НОД "Центр здоровья"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Жмудь Светлана Анатольевна

логопедическое занятие с элементами экспериментальной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

 

https://disk.yandex.ru/d/g9kvEhRr4EL_zg

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_tsentr_zdorovya.docx215.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Интегрированное занятие познавательного цикла в старшей  группе с использованием нетрадиционных методов оздоровления» для детей 6-7 лет, 12 детей.

                        "Экскурсия в  Центр здоровья"

Цель: вызвать у детей желание заботится о своём здоровье.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье.

2. Формировать представления дошкольников о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания, питания.

3. Познакомить детей с различными видами гимнастик:

-гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, массажа (массаж ушной раковины, самомассаж с предметами).

4. Развивать внимание, познавательный интерес, мыслительную активность, воображение детей.

5. Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.

6. Воспитывать сострадание, взаимопомощь, взаимовыручку.

Виды детской деятельности: игровая, поисковая, коммуникативная

Методы и приемы:

Наглядные (показ, демонстрация);

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);

Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);

Практические (упражнения, опыты).

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.

Применяемые технологии:

• Дыхательная гимнастика

• Физкультурная минутка

• Пальчиковая гимнастика

  • Гимнастика для глаз
  • Гимнастика для ушей
  • Артикуляционная гимнастика
  • Опытно-исследовательская

Средства обучения:

  • Демонстрационный материал (карточки с изображением органов чувств), плакаты
  • Баночки с продуктами, различными на вкус

Образовательные области:

Речевое развитие:

Познавательное

Социально-коммуникативное

Физическое

Художественно-эстетическое

Ход образовательной деятельности:

 Логопед (Стоит в центре зала и звенит колокольчиком) 
- Мой звоночек звенит, заливается.
И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой  друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)
(влетает шарик, ни нитке письмо, написанное лимонным соком)
Физрук: (ловит шарик, удивляется)  Ух ты, письмо! Прочитаем от кого? Но конверт  совершенно чистый?!
-  Что это может быть? (Ответ детей, а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?)
А разве бывают такие письма?
Ответ детей – Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами  (лимоном или крахмалом)
 А как же узнать, кто нам его прислал?
Ответ детей - развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Логопед: есть у нас такая водичка.
Ответ детей - Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется текст  "Из Центра здоровья"

Логопед:  Откроем конверт и прочитаем, что там написано

 "Здравствуйте, дорогие ребята!

 Приглашаем вас посетить наш Центр и узнать о своем здоровье"

 (Звучит песня из м/ф «Волшебник изумрудного города»  «Идём дорогой трудной»)

Физрук: отправляемся в путь, но он не простой, надо пройти по ребристой дорожке, перепрыгнуть через "лужицы"

Логопед: Здравствуйте ребята. Я рада  приветствовать вас в нашем Центре здоровья. Вы побываете в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств. Какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей.)

- Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

- В лаборатории можно находиться в специальной одежде - белых халатах. Как вы думаете почему? (Предположения детей.). Давайте оденем халаты и пойдем в первую лабораторию

. Сейчас я загадаю загадку, а вы, отгадав ее,  поймете, какой орган чувств исследуют.

Загадка 1

На ночь два оконца,
Сами закрываются,
А с восходом солнца,
Сами открываются. (Глаза)

- Да, в этой лаборатории изучают зрение. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.)

Физрук: Ребята, я предлагаю  выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?

- Мы с вами поиграем.

Дети встают беспорядочно в группе.  Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей. Так зачем же человеку глаза?

Ребенок: Зачем нужны всем нам глаза?

Чтобы видеть все вокруг

 Это нам так важно друг.

Чтоб читать, чтоб писать

Чтоб картинку рисовать.

Чтобы видеть, куда идти

 И оглянуться что позади.

Но иногда глаза тоже болеют

Они тогда слезятся и краснеют.

Они просят помощи

Нагрузки поменьше, чтоб было им легче.

Логопед: Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения?

Ребенок: Глаз поранить очень просто – не играй с предметом острым!

Глаза не три, не засоряй,

Лежа книгу не читай;

На яркий свет смотреть нельзя –

Тоже портятся глаза.

Телевизор в доме есть,

Но, пожалуйста, не лезь

К самому экрану,

И смотри не все подряд,

А передачи для ребят.

Я хочу предостеречь:

Нужно всем глаза беречь!

Физрук: Наши дети заботятся о своем зрении, и делают специальную гимнастику для глаз (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, 

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

Закрывают оба глаза.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

Открывают глаза,

взглядом рисуют мост.

Глазами рисуют букву о.

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Глаза смотрят вправо- влево.

Глазами смотрят вверх, вниз.

Физрук: Чтобы  нам попасть в следующую лабораторию, надо преодолеть некоторые препятствия: пролезть в обруч, не задев его, проползти по узкой скамейке  

Логопед: Вы узнаете какую вы лабораторию попали, отгадав загадку:

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше: (ушки)

- Да, в этой лаборатории изучают органы слуха.
(Тихо говорит.) Садитесь. (Дети выполняют)

- Почему вы сели? (Ответы детей.)

- Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их

Ребенок: Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или по реже?
Отвечает доктор: Еже!
Отвечает доктор гневно:
- Еже, еже, ежедневно!!!

Сейчас  проверим,  хороший ли у вас слух.

Проводится игра: "Узнай по голосу"

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

" К нам кукушка в огород залетела и поет,

 а ты Алеша (Саша, Маша и т. д.) не зевай,

 кто кукует, угадай?"

Логопед: Голоса своих друзей вы легко угадали, а сможете ли вы по звуку отгадать музыкальные инструменты?

Проводиться игра:

"Какой музыкальный инструмент звучит?"

Музыкальные инструменты находятся за ширмой. Педагог поочередно играет на инструментах. Дети на слух определяют, какой музыкальный инструмент прозвучал.

Физрук: Сейчас мы все вместе сделаем гимнастику для ушек:

Дети садятся на коврики, и физрук  вместе с детьми выполняют комплекс ушной гимнастики 

Взяли ушки за макушки     (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…                         (несильно потянуть вверх)

Пощипали…                                (несильные нажимы пальцами, с постепенным 

Вниз до мочек добежали.         продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:        (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…       (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём    (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

И к макушкам вновь придём.        указательным пальцами) 

Логопед: Переходим в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку.

Загадка 3

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Нос)

- А для чего человеку нос? (Ответы детей.)

Ребенок: Папа задал мне вопрос: 
- Для чего нам нужен нос?
Я нашёл ответов разных - 
Не один, а десять сразу!
Нужен нос для красоты,
Чтоб чихать, когда простыл,
Чтоб дышать весной цветами,
Чтоб в плечо уткнуться маме.
Нос - чтоб ночью посопеть.
Нос - Илюшке утереть.
Нос - в дверях совсем несложно,
Прищемить неосторожно.
А ещё на нём очки,
Для него живут платки,
На носу сидят веснушки
И гостят по-свойски мушки.
Я ответил на вопрос,
И задрал от счастья нос.

Физрук: Сейчас я предлагаю проверить, у всех ли нос хорошо и свободно дышит? Для этого выполним дыхательные упражнения.

«Цветы».

Дети стоят по кругу. Физрук читает им стихи:

                  Каждый бутончик склониться бы рад

                  Направо, налево, вперёд и назад.

                  От ветра и зноя бутончики эти

                  Спрятались живо в цветочном букете

По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались.

Упражнение повторить 6-8 раз.

Логопед:- Ребята, под этими салфетками кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут.

Игра "Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон)   (ширма с отверстием для носа)

Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

В следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств - язык.

Физрук: Прежде чем пройти в следующую лабораторию, давайте немного отдохнем

Физкультминутка.

Есть в большом лесу избушка, стоит задом наперед.
(наклоны с поворотом вокруг себя).
В той избушке есть старушка, бабушка Яга живет.
(приседания с хлопками).
Нос крючком (руки вперед себя),
Глаза большие (круговые вращения кистями),
Словно искорки горят (сжимать и разжимать пальцы).
Уши старые, глухие, но подслушать все хотят.
(наклоны вправо – влево с выставлением ладоней возле ушей).
А под печкою кузнечики куют – куют – куют, 
Словно песенку веселую поют – поют – поют.
(удары кулачками по кругу перед собой).
Хлоп – туда, хлоп – сюда ( хлопки вправо – влево).
Нет особого труда (прыжки на месте, руки на поясе).

Логопед: Молодцы! Идем дальше. Что же изучают в этой лаборатории? Отгадайте загадку:

"Что за обедом всего нужнее?"  (рот)

  А что находится во рту? (язык, зубы)

Загадка:

Всегда он в работе, 
Когда мы говорим; 
А отдыхает, 
Когда мы молчим. ( Язык)

Да, в этой лаборатории изучают именно этот орган

 Логопед: Для чего человеку язык?  

Дети:  Определять продукты на вкус нам помогает язык

Логопед: Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).

. А сейчас давайте проверим, чувствительны ли наши язычки?

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту.

Логопед: Язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.

Давайте поучим его выполнять специальные упражнения.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.

"Лошадка" Поцокать языком.

"Подуть на кончик языка"

"Индюк" -бл-бл

   Логопед: Про что говорится в этой загадке?

Когда мы едим — они работают, 
Когда не едим — они отдыхают. 
Не будем их чистить — 
Они заболят. (зубы)

Логопед: Ребята, для чего нужны человеку зубы?

Дети: чтобы жевать, кусать… .и т. п.

 Что нужно делать для того, чтобы зубы не болели, были белыми, красивыми и крепкими?  

Ребенок: " Есть у людей зубы, ребята…"

Чистим зубки каждый день,
Чистить зубки нам не лень,
Чистим утром, перед сном,
Чистим зубки с волшебством,
В белом тюбике с зайчонком,
Волшебство одно сидит.
Всем мальчишкам и девчонкам
Чудо-зайчик говорит:
"Чистить зубки всем нам надо.
От пирожных, шоколада...
Чтоб здоровыми остались,
Не крошились, не ломались.
Чтоб белее снега были,
Не болели и не ныли.

Физрук: Предлагаю вам поиграть в игру "Полезно - вредно"

  • Раскусывать скорлупки орехов зубами вредно или полезно?
  • Дети – Вредно, потому что может потрескаться зубная эмаль.
  • – Чистим зубы утром и вечером – делаем правильно или неправильно?
  • Дети – Правильно, зубы нужно чистить 2 раза в день.
  • Съедаем сразу килограмм карамели. Полезно это или вредно?
  • Дети – Вредно, потому что много сладкого есть нельзя.
  •  Пить теплое молоко – полезно или вредно?
  • Дети – Полезно, зубки будут крепкими и белыми.
  •  Ни дня не можем прожить без пирожных. Полезно или вредно?
  • Дети – Вредно, потому что много сладкого есть нельзя: будут болеть зубы.
  • Любим есть сметану, рыбу, яйца. Это вредно или полезно для зубов?
  • Дети – Полезно, в этих продуктах есть витамин Д, очень нужный для зубов.
  • Жевать жевательную резинку полезно?
  • Дети – Вредно.
  • Нужно идти к стоматологу, если заболел зуб?
  • Дети – Да, потому что врач вылечит больной зубик.
  • После сладкого всегда полощем рот водой, если нет возможности почистить зубы. Дети – да

Логопед: Мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. Что это такое?

 Осязании - это то, что чувствует кожа. В коже есть множество чувствительных клеток.  Благодаря этому, когда ты гладишь кошку, даже с закрытыми глазами ощущаешь, что она тёплая, пушистая, что она шевелится. С помощью осязания мы почувствуем, что лёд — холодный и скользкий, вода — жидкая, а камень — твёрдый и шероховатый.

 На кончиках пальцев кожа очень чувствительная 

Физрук: Я предлагаю провести пальчиковую гимнастику:

"В гости"

В гости к пальчику большому
(Выставляем вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому
(Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний,
(Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно)
Безымянный и последний,
Сам мизинец – малышок,
Постучался на порог.
(Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы)
Вместе пальчики - друзья,
(Кулаки стучат друг о дружку)
Друг без друга им нельзя.
(Ритмическое сжатие пальцев в кулак на обеих руках)

Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможем ли мы  узнать на ощупь эти фрукты и овощи?  (окошечко с прорезью для рук)

С этим вы справились легко,  а сможете ли вы узнать друг друга на ощупь с закрытыми глазами? Проводится игра  "Жмурки"

Логопед: Вот и закончилась наша экскурсия по Центру здоровья.

Физрук: А теперь мы улыбнемся,

               Крепко за руки возьмемся

               И друг другу на прощанье

               Мы подарим  пожелания!

IMG_2509.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....

Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)

Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...