Методическая разработка на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий. Ритмотерапия».
консультация
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы обучения детей дошкольного возраста здоровьесберегающими технологиями. Одной из таких технологий является ритмотерапия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Использование здоровьесберегающих технологий. Ритмотерапия».
Родоначальником введения понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику образования является Н. К. Смирнов, который утверждает, что данные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики.
Задачи педагогов и воспитателей дошкольного образования:
-создать полноценные условия для сохранения здоровья детей;
-развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии;
- внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс;
- закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья, музыкальных данных, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.
Проблемы сохранения здоровья воспитанников стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова: "здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью детей".
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы обучения детей дошкольного возраста здоровьесберегающими технологиями. Одной из таких технологий является ритмотерапия.
Чувство ритма универсально. Ритм пронизывает всю жизнь человека от его первых до последних дней. Мы живем в определенном ритме труда и отдыха, бодрствования и сна, напряжения и расслабления. Наши органы кровообращения, дыхания, система обмена веществ функционируют в определенном ритме.
Ритмотерапия включает в себя:
– ритмические речедвигательные упражнения;
– музыкально – ритмические упражнения;
– речедвигательные упражнения с элементами небольшого сюжета;
– речевые ритмические упражнения с элементами драматизации;
- игры – песни, игры – танцы;
- ритмические речевые игры, сюжетно-ролевые игры.
Ритмотерапия – это система особых упражнения под музыку и ритм с использованием лексического материала, танцевальных, двигательных упражнений и движений. Способствует развитию чувства ритма, снижают общую скованность, напряжение, формирует плавность движений, пластичность движений, умение владеть своим телом. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает развивает внимание, восприятие, самоконтроль, реакцию и речь ребенка. Движение и танец, помимо того, что снимает нервно – психическое напряжение, помогают ребенку быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
Ритмотерапия – это одно из направлений терапии, психологии связанная с ритмами. С ритмами человека, с ритмами организма. У нас каждый орган имеет свой ритм, какую-то частоту колебаний. Наши эмоции связаны с тем или иным темпом, что называется еще темпотерапия. Это всё, что связанно с танцами, с музыкой, с какими-то повторяющимися ритмами, колебаниями. Музыка, почти вся культура, танцы – их перепроживание, создает нам то или иное состояние, ту или иную эмоцию. И эта эмоция может быть как положительной, своевременной, терапевтической, так может быть и негативной — если она несвоевременна (не вовремя), либо ритм какой-то не свой, не родной.
Ритмотерапия - специфические упражнения под музыку с использованием лексического материала, танцевальных движений. Способствуют развитию чувства ритма, упорядочивают темп и ритм, снижают общую скованность, напряжение, формируют плавность, пластичность движений, умение владеть своим телом.
Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на занятиях вокальном объединении можно применять музыкально–ритмические упражнения.
Это не только так необходимые вашему ребёнку движения, но и выход эмоциональной энергии, живой ритм, радость и веселье.
Потребность в проведении ритмотерапии возникает и тогда, когда в разучиваемом произведении не получается тот или иной ритмический рисунок. Иногда заведомо трудное место подготавливают специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучивают.
Для получения наибольшей эффективности полезно включать эти упражнения для музицирования на детских шумовых инструментах. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья.
По существу, именно Э. Жака Далькрозе можно считать основателем современной аэробики. Кстати, движения под музыку как средство не только музыкального воспитания, но и оздоровления для России — это не новое, а хорошо забытое старое. Ещё в 1923 году по распоряжению наркома просвещения А.В.Луначарского в нашей стране была организована "Студия пластического движения" под руководством Э.Вербовой. В этой студии учились двигаться под музыку не только взрослые, но и дети. Сегодня метод Далькрозе снова возродился в некоторых детских садах. Там проходят музыкально-оздоровительные физкультминутки, которые можно проводить дома со своими детьми.
Наиболее эффективными оказались ритмические паузы, когда негромко звучащая ритмическая музыка соединяется с речитативами. Например:
#1040; в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду собрать,
Надо глубже приседать ( приседания несколько раз).
Нагулялся я в лесу,
Ягоды домой несу (ходьба в ритме музыки).
2. В течение речитатива дети плавно поднимают то левую, то правую ногу.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногу,
Топай левою ногу.
Потом правою ногой,
Потом левою ногой
И тогда придёшь домой ( ходьба в ритме музыки).
3. Жил на свете попугай.
Крылья шире расставляй (руки в сторону).
Он любил летать всех выше —
Выше ели, выше крыши (потянуться на носках, руки вверх).
4. Чок-чок. Каблучок.
В танце кружится сверчок (кружения).
А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс на скрипке (движения, имитирующие игру на скрипке).
Звонко хлопаем в ладошки ( хлопки),
Весело шагают ножки (ходьба)
Несмотря на явное поэтическое несовершенство стишков, подобные речитативы, соединённые с ритмической музыкой, нравятся дошколятам, объединяют малышей, помогают им сконцентрироваться.
Используемая литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Использование современных педагогических технологий в работе с молодыми педагогами ДОУ»
Данная методическая разработка посвящена проблеме обеспечения оптимальных условий для адаптационного процесса к профессиональной деятельности молодых педагогов, поступивших на работу в ДОУ. Она ...
Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в практике работы с дошкольниками"
Данная разработка представляет собой педагогический опыт использования ЭОР в практике работы с детьми дошкольного возраста. Презентация обогащает впечатления детей, развивает фантазию, пробуждает твор...

К МЕТОДИЧЕСКИМ РАЗРАБОТКАМ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЫСОГО УРОВНЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органич...

Методическая разработка на тему: «Использование макетной игровой технологии в ознакомлении дошкольников с подводным миром как эффективный фактор экологического воспитания».
Подводный мир с его обитателями, взаимосвязями, экологическими проблемами очень интересен и таит в себе неиссякаемый источник вопросов, ответов, новых тем для исследования, познания. ...

Методическая разработка по теме: использование здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...

Презентация со звуком к методической разработке Тема: Использование современных здоровьесберегающих технологий (кинезиотерапия) при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ТНР ОНР.
Данная презентация используется на занятии учителя-логопеда...

Методическая разработка для педагогов по здоровьесберегающим технологиям " Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС"
Методическая разработка для педагогов по здоровьесберегающим технологиям для воспитателей ДОУ...