Занятие для детей старшей и подготовительной группы "Путешествие в страну сказок".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Логопедическое занятие для детей старшей и подготовительной группы детского сада “Путешествие в страну сказок”. В своем занятии я использовала игры, которые формируют грамматический строй речи. Использовались дидактические игры, игры с предметами. Так же большое внимание уделяю подвижным играм, играм с мячами, музыкальную ритмику, дыхательную гимнастику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие для детей старшей и подготовительной группы "Путешествие в страну сказок". | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила:
Литикова Алеся Владимировна
Учитель-логопед
СОШ п.Верхнеказымский
Тема: “Путешествие в страну сказок”
Цель: Создание игровой ситуации для закрепления пройденного материала. Подготовка детей к школьному обучению.
Задачи
Образовательные:
- обогащать и расширять словарь детей,
- совершенствовать грамматические категории,
- закрепить умение подбирать антонимы к словам,
- закреплять навыки звуко-слогового анализа,
- закрепить умение согласования прилагательных с существительными,
- закрепить умение образования слов в уменьшительно-ласкательной форме,
- формировать умение находить предмет, явление или слово с противоположным значением,
- формировать мотивацию к обучению в школе и умение анализировать проведенную работу.
Развивающие:
- развивать речевую и двигательную активность,
- вырабатывают реакцию на словесный сигнал,
- развивать координацию движений
- развивать фонематический слух детей,
- развивать психические процессы: внимание, логическое мышление, творческое воображение,
- развивать выразительность речи.
- развивать голосообразование, хорошее звучание голоса,
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к родному языку,
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Возрастная группа: подготовительная к школе, дети шестого года жизни.
Форма организации: групповая.
Направление НОД – развивающее.
Время реализации НОД – 25-30 минут.
Рекомендуемое количество детей – 6 человек.
Предварительная работа:
- создание мультимедийной презентации к НОД;
- изготовление раздаточного материала для каждого ребенка;
- изготовление фишек с изображением сказочных героев, медалей.
- предварительное чтение весёлых стихов небылиц. Обсуждение с детьми,
В непосредственно образовательной деятельности используется разработанный мной медиапродукт: использование интерактивной доски Smart Board и презентации Smart Notebook. Применение новых информационно коммуникативных технологий позволяет повысить мотивационную и познавательную активность детей, облегчить применение наглядности и добиться лучшего развивающего эффекта.
Весь демонстрационный и раздаточный материал, используемый в НОД, соответствует теме и поставленным задачам.
Для повышения мотивационной активности в ходе образовательной деятельности и вхождения детей в игру используется психологический настрой (хоровое проговаривание детьми вместе с логопедом стихотворения).
Данные игровые ситуации проходят через все этапы НОД, вызывая у детей желание активно работать и выполнять все виды заданий.
Весь материал образовательной деятельности, включая мультимедийную интерактивную презентацию, составлен с учетом индивидуальных, психофизиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, а также с учетом СанПиН:
- проветренное помещение,
- время реализации НОД не превышает 30 мин,
- непосредственная беспрерывная работа с экраном не превышает 3 мин.
- на протяжении всей НОД сменяются разные виды деятельности, проводится физминутка.
В образовательной деятельности используются следующие технологии:
- игровые,
- здоровьесберегающие,
- информационно-коммуникативные.
Для снятия эмоционального напряжения используется логоритмическое упражнение «На зарядку становись».
Мотивация развивающей деятельности достигается путём использования интерактивного наглядного материала, художественного слова в играх и словесной похвалой.
Организационно-мотивационный этап НОД направлен на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя, переключение внимания детей к предстоящей деятельности и стимуляцию интереса к ней.
Основной этап подчинён главным задачам развивающей деятельности. В ходе игр и упражнений достигаются все поставленные цели и задачи:
- развитие логического мышления с помощью загадок;
- развитие речи с использованием игр: “Какой дом у гномов?”, “Скажи наоборот”;
- развитие артикуляционного аппарата с применением комплекса артикуляционных упражнений;
- развитие графо-моторных навыков с помощью рисования капель воды;
- развитие дыхания и голоса с использованием музыкальной голосилки.
Заключительная часть дает возможность закрепить полученный детьми в ходе НОД эмоционально-положительный настрой.
Планируемые результаты:
- ребёнок: умеет подбирать антонимы к словам, совершенствует грамматические категории.
- у ребёнка развит фонематический слух, психические процессы: внимание, логическое мышление, творческое воображение и выразительность речи.
- у ребёнка развита общая и мелкая моторика;
- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства;
- ребенок способен адекватно реагировать и давать оценку своим действиям.
Таким образом, содержание развивающей образовательной деятельности, использованные методы и приёмы, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности – позволит обеспечить активность, высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствует повышению его результативности и успешному решению поставленных задач.
Структура НОД
Этапы | Структура | Цели и задачи |
1-й | Организационный момент. Подготовительный. Психологический настрой. | Цель: знакомство, настрой на совместную работу. |
2-й | Основной. Д/игра “Какой дом у гномов?” Д/игра «Раздели слова на слоги» Логоритмика «На зарядку становись» Музыкальная голосилка Чтение небылицы Словесная игра “Скажи наоборот” Упражнение «Нарисуй капли воды» | Цель: развивать фонематический слух детей, психические процессы: внимание, логическое мышление, творческое воображение и выразительность речи, мелкую и общую моторику. Согласование прилагательных с существительными, образование слов в уменьшительно-ласкательной форме. Развивающая игра данного вида направлена на то, чтобы снять страх ребёнка перед чтением по слогам, одновременно развивает мелкую моторику. Развивают речевую и двигательную активность, вырабатывают реакцию на словесный сигнал, координацию движений и снятие эмоционального напряжения. Обеспечивает голосообразование, хорошее звучание голоса. Развитие воображения, восприятие, образное мышление. Эта игра развивает логическое мышление, учит находить предмет, явление или слово с противоположным значением. Развивает речевую и двигательную активность. Развитие мелкой моторики рук, подготовка детей к школьному обучению. |
3-й | Заключительный. Сюрпризный момент (медали за активное участие). Подведение итогов. Оценка детьми занятия. | Формирование мотивации к школьному обучению. Формировать умение анализировать проведенную работу. |
Ход НОД
Дети под музыкальное сопровождение входят в кабинет логопеда. Хоровое проговаривание детьми вместе с логопедом приветствия:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре -
Говорим всё чётко, внятно,
Чтобы было всем понятно.
Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в страну сказок, и встретим там сказочных героев. Когда мы будем путешествовать по сказочной стране, мы должны выполнить очень интересные задания. Вопросы и задания готовили для вас самые известные в мире сказочные герои, но, чтобы узнать, как зовут героев, мы должны отгадать загадки. За активное участие и каждый правильный ответ вы будете получать фишку с изображением сказочного героя. В конце нашего занятия мы определим самого активного участника по количеству фишек.
Логопед: Итак, вы готовы принять участие в этом трудном, но интересном испытании?
Дети: Да!
Логопед: Слушаем внимательно загадку.
Он пришел из сказки к нам,
Постучал тихонько в дом,
В ярком красном колпачке —
Ну, конечно, это …
Дети: Гном!
Логопед: Первое задание для вас подготовили всем известные в сказочном мире гномы (на экране появляется изображение гномов)
Д/игра “Какой дом у гномов?”
Логопед: Жил да был весёлый гном.
Он в лесу построил … (дом).
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал … (домик).
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил… (домишко).
Самый мудрый гном-гномище
Выстроил большой… (домище).
Логопед: Гномы хотят узнать, какие у них будут дома, если они их построят из:
Из дерева – деревянный Из песка Из камней Из кирпичей | Из стекла Из железа Из соломы Из бумаги | Из снега Изо льда Из глины Из конфет | Из шоколада Из пряников Из мармелада Из леденцов |
Логопед: Слушаем внимательно вторую загадку.
У кого большая шляпа?
Кто бездельник и растяпа?
Кто хвастун, болтун, зазнайка?
Знают все, малыш ...
Дети: Незнайка!
Логопед: Следующее задание для вас подготовил Незнайка. Незнайка очень любит путешествовать! Вы должны назвать виды транспорта. Ребята, скажите какие виды транспорта вы знаете?
Дети: Машина, самолет и.т.д.
Д/игра «Раздели слова на слоги»
Логопед: Давайте разделим слова на слоги. (Ма-ши-на, са-мо-лет, по-езд, мо-то-цикл).
Дети: Делят слова на слоги, прохлопывая в ладоши каждое слово.
Логопед: Ребята, скажите, что мы должны делать, чтобы быть здоровыми?
Дети: Заниматься спортом, делать зарядку.
Логоритмика с музыкальным сопровождением «На зарядку становись»
Эй, лежебоки, вы вставайте!
На зарядку выбегайте!
Хорошенько потянулись
Вы проснулись?
Да, проснулись!
Солнышко лучистое любит скакать!
С облачка на облачко перелетать.
Раз, два, три, четыре, пять!
Логопед: Ребята, скажите, что мы должны делать, чтобы говорить правильно и красиво?
Дети: Артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика.
Звуки А,О,У,И,Ы, (уточнение артикуляции гласных звуков)
Логопед: А еще что мы должны уметь?
Дети: Правильно дышать.
Упражнение на развитие дыхания и голоса.
Логопед: Давайте пропоем гласные звуки (дети вместе с логопедом под музыку поют все гласные звуки, на экране изображение всех гласных звуков)
Логопед: Что за крик? Что за рёв?
Там, не стадо ли коров?
- Нет, там не коровушка,
Это Катя – рёвушка!
Плачет, заливается,
Платьем утирается.
Логопед: Девочка - Рёвушка. Вы знаете, что Рёвушка плачет день и ночь. Ребята, придумайте, как её можно рассмешить!
Дети: предлагают свои варианты.
Логопед: А я знаю ещё одно решение этой проблемы! Давайте ей прочитаем весёлые стихи небылицы. Ребята что такое небылица?
Ответы детей.
Логопед: Небылица - это шуточный рассказик, нелепица, шутливая выдумка автора.
Чтение небылицы «Небывалая сторонка»
Небывалая сторонка
На сторонке той медведи
Грустно лапу не сосут.
Пчелы добрые соседи,
Им в подарок мед несут.
Волк живет там недалече,
Но его не слышен вой,
Он не трогает овечек,
Он питается травой.
Что там шапка-невидимка!
Здесь повсюду чудеса:
Подивись, как спят в обнимку
В норке зайчик и лиса.
Как же не мечтать об этом?
Все живут в согласье там?
Мыши ходят за советом
К добрым ласковым котам.
Шла лиса, мела хвостом
И трясла рогами.
Вырос на пеньке пустом
Короб с пирогами.
Вдруг ворона прилетела
С волчьими зубами.
Пироги с малиной ела
Закусив грибами. (И. Гурина)
Логопед: Слушайте следующую загадку.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?..
Дети: Буратино!
Логопед: А это задание для вас подготовил Буратино (на экране –изображение Буратино). Он очень любит спорить, вот и решил поиграть с вами в игру “Скажи наоборот”.
Словесная игра “Скажи наоборот”
Большой -маленький Высокий-низкий Старый-новый Неряшливый-опрятный Лёгкий-тяжелый Узкий-широкий Грязный-чистый Злой-добрый Сухой-мокрый | Светло-темно День-ночь Хорошо-плохо Грустно-весело |
Логопед: Слушайте следующую загадку.
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали?
Дети: Дюймовочка!
Логопед: Последнее задание для вас приготовила Дюймовочка. Она очень любит цветы, любит ухаживать за цветами. Мы тоже будем поливать цветы. Нужно нарисовать синим карандашом капельки воды. (Графо-моторные навыки).
Логопед: Вот и подходит к концу наше путешествие по стране сказок. Вам понравилось путешествовать? Сказочные герои прощаются с вами! Скажите, с какими сказочными героями мы сегодня повстречались? Какое задание вам понравилось больше всего? Кто из ребят сегодня был самый активный? (Каждый ребенок подсчитывает количество фишек). Логопед отмечает детей, у которых большее количество фишек.
Логопед: Наше занятие заканчивается, до новых встреч! Вручаются медали за активное участие.
Программно-методическое обеспечение
Список используемой литературы
1. Т.А.Ткаченко. «Формирование лексико-грамматических представлений». Сборник упражнений и методических рекомендаций для занятий с дошкольниками.
2. Лескова Г., Ноткина Н. “Влияние физкультминутки на физическое состояние и умственную работоспособность детей”. Дошкольное воспитание. 1983. № 3.
3.Селиверстов В.И. “Игры в логопедической работе с детьми.” – М.: Просвещение, 1987.
4.Лопухина И. С. “Логопедия” – М.: Аквариум, 1995.
5.Л. Н. Смирнова “Логопедия в детском саду”, Издательство “Мозаика-синтез”, 2005.
6.Е.А. Алябьева “Логоритмические упражнения”, Творческий центр сфера, Москва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие – игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Сказок»
Задачи: закреплять знания детей о сказках, сказочных о героях; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать речь детей, учить сочетать существительное и прилагательное в род...
Проект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну сказок"
Цель проекта: Развивать диалогическую и связную речь детей, интонационную выразительность, образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений. Учить подбирать к словам антонимы, си...
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну "Сказок"
В методической разработке показано практическое применение гендерного подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста: представлен сценарий развлечения "Путешествие в страну...
Конспект занятия по театрализованной деятельности для детей старшей группы Тема: Путешествие в страну сказок и фантазии.
Занятие по театрализованной деятельности для детей старшей группы направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, умения передавать состояние неподвижного персонажа, его настроение - г...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Сказок"
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Сказок" с использованием современных образовательны...
Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста «Путешествие в страну сказок».
Создавать у детей радостное настроение, высокий эмоциональный подъём....
Конспект занятия с детьми старшей группы. Тема: "Путешествие в страну сказок"(образовательная область "Развитие речи")
Закрепить знания детей о русских народных сказках и создать радостное эмоциональное настроение при общении с взрослым и сверстниками....