«Взаимодействие с семьями воспитанников в физкультурно-оздоровительной работе в свете ФГОС».
консультация
одной из Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» закон «Об образовании» и ФГОС ДО №273-ФЗв РФ, основным условием которого является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов – это партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie.docx | 31.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие с семьями воспитанников в физкультурно-оздоровительной работе
в свете ФГОС».
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
педагоги могут дать детям
большое человеческое счастье».
В.А.Сухомлинский
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей.
Поэтому одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» закон «Об образовании» и ФГОС ДО №273-ФЗв РФ, основным условием которого является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов – это партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».
Поэтому и возникло обновление важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
Термин «взаимодействие» (по мнению Т.А. Марковой) рассматривается как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания на основе единого понимания. В основе взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей.
При взаимодействии социальных институтов (семья и детский сад) важно учитывать дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников в ДОО может включать:
- изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи;
- информационное просвещение родителей;
- совместную деятельность педагогов и родителей с детьми;
- образование родителей.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, а зачастую личные стереотипы не дают возможность быть активными участниками развития и воспитания своего ребёнка. Но не смотря на различные жизненные проблемы, каждый из родителей хочет видеть своего ребёнка здоровым, сильным и крепким. Задача детского сада, в том числе и в лице инструктора по физической культуре помочь каждой семье вырастить и воспитать здорового челова во всех аспектах данного понятия. Движение – основное проявление жизни, в то же время оно является и средством гармоничного развития личности.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Важно, чтобы родители выступали не только в роли пассивных участников консультаций и зрителей спортивно-развлекательных мероприятий, а активно вовлекались в педагогический процесс в рамках детско-родительских проектов и презентаций семейного опыта. Это дает возможность родителям прочувствовать на себе необходимость и сложность данного вида деятельности, а также повысить уровень физической культуры детей, использую потенциал каждого ребенка.
Целью взаимодействия инструктора по физической культуре и семьи является: содействие повышению двигательной активности и общего физического развития детей через организацию целенаправленной совместной деятельности педагога и родителей, поиск и разработка новых, современных форм формирование родительской компетентности, которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта.
Были определены следующие задачи:
- внедрять в образовательную деятельность ДОУ разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей;
- сформировать положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни в семье;
- заинтересовать родителей идеей вести здоровый образ жизни в семье, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своейработе;
- повышать интерес родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях совместно с детьми;
- оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- повышение компетенции родителей в физическом развитии и воспитании ребёнка,
- понятие и принятие индивидуальности ребёнка, доверие и уважение к нему, как к уникальной личности,
Планируя ту или иную форму работы, мы исходили из представлений о современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбирали следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность и для достижения положительного результата, в своей работе я сочетаюразные формы работы с семьёй, такие как:
- Родительское собрание: Ежегодную работу с родителями я начинаю с участия в родительских собраниях. Это традиционная форма работы, позволяющая педагогу лично знакомиться с семьями воспитанников и на основе личной беседы выявлять потребности и желания родителей в вопросах физического воспитания, наладить более близкий контакт с семьёй воспитанников, обсудить интересующие вопросы, наметить дальнейшие планы.
- Анкетирование: На родительских собраниях сложно получить ответ на все вопросы, поэтому я провожу анкетирование, для получения объективной картины значимости физической культуры и спорта в семье; выясняю, занимаются ли родители спортом, интересуются ли они спортивными достижениями ребенка, а также стремятся ли они к привлечению детей к физической культуре.
- Консультации: Важной формой работы с родителями считаю проведение консультаций. Они могут быть разнообразны по своей форме, в зависимости от интересов и менталитета родителей. Кому – то удобнее полистать в приемной папки с рекомендациями по обучению детей различным видам движений, комплексами общеразвивающих упражнений с примерами игр, советы по укреплению здоровья. Кто очень торопится, может взять с собой буклеты, которые содержат те же рекомендации и консультации, только в сжатом виде и просмотреть их в свободное время не торопясь. Наши молодые и прогрессивные родители больше предпочитают интернет, пожалуйста, всю информацию о жизни детского сада они получают, заходя на наш сайт, где даются консультации, советы родителям по интересующим их вопросам, а также множество фотоотчетов с мероприятий.
Консультации и рекомендации пополняются в течение года, в зависимости от времени года и пожеланий родителей. Целью консультаций является усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.
В нашем детском саду несколько лет ежемесячно выходит журнал «Островок счастья», где я постоянно консультирую родителей по разным темам: «Как воспитать спортивного гения?», «Какой вид спорта выбрать», «В движении за стройностью и красотой» и многие другие.
- Разработка и оформление стендовой информации – позволяет познакомить родителей с задачами физического воспитания, с вопросами, касающимися здорового образа жизни, правильного питания, организации режима, закаливания, подбора физкультурного инвентаря и др.
Надо отметить, что разнообразные формы работы с семьёй позволяют взаимодействовать с максимальным количеством родителей и постепенно, родители становятся более компетентны в вопросах оздоровления и физического развития ребёнка, что побуждает их принимать участия в наиболее открытых мероприятиях, таких как праздники, мастер – классы. Как показывает мой опыт работы, родители, которые преодолев стеснения во время открытых мероприятий в ДОУ, становятся более активными участниками жизни ребёнка в школе (с охотой вступают в родительский комитет, участвуют в различных проектах и т.п.).
- Физкультурные праздники – способствуют приобщению детей и родителей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у детей дисциплинированность, ответственность, дружбу.
В результате проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Празднику сопутствует радостная обстановка, музыка, смех, веселье. В сценарии входит не только упражнения оздоровительного и соревновательного характера, но и концертные номера: песни, стихи, загадки. Особое значение имеют сюрпризные моменты, а также награждение участников - дипломами, сладкими призам.
Эмоции, возникающие при проведении мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; привлекаются родители к совместным усилиям по оздоровлению детей.
В нашем детском саду проходит много разнообразных праздников и досугов совместно с родителями: спортивный мини – поход в рощу «День здоровья», «Мама, папа, я – мы спортивная семья», «Богатырская сила», «Спортивный конкурс красоты», ориентирование на местности «Зарница». Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которые разделяют и взрослые, и дети. Родители - самые дорогие и близкие люди!
Надо отметить положительную динамику в наших встречах. На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками, создана атмосфера взаимоуважения. А для того чтобы детям было интереснее заниматься многие группы (при поддержке родителей) разработали свою спортивную форму с цветами и названием их команды. Даже простые развлечения теперь проходят ярче и интереснее.
С каждым годом все большее количество семей принимают участие в спортивных мероприятиях не только в стенах детского сада, но и за его пределами. Ежегодное празднование «Дня рождения Синюшиной горы» стало традицией в нашем микрорайоне. Парадом мы торжественно проходим по его улицам, с оркестром, флагами, шарами и хорошим настроением. Наш дружный коллектив родителей и педагогов постоянно принимает непосредственное участие в «Веселых стартах» и занимает призовые места.
Еще одной традицией в ДОУ стали «Малые Олимпийские Игры», участие в которых принимают дети подготовительных групп. Большой яркий веселый праздник проходит легко и с азартом. Дети борются в спортивных состязаниях за призовые места в командном и личном первенстве. А в завершении праздника каждый из них поднимается на пьедестал почета и с гордостью получает медаль и подарок. Всего этого могло бы и не быть без поддержки родителей: кубки, медали и подарки детям – все это их помощь в организации этого праздника.
- День открытых дверей в спортивном зале — помогают детям совместно с родителями удовлетворить потребность в двигательной активности по своему выбору, отдавая предпочтения своим любимым упражнениям, а родителям узнать предпочтения своего ребёнка в выборе вида движения и уровне его освоения, а также получить положительные эмоции при совместной двигательной активности.
- Открытые физкультурные занятия для родителей – дают возможность наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физическую подготовленность. Родители знакомятся с большим перечнем доступных упражнений и подвижных игр, способствующих развитию у детей двигательных навыков. Осваивают методы обучения упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретенные навыки. На таких занятиях родители могут быть как пассивные наблюдатели. Но больше всего им нравиться быть в активном действии, выполняя упражнения наравне со своими детьми. И первоначальная скованность очень быстро проходит, уступая место позитивному настрою и мышечной радости.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Не забывайте хвалить своих родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес.
Таким образом, можно говорить о том, что благодаря взаимодействию с ДОУ, большинство родителей со временем понимают, что их привлечение в педагогическую работу детского сада, активное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не для педагога, а для развития их собственного ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы «Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»
Представление опыта работы...
Смотр-конкурс "Формирование здорового образа жизни в ДОУ и семье, через систему физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с ФГОС ДО"
1 место группа №9 - 44 балла...
Доклад из опыта работы: «Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках физкультурно - оздоровительной работы».
Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, и глубоко понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы детского сада, мы особое...
Обмен опытом «Партнерское взаимодействие с семьями воспитанников, как одна из составляющих введения ФГОС ДО».
Взаимодействие с семьями воспитанников...
Опыт работы "Музейная педагогика как форма взаимодействия с семьями воспитанников в коррекционно-логопедической работе"
Внедрение в коррекционно-образовательный процесс музейной технологии способствует формированию и развитию гармоничной личности дошкольника. Это эффективное средство коррекции р...
Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
Семья – это первый социум ребенка. Семья является образцом, по которому будут строиться отношения ребенка с окружающим миром. Взгляды взрослых на мир, их стереотипы поведения, жизненные позиции ...
Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 год
Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 г...
- Мне нравится (1)