Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Городки»
рабочая программа по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
Конспект физкультурного праздника для подготовительной группы «23 февраля — День защитника Отечества» в старших и подготовительных к школе группах.
Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Городки»
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: педагог дополнительного образования Халиков Марат Раисович
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Городки» сориентировано на создание у детей хорошей физической подготовки, воспитание нравственно-волевых, моральных качеств, чувства коллективизма.
Предложенный курс повышает уровень физического развития старших дошкольников посредством русской народной игры «Городки» и интереса к занятиям
физической культурой и спортом, а также на создание у детей хорошей физической подготовки, воспитание нравственно-волевых, моральных качеств, чувства коллективизма.
Новизна дополнительной образовательной программы «Городки» заключается в интеграции воспитательно-образовательного процесса и кружковой работы.
Особое внимание уделяется формированию двигательных навыков и закреплению на основе высокой степени повторяемости и оптимальной последовательности способам владения битой при игре в городки.
Занятия проводятся одновременно концентрированно и эмоционально, что позволяет дольше поддерживать интерес детей, повышать эффективность и точность выполнения бросков битой.
Содержание программы «Городки» сориентировано на создание у детей хорошей физической подготовки, воспитание нравственно-волевых, моральных качеств, чувства коллективизма и концентрации внимания.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия по данной программе можно вести разноуровневые, то есть с детьми различного уровня развития физических способностей. Например, более подготовленные дети могут работать в парах с менее подготовленными, Показывая базовые упражнения и технику. Это позволяет всем детям заниматься в детском объединении, независимо от уровня их предварительной подготовки.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Городки» заключается в том, что процесс тренировки и занятия обучающихся происходит в условиях группового общения, что способствует формированию коммуникативных качеств, выстраиваются отношения в коллективе, умение работать в команде, соподчинять свои интересы и потребности с интересами и потребностями коллектива и общества.
Целью городков является повышение уровня физического развития дошкольников посредством освоения русской народной игры «Городки» и интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_gorodki_23-24_god.docx | 50.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2065»
ГБОУ Школа № 2065 Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8. ИНН 5003096290; КПП 775101001; ОГРН 1115003007790 | тел. / факс: 8 (495)410-38-95; email: 2065@edu.mos.ru; web: www.sch2065tn.mskobr.ru |
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ | |
на педагогическом совете | Заместитель директора ГБОУ Школа №2065 | |
______________ Урсегов К.Б. | ||
протокол от 25.08.2023 года №01 | приказ от 26.08.2023 года №92/01-ДО | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Городки»
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень: ознакомительный/базовый
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: педагог дополнительного
образования Халиков Марат Раисович
г. Москва, 2023
Пояснительная записка
Дополнительная программа физкультурно-спортивной направленности «Городки» разработана в соответствии с нормативными документами:
- Конституция РФ;
- Конвенция ООН «О правах ребенка»;
- Федеральный закон от 29.12.12 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гл. 1 ст. 2 п. 9, гл.2 ст. 12 п. 4,5,6;
- Письмо Министерства образования РФ от 18.06.03 г. M 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013 г);
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа мяча» заключается в том, что процесс тренировки и занятия обучающихся происходит в условиях группового общения, что способствует формированию коммуникативных качеств, выстраиваются отношения в коллективе, умение работать в команде, соподчинять свои интересы и потребности с интересами и потребностями коллектива и общества.
Программа разработана в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования детей.
Современное дошкольное образование направленно на целостное развитее личности
ребёнка, полноценное и активное проживание им очень важного периода жизни – детства.
Программа построена на основе принципов демократизации, целенаправленности,
систематичности, последовательности, непрерывности, доступности, учёта возрастных и
индивидуальных особенностей.
Программа предусматривает использование оптимальных форм и методов обучения с учётом принципов равенства и единства, ненасилия и свободы, уважения личности ребёнка. Целесообразный подбор и рациональное использование физических нагрузок в различных формах двигательной активности способствуют развитию физических качеств и творческих способностей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи укрепления здоровья детей и их полноценного психофизического развития.
Совершенствование двигательной сферы старших дошкольников связано с выбором
определённых способов действий, требующих физических усилий и затрат энергии,
соотнесение их с массой, устойчивостью и другими характеристиками.
Двигательная активность, направленная на достижение цели любого действия,
определяется укреплением развития интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также
эмоционально-волевой и игровой сферы.
Удовлетворение, полученное в результате преодоления возникающих трудностей
различного характера, способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного
опыта.
Особенность данной программы в обучении игре в городки – в организации семейного
досуга, в укреплении связей поколений.
Городками могут заниматься воспитанники с разными физическими возможностями.
Программа учитывает специфику работы с детьми дошкольного возраста и их возрастные
особенности.
Актуальность
Предшкольная подготовка в условиях дополнительного образования – одно из востребованных инновационных направлений в условиях модернизации российского образования.
Актуальность данного направления в работе с детьми-дошкольниками обуславливается тем, что в Основной образовательной программе ГБОУ Школа№ 2065 недостаточно внимания уделено развитию игровых видов спорта.
Актуальность программы заключается в следующем:
В настоящее время возросло количество детей с респираторными заболеваниями, появились дети с излишним весом, дети с нарушением осанки, нарушением зрения. Причиной этому является малоподвижный образ жизни.
Движение - это врождённая потребность ребёнка, и от удовлетворения её зависит здоровье малышей. Поэтому крайне необходимо удовлетворить эту потребность в условиях дошкольного образования.
Городки – это демократичная уличная игра, известная многим родителям с детства. Она является прекрасным видом досуга, который включает в себя и спорт, и закаливание
организма, и общение детей с взрослыми.
Игра в городки повышает способность к концентрации, сосредоточению, укрепляет
нервную систему ребёнка.
В игре ребёнку можно делать то, что в реальности прогулки
запрещено: играть с палкой, бросать её, кричать, что является сильной психоэмоциональной разгрузкой.
Игра в городки учит внутренней дисциплине, развивает упорство, способность
своевременно принимать верные решения.
Физическое, психическое, социальное благополучие – вот что лежит в основе в игры в
городки.
По содержанию русская народная игра городки лаконична, выразительна и доступна
ребёнку 5-7 лет. Она вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора ребёнка, его двигательному и духовному развитию. Игра годки представляет большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности, передачи жизненно-важных умений и навыков, воспитания нравственности, уважения к народным традициям и обычаям.
Закладывая в дошкольном возрасте навыки игры в городки, мы укрепляем не только
здоровье в целом, но и развиваем потребность к систематическим занятиям физическими
упражнениями.
Данный вид игры рождает положительные эмоции, бодрое жизнерадостное настроение,
создаёт определённый эмоциональный настрой у детей и их родителей, что является особенно важным условием приобщения семьи к здоровому образу жизни. Сплочения семьи на основе совместного активного участия в спортивных мероприятиях.
Обучение детей игре в городки должно иметь цель:
- достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей;
- ознакомление детей городками в доступной форме и преемственности в работе по физическому воспитанию ДОУ и начальной школы.
Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.
Повышение эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно важно, так как именно в этом возрасте закладываются основы физического развития человека.
Необходимость работы в данном направлении возникла по ряду причин:
• недостаточная двигательная активность детей в течение дня, (особенно в холодный период года);
• большая загруженность статическими занятиями;
• желание детей реализовать себя в движении;
• отсутствие преемственности программ дошкольного и школьного образования;
• желание родителей видеть ребенка физически совершенным: развитым, здоровым, активным
Одним из путей совершенствования физического воспитания нашей образовательной площадки – применении известной и хорошо зарекомендовавшей себя спортивной русской народной игре городки.
Новизна программы
Развитие физических способностей детей осуществляется в интеграции воспитательно-образовательного процесса и кружковой работы.
Особое внимание уделяется формированию двигательных навыков и закреплению на основе высокой степени повторяемости и оптимальной последовательности способам владения битой при игре в городки.
Занятия проводятся одновременно концентрированно и эмоционально, что позволяет дольше поддерживать интерес детей, повышать эффективность и точность выполнения бросков битой.
Содержание программы «Городки» сориентировано на создание у детей хорошей физической подготовки, воспитание нравственно-волевых, моральных качеств, чувства коллективизма и концентрации внимания.
Цели и задачи
Цель занятий - повышение уровня физического развития дошкольников посредством освоения русской народной игры «Городки» и интереса к занятиям
физической культурой и спортом.
Задачи кружка «Городки»
Образовательные:
- Приобщать детей к здоровому образу жизни и систематическим занятиям физкультурой;
- Обучение правилам игры в городки;
- Формировать представления об общих правилах, культуре и способах ведения соревновательной борьбы;
Развивающие:
1. Развивать волевую, мотивационную и эмоциональную сферы, создавать условия для нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания детей;
2. Укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности детей
дошкольного возраста;
3. Развивать ловкость, выносливость, координацию движений, меткость.
Воспитательные
1. Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
2. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
Возраст детей, место проведения занятий
Участниками образовательного процесса являются дети 5-7 лет, их родители (законные представители), инструктор по физическому воспитанию.
Согласно учебному плану трудоемкость дополнительной общеразвивающей программы «Школа мяча» составляет 36 часов (1 час в неделю), предполагает реализацию программы в периодах обучения с 01.09.2023г. по 31.12.2023г. и с 09.01.2024г. по 31.05.2024г. (в соответствии с календарным учебным графиком).
Ориентировочное количество детей в группе – 10 человек.
Количество занятий – 1 занятия в неделю, 4 занятий в месяц, 36 занятий в учебном году
(с октября по май).
Срок обучения -1 год.
Время кружкового занятия для детей старшего дошкольного возраста 40 минут.
Место проведения кружка – спортивный зал.
Материально-технические средства.
1. Городошная площадка в физкультурном зале.
2. Городошный инвентарь – биты длиной 60-70 см (вес – 500-600 г) и городки.
3. Гимнастические палки.
4. Учебно-демонстрационное оборудование (карточки-фигуры, фотоколлаж об истории
городошного спорта, видеоматериалы соревнований ФГС и детского сада).
Правила поведения на городошной площадке во время занятий.
- Когда на площадке играют в городки, никто из детей, не задействованных в игре, не должен близко играть, бегать, выходить на площадку. На площадке должны находиться только игроки, воспитатель или тренер.
- Во избежание несчастных случаев необходимо позади «городов» на расстоянии 2 м от них установить забор или сетку высотой 1-1,5 м.
- Дети бросают биты только по сигналу воспитателя или тренера.
- Участники, ожидающие своей очереди, должны находиться сбоку от своих «городов» на расстоянии не ближе 3 метров.
- Выходить на площадку для постановки фигур или сбора бит и городков можно только если на кону нет спортсменов, выполняющих или собирающихся выполнить бросок.
Необходимо формировать навыки правильного поведения детей на городошной
площадке, строго соблюдать дисциплину.
Методические рекомендации
Подготовка игроков представляет собой единый педагогический процесс, осуществляемый на основе следующих методических положений:
• строгая преемственность задач, средств и методов в процессе обучения детей;
• возрастание объёма средств общей и специальной физической подготовки, соотношение
между которыми постепенно изменяется в сторону последней;
• непрерывное совершенствование техники и тактики игры в городки;
• неуклонное соблюдение принципа постепенности роста тренировочных соревновательных
нагрузок.
Игра будет наиболее эффективной и интересной, если:
1) Составы команд будут смешанными (мальчики и девочки);
2) Расстояние от кона и полукона до «города» зависит от возраста играющих: для успеха
игры необходимо попасть в городки или задевать их не менее одного раза из двух
бросков подряд;
3) Включить негромкую музыку – это добавит положительных эмоций;
4) Задавать время игры – от 5 до 40 минут – в зависимости целей и задач каждой встречи:
завершение игры, пауза для отдыха, смена видов деятельности или отдельное
состязание;
5) Подсчёт результатов игры будет осуществляться не по количеству затраченных бит, а по
количеству выбитых городков или попаданий в фигуры.
6) В зависимости от температуры и времени года будет заранее выбрано место для
площадки: на асфальте, скошенном газоне, в спортивном зале;
7) Правила игры обсудить заранее перед игрой.
Ожидаемые результаты к концу обучения
К концу срока обучения дети могут освоить:
Знания:
- историю зарождения спортивных игр: городки.
- правила игры городки;
- значение разминки, утренней зарядки, режима дня, дыхательных упражнений;
- спортивную терминологию;
- правила поведения и технику безопасности на спортивной площадке;
Умения:
- полноценное формирование структуры естественных движений (обогащение перцептивно-двигательных координаций и умений), развитие анализаторной функции двигательного аппарата;
- полноценное двигательное развитие детей старшего дошкольного возраста
- стойка при выполнении броска;
- расчет силы броска;
- фигуры и их построение на площадке;
- ведение счета.
Физическая подготовленность и результаты освоения умений и навыков отслеживаются в ходе мониторинга, перед началом и по окончании каждого модуля (Карта обследования – приложение 1).
Периодичность мониторинга обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированности педагогических методов.
Получаемая в ходе мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции.
При проведении мониторинга необходимо руководствоваться рядом критериев. В результате освоения программы, дошкольники должны знать основы истории возникновения игры, её основные правила, названия и способы построения фигур, уверенно разбираться в основной терминологии. Должны уметь правильно держать биту, освоить основы техники броска, а также научиться понимать суть игры и оценивать её красоту. Уметь технически грамотно выполнять броски биты.
Формы организации занятий
Основной формой обучения являются групповые занятия. Учебно-тренировочные занятия строятся с учетом постепенного нарастания, а затем снижения физической нагрузки. Кроме этого используются следующие формы организации непосредственно-образовательной деятельности на занятиях:
- индивидуальная работа;
- парная и групповая работа;
- коллективная работа.
Принципы организации работы кружка.
• Развивающее обучение. При обучении движениям следует учитывать «зону ближайшего развития».
• Воспитывающее обучение. В процессе обучения решаются воспитательные задачи
(воспитание настойчивости, смелости, выдержки, нравственно – волевых качеств).
• Сознательность. Основополагающий принцип обучения движениям. Он предполагает
понимание ребёнком сути того или иного движения, которое он производит.
• Систематичность. Чередование нагрузки и отдыха, взаимосвязь между различными
сторонами содержания занятий.
• Наглядность. Создание у ребёнка, с помощью различных органов чувств, представления о движении.
• Доступность. Обучение детей с учётом возрастных, индивидуальных различий. Два основных условия доступности – преемственность и постепенность усложнения физических упражнений.
• Индивидуализация. Учёт индивидуальных особенностей, обеспечение здорового образа жизни в ДОУ каждому ребёнку, с учётом его здоровья, развития, интересов.
Дифференцирование знаний, физических нагрузок и приёмов педагогического воздействия.
• Оздоровительная направленность. Физические нагрузки даются с учётом возраста, уровня физического развития и состояния здоровья. Включение в комплексы физических упражнений элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости, двигательной активности, создание оптимальных условий для игр и занятий.
Структура занятий
Обучение игре в городки начинается в старшей группе. Продолжительность занятия – 40 минут. Программа рассчитана на год обучения. На решение воспитательно-
образовательных задач в течение всего периода обучения дошкольников отводится 34 часа. Согласно программе время отводится для базовой подготовки и отработки элементов техники броска биты. Дошкольники изучают теоретические аспекты игры, знакомятся с площадкой, инвентарём, правилами игры и терминологией, а также с основами техники броска биты в городках. В конце и в середине года организуются соревнования.
Структура занятия предусматривает наличие трёх частей.
1) Подготовительная часть включает в себя построение, строевые упражнения,
общеразвивающие упражнения, подготовку к основной части занятия;
2) Основная часть объединяет упражнения и задания по обучению двигательным
действиям, их совершенствованию, сообщению теоретических сведений по изучению
истории, правил игры, техники безопасности на занятиях, воспитанию двигательных
качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости и т.д.);
3) Заключительная часть проводится для подведения итогов и сообщения результатов
занятия, оценки деятельности занимающихся, работе с родителями и т.д.
Используемые методы:
- показ способа действия;
- объяснение;
- игровой метод.
Учебно-тематический план
Количество занятий | ||
№ П/п | модули | Всего |
1 | Основы знаний | 2 |
2 | Обучение Городкам | 30 |
5 | Физкультурный досуг | 2 |
6 | Мониторинг | 2 |
Итого: | 36 |
Содержание дополнительной программы физкультурно-спортивной направленности «Городки»
Направление работы | Содержание |
1 модуль – освоение и совершенствование элементов техники баскетбола | |
Всё о Городках I. Подготовительная работа. | Рассказ истории зарождения русской народной игры городки и показ инвентаря (бит, городков и площадки). Просмотр видеоматериалов об игре городки. - Дети должны освоить правила игры в городки, а также стойку, положение биты в руке, замах битой и бросок биты. - ОФП и ОРУ для укрепления и развития всего тела. |
II. Обучение способам действия | - Учить ребенка правильно ставить фигуры в городках. - Учить вставать в правильную стойку и готовиться к броску биты. - Учить удерживать биту в правильном положении. - Учить делать правильный замах. - Учить правильно бросать биту, закладывая определенное количество силы. - Первоначальное расстояние до города в период обучения броскам 4,5 метра. |
III. Подводящие упражнения. | - Постановка ног, осуществление шага без биты. - Замах руки правильной постановкой прямой локоть, ладонь кверху без биты. - Совмещение осуществления шага при одновременном замахе и броске без биты. - Постановка ног, осуществление шага с битой. - Замах руки правильной постановкой прямой локоть, ладонь кверху с битой. - Совмещение осуществления шага при одновременном замахе и броске с битой. |
IV. Организация игры городки | - Игра без учета времени. - Командная с учетом общего количества набранных очков. - Личная с учетом набранный очков каждым участником. - Каждому участнику соревнований дается по 6 бросков. - Учет счета ведется по количеству выбитых городков, 1 городок равен 1 очку. |
Программный материал для практических занятий
Упражнения и методические приёмы для развития силы:
1. Воспитание силы мышц плечевого пояса и рук:
• подтягивание;
• сгибание и разгибание рук в упоре лёжа;
• поднимание гантелей на бицепс;
•круговые движения с битами в руках.
2. Воспитание силы мышц туловища:
• наклоны вперёд с битами на плечах;
• поднимание ног в положении лёжа на спине;
• поднимание согнутых и прямых ног в висе;
• повороты с битами за спиной;
• повороты с битами в руках;
•поднимание туловища из положения лёжа с согнутыми ногами.
3. Воспитание силы ног:
• приседание;
• маховые движения ногами;
• выпады с дополнительными пружинистыми движениями (с отягощениями и без них);
• прыжки с одной и с двух ног в длину и высоту.
Основным методом развития силы в этом возрасте является повторный метод. Он
предусматривает выполнение упражнений в среднем темпе.
Упражнения и методические приёмы для развития выносливости:
• продолжительный бег (от 2 до 5 минут);
• спортивные и подвижные игры;
• круговая тренировка;
• динамические силовые упражнения.
Основными методами воспитания общей выносливости являются равномерный метод,
различные варианты переменного метода, игровой и круговой.
Упражнения и методические приёмы для развития ловкости.
Упражнения для развития ловкости должны:
- включать элементы новизны;
2) быть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку
(спортивные игры ит.д.);
3) иметь периоды быстрого чередования напряжения и расслабления мышц (например: в
прыжках, метании ит.д.);
4) предъявлять повышенные требования к точности движений и сохранению равновесия.
Для детей 5-7 лет достаточно эффективны простые общеразвивающие упражнения, элементарные спортивные и подвижные игры.
Следует придерживаться двух методических принципов:
− каждое упражнение должно выполняться технически точно;
− необходимо максимально разнообразить упражнения, широко используя различные
исходные положения, амплитуду, скорость движения и т.п.
Основная задача в занятиях с детьми этого возраста – формирование возможно
большего количества простейших двигательных навыков.
Упражнения и методические приёмы для обучения спортивной технике.
Процесс становления двигательных навыков у детей так же, как и у взрослых, протекает
по фазам (стадиям), в соответствии с которыми можно выделить ряд относительно
завершённых этапов обучения отдельному двигательному действию.
Условно различают три этапа в построении процесса обучения движениям:
1) начальное разучивание;
2) углублённое, детализированное разучивание;
3) закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия.
Целью первого этапа обучения является изучение основы техники двигательного действия. Формирование умения выполнять его в «грубой» форме. Второго – довести первоначальное «грубое» владение техникой действия до относительно совершенного, а третьего – обеспечить совершенное владение техникой действия в соревновательных
условиях.
Элементы техники игры в городки:
1) хват ручки биты;
2) исходное положение (стойка);
3) замах (отведение биты);
4) разгон и вынос биты;
5) техника основного броска.
Изучение техники игры в «городки» происходит поэтапно, по мере освоения простых элементов техники дети переходят к изучению более сложных элементов.
Упражнения и методические приёмы для совершенствования технико-тактического мастерства.
В процессе тактической подготовки решаются три основные задачи:
1) приобретение тактических знаний;
2) формирование тактического мышления;
3) усвоение тактических навыков и умений.
Ребёнок должен знать:
− правила игры, особенности её проведения;
− условия соревнований и действия участников в ходе соревнований;
− основы тактических действий в игре:
1) разворот, недоразворот и переразворот биты;
2) лобовое попадание, недоброс, переброс биты, накрытие;
3) увод, недовод биты, центровка.
Теоретическая подготовка.
Теоретическая подготовка по городошному спорту призвана содействовать решению
следующих задач:
• формирование у детей высоких морально-патриотических качеств;
• формирование знаний о строении и функциях человеческого организма, гигиене,
врачебном контроле, самоконтроле, профилактике травм и заболеваний;
• выработка понимания основ построения тренировки и протекания процесса
восстановления;
• формирование понимания биомеханической основы техники и принципов тактики и
стратегии в игре «городки»;
• формирование знаний истории игры «городки» и городошного спорта.
История игры в городки.
Городки – старинная народная игра. Её цель – выбить битой (палкой) городки (рюхи)
из «города» (квадрата или круга).
История игры в городки уходит в глубь веков. А возникла она как военно-прикладная
игра, смысл которой заключался в выбивании противника (фигуры) из города.
Упоминание о старинной русской игре – городках – можно найти в собрании русских
народных былин А. Д. Григорьева, где умело играющим в городки изображался
легендарный богатырь Добрыня Никитич; в историческом романе «Князь Серебряный».
Очень увлекался городками Пётр Великий, новатор, он и здесь внёс свою лепту:
придумал новые фигуры – «Пушка» и «Артиллерия».
Большое внимание игре в городки было уделено во времена генералиссимуса
Суворова, который сам лично играл в городки. В свободное от службы время он любил
позабавиться и выбить пару-тройку фигур.
А. Н. Толстой писал, что в городки с удовольствием играли русские дворяне времён
Ивана Грозного в Государственной публичной библиотеке хранятся альбомы с
немецкими и французскими гравюрами 1805 – 1812 годов, посвящёнными русской игре
в городки.
История свидетельствует, что в ΧIΧ веке в городки почти во всех регионах России,
Украины, Белоруссии.
Популярность городков объясняется не только тем, что игра является отличным
средством оздоровления, но и тем, что в городки могут играть и дошкольники, и
взрослые, и пожилые люди, так как этот вид спорта является доступной и интересной
игрой с легко дозируемыми нагрузками в постоянном разнообразном движении на
свежем воздухе.
Календарно-тематический план.
Месяц | Тема занятий | Обучение элементам, техники, цель. | Часов |
1 модуль – освоение и совершенствование элементов игры Городки | |||
Сентябрь | Беседа на тему: «Народная игра – городки» Пробная игра по желанию детей. Бросок биты правой, левой рукой. Мониторинг. | Формирование представления об игре. Знакомство с правилами игры, терминологией: «город», городки, фигуры, бита, кон, полукон. Освоение правильного положения рук, ног при броске биты; знакомство с фигурой «Забор». Обучение правильной стойке при броске биты правой рукой, левой рукой, развитие мышц рук. Мониторинг: меткости, дальности, силы мышц. | 1 1 1 1 |
Октябрь | Метание набивного мяча через сторону на дальность, правой рукой, левой рукой. Встреча спортсменов городошников (школьников) с воспитанниками детского сада. Просмотр видеозаписей соревнований. Выбивание фигуры «Забор». | Обучение правильной стойке при броске мяча правой рукой, левой рукой; развитие мышц рук. Ознакомление детей с историей игры, сообщение сведений о знаменитых людях, любителях городошного спорта. Повышение интереса к игре; воспитание желания вести здоровый образ жизни. Обучение броску биты, развитие глазомера, меткости. Изучение порядка построения фигур. | 1 1 2 |
Ноябрь | Метание набивного мяча через сторону на дальность, правой рукой, левой рукой. Выбивание фигуры «Забор». | Обучение правильной стойке при броске мяча правой рукой, левой рукой; развитие мышц рук. Обучение броску биты, развитие глазомера, меткости. Изучение порядка построения фигур. | 2 2 |
Декабрь | Метание малого мяча в вертикальную цель. Выбивание фигуры «Бабочка». | Развитие глазомера, меткости. Обучение соблюдению правил игры, закрепление знаний терминологии, развитие меткости, глазомера, силы броска. | 1 3 |
Январь | Соревнования между группами. Выбивание фигуры «Ворота». | Поддержание интереса к игре, воспитание желания и стремления побеждать. Тренировка броска биты, закрепление правильной работы рук и ног во время броска. | 1 3 |
Февраль | Выбивание фигуры «Письмо». Соревнования среди детей с участием пап воспитанников. Игры в командах | Тренировка броска биты, закрепление правильной работы рук и ног во время броска. Создание эмоционального благополучия детей, сближение дошкольного учреждения с семьёй. Воспитание чувства сопереживания за свою команду, обучение достойному восприятию поражения и победы. Обучение умению самостоятельно устанавливать знакомые фигуры, развитие меткости, глазомера, силы броска. | 2 1 1 |
Март | Соревнования среди детей с участием мам воспитанников. Упражнения с гимнастическими палками. Интеллектуальная игра | Создание эмоционального благополучия детей, сближение дошкольного учреждения с семьёй. Воспитание чувства сопереживания за свою команду, обучение достойному восприятию поражения и победы. Обучение новым движениям: переброс палки с правой руки в левую руку, подброс палки вверх правой рукой, ловля левой. Развитие памяти, мышления; закрепление знаний об игре в городки. | 1 2 1 |
Апрель | Соревнования на самый дальний бросок среди мальчиков и девочек. Выбивание знакомых фигур по жеребьёвке. | Обучение добиваться высоких результатов; воспитание настойчивости, выдержки. Закрепление умения построения фигур, укрепление мышц рук. Совершенствование силы броска. | 2 2 |
Май | Игры в командах. Мониторинг. | Продолжение обучения детей соблюдению правил игры. Закрепление знаний терминологии. Обучение самостоятельному построению знакомых фигур. Развитие меткости, глазомера, силы броска. Мониторинг: меткости, дальности, силы мышц. | 2 2 |
Методическое обеспечение:
Литература, используемая педагогом для разработки программы
- примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
- М. Борисова, Т. Зорина, Н. Сафронова «Обучение дошкольников игре «Городки» - Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 2017.
Приложение №1
Оценка техники освоения элементов спортивных игры Городки
Критерий результативности | Оценка уровня результативности | 5 лет | 6 лет | |
Ф.И. ребенка | Дальность броска правой и левой рукой. Броски биты(0,5кг) (количество попыток – 3+3) сумма лучших бросков правой и левой рукой. | 5 4 3 2 | 5 4 3 2 | 5 4 3 2 |
Уровень развития глазомера и ловкости. Броски биты(0,5кг) в вертикально стоящий городок с расстояния 3 м (5 попыток каждой рукой). | 5 4 3 2 | 5-4 3 2 1 | 7-6 5-4 3 2 | |
Общий уровень результативности | Высокий Средний Низкий | 12 и выше 8-11 6 и ниже | 14 и выше 9-13 8 и ниже |
Ф. И. ребенка | Общая оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....