Игра-путешествие на прогулке для детей старших и подготовительных групп "Осеннее путешествие к здоровью через развитие органов чувств"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
В методической разработке представлено описание игры-путешествия по станциям для детей старших и подготовительных групп. В игру-путешествие на осенней прогулке могут включаются одновременно до пяти групп детского сада. В начале игры детей встречает Осень, которая предлагает отправиться в путешествие по осеннему участку и разгадать Загадки осени. Каждая группа получает свой маршрутный лист и отправляется по станциям: "Орган обоняния" , "Орган осязания", "Орган вкуса", "Орган слуха", "Орган зрения". На каждой станции детей ждет увлекательное знакомство с органами чувств, игры, беседа о значении каждого органа чувств в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра-путешествие на прогулке "Осеннее путешествие к здоровью через развитие органов чувств" | 281.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 39 комбинированного вида Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Игра-путешествие на прогулке
для детей старших и подготовительных групп
«Осеннее путешествие к здоровью
через развитие органов чувств»
Подготовлена
творческой группой педагогов
под руководством
старшего воспитателя
Черныш Юлии Вячеславовны
Санкт-Петербург
2019
Организационная часть
Подготовила: воспитатель Толстенок Татьяна Павловна
Появляется Золотая осень с корзинкой листьев.
Здравствуйте ребята!
А вот и я, а вот и я,
Добрый день, мои друзья,
Не виделись мы целый год,
За летом снова мой черед.
Я-осень золотая,
Я в гости к вам пришла
И множество подарков
Осенних принесла!
Загадки осени:
Ребята, попробуйте отгадать, какой я вам принесла подарок? (шуршит листьями в корзине под тканью). Правильно ребята, это осенние листочки!
Сейчас я вам всем раздам по одному, и мы с вами немного поиграем!
Обратите внимание на каждый свой листок, какого он цвета? (желтый, коричневый, красный, зеленый, оранжевый), правильно молодцы!
Давайте все вместе подумаем и скажем, как мы это узнали, с помощь чего, мы поняли, какого цвета листочки? (Это наши глаза нам в этом помогли).
Ребята, давайте потрогаем листочки и определим на ощупь, какие они? (гладкие, холодные, шершавые, мокрые и др.) Что вам сейчас помогло понять, какие на ощупь листья? (Руки, пальцы, кожа).
Верно, через кожу рук мы смогли определить, какие наши листья на ощупь!
А теперь давайте их понюхаем и скажем, чем пахнут листочки? (дождем, осенью, землей…) Правда, так пахнет наша Золотая Осень!
Какой орган чувств помог определить, как пахнут листочки? (Нос). Нос помогает определять запахи, которые нас окружают.
А сейчас, ребята, мы немного пошалим и устроим осенний листопад, но не просто листопад, а сделаем с вами дыхательную гимнастику, и в этом нам с вами поможет, наш рот! Берем ребята листик и дуем на него 3 раза.
-Вы прекрасно справились с дыхательной гимнастикой, а теперь осенний листопад…подбрасываем наши листики над головой!
Я предлагаю вам вслед за листочками отправиться на осеннюю прогулку, где будем расширять свои знания об осени с помощь органов чувств (зрения, слуха, вкуса и кожи рук).
Каждая группа получает маршрутный лист в форме осеннего листочка.
Орган вкуса- язык
Подготовила: воспитатель Башмакова Анна Михайловна
Цель: познакомить детей с органом вкуса - языком, дать представления об его функциональном назначении для жизни и здоровья человека.
Задачи:
- уточнить, какие главные функции выполняет язык;
- упражнять детей в определении и назывании вкуса пищи;
- развивать познавательную активность детей;
- формировать у детей привычку к здоровому образу жизни.
Оборудование: макет языка, схема вкусовых зон языка, муляжи фруктов и овощей, карточки с изображением продуктов питания.
Ход встречи:
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ребята! А знаете, мы ведь не просто поздоровались, мы подарили друг другу частичку здоровья, потому, что «Здравствуйте!» обозначает «здоровья желаю».
Благодаря чему мы можем пожелать друг другу здоровья и сказать ещё много добрых слов?
Он нам кушать помогает, вкус прекрасно различает,
Без умолку каждый день говорить ему не лень…
О каком важном органе мы говорим? (о языке).
Кто знает, для чего людям нужен язык? (разговаривать, есть). Мы можем на вкус узнать любой продукт.
Какие основные 4 вкуса мы знаем? Сладкий, кислый, горький, соленый.
Осень приготовила нам задания, которые предлагает выполнить.
Игра «Определи и покажи»
Я буду показывать вам овощи и фрукты, а вы мимикой, выражением своего лица изображайте, какие они на вкус.
Яблоко, лимон, лук, чеснок, горький перец, груша, банан.
Молодцы! Справились с заданием!
Без языка вы не почувствовали бы вкус самых любимых лакомств.
Интересно, а что помогает нашему языку определять вкус? И откуда вы узнали, что эти фрукты и овощи именно такого вкуса, вы же их даже не пробовали сейчас?
Правильно, это знает наш головной мозг. Мозг - это «командир» нашего тела. У мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество вкусов и никогда их не забывать.
Давайте посмотрим, как устроен наш язык (картинка). Язык – самая сильная мышца в нашем организме, он сильнее мышц на руках в 7 (семь) раз. Язык шершавый, на нем расположены вкусовые сосочки, которые помогают определять вкус пищи. Когда на язык попадает еда или твердые предметы, вкусовые рецепторы раздражаются, они посылают импульсы в мозг, мозг обрабатывает информацию и человек чувствует вкус. Корень языка чувствует горький вкус, глубокие края - кислый, передние края языка реагируют на соленый вкус, а сладкий вкус определяют вкусовые сосочки на кончике языка. Поэтому не стоит глубоко запихивать конфеты или набивать ими полный рот: удовольствия от этого больше не станет. Горький вкус язык может различить только при глотании, потому что вкусовые луковицы, способные определить горечь, находятся у корня языка, у его основания.
Предлагаю вам выполнить ещё одно задание Осени. Определите, какой частью языка мы чувствуем тот или иной вкус осенних даров.
Посмотрите внимательно на свои карточки и определите, какой на вкус ваш продукты.
У кого кислые? У кого сладкие? У кого горькие? У кого солёные?
Разделитесь на две команды и распределите продукты /овощи и фрукты по тем зонам языка, которые чувствуют их вкус.
Молодцы! Отлично справились с заданием!
Как вы думаете, насколько важен для человека язык? Нужно ли за ним ухаживать и беречь его? (да)
Как мы можем сохранить здоровым орган вкуса?
(полоскать рот после приема пищи; чистить язык от налета щеточкой; не есть слишком горячую пищу; не брать в рот острые, несъедобные предметы).
Вы прекрасно знаете, какая пища поможет вам укрепить здоровье! Чтобы быть здоровым необходимо знать и любить своё тело, потому что никто не позаботиться о вашем здоровье лучше, чем вы сами!
Орган слуха - ухо
Подготовила: воспитатель Киселева Светлана Евгеньевна
Цель: Знакомство дошкольников с одним из органов чувств человека – ухо (слух).
Задачи:
- сформировать понятие об основных функциях уха;
- познакомить детей с таким органом чувства, как слух;
- развитие слухового внимания;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью
Оборудование:
- картинка станции с изображением уха;
- музыкальная колонка;
- записи различных шумов (шорох листвы, шум воды, дождя, звуки автомобиля);
- три коробки с разными наполнителями (шишки, песок, каштаны)
Ход встречи:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас у себя в гостях. Хочу загадать вам загадку:
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле……………(ушки).
Правильно, нашей Оле нужны уши. А станция, на которую вы сейчас прибыли - это станция «Слуха».
Сколько ушей у человека? (Ответы детей)
Уши - это орган слуха и самый интересный инструмент нашего тела, уши могут воспринимать, как тихое шуршание листьев, так и ласковую песенку котёнка, и громкий крик вороны.
Скажите, что можно ещё услышать с помощью ушей? (ответы)
Игра «Тишина»
Давайте закроем глазки и послушаем, что мы слышим вокруг? (Дети слушают и называют, что они услышали вокруг себя)
Молодцы, сколько всего интересного вам удалось услышать.
Игра «Коробочки с разным звучанием»
(шишки, песок, каштаны)
У меня на столе, стоят коробочки. В каждой коробочке лежат различные предметы природы, давайте по их звучанию попытаемся узнать, где что спряталось?
(Сначала дети сами пытаются угадать, что в коробочке. Затем педагог показывает предмет, и дети выбирают коробочку, где, по их мнению, прячется этот предмет.)
Игра «Беседа с деревом»
Посмотрите, как много деревьев на нашем участке. Выберите дерево, которое вам нравиться, подойдите к нему, обнимите и постойте так с закрытыми глазами. Послушайте, что оно вам «расскажет». По звучанию колокольчика, возвращайтесь обратно и расскажите, что услышали, что рассказало вам дерево.
Дети слушают деревья и рассказывают, что удалось услышать.
Сколько интересного вы услышали и рассказали, молодцы!
Игра «Послушайте, как звучит»
Нам всем необходимо беречь наши уши, чтобы услышать самые интересные и необычные звуки, голоса.
Послушайте, что это звучит?
Дети слушают шум моря, дождя, шелест листвы, пение птиц, грозу, мяуканье кота. Отгадывают что или кто это.
Как вы думаете, что надо делать, чтобы наши уши всегда были в порядке?
Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:
• Защищать уши от сильного шума.
• Защищать уши от ветра и холода.
• Не ковырять в ушах.
• Не сморкаться сильно.
• Не допускать попадания воды в уши.
• Мыть уши каждый день
• Если уши заболели, обратиться к врачу.
Орган зрения – глаза
Подготовила: воспитатель Муравьева Елена Сергеевна
Цель: Обогатить знания детей об органе зрения через игровую деятельность на прогулке.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила,
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В золоте осинки, только дуб зелёный...
Утешает Осень:
- Не жалейте лето! -Посмотрите, роща в золото одета!
Ребята, посмотрите, как красиво вокруг нас осенью. Посмотрите на деревья, на листву. Какие разные, разноцветные сейчас на них листья. Давайте сделаем из ладошек бинокль и посмотрим вокруг. Найдите самое красивое дерево. Какие цвета вы видите? (Красный, желтый, бурый, коричневый, зелёный).
Осенью листва на деревьях радует глаз.
Красный цвет- яркий, весёлый, красивый.
Желтый цвет -солнечный, теплый.
Зелёный цвет - цвет спокойствия, умиротворения.
Давайте представим, что ничего этого нет. Закройте глаза. Одна темнота вокруг. А теперь откройте. Как вам больше нравится, с закрытыми или открытыми глазами? (с открытыми).
Что нам помогает видеть мир? (Наши глаза).
Разберёмся вместе, дети
для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Ответы детей. Правильно, чтобы видеть этот удивительный мир, который нас окружает. Давайте поиграем. Я предлагаю вам отправится в путешествие.
Дорожка к ягодам. Игра в парах "Поводырь"
Для того, чтобы пройти по дорожке и не заблудиться, мы с вами встанем в пары. Один из вас должен закрыть глаза. Тот, у кого глаза открыты, будет внимательно и очень осторожно вести второго за собой, через различные препятствия.
Мы будем пробираться через "дремучий лес",
- по команде «ЛЕС» надо двигаться вперёд и пригнуться;
- по команде «ЛУЖА» надо делать широкие шаги; как будто перешагиваем лужу
- по команде «ОПАСНОСТЬ» надо присесть и замереть.
(Игру можно повторить, поменяв ведущего в паре).
Удобно было вам идти с закрытыми глазами? Зрение для человека очень важно. Для того, чтобы наши глаза всегда хорошо видели, их надо беречь.
Скажите, что плохо влияет на наше зрение? (Долгий просмотр телевизора, игры в компьютер, нельзя тереть глаза грязными руками...)
Надо всегда быть осторожными на прогулке, внимательно смотреть, нет ли рядом кустов (таких, как эти - показ- с торчащими ветками). Всегда смотреть внимательно по сторонам и под ноги, чтобы не упасть и не повредить глаза.
А что хорошо влияет на наше зрение? (Правильная пища, богатая витаминами. Правильный режим отдыха для глаз. Использование солнцезащитных очков летом при ярком солнце.)
Нужно делать гимнастику для глаз, чтобы зрение всегда было хорошим. Предлагаю сделать её вместе со мной. Движения делаем только глазками. Голову не поворачиваем.
Гимнастика для глаз
Мы отправимся гулять (шаг на месте)
Ггрибы - ягоды искать.
Светит солнце в вышине (смотрим вверх),
Вот грибок растёт на пне (смотрим вниз),
Птичка на ветвях сидит (глаза вверх),
Ежик под кустом шуршит (смотрим вниз)
Слева - ель растёт, старушка,
Справа – сосенки-подружки.
Где вы, ягоды, ау! Всё равно я вас найду.
Мы с вами вспомнили о том, как важен для человека орган зрения - глаза. И о том, что глаза надо беречь.
Орган осязания – кожа
Подготовила: педагог-психолог Кириллова Екатерина Алексеевна
Цель: знакомство детей с одним из органов чувств человека - осязанием
Задачи:
- познакомить детей с таким органом чувства, как осязание;
- сформировать представление о роли осязания при восприятии человеком окружающего мира;
- развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность;
- воспитывать желание бережно относиться к коже, своему здоровью.
Оборудование:
- вывеска с названием и картинкой станции «ОСЯЗАНИЕ»;
- природные материалы с различными свойствами (гладкое, шершавое, твердое, мягкое);
- лёд кусочками;
- коробка с прозрачной стеной с наполнением природными материалами - шишки сосновые, шишки еловые, жёлуди, грецкие орехи, камни, ветки рябины, маленькие сосновые и еловые ветки, каштаны;
- природные материалы для заполнения контейнеров - камушки, шишки, желуди, кусочки еловой или сосновой ветки, грецкие орехи, каштаны
- музыкальная колонка
Ход встречи:
- Приветствую вас на нашей станции, которая называется «Осязание». Как вы думаете, а что такое «осязание»? Правильно.
А знаете ли вы, что вся кожа - это и есть орган осязания. Кожа ощущает холод, тепло, чувствует боль, ощущает гладкое и шершавое, чувствует твердое и мягкое. (Демонстрация картинок и предметов на перечисленные свойства).
Интересное о коже:
Ваша кожа - крупнейший орган вашего тела.
Самая тонкая кожа на ваших веках, а самая толстая на подошвах ног.
А сейчас мы с вами будем делать массаж наших рук, для этого возьмите каждый по одной шишке. Все участники берут шишку в руку, и повторяют за педагогом:
Я сильнее всех на свете!
Буду шишки я сжимать.
Буду шишки я сжимать,
Буду руки развивать.
Левую и правую,
Правую и левую.
Шишку я в руке держу
То сожму, то разожму
Поиграю с нею –
Ладони разогрею.
Вот сжимаю правою
Вот сжимаю левою.
Буду шишки я сжимать,
Буду руки укреплять.
Игра «Чудесная коробка»
А теперь я каждому из вас предлагаю поучаствовать в игре. У меня есть чудесная коробка, в которой собраны разные природные материалы. Ваша задача - не подглядывая, угадать, что у Вас в руке.
Каждый подходит по очереди, остальные следят за правильностью ответа.
Заключительная часть состоит в обсуждении важности органа чувства - кожа и ее гигиены через вопросы детям.
Орган обоняния – нос
Подготовила: педагог дополнительного образования Мальцева Людмила Сергеевна
Цель:
Создать условия для развития внимания у детей и мотивации к познавательной деятельности через органы чувств (обоняние).
Задачи:
- сформировать понятия – обоняние и орган обоняния;
- показать значение определения запахов;
- научить определять запахи безопасным способом;
- развивать обоняние через практическую деятельность.
Оборудование:
- аптечное масло пихты, сосны кедровой, лаванды;
- веточки ели, сосны обыкновенной;
- ватные палочки;
- Игрушка животного с вытянутым носом (лиса, крыса, волк и др.)
Ход встречи:
Детей встречает животное –волк (в руках у педагога). Беседа с детьми о его особенном строении морды и носа.
Практическая часть. Определение запахов, предложенных педагогом.
Выводы делают дети; как правильно надо определять запахи. Зачем нужны запахи?
Заключительная часть
Возвращение всех групп на площадь перед детским садом.
Осень:
Очень весело мне было,
Всех ребят я полюбила,
Жалко с вами расставаться,
Но пришла пора прощаться,
Вас за все благодарю,
Корзину фруктов вам дарю!
Дети идут в группы пробовать дары Осени (яблоки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивный поход прогулка для детей Старшей и Подготовительной группы " Зимняя Олимпиада".
Задача: 1 Развивать выносливость , терпение, чувство взаимопомощи, фантазию и мышление. Упражнять в ходьбе на расстояние . 2 Прививать навык ориентировки на местности. 3 Развиват...
Спортивно-музыкальное развлечение для детей старшей и подготовительной группы «Чистота для здоровья нам нужна»
Спортивно-музыкальное развлечение для детей старшей и подготовительной группы «Чистота для здоровья нам нужна» Задачи: Повышать интерес детей к физической культуре;Воспитывать доброту и взаимовыр...
Сценарий досуга на прогулке для детей старшего дошкольного возраста «Волшебное путешествие в страну хороших манер»
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста....
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений
Цель: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений...
Занятие для детей старшей и подготовительной группы "Путешествие в страну сказок".
Логопедическое занятие для детей старшей и подготовительной группы детского сада “Путешествие в страну сказок”. В своем занятии я использовала игры, которые формируют грамматический строй ...
Методические рекомендации для воспитателей "Развитие индивидуальных творческих способностей детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) через художественно-речевую и театральную деятельность
Данные методические рекомендации имеют целью познакомить воспитателей с работой по развитию индивидуальных творческих способностей детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) через художественно-...
Сценарий игра-путешествие детей старших и подготовительных групп «Путешествие в страну Здоровейка»
Сценарий игра-путешествие детей старших и подготовительных групп«Путешествие в страну Здоровейка» Путешествие в страну «Здоровейка» для детей старшей и подгото...