«Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста»
консультация по логопедии (старшая группа)

Предлагаемые игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его  внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_mezhpolusharnogo_vzaimodeystviya.docx98.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие межполушарного взаимодействия

у детей старшего дошкольного возраста»

Слайд 1

 Дошкольник проводит большую часть времени в дошкольной образовательной организации, она является для него основной средой жизнедеятельности. Именно поэтому в данной среде должны решаться не только задачи усвоения ребёнком знаний, умений и навыков, но и создаваться условия, раскрывающие резервы организма, способствующие росту, развитию и сохранению здоровья.

        Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека (ребёнка) — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. В этот период важно уделить внимание развитию таких процессов, как память, восприятие, мышление, внимание.

Слайд 2

Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а самый хороший вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга. Левое полушарие мыслит логически, а правое - творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Слайд 3-4

 Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным перекрестным движениям рук и ног. Если же период ползания оказывается, сокращен, то недостаточно развиваются координация движений, координация деятельности полушарий между собой и координация мозга и тела в целом. Развивая координацию движений, моторику ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.

        Для успешного обучения и развития ребенка одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие)

Слайд 5

Что такое межполушарное взаимодействие?

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

Слайд 2

За что отвечает правое полушарие:

- обработка невербальной информации, эмоциональность;

 - музыкальные и художественные способности;

 - ориентация в пространстве;

 - способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);

 - обработка большого количества информации одновременно, интуиция;

- воображение;

- отвечает за левую половину тела.

 За что отвечает левое полушарие:

- логика, память;

 - абстрактное, аналитическое мышление;

- обработка вербальной информации;

 - анализ информации, делает вывод;

 - отвечает за правую половину тела.

 Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Слайд 6

Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано: происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении ( проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации) Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано? Причин может быть много, вот несколько из них:

- болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);

- родовые травмы;

 - болезни ребѐнка в первый год;

 - длительный стресс;

- общий наркоз.

Слайд 7

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

- зеркальное написание букв и цифр;

-  псевдолеворукость;

-  логопедические отклонения;

-  неловкость движений;

-  агрессия;

- плохая память;

- отсутствие познавательной мотивации;

-  инфантильность.

Слайд8

        Одним из универсальных методов развития межполушарного взаимодействия является кинезиология наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Существует огромное количество игр и упражнений для детей, начиная уже с 2-х летнего возраста.

Предлагаемые упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

 Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20–35 мин. в день. Заниматься необходимо ежедневно, в доброжелательной обстановке. Упражнения можно выполнять в любом порядке и сочетании. Длительность занятий– 45–60 дней.

Слайд 9

Игры для развития межполушарного взаимодействия

у дошкольников

Игры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.

Задачи игр:

- Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию.

- Последовательно формировать пинцетный и пальцевой захват.

Важно!!! во всех играх действия выполняются сначала одной рукой, затем обязательно другой рукой.

Игра «Накорми птичку / лялю» от 2-х лет

Приготовьте: две миски, фасоль и горох, ложки разного объема (столовая, десертная, чайная, кофейная).

Инструкция:

Ляля хочет кушать, давай её накормим. Посмотри (показ действия).

Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Важно не просыпать крупу мимо чашки и выполнить игровую задачу до конца!

Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.

Вариант № 1

Пересыпания гороха и фасоли столовой ложкой из одной мисочки в другую.

Начинаем с минимального объема 4 столовых ложек и в течении 1-2 недель доводим до 8 ст. л.

Варианты усложнения задачи:

Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на ложку меньшего объема.

Вариант № 2

Пересыпания шариков гидрогеля, например «Орбиз» более глубокой ложкой.

Другие виды игр, упражнений и психолого-педагогические технологии на развитие межполушарного взаимодействия:

Для более старших ребят (от 5 лет) очень полезны задания, которые можно найти в пособии Г.М. Зегебарт «Волшебные обводилки». Комплекс упражнений направлен на формирование и развитие графомоторных навыков координации движений, синхронизацию работы глаз и рук, развитию межполушарных связей.

Слайд 10

Нейрогимнастика– это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.

Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная

деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.

Это могут быть как крупномоторные упражнения и игры:

- ползание по-пластунски, на четвереньках в различных игровых ситуациях, ползание через тканевые тоннели;

- езда на велосипеде, либо на велосипеде без педалей «Беговел»;

- плавание.

Также нейродинамическая гимнастика может включать в себя разнообразные комплексы упражнений и тренажеры, направленных на развитие межполушарных связей, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, ловкости и координации движений, растяжки, расслабляющие и дыхательные техники, стимулирующие развитие всех каналов сенсорной информации.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются "гимнастикой для мозга". И будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью межполушарных связей всё в порядке.

Для начала, нужно выбрать 3 – 4 простых упражнения, и отрабатывать их до совершенства. Переходить к новым следует только после того, как ребенок сможет выполнять упражнения без зрительного и устного контроля.

Слайд 11-13

Комплекс №1

Упражнение №1. Массаж ушных раковин.

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Упражнение №2. Восьмерки и узоры

Ребенок должен рисовать пальцем в воздухе знак бесконечности и следить взглядом за этими движениями. Далее задача усложняется – нужно нарисовать восьмерки сразу обеими ручками. Кстати восьмерки можно заменить кругами, спиралями или любыми узоры.

Упражнение № 3. Перекрестные шаги

Ребенок подтягивает правое колено к левому локтю. Затем сгибает правую ногу (имитация бега с захлестыванием голени) и касается лодыжки левой рукой. Затем нужно поменять локоть и колено.

Упражнение № 4. Растяжение

Ребенок опирается на спинку стула и делает выпад вперед, при этом согнув в колене правую ногу, тогда как левая - остается прямой. Затем нужно встать. После чего надо поменять ножку и повторить упражнение.

Упражнение №5 Сам себе качели

Сядьте на пол, предварительно не забыв расстелить специальный коврик, и согните колени.

1. Обхватите колени руками, откиньтесь назад и, округлив спину, покачайтесь назад и вперед, с боку на бок. Амплитуда движений невелика, она регулируется появлением напряжения.

2. Вернитесь в исходное положение. Откиньтесь назад, опираясь на локти и кисти. Вам должно быть удобно поддерживать тело в наклонном положение.

3. Приподнимите ноги, согнутые в коленях, плавно начинайте описывать коленями "восьмерки". Если выполнение движений затруднительно, то для начала достаточно просто делать круговые вращения ногами.

Комплекс №2

Упражнение «Жаба»

Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.

Упражнение «Кольцо»

По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, и т.д.) Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).

Упражнение «Ухо – нос»

Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо.Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот.

Упражнение «Солнце – забор – камень»

Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга.

Солнце – рука поднята вверх, пальцы выпрямлены и широко разведены.

Забор – пальцы плотно прижаты друг к другу и вытянуты вверх.

Камень – ладонь сжата в кулак.

Зеркальное рисование

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы,  симметричные узоры или  простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

 Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а также для развития межполушарного взаимодействия у детей существуют специальные  рабочие тетради.

Пальчиковые упражнения

Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Включение нейропсихологических упражнений в образовательный процесс приводит к  повышению усвоения изучаемого материала. Нейропсихологические упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.

Логоритмика — это отличный способ развития речевого и моторного ритмов. В ней сочетается музыка, движения и слова. Выговаривание слов и совершение определенных действий прекрасно развивает речь и способствует формированию межполушарного взаимодействия.

Слайд14-17

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Сам термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Таким образом, «биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Окошечко

 Бегемотик рот открыл

Подержал. Потом закрыл.

Подразним бегемота –

Подшутить над ним охота

Описание движений кисти и пальцев руки. 

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз . 

На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.

 

Блинчик

С медом блинчики люблю,

Их сметаной я залью.

Положу себе их в ротик,

Будет счастлив мой животик.

Описание движений кисти и пальцев руки. 

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. 

На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз  и удерживать в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.

Вкусное варенье

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

 Описание движений кисти и пальцев руки. 

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. 

На счет «один», «два», «три», «четыре» двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью. На счет «пять» пальцы кисти возвращаются в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз. 

Чашечка 

 Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

Описание движений кисти и пальцев руки. 

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах. 

На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме ковшика под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. 

 

Парус 

Вот  Индийский океан, Пес - отличный капитан. Ветер парус надувает и кораблик отплывает.

Описание движений кисти и пальцев руки. 

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. 

На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть, удерживать под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз. 

 

 Лошадка

Звонко цокают копытца, Конь идет к реке напиться. Хвост пушистый у коня, как косичка у меня.

Описание движений кисти и пальцев руки. 

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем . 

Под счет от 1 до 10 по очереди смыкать и размыкать 4 пальца с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 6—7 раз. 

Грибок  

 На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка,

Шляпа на макушке.

Описание движений кисти и пальцев руки. 

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. 

На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг и удерживать в форме «ковшика» под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. 

 

 

Графический диктант - это рисование по клеточкам. Только рисовать нужно не как хочется, а как диктует в соответствии с заданием педагог. Графический диктант – это метод обучения и развлечения одновременно. Благодаря тому, что результатом графического диктанта становится веселый рисунок, который фактически нарисован ребенком с нуля, дети любят такой вид работы. Он не требует от ребенка глубоких знаний, большого напряжения ума. Но у многих они в тоже время вызывают трудности. Преодолевая их, ребенок учится, запоминает такие понятия, как право и

лево, верх и низ, и закрепляет их на практике. Диктант заключается в рисовании по клеточкам под диктовку, таким образом, он учит слушать и слышать, сосредоточится на том, что говорит педагог, а это практически самое важное для школы умение.

Слайд 18-20

Новинка в логопедии - межполушарные доски, которые являются популярным средством коррекции. Межполушарные доски и лабиринты основаны на известной среди детских психологов и педагогов методике раннего развития Марии Монтессори. Основными достоинствами использования межполушарных досок являются:

 - возможность использования досок с детьми дошкольного возраста

 - высокая эффективность развития межполушарных связей, мелкой моторики;.

 -абсолютная безопасность применения (доски выполнены из дерева и не имеют мелких деталей);

 -универсальность метода;

-доступность и простота применения метода;

 -вариативность использования.

 Особое значение такие упражнения имеют при работе с детьми с речевыми нарушениями, у которых нарушено не только звукопроизношение, но и мелкая моторика, присутствуют нарушения внимания, усидчивости, наблюдается скованность.

Межполушарный лабиринт – игровой тренажёр, для формирования межполушарного взаимодействия.

Нейроигрушка представляет собой деревянную дощечку, на которой вырезан лабиринт в виде спирали или квадрата. Работа с межполушарными досками осуществляется в определенной последовательности. Сначала ребёнок знакомится с доской, последовательно проходит лабиринты сначала ведущей рукой, затем по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Постепенно ребёнок начинает работать одновременно обеими руками. Сложность упражнений постепенно увеличивается. Таким образом, в работу включаются оба полушария головного мозга, и происходит их взаимодействие.

        Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга. Следует отметить, что эти методы не требуют материальных затрат, удобны в применении, органично вписываются в структуру занятий, а главное -  обучающиеся выполняют их с большим  желанием и удовольствием, что является  немаловажным для роста мотивации в обучении.

        И в заключение хочется отметить, что большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашим дошколятам причесываться, доставать предметы, рисовать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование приемов логопедического массажа для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"

Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией. Корр...

Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста

Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста...

Проект "Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Проект "Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"...

Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных игровых технологий

Презентация "Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных игровых технологий"...

Мастер-класс с родителями на тему: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста»

В методической разработке раскрывается суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников. Представлены эффективные игры, способствующие развитию межполушарн...

Педагогический проект по работе с родителями по развитию межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

У детей с ОВЗ выраженное нарушение межполушарного взаимодействия: происходит неправильная обработка информации и у ребенка, возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запомин...