Статья на тему: "Здоровьесберегающие технологии" ( из опыта работы)
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Особенно остро эта проблема стоит на современном этапе развития общества, так как на фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации» выявлена тенденция к ухудшению здоровья детей. По данным совместных исследований сотрудников НИИ гигиены и НИИ возрастной физиологии РАО, в дошкольном возрасте всего около 6% детей можно назвать абсолютно здоровыми, 23-26% имеют хронические заболевания, а остальные – ослабленное здоровье. В детском саду для решения этих задач складываются исключительно благоприятные условия, так как  в деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в этом возрасте происходит усвоение основных объёмов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов, закладывается основа здоровья на всю жизнь Одними из основных средств решения задач по  здоровьесбережению  и здоровьеобогащению в ДОУ являются здоровьесберегающие технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovsber_tezhno.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Богомолова Анна Сергеевна

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ ( из опыта работы):

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Особенно остро эта проблема стоит на современном этапе развития общества, так как на фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации» выявлена тенденция к ухудшению здоровья детей. По данным совместных исследований сотрудников НИИ гигиены и НИИ возрастной физиологии РАО, в дошкольном возрасте всего около 6% детей можно назвать абсолютно здоровыми, 23-26% имеют хронические заболевания, а остальные – ослабленное здоровье. В детском саду для решения этих задач складываются исключительно благоприятные условия, так как  в деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в этом возрасте происходит усвоение основных объёмов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов, закладывается основа здоровья на всю жизнь Одними из основных средств решения задач по  здоровьесбережению  и здоровьеобогащению в ДОУ являются здоровьесберегающие технологии.

Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровьесберегающей среды. В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи: формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности; использование в образовательной деятельности ДОУ духовно-нравственного и культурного потенциала ближайшего окружения,; конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;  обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
Свою педагогическую деятельность я осуществляю согласно созданному оздоровительному режиму дня, предусматривающему разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. В нашей группе осуществляется оздоровительно-профилактическая работа. Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма считаю использование в своей работе педагогических здоровьесберегающих технологий.

 Обратимся к понятию.  Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов.  Как мы с вами знаем, все начинается с семьи. Поэтому неправильно работать по здоровьесбережению только с детьми, необходимо привлекать к этой работе еще и родителей. Крайне важно использовать всевозможные активные формы взаимодействия с родителями.

Активное взаимодействие с  позволит оснастить РППС новыми пособиями оздоровительной направленности, что конечно же не только способствует оздоровлению детей, но и оптимизирует детско-родительские отношения.

 И как результат мы получаем:

 повышение результативности воспитательно-образовательного процесса,

 Формирование  у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников,

формирование у ребенка

стойкой мотивации на здоровый образ жизни.

В настоящее время существует много классификаций здоровьесберегающих технологий.  Мне ближе классификация Архиповой Л.К., которую она представила в своей книге   «Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и возможности их применения в ДОУ».

 Автор выделяет  следующие направления:

 1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

3.Коррекционные технологии.

 Эти технологии являются основообразующими в системе здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей. Они направлены на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников и реализуются нами в условиях специально - организованных форм физкультурно- оздоровительной работы.

В своей деятельности я условно разделяю здоровьесберегающие технологии на следующие напрравления:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Гимнастика для глаз, Дыхательная гимнастика, Пальчиковая гимнастика
  • Прогулки на свежем воздухе
  • Физминутки

Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • Утренняя гимнастика.
  • Физкультурный досуг.
  • Музыкальный досуг.
  • Спортшкола.

 Непосредственно-образовательная деятельность по физическому развитию – проводим в соответствии с программой 3 раза в неделю (2 раза в зале, 1 раз на открытом воздухе).

Подвижные и спортивные игры – проводим ежедневно как в группе, так и на прогулке.

Физминутки или динамические паузы – помогают активно отдохнуть нашим воспитанникам после умственной нагрузки (а в подготовительной группе она достаточно большая) или вынужденной статической позы. Их мы проводим в любой отрезок времени, когда это необходимо для восстановления работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предотвращения переутомления и нарушений осанки.

Спортивные развлечения, досуги, праздники, Дни здоровья  - это наиболее приемлемый вид активного отдыха. Эти мероприятия способствуют не только совершенствованию  двигательных навыков дошкольников, но и  обеспечивают их  эмоциональный комфорт.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья направлены на охрану и укрепление здоровья детей, повышение иммунитета, выработку способности организма приспосабливаться к быстро меняющимся условиям внешней среды, подготовка к адаптации в школе. Её мы также реализуем через разнообразные формы работы.

Ежедневно с детьми проводим пальчиковую гимнастику, которая направлена на развитие мелкой моторики кистей рук, подготовку руки к письму. Комплексы пальчиковой гимнастики направлены также на расслабление, растягивание, восстановление работоспособности кистей и пальцев после длительной нагрузки. Часто в  них мы включаем и элементы самомассажа. В группе имеется картотека стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. Часто в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пу Жизненная ёмкость лёгких у дошкольников ещё тоже небольшая, а потребность в кислороде велика, поэтому ребёнок часто и поверхностно дышит. Вот почему так необходима дыхательная гимнастика. Она способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы. Она развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы и кровообращения. Нашим детям очень нравятся такие упражнения, как «Надуем шарик», «Чайник», «Насос», «Соревнования парусников», «У кого шарик взлетит выше» и другие.

говицами, мячами-ёжиками и т.д.

Для укрепления зрения воспитанников и снятия интенсивности зрительной нагрузки мы используем следующие моменты:

зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.

массаж глаз, он помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.

гимнастика для глаз,  даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуемся в деятельности по рисованию, лепке, аппликации, при рассматривании картин, длительном наблюдении.

Бодрящая гимнастика – мы проводим её ежедневно после дневного сна для поднятия настроения и мышечного тонуса детей. В неё  часто включаем  элементы корригирующей гимнастики (упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки), дыхательной гимнастики, игровой массаж. Очень нравится детям при её проведении использование музыкального сопровождения.

Игровой массаж – один из самых любимых детьми, поэтому часто мы проводим "Гимнастику маленьких волшебников”. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребёнок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, всё это развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту гимнастику дети выполняют в любое свободное время.

Гимнастика для глаз,  даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой, что очень важно для детей подготовительной к школе группы. В своей деятельности использую  разные виды зрительных гимнастик, игровые, с помощью офтальмотренажеров ( как заводского изготовления так и сделанные своими руками), а также применяю электронные комплексы гимнастик для тренировки глаз.

Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без деятельного участия родителей, поэтому одним из обязательных факторов успешного претворения в жизнь поставленных задач является взаимосвязь с семьёй. Эта работа в группе реализуется через разнообразные формы взаимодействия с родителями. 

Наши родители активно принимают участие в  совместных спортивных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей. Мы приглашаем их на открытые просмотры гимнастик, прогулок и т.д.

  На  нетрадиционных родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях, мастер-классах и квестах учим родителей укреплять здоровье детей. Вместе составляем памятки здоровья ("паспорт здоровья”), предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, советуем литературу, брошюры, консультации.

     В «Уголке для родителей» постоянно:

        работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления;

        оформляем  рекомендации, советы, памятки;

        предлагаем папки – передвижки, папки-раскладушки по вопросам здоровьесбережения детей;

 Результатом своего опыта я хотела бы  определить:

 - во-первых оснащение и усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы.

 Все мы знаем, что детей воспитывает и развивает то, что их окружает. Поэтому вся РППС  группы (мебель, оборудование, пособия) соответствуют требованиям СанПиНа, правилам охраны жизни и здоровья. В группе создан «Физкультурно-оздоровительный центр», который способствует развитию двигательной активности, моторики. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведёт к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья воспитанников. Этот центр очень любим детьми.

   Создавая развивающую среду, я позаботилась о том, чтобы ребёнок не потерял чувство защищённости и безопасности и, устав от окружающих, имел возможность перебраться в «тихий» уголок или«Центр отдыха», чтобы поиграть одному, полистать любимую книжку, просто помечтать. Красивая мебель, коврик на полу, зелёные  растения помогают ребёнку ненадолго уединиться, как бы спрятаться в норку, расслабиться и восстановить силы.

   В группе имеются книги, энциклопедии, иллюстрации, плакаты по приобщению детей к здоровому образу жизни. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью. Созданы картотеки «Пальчиковых игр», «Дыхательной гимнастики», «Физминуток», «Гимнастики для глаз», «Подвижных игр». Оформлены дидактические игры: "Структура человеческого тела”, "Спорт – это здоровье”, "Чистим зубы правильно”,  "Бережём уши”, «Полезно – вредно», «Витаминная азбука» и другие. Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно–гигиенические навыки, заставляют задумываться о здоровье.

 Таким образом, созданная в группе система по здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей позволяет нам качественно решать задачу развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Данные выводы подтверждают показатели состояния здоровья и физического развития моих воспитанников. У большинства наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использование доступных средств для его укрепления. Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости, ловкости. Целостная система образования, оздоровления, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует не только гармоничному развитию детей моей группы и  их успешной подготовке к обучению в школе, но и  приобщению дошкольников к здоровому образу жизни и формированию культуры здоровья. Ведь главное для нас – вырастить и воспитать здоровую умную личность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Забота о воспитании здорового ребенка является одной из главных задач в работе с детьми. Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению...

Статья на тему: " Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ....

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду».

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»....

Статья на тему: " Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ....

Статья на тему:Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

В ДОУ уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям,которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования-сохранить и обогатить здоровье детей,педагогов и родителей....