Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста из цикла «Я познаю себя». Физкультурно-познавательное занятие «Мой позвоночник».
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Данное занятие входит в цикл физкультурно-познавательных занятий «Я познаю себя», цель которых – формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни и потребности в самостоятельной двигательной деятельности за счет формирования устойчивой мотивации, интереса к движениям, активизации умственной деятельности детей.
Данная методическая разработка принимала участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов - новаторов "Урок физкультуры XXI века". В номинации "Играю и расту" работа заняла 3 место. Данный конспект обновлен в соответствии с ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_moj_pozvonochnik_starshij_vozrast.docx | 268.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «БЕРЁЗКА»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста из цикла «Я познаю себя».
Физкультурно-познавательное занятие «Мой позвоночник».
автор: Колмыкова Галина Станиславовна,
инструктор по ФК, музыкальный руководитель
МБДОУ д/с №1 «Берёзка»
п. Орловский
Тема занятия: «Мой позвоночник»
Образовательная область: "Физическое развитие"
Место проведения занятия: физкультурный (музыкальный) зал
Группа: старшая (возраст детей – 5-6 лет).
Дата проведения: ноябрь (по плану инструктора ФК)
Форма проведения: учебно – тренировочное, познавательное; вариант: итоговое по теме.
Цель: Укрепление здоровья детей и совершенствование организма средствами физической культуры; формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни и потребности в самостоятельной двигательной деятельности за счет формирования устойчивой мотивации, интереса к движениям, активизации умственной деятельности детей.
Задачи: Познавательный блок:
- Расширять знания детей о скелете, гибкости и подвижности позвоночника.
- Дать детям представление о том, что через физические упражнения можно укрепить и улучшить свою осанку.
- Воспитывать у детей осознанное отношение к укреплению своего здоровья.
Двигательный блок:
Оздоровительные: - Повторить упражнения для укрепления свода стопы и предупреждения у детей плоскостопия;
- формировать правильную осанку, развивать пластичность позвоночника и суставов, укреплять мышцы спины в упражнениях с использованием нестандартного оборудования.
Образовательные: - Развивать умение выполнять элементы жонглирования: подбрасывать предмет вверх и ловить его двумя руками; ловить предмет после хлопка.
- Упражнять: в ходьбе по гимнастической скамейке с предметом на голове; в лазание по гимнастической скамейке с предметом на спине.
- Обучить элементам игрового массажа спины.
- Развивать координацию движений, быстроту, ловкость в игровых ситуациях.
Воспитательные:
- Формировать нравственно-волевые качества: настойчивость, выдержку, готовность помочь сверстнику;
- Обогащать эмоциональное состояние детей (испытывать чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий).
Предварительная работа: Занятия из цикла «Формирование основ здорового образа жизни» по теме: «Скелет и мышцы»; составление комплекса ОРУ «Утро на лесной полянке» с музыкальным сопровождением; изготовление нестандартного оборудования, демонстрационного материала - компьютерной презентации «Мой позвоночник»; разработка подвижных игр разной направленности и интенсивности; разучивание игрового массажа «Дождик».
Оборудование: 2 гимнастические скамейки, массажные коврики -«кочки» 6-8 штук, массажные дорожки со «следами»-1-2 шт., ребристые доски 1-2 шт., мешочки с песком 6-8 шт., «баранки» от скотча по количеству детей в группе, цветы-карточки по количеству заданий, 2 дуги для ползания, 2 плавательных круга, 2 корзины для инвентаря; ИКТ: ноутбук, проектор, компьютерная презентация «Мой позвоночник» или демонстрационные плакаты по теме: «Мой позвоночник».
Применяемые образовательные технологии: здоровьесберегающие, коммуникативные, игровые, ИКТ.
Продолжительность занятия: 25-30 минут.
Ход занятия
Содержание | Дозировка | Организационно - методические указания |
Познавательный блок: Вводная беседа. | 3-4 минуты | |
Инструктор: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас занятие необычное, не просто физкультурное, а еще и познавательное. А узнавать, изучать и укреплять мы будем себя, свое тело. А что именно, я надеюсь, ответите мне вы, ребята. Инструктор: Что изображено на этой картине? Дети: Это скелет человека. Инструктор: Из чего состоит скелет? Ответ детей. Правильно, из костей, которых у нас в организме более двух сотен – 206 костей. А знаете ли вы, как называется вот эта часть скелета? Ответ детей.
Инструктор: Правильно, это – позвоночник или позвоночный столб. Он – стержень и опора всего скелета. К нему прикрепляются кости черепа головы и конечностей: рук и ног. Наш позвоночник состоит из отдельных косточек – позвонков, которые соединяются между собой подвижно. Поэтому мы с вами можем двигать головой, поворачивать и наклонять туловище и даже группироваться, сворачиваясь «клубочком». Но, к сожалению, наш позвоночник может сломаться, получить травму или заболеть. Болезни позвоночника приводят к тому, что человек не может сидеть, стоять, ходить, выполнять многие движения. Поэтому так важно с детства беречь и укреплять свой позвоночник и мышцы, которые удерживают его в правильном положении. Инструктор: Ребята, хотите узнать, какие упражнения помогут сохранить правильную осанку, сделают скелет и позвоночник крепкими и сильными? Дети: ДА ! Инструктор: Тогда в путь! На волшебной цветочной поляне вас ждут увлекательные и полезные задания, но чтобы попасть туда надо пройти по необычной дорожке, укрепляющей ваши стопы. | Показать картину с изображением скелета человека (экран или плакат) Указать на позвоночник. Показ презентации или тематических плакатов «Позвоночник» Перестроение в колонну по одному. | |
Двигательный блок: Вводная часть (4 – 6 мин) | ||
1.Ходьба и ползание в колонне по одному по «полосе препятствий» для профилактики плоскостопия: -по ребристым доскам, «кочкам» - мешочкам с песком, массажным коврикам – «кочкам», по массажной дорожке – «мосту», «следам»; - - ползание под дугами на четвереньках с опорой на ладони (или локти) и колени; 2. Различные виды ходьбы вокруг «цветочной поляны»: на носках, на пятках, в чередовании; 3. Бег в медленном темпе 4. Спокойная ходьба | 1 – 1,5 мин 2 раза по 10-15 с 30 - 40 с 10 с | Словесно объяснить маршрут движения до «цветочной полянки». Использовать музыкальное сопровождение. Соблюдать дистанцию, наступать точно на «кочки». Внимательно преодолевать препятствие, соблюдать технику безопасности: наклонять голову под дугой, соблюдать дистанцию и средний темп движения. Перестроиться в круг. Руки вверх, руки на пояс. Активно работать руками; соблюдать расстояние. Восстановить дыхание. |
Инструктор: На месте, стой! Ребята, посмотрите внимательно, а цветы у нас не простые, серединки у них – сказочные короны. Возьмите «короны» в руки, примерьте их на голову. | Поворот налево, лицом в круг, встать у цветка. Нестандартное оборудование: цветные «баранки» от скотча по количеству детей. | |
5. Упражнение «Корона»: повороты на 360* на месте; ходьба вокруг своего цветка; приседания с «короной» на голове. Инструктор: Чтобы корона не упала и не разбилась, необходимо сохранять правильную осанку: выпрямить спину, расправить плечи, прямо держать голову. А теперь положите «короны» на свой цветок и давайте с вами узнаем, какие задания спрятаны под каждым из них. | 1,5 – 2 мин | Дети удерживают «корону» на голове без помощи рук. Необходимо сохранять правильную осанку – без напряжения удерживать прямо голову и корпус. Открывать задания поочередно, одно за другим, после выполнения каждого. |
ЗАДАНИЯ ПО КАРТОЧКАМ | Если присутствующих больше, то можно некоторые цветочки продублировать и открывать их сразу нескольким детям. | |
6. Игра «Бабочка» | 40-60 с | По типу игры «Найди свое место». Под звуки бубна дети врассыпную бегают по залу, как только сигнал останавливается – быстро возвращаются каждый к своему цветку (выполняют основную стойку). |
Основная часть (16 минут) | ||
«Утро на лесной полянке»: | 2-2,5 мин | Образные упражнения общеразвивающего характера по карточкам с изображением растений, животных. Выполнять в кругу, под музыкальное сопровождение. Использовать показ воспитателем или подготовленным ребенком. |
Упражнение «Подсолнух» -И.п.: основная стойка. Наступило утро, выглянуло солнышко и цветы потянулись листочками вверх. Руки скользят вдоль тела вперед-вверх – вдох носом, вниз – выдох ртом; - И.п.: основная стойка, руки на пояс. Подсолнухи поворачивают бутоны навстречу солнцу. Повороты головы вправо, влево; наклоны головы; - И.п.: стоя, ноги врозь, руки на пояс. Ветерок качает цветок. Наклоны туловища вправо и влево –
Наклоны туловища с подниманием руки- -И.п.: основная стойка. Цветы тянутся за солнышком вверх, а от дождя прячутся. 1-2- встать на носочки, потянуться руками вверх, 3-6- покружиться на месте, 7-8 - присесть, опустить руки вниз. | 3-4 раза 8 раз 8 раз по 4 раза в каждую сторону 8 раз 8 2 раза | В и.п. глаза закрыты, после выполнения 1 раза задания открываются. Следить за правильностью дыхания. Темп средний. Дыхание произвольное. Темп средний. Амплитуда наклона – средняя; Увеличить амплитуду наклонов – ветер усилился. Вращаться медленно, голову приподнять. |
Упражнение «Кузнечик»: -И.п.: сидя, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади. Сгибание и разгибание ног в коленях.
Инструктор: Даже маленькие кузнечики пробуют сгибать и разгибать свои ножки, ведь им предстоит много прыгать. - И.п.: то же. 1-2 – положить оба колена вправо на пол, 3-4 – и.п, 5-6 – влево, 7-8 – и.п. - И.п.: то же. Разведение коленей в стороны (по типу «лягушки») | 30-40 с. 6-8 раз. 4-6 раз. 4 раза. | Темп средний. Колени разгибать полностью, опираться на руки, на спину не падать. Выполнять скручивание позвоночника в медленном или среднем темпе, коленом касаться пола. Выполнять в среднем темпе, избегать очень резких движений. |
Упражнение «Лисенок»: - И.п.: стоя на четвереньках, опора на ладони и колени. 1-2 – прогиб в пояснице вниз, 3-4- округлить спину вверх. Инструктор: Маленькие лисята проснулись в норке и потягиваются. -И.п.: то же. Поочередно поднимаем руки вперед, разгибаем ноги назад. Инструктор: Лисята собираются поиграть. -И.п.: то же. Перейти в опору на руки, выпрямив ноги, повернуть голову вправо-влево («увидеть хвостик»), вернуться назад в и.п. Инструктор: Лисята собираются поиграть в прятки. | 1,5-2 мин 4-8 раз 6-8 раз 6-8 раз | Локти сильно не сгибать, при прогибе вниз – голову поднять вверх, при округлении спины - опустить вниз. Темп средний, дыхание произвольное. Разогнуть колени, выпрямить локти, сохранять равновесие. |
Основные движения:
-Перекладывание «орешка» из одной руки в другую перед собой и за спиной: вокруг головы – вокруг туловища – вокруг коленей – - Подбрасывание «орешка» вверх: двумя руками - -с хлопком в ладони - | 2 мин 4*4 раза; 4*4 раза; 4*4 раза; по 10 раз или по сигналу воспитателя – 10-15 сек. | Выполняется с «баранками» от скотча По сигналу воспитателя. Выполнять в обе стороны. В наклоне вперед. Высота подбрасывания -20 – 30 см над головой. Стараться не ронять «орешек» Закончив упражнение, дети останавливаются и поднимают «орешек» вверх. |
-Ходьба по гимнастической скамейке с «яблоком» на голове | 1,5-2 мин 1-2 раза | Выполнять на гимнастических скамейках, двумя группами (мальчики и девочки), поточным способом. Соблюдать правила безопасности и страховки. |
Ползание по гимнастической скамейке на четвереньках, с «мешком яблок» на спине, сползание со скамейки, ползание по полу до обруча – «грузовика». | 1-2 мин 1-2 раза | Построение то же. Обратить внимание детей: - - на безопасную дистанцию между детьми во время движения по скамейке; - -на правильное положение рук на скамейке: большие пальцы направлены вперед, а остальные обхватывают скамейку сбоку; - - спина не прогибается в пояснице. |
Команда мальчиков и команда девочек садятся «верхом» на скамейки. По сигналу инструктора участник надевает на себя плавательный круг, вместе с ним бежит до обруча – (можно усложнить – бег по массажным дорожкам), берёт в руки одну «рыбку», возвращается обратно, «рыбку» кладёт в корзину, снимает через ноги плавательный круг, передаёт его следующему участнику, сам садится за последним игроком на скамейку. Все игроки выполнили задание и вернулись на свои места - эстафета окончена. | 1-2 мин | Выполнять в 2 колоннах по одному, поточным способом. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. |
6.Подвижная игра «День, ночь, огонь, вода»: Бег врассыпную с остановкой по сигналу инструктора и выполнением дополнительных заданий: «День» - бег врассыпную; «ночь» - основная стойка, проверка осанки, или замереть в произвольной позе; «огонь» - запрыгнуть на предмет, расположенный выше пола; «вода» - лечь на живот, изобразить плавание. | 1,5-2,5 мин | Игра сотрудничества. Отмечаются игроки, которые точно выполнили задания, правила игры. |
Заключительная часть (4 -5 мин) | ||
Сидя на гимнастических скамейках друг за другом, руки положить на плечи игроку, сидящему впереди. Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! По веселой звонкой крыше - Бом! Бом! Бом! Дома, дома посидите - Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите - Бом! Бом! Бом! Посчитайте, поиграйте – Бом! Бом! Бом! А уйду – тогда гуляйте. Бом! Бом! Бом!
| 1-2 мин | Похлопываем ладонями по спинкам.
Постукиваем пальчиками. Поколачиваем кулачками. Растирают спину ребрами ладоней. Растирают плечи круговыми движениями. Поглаживают спинку руками |
Трудовое поручение каждому участнику занятия по уборке инвентаря на свои места. По окончанию задания построение у цветков. | 1,5-2 мин | Отметить аккуратность, точность и быстроту выполнения поручения. |
Инструктор: Сегодня вы научились выполнять упражнения, которые укрепляют ваш позвоночник, вырабатывают правильную осанку, помогают сохранить ваше здоровье. Скажите, какие упражнения вы запомнили, И что сегодня на занятии вам понравилось? Дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы. Инструктор: А чтобы вы не забывали о том, чему вы научились, запомните такие слова: «Когда хожу, стою, сижу, я спинку ровненько держу». | 1-2 мин | Дополнить ответы детей по упражнениям на укрепление спины. Отметить активность детей, инициативность, точность выполнения заданий и поручений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по теме «В стране сказок»...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: « Я познаю себя» ( с использованием здоровьесберегающих технологий, ЭОР)
Дети при помощи игр знакомятся с строением своего тела....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные".
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные" с использованием информационно-к...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных методов рисования в старшей группе «Зимние узоры»
Конспект НОД по рисованию для средней группы...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи III – го уровня. (Индивидуально-подгрупповое занятие).
Вашему вниманию предоставляется материал индивидуально-подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков с и ш. ОД состоит из трёх частей (вводная, основная, рефлексия). В ходе данного за...