НОД "Центр здоровья"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
логопедическое занятие с элементами экспериментальной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_tsentr_zdorovya.docx | 215.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интегрированное занятие познавательного цикла в старшей группе с использованием нетрадиционных методов оздоровления» для детей 6-7 лет, 12 детей.
"Экскурсия в Центр здоровья"
Цель: вызвать у детей желание заботится о своём здоровье.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье.
2. Формировать представления дошкольников о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания, питания.
3. Познакомить детей с различными видами гимнастик:
-гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, массажа (массаж ушной раковины, самомассаж с предметами).
4. Развивать внимание, познавательный интерес, мыслительную активность, воображение детей.
5. Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.
6. Воспитывать сострадание, взаимопомощь, взаимовыручку.
Виды детской деятельности: игровая, поисковая, коммуникативная
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация);
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);
Практические (упражнения, опыты).
Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.
Применяемые технологии:
• Дыхательная гимнастика
• Физкультурная минутка
• Пальчиковая гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Гимнастика для ушей
- Артикуляционная гимнастика
- Опытно-исследовательская
Средства обучения:
- Демонстрационный материал (карточки с изображением органов чувств), плакаты
- Баночки с продуктами, различными на вкус
Образовательные области:
Речевое развитие:
Познавательное
Социально-коммуникативное
Физическое
Художественно-эстетическое
Ход образовательной деятельности:
Логопед (Стоит в центре зала и звенит колокольчиком)
- Мой звоночек звенит, заливается.
И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)
(влетает шарик, ни нитке письмо, написанное лимонным соком)
Физрук: (ловит шарик, удивляется) Ух ты, письмо! Прочитаем от кого? Но конверт совершенно чистый?!
- Что это может быть? (Ответ детей, а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?)
А разве бывают такие письма?
Ответ детей – Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами (лимоном или крахмалом)
А как же узнать, кто нам его прислал?
Ответ детей - развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Логопед: есть у нас такая водичка.
Ответ детей - Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется текст "Из Центра здоровья"
Логопед: Откроем конверт и прочитаем, что там написано
"Здравствуйте, дорогие ребята!
Приглашаем вас посетить наш Центр и узнать о своем здоровье"
(Звучит песня из м/ф «Волшебник изумрудного города» «Идём дорогой трудной»)
Физрук: отправляемся в путь, но он не простой, надо пройти по ребристой дорожке, перепрыгнуть через "лужицы"
Логопед: Здравствуйте ребята. Я рада приветствовать вас в нашем Центре здоровья. Вы побываете в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств. Какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей.)
- Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.
- В лаборатории можно находиться в специальной одежде - белых халатах. Как вы думаете почему? (Предположения детей.). Давайте оденем халаты и пойдем в первую лабораторию
. Сейчас я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, поймете, какой орган чувств исследуют.
Загадка 1
На ночь два оконца,
Сами закрываются,
А с восходом солнца,
Сами открываются. (Глаза)
- Да, в этой лаборатории изучают зрение. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.)
Физрук: Ребята, я предлагаю выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?
- Мы с вами поиграем.
Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей. Так зачем же человеку глаза?
Ребенок: Зачем нужны всем нам глаза?
Чтобы видеть все вокруг
Это нам так важно друг.
Чтоб читать, чтоб писать
Чтоб картинку рисовать.
Чтобы видеть, куда идти
И оглянуться что позади.
Но иногда глаза тоже болеют
Они тогда слезятся и краснеют.
Они просят помощи
Нагрузки поменьше, чтоб было им легче.
Логопед: Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения?
Ребенок: Глаз поранить очень просто – не играй с предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану,
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!
Физрук: Наши дети заботятся о своем зрении, и делают специальную гимнастику для глаз (Проводится комплекс зрительной гимнастики)
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. Наши глазки отдыхают, Упражнения выполняют. А теперь мы их откроем, Через речку мост построим. Нарисуем букву о, получается легко. Вверх поднимем, глянем вниз, Вправо, влево повернем, Заниматься вновь начнем. | Закрывают оба глаза. Продолжают стоять с закрытыми глазами. Открывают глаза, взглядом рисуют мост. Глазами рисуют букву о. Глаза поднимают вверх, опускают вниз. Глаза смотрят вправо- влево. Глазами смотрят вверх, вниз. |
Физрук: Чтобы нам попасть в следующую лабораторию, надо преодолеть некоторые препятствия: пролезть в обруч, не задев его, проползти по узкой скамейке
Логопед: Вы узнаете какую вы лабораторию попали, отгадав загадку:
Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше: (ушки)
- Да, в этой лаборатории изучают органы слуха.
(Тихо говорит.) Садитесь. (Дети выполняют)
- Почему вы сели? (Ответы детей.)
- Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их
Ребенок: Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или по реже?
Отвечает доктор: Еже!
Отвечает доктор гневно:
- Еже, еже, ежедневно!!!
Сейчас проверим, хороший ли у вас слух.
Проводится игра: "Узнай по голосу"
Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
" К нам кукушка в огород залетела и поет,
а ты Алеша (Саша, Маша и т. д.) не зевай,
кто кукует, угадай?"
Логопед: Голоса своих друзей вы легко угадали, а сможете ли вы по звуку отгадать музыкальные инструменты?
Проводиться игра:
"Какой музыкальный инструмент звучит?"
Музыкальные инструменты находятся за ширмой. Педагог поочередно играет на инструментах. Дети на слух определяют, какой музыкальный инструмент прозвучал.
Физрук: Сейчас мы все вместе сделаем гимнастику для ушек:
Дети садятся на коврики, и физрук вместе с детьми выполняют комплекс ушной гимнастики
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)
Логопед: Переходим в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку.
Загадка 3
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
- А для чего человеку нос? (Ответы детей.)
Ребенок: Папа задал мне вопрос:
- Для чего нам нужен нос?
Я нашёл ответов разных -
Не один, а десять сразу!
Нужен нос для красоты,
Чтоб чихать, когда простыл,
Чтоб дышать весной цветами,
Чтоб в плечо уткнуться маме.
Нос - чтоб ночью посопеть.
Нос - Илюшке утереть.
Нос - в дверях совсем несложно,
Прищемить неосторожно.
А ещё на нём очки,
Для него живут платки,
На носу сидят веснушки
И гостят по-свойски мушки.
Я ответил на вопрос,
И задрал от счастья нос.
Физрук: Сейчас я предлагаю проверить, у всех ли нос хорошо и свободно дышит? Для этого выполним дыхательные упражнения.
«Цветы».
Дети стоят по кругу. Физрук читает им стихи:
Каждый бутончик склониться бы рад
Направо, налево, вперёд и назад.
От ветра и зноя бутончики эти
Спрятались живо в цветочном букете
По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались.
Упражнение повторить 6-8 раз.
Логопед:- Ребята, под этими салфетками кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут.
Игра "Узнай по запаху"
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон) (ширма с отверстием для носа)
Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)
В следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств - язык.
Физрук: Прежде чем пройти в следующую лабораторию, давайте немного отдохнем
Физкультминутка.
Есть в большом лесу избушка, стоит задом наперед.
(наклоны с поворотом вокруг себя).
В той избушке есть старушка, бабушка Яга живет.
(приседания с хлопками).
Нос крючком (руки вперед себя),
Глаза большие (круговые вращения кистями),
Словно искорки горят (сжимать и разжимать пальцы).
Уши старые, глухие, но подслушать все хотят.
(наклоны вправо – влево с выставлением ладоней возле ушей).
А под печкою кузнечики куют – куют – куют,
Словно песенку веселую поют – поют – поют.
(удары кулачками по кругу перед собой).
Хлоп – туда, хлоп – сюда ( хлопки вправо – влево).
Нет особого труда (прыжки на месте, руки на поясе).
Логопед: Молодцы! Идем дальше. Что же изучают в этой лаборатории? Отгадайте загадку:
"Что за обедом всего нужнее?" (рот)
А что находится во рту? (язык, зубы)
Загадка:
Всегда он в работе,
Когда мы говорим;
А отдыхает,
Когда мы молчим. ( Язык)
Да, в этой лаборатории изучают именно этот орган
Логопед: Для чего человеку язык?
Дети: Определять продукты на вкус нам помогает язык
Логопед: Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).
. А сейчас давайте проверим, чувствительны ли наши язычки?
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту.
Логопед: Язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.
Давайте поучим его выполнять специальные упражнения.
Выполняется артикуляционная гимнастика:
"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.
"Лошадка" Поцокать языком.
"Подуть на кончик языка"
"Индюк" -бл-бл
Логопед: Про что говорится в этой загадке?
Когда мы едим — они работают,
Когда не едим — они отдыхают.
Не будем их чистить —
Они заболят. (зубы)
Логопед: Ребята, для чего нужны человеку зубы?
Дети: чтобы жевать, кусать… .и т. п.
Что нужно делать для того, чтобы зубы не болели, были белыми, красивыми и крепкими?
Ребенок: " Есть у людей зубы, ребята…"
Чистим зубки каждый день,
Чистить зубки нам не лень,
Чистим утром, перед сном,
Чистим зубки с волшебством,
В белом тюбике с зайчонком,
Волшебство одно сидит.
Всем мальчишкам и девчонкам
Чудо-зайчик говорит:
"Чистить зубки всем нам надо.
От пирожных, шоколада...
Чтоб здоровыми остались,
Не крошились, не ломались.
Чтоб белее снега были,
Не болели и не ныли.
Физрук: Предлагаю вам поиграть в игру "Полезно - вредно"
- Раскусывать скорлупки орехов зубами вредно или полезно?
- Дети – Вредно, потому что может потрескаться зубная эмаль.
- – Чистим зубы утром и вечером – делаем правильно или неправильно?
- Дети – Правильно, зубы нужно чистить 2 раза в день.
- Съедаем сразу килограмм карамели. Полезно это или вредно?
- Дети – Вредно, потому что много сладкого есть нельзя.
- Пить теплое молоко – полезно или вредно?
- Дети – Полезно, зубки будут крепкими и белыми.
- Ни дня не можем прожить без пирожных. Полезно или вредно?
- Дети – Вредно, потому что много сладкого есть нельзя: будут болеть зубы.
- Любим есть сметану, рыбу, яйца. Это вредно или полезно для зубов?
- Дети – Полезно, в этих продуктах есть витамин Д, очень нужный для зубов.
- Жевать жевательную резинку полезно?
- Дети – Вредно.
- Нужно идти к стоматологу, если заболел зуб?
- Дети – Да, потому что врач вылечит больной зубик.
- После сладкого всегда полощем рот водой, если нет возможности почистить зубы. Дети – да
Логопед: Мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. Что это такое?
Осязании - это то, что чувствует кожа. В коже есть множество чувствительных клеток. Благодаря этому, когда ты гладишь кошку, даже с закрытыми глазами ощущаешь, что она тёплая, пушистая, что она шевелится. С помощью осязания мы почувствуем, что лёд — холодный и скользкий, вода — жидкая, а камень — твёрдый и шероховатый.
На кончиках пальцев кожа очень чувствительная
Физрук: Я предлагаю провести пальчиковую гимнастику:
"В гости"
В гости к пальчику большому
(Выставляем вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому
(Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний,
(Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно)
Безымянный и последний,
Сам мизинец – малышок,
Постучался на порог.
(Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы)
Вместе пальчики - друзья,
(Кулаки стучат друг о дружку)
Друг без друга им нельзя.
(Ритмическое сжатие пальцев в кулак на обеих руках)
Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможем ли мы узнать на ощупь эти фрукты и овощи? (окошечко с прорезью для рук)
С этим вы справились легко, а сможете ли вы узнать друг друга на ощупь с закрытыми глазами? Проводится игра "Жмурки"
Логопед: Вот и закончилась наша экскурсия по Центру здоровья.
Физрук: А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.
Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»
В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...
«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»
Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....
Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)
Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...