Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с применением кинезиологических упражнений
проект (старшая группа)
Поект рассчитан на развитие интеллекта с помощью кинизиологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_proekt.docx | 344.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка» поселка Троицкий
Губкинского района Белгородской области
ПРОЕКТ
«Развитие навыков межполушарного взаимодействия – интеллектуального здоровья дошкольников посредством внедрения кинезиологических упражнений»
2020 г.
Автор проекта: Алпеева Анастасия Константиновна
Вид проекта: творческо-исследовательский
Участники проекта: воспитанники старшего возраста группы комбинированного вида №6 «Золотой ключик», педагоги, родители
Продолжительность проекта: краткосрочный (3 месяца)
Актуальность.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений – это, конечно, воспитание здорового поколения. Но за последние годы наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. На это есть немало причин, однако, связано это и с тем, что родители, необоснованно загружают детей занятиями в секциях и подготовкой к школе, не уделяя при этом должного внимания здоровью и физическому развитию дошкольников. В дальнейшем, при переходе детей в школу, у них происходят нервные срывы, они часто болеют, что отрицательно сказывается на качестве умственного развития (интеллектуального здоровья) детей.
Интеллектуальное здоровье – это состояние головного мозга, обеспечивающее протекание познавательных психических процессов (восприятие, память, внимание, мышление), с помощью которых происходит реализация конкретной тактики и стратегии решения актуальных задач.
Развитие ребенка имеет свои природные предпосылки, которые являются не такими переменными, как требования и потребности окружающего мира. Неподходящие методы развития, неправильное влияние на ребенка могут привести к отрицательным результатам, повредить, а то и вообще перекрыть путь к расцвету всего потенциала в ребенке. Поэтому рассмотрим природу человека, начав с самого важного — с развития головного мозга.
Как известно, головной мозг разделен на много функциональных зон, крупнейшими из которых являются правое и левое полушария. В течение жизни человека они развиваются не одновременно и действуют асимметрично относительно тела человека. То есть, левое полушарие отвечает за чувствительность и моторику правой части тела, а правое полушарие, соответственно, управляет левой частью. Правое полушарие демонстрирует свою зрелость уже до пяти лет, тогда как левая (особенно языковые зоны) развивается полностью до восьми-двенадцати лет. Итак, начиная с перинатального периода у ребенка активно развивается правое полушарие головного мозга. Ощущение своего тела, знакомство с ним, координация движений рук и ног — все это работа именно правого полушария головного мозга.
Тема важности развития правого и левого полушария волнует всех родителей без исключения, так как в современном мире мы должны воспитывать многогранную личность. Сбалансированная работа головного мозга ребенка обеспечивает хорошее функционирование пищеварительной и иммунной системы, а также повышает интеллектуальные способности. Если работа мозга не сбалансирована, у ребенка могут возникать проблемы с моторными (двигательными) навыками, способностью обрабатывать информацию, а также проблемы с пищеварительной, гормональной и иммунной системами.
Воспитатели часто сталкиваются с дисбалансом у детей дошкольного возраста. Дети, имеющие левополушарные задержки, могут испытывать трудности с письмом (с написанием) и смысловым восприятием языка. Задержка в развитии правого полушария мозга может проявляться в виде неуклюжести, неправильной осанки и слабых навыков моторики.
Исходя из проблемы, мы решили разработать и внедрить в образовательный процесс проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Развитие навыков межполушарного взаимодействия – интеллектуального здоровья дошкольников посредствам внедрения кинезиологических упражнений».
Активными участниками проекта стали дошкольники старшей группы, родители и педагоги ДОУ.
Цель: Развитие полушарий головного мозга у детей старшего дошкольного возраста через внедрение системы регулярных кинезиологических упражнений между ДОУ и семьей.
Задачи:
- Способствовать сохранению и укреплению здоровья дошкольников через внедрение комплексной системы упражнений.
- Развивать у воспитанников активную мыслительную деятельность через различные формы организации детей.
- Формировать у родителей продуктивное взаимодействие по интеллектуальному развитию и сохранению здоровья путем взаимодействия ДОУ и семьи.
Основные формы реализация проекта:
С детьми: тексты на определение ведущего полушария, упражнения на межполушарных досках, комплекс упражнений в тетради «Brain», межполушарные трафареты, настольно печатные игры, бизидом, авторские дидактические игры, авторские кинезиологические сказки.
С родителями: анкетирование, консультации, мастер-класс, интернет рассылки, детские развивающие тетради «Home brain» для закрепления навыков дома совместно с родителями, адвент-календарь.
С педагогами: мастер –класс, консультации.
Ожидаемые результаты.
- У дошкольников развиты мыслительные способности дошкольников и навыки межполушарного взаимодействия.
- Дети знакомы с основными ценностями здорового образа жизни и сформировано осмысленное отношение к собственному здоровью.
- У воспитанников развиты коммуникативные способности, умения договариваться, помогать друг другу.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап (1 месяц с 01.10.2019 по 01.11.2019г.)
- Определение темы и актуальности проекта, формулировка цели и задач.
- Консультация родителей по теме проекта.
- Тестирование детей на выявления ведущего полушария по комплексному методу Яссмана Л.В. и Даниленко В.Н.
- Подбор дидактического и методического оснащения проекта.
- Поиск мотивации к активной реализации проекта.
- Составление плана проекта с учетом реализации программы Тропинки под редакцией Т.В. Кудрявцева.
- Разработка детских развивающих тетрадей «Home brain».
2. Практический этап (1 месяц с 01.11.2019г. - 01.12.2019г.)
- Использование межполушарной доски для комплекса упражнений.
- Систематическое выполнение упражнений в детских развивающих тетрадях «Home brain» ДОУ и дома.
- Привлечение родителей к выполнению кинезиологических заданий Адвент-календаря.
- Проведение мастер-класса для родителей по изготовлению межполушарной доски и трафаретов из подручного материала.
- Интернет-рассылки для родителей, буклеты, памятки.
3. Заключительный этап (1 месяц 15.12.2019г. - 15.01.2020г.)
- Заключительное тестирование детей.
- Презентация материалов в СМИ, на сайте образовательной организации, в журнале «CosmoSkazka».
- Награждение активных участников проекта.
- Подведение итогов реализации проекта.
На первом этапе были протестированы по комплексному методу Яссмана Л.В. и Даниленко В.Н. 14 воспитанников группы комбинированного вида №6 «Золотой ключик» старшего дошкольного возраста, которые показали следующие результаты:
- Полное ведущее левое полушарие – 5
- Неполное левое ведущее полушарие – 8
- Полное ведущее правое полушарие – 0
- Неполное правое ведущее полушарие – 1
План реализации проекта
Октябрь 01.10.19. – 01.11.19 |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Результаты итоговой диагностики показали следующие результаты:
- Полное ведущее левое полушарие – 13
- Неполное левое ведущее полушарие – 0
- Полное ведущее правое полушарие – 1
- Неполное правое ведущее полушарие – 0
Одновременные движения обеих рук активировали неполные полушария головного мозга. Создали новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации. Повысилась умственная активность и работоспособность. Воспитанники лучше усваивают знания, проще осваивают навыки, успевают выполнять больше задач.
Заключение
Оценивая результаты проделанной работы, можно отметить, что дети, с которыми систематически проводились занятия для развития межполушарного взаимодействия в разных видах деятельности, показали наиболее яркие достижения в развитии интеллектуальных способностей. Предлагаемые игры и упражнения подтвердили свою эффективность на практике.
В результате работы выработалась система отслеживания динамики развития интеллекта детей, что позволяет родителям и педагогическому коллективу нашего детского сада обеспечить условия для полноценного развития личности ребенка и сохранения его интеллектуального здоровья.
Применение приемов улучшения межполушарного взаимодействия в системе занятий оказало положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей.
По мнению родителей, развитие межполушарного взаимодействия - это не просто реальный способ помочь ребенку лучше учиться в будущем, но и путь развития его личности, раскрытия возможностей в различных сферах человеческой деятельности.
Для более эффективного результата благоприятным может стать продуктивное взаимодействие специалистов: музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей, которые в течение дня на своих занятиях и в свободной деятельности могут использовать предложенные методы и приемы.
Список литературы
1. Агафонова А. И. Учимся думать. - С-П: «МиМ – Эспресс», 1996
2. ВиноградоваА. Л., Константинова И.С., Цыганок А.А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. – М.: Издательство: Теревинф, 2006.
3. Елкина Н. В., Татарина Т. И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997.
3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 1973.
4. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - С-П.: издательство «Сага», 2002.
5. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. - М, 2002.
6. Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. - С-П. : «Генезис», 2017.
7. Рузина М. С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб. : Речь, 2003.
8.Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика ума». Пер. С.М. Масгутовой, - М.: 1997.
9. Семаго М. М., Семаго Н. Я. — Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка, АРКТИ, Серия «Библиотека психолога-практика», 2016.
10. Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.
11. Ахмадуллин Ш. Т. Рисование двумя руками. Тренировка интеллекта Вашего ребенка.[http://shamil-ahmadullin.ru/metodiki-effektivnogo-obucheniya/risovanie-dvumya-rukami-razvitie-intellekta-vashego-rebenka/].
12. Макото Шичида. Методика Макото Шичиды . [https://ncuxolog.ru/metodika-makoto-shichidy].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование приемов логопедического массажа для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"
Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией. Корр...
Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста
Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста...
Проект "Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
Проект "Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"...
Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных игровых технологий
Презентация "Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных игровых технологий"...
«Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста»
Предлагаемые игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес...
Мастер-класс с родителями на тему: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста»
В методической разработке раскрывается суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников. Представлены эффективные игры, способствующие развитию межполушарн...
Педагогический проект по работе с родителями по развитию межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
У детей с ОВЗ выраженное нарушение межполушарного взаимодействия: происходит неправильная обработка информации и у ребенка, возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запомин...