Формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников.
статья (старшая группа)
Укрепление здоровья дошкольников главная ценность в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tsennoe_otnoshenie_k_zdorovyu.doc | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Рыбалко Ольга Викторовна
воспитатель
СПДС «Золотой ключик»
с.Подстепки Ставропольского р-на Самарской области
Формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы являются особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению с детских лет.
Проблема формирования здорового образа жизни последние десятилетия является объектом изучения таких исследователей как Ю.П. Лисицин, Г.А. Бутко, И.В. Журавлева, И.А. Антонов. Ими сделаны выводы, что у старших дошкольников:
-имеется слабое представление о здоровье как о физическом состоянии человека, противоположному болезненному, дети затрудняются называть качества присущие здоровому человеку;
-нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья в условиях большого города;
-недостаточно сформированы представления о поддержании здоровья с помощью профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов, продуктов.
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно поддерживать интерес к оздоровлению, как взрослых, так и детей. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.
По данным исследований Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит:
- от образа жизни – на 50%
- от состояния окружающей среды – на 25%
- от наследственной программы – на 15%
- от возможностей медицины – на 10%
Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают нас в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья детей. А значит, главной задачей ДОУ является: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни. Это требует от педагога особого подхода в образовании и воспитании, основанного на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности педагога.
В связи сданной проблемой ДОУ может для себя поставить цель формирования социальной и личностной мотивации детей дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитание социально значимых личностных качеств. В связи с этим задачи деятельности детского сада:
- формировать представление о спорте с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей;
- развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества;
- развивать у детей стремление к укреплению и сохранению своего здоровья посредством занятий физической культурой;
- воспитывать у детей целеустремленность, организованность, трудолюбие, инициативность.
К основным направлениям оздоровительной деятельности в нашем детском саду мы относим:
- организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
- организацию здорового сбалансированного питания; обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;
- организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками; физическое воспитание детей.
Эффективность в работе с дошкольниками подтвердили следующие формы и методы:
- Беседы с детьми на темы: «Что происходит с моим организмом (сердце, легкие, мышцы) после занятий физической культурой?»
«Что нужно знать и делать, чтобы стать спортсменом?»
«Пейте дети молоко, будете здоровы!»
- Сбор информации через рассматривание картинок и фотографий с изображением разных видов спорта и оформление их в альбом; двигательные игры, посвященные разным видам спорта.
- Фотосессия «Мы занимаемся спортом» (оформление стенда)
- Спортивные досуги и праздники; утренняя гимнастика; спортивные игры, соревнования; придумывание рассказов о спортсмене; создание рисунков о спорте, оформление альбома «Все о спорте».
- Прослушивание песен на спортивную тематику «Спортивная семья», «Трус не играет в хоккей» и др.
- Работа с родителями: беседы и консультации «Спорт в жизни людей», «Детский фитнес дома», «Роль семьи в физическом воспитании ребенка», «Выходные с пользой для здоровья», «Полезная кухня»; задания по созданию альбома загадок о спорте; фоторепортаж «Семейные спортивные традиции»; родительские собрания «Мы – за здоровый образ жизни»; вечера-развлечения «В гостях у доктора Айболита», «Осторожно – микробы!»
К сожалению, здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым, не только духовно, но и физически.
Список литературы:
- Г.Решетнева, С.Абольянина "Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания", М.,"Дошкольное воспитание" № 4 / 2008.
- Абдулина М. Н. Формирование ценностного отношения к здоровью детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / М. Н. Абдулина // Новая наука как результат инновационного развития общества : сборник статей Международной научно-практической конференции (Сургут, 22 апреля 2017 г.) / отв. ред. И. Н. Пилипчук. – Уфа : Агентство международных исследований. – 2017. – С. 3-4.
- Баев Н. А. Твое здоровье / Н. А. Баев. – Москва : Дрофа, 1999. – 164с.
- Березовская Р. А. Отношение к здоровью / Р. А. Березовская // Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. – Санкт-Петербург : 2003. – С. 100-110.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование ценностного отношения к здоровью – залог успешного обучения в школе»
Статья посвящена проблеме формирования ценностного отношения к здоровью дошкольников. Автор рассматривает теоретический аспект вопроса и описывает опыт педагогического коллектива муниципального дошкол...
Проект Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста средствами реализации программы кружка «Крепыши»»
Программа «Крепыши» имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Разработана в соответствии с ФГТ и целями и задачами детского сада....
Рекомендации воспитателям по формированию ценностного отношения к здоровью у детей.
Рекомендации воспитателям по формированию ценностного отношения к здоровью у детей. Ребенок не может развиваться, не зная смысла своего существования, не имея представления о себе и своих ...
Практические рекомендации по формированию ценностного отношения к здоровью.
Становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его....
Статья "Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников"
Интерес к здоровью дошкольников объясняется ростом заболеваемости, снижением их функциональных способностей и темпов их физического и умственного развития. Детство - важный период жизни, когда заклады...
Формирование ценностного отношения к здоровью дошкольника в семье
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо...
Программа "Расти здоровым» по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни всех участников педагогического процесса в МБДОУ "Детский сад № 11"
В программе представлен план действий, разнообразные формы работы: диагностика, анкетирование, практические занятия, консультации, семинары, педагогические советы. Содержание образовательного процесса...