Статья на тему: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья (старшая группа)
Забота о воспитании здорового ребенка является одной из главных задач в работе с детьми. Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. Новшеством и условием повышения качества дошкольного образования сегодня является введение Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС). Как говорится в Концепции дошкольного воспитания: «Актуальной задачей физического воспитания, является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения – приоритетная задача.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: ЗДОРОВЬЕЗБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Выполнила : воспитатель МБДОУ «Детский сад №111» Обухова С.С.
Забота о воспитании здорового ребенка является одной из главных задач в работе с детьми. Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. Новшеством и условием повышения качества дошкольного образования сегодня является введение Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС). Как говорится в Концепции дошкольного воспитания: «Актуальной задачей физического воспитания, является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения – приоритетная задача. Поэтому проблема здоровьесбережения детей стала не только медицинской, но и педагогической. Полноценное и качественное дошкольное образование, особенно дошкольное, возможно только при здоровьесберегающих и специально созданных условиях. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением, так как в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка. А так же необходимые навыки и привычки. Приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. В дошкольном возрасте идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Сегодня идет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличивается количество детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска средств, позволяющие изменить эту ситуацию. Медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.
Цель здоровьесберегающей технологии – формирование у дошкольника позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у детей потребности в здоровом образе жизни. Вооружив его знаниями, умениями, необходимые для ведения здорового образа жизни, снижения заболеваемости и воспитав у него культуру здоровья.
В соответствии с этим выделяются три основные задачи:
- Образовательная – включает в себя формирование навыков гигиены, основных движений, соблюдение режима, активности и отдыхе, безопасности, правильной осанке; представление о своем организме, здоровье;
- Оздоровительная – подразумевает решение вопросов развития и укрепление костной, мышечной, сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов дошкольников, развитие движений, а также закаливание.
- Воспитательная – формирование нравственно-физических навыков; стимулировать у детей привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребности в физическом совершенствовании; воспитание культурно-гигиенических навыков.
В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, могут выступать формы организации физической активности детей:
- Оздоровительная гимнастика.
- Игры – релаксации.
- Разные виды массажа.
- Элементы упражнений йоги.
- Привитие детям гигиенических навыков.
- Физкультминутки во время занятий.
- Простейшие навыки оказания медицинской помощи.
- Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры.
- Упражнения для глаз.
2. Работа с семьей.
- Консультации.
- Индивидуальные беседы.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Родительские собрания.
- Распространение буклетов.
- Выставки.
- Создание условий и развивающей среды.
- Изготовление материала для профилактики плоскостопия (шишки, палочки, ленточки и др.) и нарушения осанки.
- Нестандартное оборудование: коврики для здоровья, косички, дорожки – следочки, ребристые дорожки.
Физкультурная образовательная деятельность проводится 2 раза в спортивном зале и 1 раз на воздухе.
Дополнительно используются методы закаливания:
- Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой: мытье рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и шеи;
- В отсутствии детей организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с графиком;
- Следим, чтобы дети в течение дня находились в облегченной одежде при температуре воздуха не ниже 18-20 градусов;
- Учим насухо вытирать лицо и руки полотенцем;
- Используем метод контрастного обтирания ног (летом);
- Обучаем детей сухому растиранию салфеткой рук, груди, плеч;
- Воздушные ванны во время сна;
- Проводится 1 занятие на свежем воздухе. Зимой лыжи.
- В период вспышки ОРВИ и гриппа раскладываем в групповых и раздевальных комнатах мелко нарезанный лук, чеснок;
- После дневного сна проводится дыхательная гимнастика.
Учитывались индивидуальные психофизиологические и типологические особенности детей при организации занятий оздоровительной направленности.
Разработанная система оздоровления и приобщения детей к здоровому образу жизни дает возможность сформировать навыки здорового образа жизни, правильное физическое развитие детского организма. Повышение его сопротивляемости инфекциям, сформировать гигиеническую культуру, улучшить показатели физической подготовленности к школе.
Применение в работе здоровьесберегающих технологий повысила результативность воспитательно – образовательного процесса, сформировала у родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Как пример работы с родителями родительское собрание на тему «Здоровье ребенка».
Цель: сотрудничество детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.
Задачи:
- Познакомить родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы воспитателей группы и педагогического коллектива детского сада по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
- Дать рекомендации родителям по поводу укрепления здоровья их ребенка и воспитания привычки к здоровому образу жизни
Предварительная работа:
- Анкетирование родителей « Как вы укрепляете здоровье семьи?»
- Оформление группы иллюстрациями о спорте, спортивные атрибуты.
План собрания:
- Вступление.
- Игра с родителями « Какого человека можно назвать здоровым?».
- Анкетирование « Почему болеет мой ребенок».
- Знакомство родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы.
- Анализ предварительного анкетирования родителей « Как вы заботитесь о здоровье вашей семьи?».
- Практикум: обучение родителей закаливающей гимнастики, пальчиковым играм, приемам самомассажа.
Консультация по закаливанию (медсестра).
- « Что сделаем, чтобы ребенок был здоров?».
- Рефлексия: «Волшебный цветок».
- Принятие решения собрания.
Ход собрания:
- Здравствуйте. Нам очень приятно, что вы нашли время придти на наше собрание. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируется нервная система, костно-мышечная система, совершенствуется основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Разумно организованный режим, выполнение необходимых правил гигиены, достаточная двигательная активность все это благотворно влияет на самочувствие ребенка, создает у него устойчивое эмоционально-положительное состояние, радостное настроение.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей.
Так что же взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни? Это мы с вами сегодня выясним.
- Давайте порассуждаем, ответим на одон вопрос: « Какого человека можно назвать здоровым?» ( Бросается мяч, каждый родитель рассуждает).
- И так, мы разобрались, что же такое здоровье, и от каких факторов оно зависит. Напишите на листочке ответ на вопрос: Почему болеет ребенок?
К вашим ответам мы вернемся в конце встречи.
4.А теперь мы расскажем вам, чем занимаются дети в детском саду, чтобы быть здоровыми.
-контрастные воздушные ванны
-ходьба босиком
-ходьба по массажным дорожкам
-игры, спортивные упражнения, забавы, хороводы
-гимнастики (утренняя, дыхательная, для глаз, для развития мелкой моторики)
-досуги, развлечения
-непосредственно организованная деятельность-физкультурные занятия.
5.Для того чтобы дети были здоровыми, мероприятия по охране и укреплению здоровья, участвуют и другие педагоги и медики.
-проводятся медицинские мероприятия (прививки, прием витаминов и т.д.);
-организуют закаливание « по показаниям» и «щадящий режим»;
-обследование логопедом детей;
-проводят профилактические мероприятия (влажная уборка, соблюдение режима дня, проветривание, кварцевание;
-в группах есть зоны отдыха;
-полноценное четырех разовое питание;
-оборудованы физкультурные уголки.
А теперь ответим на вопрос: « Почему болеют наши дети?»
Анализ анкет показал, что в выходные дни не проводится утренняя гимнастика, нет дневного сна. Не выполняется режим дня.
6. Практикум.
Инструктор по физо показывает закаливающую гимнастику.
Логопед показывает пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику.
Консультация по закаливанию-медсестра.
7. А теперь порассуждаем над вопросом: « Что я могу сделать, чтобы мой ребенок не болел?». Ответы родителей.
8. Рефлексия:
Подходит к концу наша встреча. А теперь мы предлагаем взять по листочку, красному, желтому или зеленому и приклеить его на наш цветок здоровья.
Зеленый лист- разговор был полезен. Я всегда буду выполнять все требования и условия для здоровья моего ребенка.
Желтый лист - я буду все выполнять.
Красный лист - нового я не узнал. Как делал раньше, так и буду делать дальше.
На нашем цветке много зеленых листьев, а значит, что мы принимаем решение:…
Примерное решение родительского собрания:
- обеспечение сотрудничества между детским садом и семьей.
- проводить закаливание, рекомендованные в ДОУ .
-организовать дома правильный режим дня и питания.
-создать необходимые условия для реализации потребности ребенка в движении.
Список литературы:
- Ахутина Т.В. «Здоровьезберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход»//Школа здоровья.2000.Т.7.№2.С.21-28.
- Назаренко Л.Д. «Оздоровительные основы физических упражнений». - М., 2002.
- «Педагогика и психология здоровья» /Под ред. Н.К. Смирнова.- М.: АПКиПРО, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Тема:«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста».
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физически...
Консультация для воспитателей на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста».
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....
ДОКЛАД Воспитателя ДОУ на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста - Профилактика плоскостопия»
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей.Процесс формирования стопы начинается с первых шагов ребёнка. При правильном развитии в строе...
Консультация для воспитателей на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем о...
Доклад на Педагогическом совещании Тема: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Старшая дошкольная группа Воспитатель: Киося Е.Г. Доклад на Педагогическом совещании Тема: «Здоровьесберегающие техноло...
ДОКЛАД Воспитателя ДОУ на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развити...
ДОКЛАД Воспитателя ДОУ на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека....