчать, чётко, внятно говорить, красиво улыбаться. Дети и воспитатель имитируют данные действия. Для этого нужно тщательно следить за зубами, чистить, полоскать, посещать зубного врача. И зубы у вас будут здоровыми и красивыми.

Заключительная часть

Дидактическая игра «Полезно – вредно»

На столе выложены перевёрнутые картинки. На доске закреплены два изображения – «Весёлый зубик» и «Грустный зубик». Дети поочерёдно подходят к столу, берут одну картинку и прикрепляют её на один из зубиков, объясняя, полезно это для зубов или нет…

Планируемые (достигнутые) результаты:

1) Дети стремятся перенять пример педагога по правильной технике мытья рук. Продолжает формироваться понимание необходимости мытья рук; процесс смывания микробов вызывает позитивные эмоции. Практические умения совершенствуются.

2) Дети узнали о необходимости чистки зубов два раза в день, полоскании полости рта после приёма пищи, а также посещения стоматолога для профилактического осмотра два раза год. Упражнения на макете позволили освоить правильную технику чистки зубов. Полученные знания и навыки вызовут стремление детей применить и продемонстрировать такие умения дома.

Анализ результативности деятельности:

Поставленные задачи выполнены, планируемые результаты достигнуты. Тема здорового образа жизни вызывает интерес и отклик у детей. Те позитивные эмоции, которые получают дети в процессе выполнения правильных гигиенических действий, необходимо подкреплять аналогичными позитивными эмоциями. Педагоги планируют обогащать опыт детей новыми умениями и навыками, расширять представления и давать знания об элементах здорового образа жизни. Взросление детей позволит совершенствовать ранее полученный опыт.

Приложение 1

Наглядное пособие Лэпбук "Гигиена тела. Гигиена полости рта"

C:\Users\USER\Desktop\КОНКУРСЫ\Конкурс Детский сад - территория здоровья\IMG_20210212_181450.jpg

Приложение 2

Куклы Неболейка и Хворайка

C:\Users\USER\Desktop\КОНКУРСЫ\Конкурс Детский сад - территория здоровья\IMG_20210212_135721.jpg

Приложение 3

Набор предметов гигиены для эстафеты

C:\Users\USER\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20210215_090943.jpg

Приложение 4

Игровой набор Энчантималс "Стоматология"

C:\Users\USER\Desktop\КОНКУРСЫ\Конкурс Детский сад - территория здоровья\IMG_20210212_135532.jpg

        Приложение 5

Дидактическое пособие по обучению технике чистки зубов

C:\Users\USER\Desktop\КОНКУРСЫ\Конкурс Детский сад - территория здоровья\IMG_20210212_135904.jpg

Приложение 6

Пособие "Зубики" для дидактической игры "Полезно - вредно"

C:\Users\USER\Desktop\КОНКУРСЫ\Конкурс Детский сад - территория здоровья\IMG_20210212_190606.jpg

Приложение 7

E:\ДЕТСКИЙ САД\ЕДИНОРОЖКИ\Открытое занятие ГИГИЕНА\как купаются птицы, кошки\птицы2.jpgE:\ДЕТСКИЙ САД\ЕДИНОРОЖКИ\Открытое занятие ГИГИЕНА\как купаются птицы, кошки\птыцы1.jpgE:\ДЕТСКИЙ САД\ЕДИНОРОЖКИ\Открытое занятие ГИГИЕНА\как купаются птицы, кошки\кошки1.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/111343/pub_5b0f4802d7bf2102f7e24301_5b0f4903799d9d9bb09c95f5/scale_1200

Приложение 8

E:\ДЕТСКИЙ САД\ЕДИНОРОЖКИ\Открытое занятие ГИГИЕНА\грязные дети\digit-142-390x220.jpgE:\ДЕТСКИЙ САД\ЕДИНОРОЖКИ\Открытое занятие ГИГИЕНА\грязные дети\мебель3.jpgE:\ДЕТСКИЙ САД\ЕДИНОРОЖКИ\Открытое занятие ГИГИЕНА\грязные дети\91606099_1342683209_zabavnie_detigryaznyli_37948.jpghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/20/s_59495aa699168/img1.jpg

https://zhuraveinik.ru/wp-content/uploads/2019/10/875a8375f91de049494d6073098e8a2f_0c8e81fc2fde3e13a8470517d32f5907.jpgE:\ДЕТСКИЙ САД\ЕДИНОРОЖКИ\Открытое занятие ГИГИЕНА\грязные дети\глаза2.jpgE:\ДЕТСКИЙ САД\ЕДИНОРОЖКИ\Открытое занятие ГИГИЕНА\грязные дети\глаза1.jpgE:\ДЕТСКИЙ САД\ЕДИНОРОЖКИ\Открытое занятие ГИГИЕНА\грязные дети\грязные дети.jpgE:\ДЕТСКИЙ САД\ЕДИНОРОЖКИ\Открытое занятие ГИГИЕНА\грязные дети\воспаление.jpgE:\ДЕТСКИЙ САД\ЕДИНОРОЖКИ\Открытое занятие ГИГИЕНА\грязные дети\dirty.jpgE:\ДЕТСКИЙ САД\ЕДИНОРОЖКИ\Открытое занятие ГИГИЕНА\грязные дети\мебель2.jpg

E:\ДЕТСКИЙ САД\ЕДИНОРОЖКИ\Открытое занятие ГИГИЕНА\грязные дети\грязный человек.jpgE:\ДЕТСКИЙ САД\ЕДИНОРОЖКИ\Открытое занятие ГИГИЕНА\грязные дети\4-151.jpg

E:\ДЕТСКИЙ САД\ЕДИНОРОЖКИ\Открытое занятие ГИГИЕНА\грязные дети\ъорошо2.jpghttps://www.medicina.ru/upload/medialibrary/269/3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Гигиена"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе раннего возраста...

Конспект занятия "Гигиена кожи"

Учить детей любить себя и свое тело, прививать гигиенические навыки, активизировать словарь детей...

Конспект " Личная гигиена"

раскрыть понятие «личная гигиена», познакомить детей с основными правилами личной гигиены, объяснить, что соблюдение их – важное средство сохранения здоровья человека, формировать гигиенические навыки...

Конспект " Личная гигиена"

раскрыть понятие «личная гигиена», познакомить детей с основными правилами личной гигиены, объяснить, что соблюдение их – важное средство сохранения здоровья человека, формировать гигиенические навыки...

Конспект НОД "Гигиена тела"

Конспект НОД "Гигиена тела."(Средняя группа)Продолжать знакомить  детей с правилами личной гигиены. Что такое гигиена, как ее соблюдать, что надо делать, чтобы быть здоровым человеком....

Конспект занятия «Гигиена и самообслуживание. Наши помощники.» Вторая младшая группа

Конспект занятия «Гигиена и самообслуживание. Наши помощники.»   Вторая младшая группа...

Конспект занятия "Гигиена всем полезна" (младшая группа)

Методическая разработка занятия для младшей группыЦель: Формировать   знания детей о культурно-гигиенических навыках, их влияние на здоровье. Задачи:О...