Статья на тему: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья (старшая группа)

Обухова Светлана Сергеевна

Забота о воспитании здорового ребенка является одной из главных задач в работе с детьми. Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. Новшеством и условием повышения качества дошкольного образования сегодня является введение Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС). Как говорится в Концепции дошкольного воспитания: «Актуальной задачей физического воспитания, является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения – приоритетная задача.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

  Статья на тему: ЗДОРОВЬЕЗБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ   ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Выполнила : воспитатель МБДОУ «Детский сад №111» Обухова С.С.

Забота о воспитании здорового ребенка является одной из главных задач в работе с детьми. Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. Новшеством и условием повышения качества дошкольного образования сегодня является введение Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС). Как говорится в Концепции дошкольного воспитания: «Актуальной задачей физического воспитания, является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и  обучения – приоритетная задача. Поэтому проблема здоровьесбережения детей стала не только медицинской, но и педагогической. Полноценное и качественное дошкольное образование, особенно дошкольное, возможно только при здоровьесберегающих и специально созданных условиях. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению  Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением,  так как в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка. А так же необходимые навыки и привычки. Приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. В дошкольном возрасте идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Сегодня идет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличивается количество детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость  поиска средств, позволяющие изменить эту ситуацию. Медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

Цель здоровьесберегающей технологии – формирование у дошкольника позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у детей потребности в здоровом образе жизни. Вооружив его знаниями, умениями, необходимые для ведения здорового образа жизни, снижения заболеваемости и воспитав у него культуру здоровья.

В соответствии с этим выделяются три основные задачи:

  1. Образовательная – включает в себя формирование навыков гигиены, основных движений, соблюдение режима, активности и отдыхе,  безопасности, правильной осанке; представление о своем организме, здоровье;
  2. Оздоровительная – подразумевает решение вопросов развития и укрепление костной, мышечной, сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов дошкольников, развитие движений, а также закаливание.
  3. Воспитательная – формирование нравственно-физических навыков; стимулировать у детей привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребности в физическом совершенствовании; воспитание культурно-гигиенических навыков.

В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, могут выступать  формы организации физической активности детей:

  • Оздоровительная гимнастика.
  • Игры – релаксации.
  • Разные виды массажа.
  • Элементы упражнений йоги.
  • Привитие детям гигиенических навыков.
  • Физкультминутки во время занятий.
  • Простейшие навыки оказания медицинской помощи.
  • Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры.
  • Упражнения для глаз.

2. Работа с семьей.

  • Консультации.
  • Индивидуальные беседы.
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Родительские  собрания.
  • Распространение буклетов.
  • Выставки.
  1. Создание условий  и развивающей среды.
  • Изготовление материала для профилактики плоскостопия (шишки, палочки, ленточки и др.)  и нарушения осанки.
  • Нестандартное оборудование: коврики для здоровья, косички, дорожки – следочки, ребристые дорожки.

Физкультурная образовательная деятельность проводится 2 раза в спортивном зале и 1 раз на воздухе.

Дополнительно используются методы закаливания:

  1. Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой: мытье рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и шеи;
  2. В отсутствии детей организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с графиком;
  3. Следим, чтобы дети в течение дня находились в облегченной одежде при температуре воздуха не ниже 18-20 градусов;
  4. Учим насухо вытирать лицо и руки полотенцем;
  5. Используем метод контрастного обтирания ног (летом);
  6. Обучаем детей сухому растиранию салфеткой рук, груди, плеч;
  7. Воздушные ванны во время сна;
  8. Проводится 1 занятие на свежем воздухе. Зимой  лыжи.
  9. В период вспышки ОРВИ и гриппа раскладываем  в групповых и раздевальных комнатах мелко нарезанный лук, чеснок;
  10.  После дневного сна проводится дыхательная гимнастика.

Учитывались индивидуальные психофизиологические и типологические особенности детей при организации занятий оздоровительной направленности.

Разработанная система оздоровления и приобщения детей к здоровому образу жизни дает возможность сформировать навыки здорового образа жизни, правильное  физическое развитие детского организма. Повышение его сопротивляемости инфекциям, сформировать гигиеническую культуру,  улучшить показатели физической подготовленности к школе.

Применение в работе здоровьесберегающих технологий повысила результативность воспитательно – образовательного процесса, сформировала у родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.  Как пример работы с родителями родительское собрание на тему  «Здоровье ребенка».

Цель: сотрудничество детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы воспитателей группы и педагогического коллектива детского сада по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
  2. Дать рекомендации родителям по поводу укрепления здоровья их ребенка и воспитания привычки к здоровому образу жизни

Предварительная работа:

  1. Анкетирование родителей « Как вы укрепляете здоровье семьи?»
  2. Оформление группы иллюстрациями о спорте,  спортивные атрибуты.

        План собрания:

  1. Вступление.
  2.  Игра с родителями « Какого человека можно назвать здоровым?».
  3. Анкетирование « Почему болеет мой ребенок».
  4. Знакомство родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы.
  5. Анализ предварительного анкетирования родителей « Как вы заботитесь о здоровье вашей семьи?».
  6. Практикум: обучение родителей  закаливающей гимнастики, пальчиковым играм, приемам самомассажа.

Консультация по закаливанию (медсестра).

  1. « Что сделаем, чтобы ребенок был здоров?».
  2. Рефлексия: «Волшебный цветок».
  3.  Принятие решения собрания.

        Ход собрания:

  1. Здравствуйте.  Нам очень приятно, что вы нашли время придти на наше собрание. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируется нервная система, костно-мышечная система,  совершенствуется основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Разумно организованный режим, выполнение необходимых правил гигиены, достаточная двигательная активность все это благотворно влияет на  самочувствие ребенка, создает у него устойчивое эмоционально-положительное состояние, радостное настроение.

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей.

Так что же взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни? Это мы с вами  сегодня выясним.

  1. Давайте порассуждаем, ответим на одон вопрос: « Какого человека можно назвать здоровым?» ( Бросается мяч, каждый родитель рассуждает).
  2. И так, мы разобрались, что же такое здоровье, и от каких факторов оно зависит. Напишите на листочке ответ на вопрос: Почему болеет  ребенок?

К вашим ответам мы вернемся в конце встречи.

4.А теперь мы расскажем вам, чем занимаются дети в детском саду, чтобы быть здоровыми.

-контрастные воздушные ванны

-ходьба босиком

-ходьба по массажным дорожкам

-игры, спортивные упражнения, забавы, хороводы

-гимнастики (утренняя,  дыхательная, для глаз, для развития мелкой моторики)

-досуги, развлечения

-непосредственно организованная  деятельность-физкультурные занятия.

5.Для того чтобы дети были здоровыми, мероприятия по охране и укреплению здоровья, участвуют и другие педагоги и медики.

-проводятся медицинские мероприятия (прививки, прием витаминов и т.д.);

-организуют  закаливание  « по показаниям» и «щадящий режим»;

-обследование логопедом детей;

-проводят профилактические мероприятия (влажная уборка, соблюдение режима дня, проветривание, кварцевание;

-в группах есть зоны отдыха;

-полноценное четырех  разовое  питание;

-оборудованы физкультурные уголки.

 А  теперь ответим на вопрос: « Почему болеют наши дети?»

Анализ анкет показал, что в выходные дни не проводится утренняя гимнастика, нет дневного сна. Не выполняется  режим дня.

6. Практикум.

Инструктор  по физо показывает закаливающую гимнастику.

Логопед показывает пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику.

Консультация по закаливанию-медсестра.

7. А теперь  порассуждаем над вопросом: « Что я могу сделать, чтобы мой ребенок не болел?». Ответы родителей.

8. Рефлексия:

Подходит к концу наша встреча. А теперь мы предлагаем взять по листочку, красному, желтому или зеленому и приклеить его на наш цветок здоровья.

Зеленый лист- разговор был полезен. Я всегда буду выполнять все требования и  условия для здоровья моего ребенка.

Желтый лист - я буду все выполнять.

Красный лист -  нового  я не узнал. Как делал раньше, так и буду делать дальше.

На нашем цветке много зеленых листьев, а значит, что мы принимаем  решение:…

Примерное решение родительского собрания:

- обеспечение сотрудничества между детским садом и семьей.

- проводить закаливание, рекомендованные в ДОУ .      

-организовать дома правильный режим дня и питания.

-создать необходимые условия для реализации потребности ребенка в движении.

Список литературы:

  1. Ахутина Т.В. «Здоровьезберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход»//Школа здоровья.2000.Т.7.№2.С.21-28.
  2. Назаренко Л.Д. «Оздоровительные основы физических упражнений». - М., 2002.
  3. «Педагогика и психология здоровья» /Под ред. Н.К. Смирнова.- М.:  АПКиПРО, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема:«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста».

                Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физически...

Консультация для воспитателей на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста».

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....

ДОКЛАД Воспитателя ДОУ на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста - Профилактика плоскостопия»

Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей.Процесс формирования стопы начинается с первых шагов ребёнка. При правильном развитии в строе...

Консультация для воспитателей на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем о...

Доклад на Педагогическом совещании Тема: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Старшая дошкольная группа           Воспитатель: Киося Е.Г. Доклад на Педагогическом совещании Тема: «Здоровьесберегающие техноло...

ДОКЛАД Воспитателя ДОУ на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развити...

ДОКЛАД Воспитателя ДОУ на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека....