Информационно – просветительский проект: для детей 5-7 лет «Воспитание уважения к труду взрослых, под средством знакомства с профессиями своих родителей»
проект
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_0_1.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно – просветительский
Проект:
«Воспитание уважения к труду взрослых, под средством знакомства с профессиями своих родителей»
Актуальность проблемы:
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д.
Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, нами был разработан педагогический проект «Воспитание уважения к труду взрослых в старшем дошкольном возрасте под средством знакомства с профессиями своих родителей».
Цель проекта: Создание условий для воспитания уважения к труду взрослых, под средством знакомства с профессиями своих родителей.
Задачи проекта:
- Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
- Развивать умение детей ориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности.
- Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.
- Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей.
- Расширять кругозор и познавательный интерес детей.
- Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.
Вид проекта: Познавательный, информационный, просветительский.
Участники проекта: Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители).
Сроки реализации: Долгосрочный (сентябрь 2022 – май 2023 год).
Место проведения: МБДОУ «Детский сад «Северная сказка».
Возраст: Дети старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет.
Гипотеза проекта:
Дошкольники смогут узнавать и называть профессии и место работы родителей, владеть обобщающим понятием «профессия», задуматься о том, кем они будут, когда вырастут, научатся ценить труд взрослых разных профессий.
Планируемый результат:
Для детей:
- наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);
- обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;
- понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).
- сформированность знаний о некоторых профессиях родителей, их назначении, особенностях;
- пополнение лексики воспитанников;
- умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.
Для родителей:
- успешное взаимодействие со своими детьми;
- повышение психолого-педагогических компетенций.
Для воспитателя:
- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;
- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Условия реализации проекта:
- Организация предметно - развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
- Осуществление коммуникативно - диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.
- Создание единого ценностно - смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.
Этапы проекта:
I этап (организационный): выявление проблемы, определение перечня профессий родителей для ознакомления с ними детей, проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими предприятиями и организациями.
II этап (практический): реализация тематического плана через посещение предприятий и организаций, организацию совместной и самостоятельной деятельности, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации.
III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.
Методы сбора информации:
- Анализ современных образовательных программ ДОО
- Обследование предметно-пространственной среды
- Беседы с детьми
- Анкетирование родителей
- Анализ планирования
- Наблюдение за играми
- Экскурсии
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
- Рассматривание открыток, иллюстраций по профессиям.
- Рассказы о разных профессиях.
- Экскурсии с детьми по профильной ориентации.
- Мастер – классы.
Познавательное развитие:
- Знакомство с профессиями родителей.
- Встречи с интересными людьми
Речевое развитие:
- Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа», В. Маяковский «Кем быть?» и другие.
- Беседы на тему «Какие профессии дети вы знаете?», «Кем работает мама, папа?», «Происхождение профессий», «Кем бы ты хотел стать когда вырастешь?».
Художественно-эстетическое развитие:
- Творческие мастерские
- Прослушивание музыкальных произведений; инсценировки по литературным произведениям.
Физическое развитие:
- Конкурсы, подвижные игры («Изобрази профессию» и т.д.)
Физкультурные досуги («Все профессии нужны, все профессии важны» и др.)
Игровая деятельность:
- Сюжетно - ролевые игры «Кухня», «Магазин», «Ферма», «Кафе», «Кондитерская» и так далее.
- Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.
- Дидактическая игра «Профессии - 1», «Профессии - 2», «Профессии - 3», «Профессия водитель», «Ферма», «Монополия профессий» и так далее.
Работа с родителями:
- Встречи с интересными людьми.
- Рассказы родителей о своих профессиях.
- Мастер – классы.
- Экскурсии.
Вывод:
Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства! Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей. Думаем, что после реализации данного проекта вопрос, кем быть, не застанет их врасплох. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. Реализация проекта показывает свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решаются, а цель достигается так как проект ещё в стадии реализации и его окончание состоится в мае 2020 года. Реализация данного проекта помогает пробудить интерес и уважение детей к разным профессиям взрослых. Ребята узнали и узнают много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.
Ожидаемые результаты:
Мы рассказываем и знакомим детей с профессиями родителей. Стараемся объяснять суть их труда, его важность для других людей. Рассказываем, что взрослым нравится приносить пользу людям, что они с удовольствием ходят на работу. Знакомство детей с профессиями происходит и во время игр, так как игра это ведущий вид деятельности дошкольника. Дети знакомятся с различным инструментами и приспособлениями, понять кто и что делает на работе. Экскурсии, мастер – классы, встречи с интересными людьми - знакомят детей с трудом взрослых. Они обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми приходится обращаться. Некоторые родители считают, что с профессией можно определиться в старших классах и торопиться не стоит. Но мы считаем, что это заблуждение. Многие придерживаются мнения, что основные понятия закладываются в дошкольном детстве. В этот период ребенок, как губка впитывает всю информацию из вне. Чем шире его знания, тем легче ему будет в будущей жизни. Много внимания необходимо уделять знакомству с профессиями в детском саду и продолжать в школе. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Есть такие ребята, которые еще в детском саду знают кем они будут в будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удовольствием делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей. Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии, так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов, обязательно находит дело по душе.
Список используемой литературы:
Нормативные документы:
Закон «Об образовании Российской Федерации».
Методическая литература:
1. Алешина Н.В. Ознакомление Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ» (5)
2. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.
3. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.
4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 52 с.
5. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.
6. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004 – 96 с.
7. Петрова В.И., Стульник Т.Д Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М.,: Мозаика-Синтез, 2007.- 80 с.
8. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. - М.: Сфера, 2005 – 64 с.
9. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.
10. Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В.Н. Журавлева: Учитель, 2011. - 202 с.
11. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека Воспитателя)
12. Шаламова Е., Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями, Детство- Пресс, 2012, 207с.
13. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.
14. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013
15. Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2013. № 9
16. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012
17. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013
18. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3
19. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014 дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий - М.: УЦ.ПЕРСПЕКТИВА, 2008, 248 С.
20. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.
21. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2013. – 104 С.
Интернет ресурсы:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/11/15/proekt-rebenok-v-mire-professiy-znakomstvo-s-professiyami
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад к родительскому собранию во 2 младшей группе "Роль художественной литературы в воспитании уважения к труду взрослых
Воспитание в детях уважения к человеку труда во многом определяет идейную направленность формирования личности строителя будущего. И главный компонент э...
НОД для средней группы по ознакомлению с трудом взрослых на тему: «Знакомство с профессией врача».
Занятие для средней группы "Знакомство с профессией врача". Занятие направлено на ознакомление с трудом взрослыхю...
ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ «ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ УВАЖЕНИЕ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ»
Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд –даже самый грубый – возвышается до творчества.(Максим Горький.) Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастаю...
Перспективный план по самообслуживанию, общественно – полезному труду, труду в природе, воспитанию уважения к труду взрослых. Подготовительная группа
Перспективный план по самообслуживанию, общественно – полезному труду, труду в природе, воспитанию уважения к труду взрослых в подготовительной к школе группе...
Трудовое воспитание дошкольников. Самообслуживание. Труд в природе. Общественно - -полезный труд. Уважение к труду взрослых. Задачи для разных возрастных групп.
Трудовое воспитание дошкольниковРебенок с детства - в семье, детском саду, на улице – всюду ребенок так или иначе соприкасается с трудом взрослых, видит его и пользуется его результатами....
Проект «Бумажная история», как средство формирования уважения к труду взрослых
Бумага — доступный для ребенка, универсальный материал. Дети активно работают с бумагой: рисуют, занимаются аппликацией, конструируют из нее сталкиваются с бумагой в разных ситуациях, но, несмот...
Доклад на тему "Воспитание уважения к труду взрослых у детей среднего дошкольного возраста".
Достижение желаемого результата в работе с детьми по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию уважительного отношения к труду невозможно без участия родителей. Мы предложили родителям провести...