«Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста кинезиологическими упражнениями»
материал
Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста кинезиологическими упражнениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста кинезиологическими упражнениями»
За последние годы увеличилось число детей с проблемами в развитии. У детей наблюдаются нарушения в сенсорной, интеллектуальной и волевой сферах, незрелость психических процессов, расстройства устной и письменной речи, снижение работоспособности, общая соматическая ослабленность, плохая координация движений. И как следствие – трудности в процессе обучения и адаптации.
МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СВЯЗИ – ЧТО ЭТО? Мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из них выполняет свои особые функции.
Левое: речь, логика, анализ, математические способности
Правое: восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление
Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие полушарий. Межполушарные связи предопределяют: качество восприятия и обработки информации, эмоциональную стабильность, координацию и баланс.
ПРИЗНАКИ СЛАБОГО РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ У ДЕТЕЙ:
Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, то ведущее берёт на себя основную нагрузку, а другое блокируется.
Ребёнку сложно писать под диктовку и переписывать текст.
Он с трудом описывает ситуацию по картинке.
Не может адекватно оценивать эмоции других людей.
Пишет буквы в зеркальном отражении.
Часто говорит сбивчиво и нечётко.
Нарушения речи возникают произвольно.
Испытывает сложности в общении со сверстниками.
Больше общается с младшими детьми или взрослыми.
Затрудняется в понимании пословиц, поговорок, юмора.
У ребёнка может меняться ведущая рука.
КАК И ЗАЧЕМ РАЗВИВАТЬ МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СВЯЗИ?
Для развития межполушарных связей используют игры и упражнения, которые задействуют как правое, так и левое полушарие:
рисование обеими руками одновременно
выполнение зеркальных движений
упражнения на координацию и ловкость движений
упражнения на ориентацию в пространстве
КОГДА ЛУЧШЕ НАЧИНАТЬ РАБОТУ ПО РАЗВИТИЮ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ
Нейропсихологи считают наиболее важным возрастом для формирования межполушарного взаимодействия период с 3 до 8 лет, так как в это время закладывается:
слуховое, зрительное, кинетическое восприятие, звуковое смыслоразличение и многое другое.
Улучшают взаимодействие полушарий здоровьесберегающие технологии:
пальчиковая гимнастика; логоритмика; кинезиологические упражнения; артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика; зрительная гимнастика; самомассаж; творческие занятия под классическую музыку.
ЧТО ТАКОЕ КИНЕЗИОЛОГИЯ? Кинезиология — в переводе с греческого «наука о движении».
Данная методика относится к здоровьесберегающей технологии. Она позволяет выявить скрытые способности ребёнка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, и происходит синхронизация их работы.
Доктор психологических наук, профессор А.Л.Сиротюк разработала развивающие кинезиологические упражнения для дошкольников. Опираясь на ее труды, мы разработали Программу инновационной деятельности по развитию межполушарного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, которая включает в себя комплекс упражнений с речевым сопровождением:
Комплекс кинезиологических упражнений состоит из трех этапов. Каждый этап длится 2 месяца, в течение которых проводятся 2 упражнения воспитателем, 2 упражнения музыкальным руководителем и 2 упражнения инструктором по физической культуре.
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Эти упражнения можно использовать перед занятиями, на занятиях, в режимных моментах, на прогулке. Они не требуют материальных вложений.
Данная программа рассчитана на 2 года: старшая дошкольная группа и подготовительная. По результатам работы инновационной деятельности мы предполагаем, что составленные комплексы кинезиологических упражнений позволят оптимизировать процесс развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.
Практикум по кинезиологии (из опыта работы)
ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ:
Развитие межполушарных связей полезно для всех детей, но особенно рекомендуется для старших дошкольников. Выполняя специальные задания и просто играя в игры, дети смогут лучше подготовиться к школе, т.к. у них: снижается риск дисграфии, повышается стрессоустойчивость, дети становятся более спокойными, появляется уверенность в себе, улучшается память и внимание, лучше усваиваются знания, дети могут обобщать и систематизировать усвоенный материал
Таким образом, кинезиология позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга, что в последующем поможет ребенку в преодолении трудностей в процессе обучения и адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование приемов логопедического массажа для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"
Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией. Корр...
Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста
Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста...
Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с применением кинезиологических упражнений
Поект рассчитан на развитие интеллекта с помощью кинизиологии....
Проект "Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
Проект "Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"...
Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных игровых технологий
Презентация "Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных игровых технологий"...
«Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста»
Предлагаемые игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес...
Мастер-класс с родителями на тему: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста»
В методической разработке раскрывается суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников. Представлены эффективные игры, способствующие развитию межполушарн...