Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с применением кинезиологических упражнений
проект (старшая группа)

Алпеева Анастасия Константиновна

Поект рассчитан на развитие интеллекта с помощью кинизиологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt.docx344.61 КБ

Предварительный просмотр:

http://detskiy-sad.com/wp-content/uploads/2015/11/fon-eco008.jpgМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка» поселка Троицкий

Губкинского района Белгородской области

ПРОЕКТ  

«Развитие навыков межполушарного взаимодействия – интеллектуального здоровья дошкольников посредством внедрения кинезиологических упражнений»

2020 г.

Автор проекта: Алпеева Анастасия Константиновна

Вид проекта: творческо-исследовательский

Участники проекта: воспитанники старшего возраста группы комбинированного вида №6 «Золотой ключик», педагоги, родители

Продолжительность проекта: краткосрочный (3 месяца)

        Актуальность.  

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений – это, конечно, воспитание здорового поколения. Но за последние годы наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. На это есть немало причин, однако, связано это и с тем, что родители, необоснованно загружают детей занятиями в секциях и подготовкой к школе, не уделяя при этом должного внимания здоровью и физическому развитию дошкольников. В дальнейшем, при переходе детей в школу, у них происходят нервные срывы, они часто болеют, что отрицательно сказывается на качестве умственного развития (интеллектуального здоровья) детей.

Интеллектуальное здоровье – это состояние головного мозга, обеспечивающее протекание познавательных психических процессов (восприятие, память, внимание, мышление), с помощью которых происходит реализация конкретной тактики и стратегии решения актуальных задач.

Развитие ребенка имеет свои природные предпосылки, которые являются не такими переменными, как требования и потребности окружающего мира. Неподходящие методы развития, неправильное влияние на ребенка могут привести к отрицательным результатам, повредить, а то и вообще перекрыть путь к расцвету всего потенциала в ребенке. Поэтому рассмотрим природу человека, начав с самого важного — с развития головного мозга.

Как известно, головной мозг разделен на много функциональных зон, крупнейшими из которых являются правое и левое полушария. В течение жизни человека они развиваются не одновременно и действуют асимметрично относительно тела человека. То есть, левое полушарие отвечает за чувствительность и моторику правой части тела, а правое полушарие, соответственно, управляет левой частью. Правое полушарие демонстрирует свою зрелость уже до пяти лет, тогда как левая (особенно языковые зоны) развивается полностью до восьми-двенадцати лет. Итак, начиная с перинатального периода у ребенка активно развивается правое полушарие головного мозга. Ощущение своего тела, знакомство с ним, координация движений рук и ног — все это работа именно правого полушария головного мозга.

Тема важности развития правого и левого полушария волнует всех родителей без исключения, так как в современном мире мы должны воспитывать многогранную личность. Сбалансированная работа головного мозга ребенка обеспечивает хорошее функционирование пищеварительной и иммунной системы, а также повышает интеллектуальные способности. Если работа мозга не сбалансирована, у ребенка могут возникать проблемы с моторными (двигательными) навыками, способностью обрабатывать информацию, а также проблемы с пищеварительной, гормональной и иммунной системами.

Воспитатели часто сталкиваются с дисбалансом у детей дошкольного возраста. Дети, имеющие левополушарные задержки, могут испытывать трудности с письмом (с написанием) и смысловым восприятием языка. Задержка в развитии правого полушария мозга может проявляться в виде неуклюжести, неправильной осанки и слабых навыков моторики.

Исходя из проблемы, мы решили разработать и внедрить в образовательный процесс проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Развитие навыков межполушарного взаимодействия – интеллектуального здоровья дошкольников посредствам внедрения кинезиологических упражнений».

Активными участниками проекта стали дошкольники старшей группы, родители и педагоги ДОУ.

Цель: Развитие полушарий головного мозга у детей старшего дошкольного возраста через внедрение системы регулярных кинезиологических упражнений между ДОУ и семьей.

Задачи:

  1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья дошкольников через внедрение комплексной системы упражнений.
  2. Развивать у воспитанников активную мыслительную деятельность через различные формы организации детей.
  3. Формировать у родителей продуктивное взаимодействие по интеллектуальному развитию и сохранению здоровья путем взаимодействия ДОУ и семьи.

Основные формы реализация проекта:

С детьми: тексты на определение ведущего полушария, упражнения на межполушарных досках, комплекс упражнений в тетради «Brain», межполушарные трафареты, настольно печатные игры, бизидом, авторские дидактические игры, авторские кинезиологические сказки.

С родителями: анкетирование, консультации, мастер-класс, интернет рассылки, детские развивающие тетради «Home brain» для закрепления навыков дома совместно с родителями, адвент-календарь.

С педагогами: мастер –класс, консультации.

Ожидаемые результаты.

  1.  У дошкольников развиты мыслительные способности дошкольников и навыки межполушарного взаимодействия.
  2. Дети знакомы с основными ценностями здорового образа жизни и сформировано осмысленное отношение к собственному здоровью.
  3. У воспитанников развиты коммуникативные способности, умения договариваться, помогать друг другу.

Этапы  реализации проекта:
1. Подготовительный этап (1 месяц с 01.10.2019 по 01.11.2019г.)

  1. Определение темы и актуальности проекта, формулировка цели и задач.
  2. Консультация родителей по теме проекта.
  3. Тестирование детей на выявления ведущего полушария по комплексному методу Яссмана Л.В. и Даниленко В.Н.
  4. Подбор дидактического и методического оснащения проекта.
  5. Поиск мотивации к активной реализации проекта.
  6. Составление плана проекта с учетом реализации программы Тропинки под редакцией Т.В. Кудрявцева.
  7. Разработка детских развивающих тетрадей «Home brain».

2. Практический этап (1 месяц с 01.11.2019г. - 01.12.2019г.)

  1. Использование межполушарной доски для комплекса упражнений.
  2. Систематическое выполнение упражнений в детских развивающих тетрадях «Home brain» ДОУ и дома.
  3. Привлечение родителей к выполнению кинезиологических заданий Адвент-календаря.
  4. Проведение мастер-класса для родителей по изготовлению межполушарной доски и трафаретов из подручного материала.
  5. Интернет-рассылки для родителей, буклеты, памятки.

3. Заключительный этап (1 месяц 15.12.2019г. - 15.01.2020г.)

  1. Заключительное тестирование детей.
  2. Презентация материалов в СМИ, на сайте образовательной организации, в журнале «CosmoSkazka».
  3. Награждение активных участников проекта.
  4. Подведение итогов реализации проекта.

На первом этапе были протестированы по комплексному методу Яссмана Л.В. и Даниленко В.Н. 14 воспитанников группы комбинированного вида №6 «Золотой ключик» старшего дошкольного возраста, которые показали следующие результаты:

  • Полное ведущее левое полушарие – 5
  • Неполное левое ведущее полушарие – 8
  • Полное ведущее правое полушарие – 0
  • Неполное правое ведущее полушарие – 1

План реализации проекта

Октябрь

01.10.19. – 01.11.19

  1. Тестирование детей на определение ведущего полушария
  2. Разработка и подбор дидактического материала
  3. Игры – упражнения для подгруппы детей «Разминка для мозга» (упражнение малой активности с закрытыми глазами)
  4. Систематическое выполнение заданий в тетради на развитие межполушарного развития Home brain» в ДОУ и дома
  5. Консультация для родителей на тему «Что такое межполушарное взаимодействие?»
  6. Мастер-класс для родителей по изготовлению межполушарной доски и трафаретов из подручного материала (картон, коробка из-под обуви)
  7. Выполнение заданий по адвент-календаря
  8. Закрепление полученных знаний и навыков дома совместно с родителями в тетради «Home brain»
  9. Игра «Умный дом»

Ноябрь

  1. Систематическое выполнение заданий в тетради на развитие межполушарного развития Home brain» в ДОУ и дома
  2. Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия для невнимательных детей «Колечко»
  3. Подгрупповые упражнение с межполушарными досками
  4. Интернет – рассылки на электронные почты родителей «Поучитель»
  5. Комплекс упражнений «Умная перчатка»
  6. Нейро подход «Веселые ручки»
  7. Авторская игра для индивидуальной работы «Мозг баланс»
  8. Чтение и выполнение авторских сказок
  9. Спортивные игры-лабиринты
  10.  Выполнение творческих заданий «Пластилиновые этюды»

Декабрь

  1. Парное упражнение «Веселый трафарет»
  2. Игра «Цветные дорожки»
  3. Систематическое выполнение заданий в тетради на развитие межполушарного развития Home brain» в ДОУ и дома
  4. Упражнение «Песочные дорожки»
  5. Комплекс упражнений с геоконтом
  6. Работа с авторским тренажером «Быстрые ручки»
  7. Авторская игра «Собери целое»
  8. Заключительное тестирование детей.
  9. Презентация материалов в СМИ, на сайте образовательной организации, в журнале «CosmoSkazka»
  10. Награждение активных участников проекта
  11. Подведение итогов реализации проекта

Результаты итоговой диагностики показали следующие результаты:

  • Полное ведущее левое полушарие – 13
  • Неполное левое ведущее полушарие – 0
  • Полное ведущее правое полушарие – 1
  • Неполное правое ведущее полушарие – 0

Одновременные движения обеих рук активировали неполные полушария головного мозга. Создали новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации. Повысилась умственная активность и работоспособность. Воспитанники лучше усваивают знания, проще осваивают навыки, успевают выполнять больше задач.

Заключение

Оценивая результаты проделанной работы, можно отметить, что дети, с которыми систематически проводились занятия для развития межполушарного взаимодействия в разных видах деятельности, показали наиболее яркие достижения в развитии интеллектуальных способностей. Предлагаемые игры и упражнения подтвердили свою эффективность на практике.

В результате работы выработалась система отслеживания динамики развития интеллекта детей, что позволяет родителям и педагогическому коллективу нашего детского сада обеспечить условия для полноценного развития личности ребенка и сохранения его интеллектуального здоровья.

Применение приемов улучшения межполушарного взаимодействия в системе занятий оказало положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей.

 По мнению родителей, развитие межполушарного взаимодействия - это не просто реальный способ помочь ребенку лучше учиться в будущем, но и путь развития его личности, раскрытия возможностей в различных сферах человеческой деятельности.

Для более эффективного результата благоприятным может стать продуктивное взаимодействие специалистов: музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей, которые в течение дня на своих занятиях и в свободной деятельности могут использовать предложенные методы и приемы.

Список литературы

1.  Агафонова А. И. Учимся думать.  - С-П: «МиМ – Эспресс», 1996

2.  ВиноградоваА. Л., Константинова И.С., Цыганок А.А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий.  – М.: Издательство: Теревинф, 2006.

3. Елкина Н. В., Татарина Т. И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997.

3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 1973.

4. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.  - С-П.: издательство «Сага», 2002.

5. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. - М, 2002.

6. Павлова Н.Н, Руденко Л.Г.  Экспресс-диагностика в детском саду. - С-П. : «Генезис», 2017.

7. Рузина М. С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб. : Речь, 2003.

8.Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика ума». Пер. С.М. Масгутовой, - М.: 1997.

9. Семаго М. М., Семаго Н. Я. — Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка, АРКТИ, Серия «Библиотека психолога-практика», 2016.

10. Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.

11. Ахмадуллин Ш. Т.  Рисование двумя руками. Тренировка интеллекта Вашего ребенка.[http://shamil-ahmadullin.ru/metodiki-effektivnogo-obucheniya/risovanie-dvumya-rukami-razvitie-intellekta-vashego-rebenka/].

12. Макото Шичида. Методика Макото Шичиды . [https://ncuxolog.ru/metodika-makoto-shichidy].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование приемов логопедического массажа для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"

Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией. Корр...

Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста

Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста...

Проект "Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Проект "Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"...

Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных игровых технологий

Презентация "Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных игровых технологий"...

«Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста»

Предлагаемые игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес...

Мастер-класс с родителями на тему: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста»

В методической разработке раскрывается суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников. Представлены эффективные игры, способствующие развитию межполушарн...

Педагогический проект по работе с родителями по развитию межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

У детей с ОВЗ выраженное нарушение межполушарного взаимодействия: происходит неправильная обработка информации и у ребенка, возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запомин...