Проект «Бумажная история», как средство формирования уважения к труду взрослых
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Бумага — доступный для ребенка, универсальный материал. Дети активно работают с бумагой: рисуют, занимаются аппликацией, конструируют из нее сталкиваются с бумагой в разных ситуациях, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах, видах, истории возникновения, процессе изготовления. Поэтому и возникла необходимость в создании проекта «Бумажная история». Проект позволил не только закрепить на практике теоретические знания о бумаге, но и помог детям проявить свою творческую активность, испытать ощущение эмоционального удовольствия и самореализации.
С чего начался наш «Бумажный проект»? Однажды дети в группе обсуждали одну из серий мультфильма «Фиксики», в которой говорится о том, как делается бумага. Дети удивились, узнав, что бумагу делают из дерева, ведь дерево твердое, а бумага мягкая. Ребята обратились к воспитателям группы с вопросами: Откуда берется бумага? Почему бумага рвется? Почему бумага промокает? Кто придумал бумагу? Постепенно мы пришли к тому, что решили узнать о том, откуда берется бумага и какая она бывает.
Наш проект рассчитан на детей подготовительной к школе группы, проходил проект в течение месяца.
Целью проекта стало формирование представлений детей о бумаге, ее видах, свойствах и процессе изготовления. В задачи проекта входило познакомить детей с историей возникновения бумаги , с предшественниками бумаги (камень и глина, дерево и кость, папирус и пергамент заменяли бумагу для письма в разные эпохи). Дать представление о процессе переработки сырья в бумагу в разные времена: в прошлом делали бумагу вручную, современная выработка бумаги происходит с помощью машин. Формировать представления детей о «службе бумаги и её профессиях»: бумага «работает» в космосе, в медицине, в школе, на заводах, фабриках, на кухне и в квартире, в магазинах, на электростанциях, в транспорте, на стройке, в армии, в музеях. Предоставить детям возможность самостоятельно добывать знания о предмете исследования и привлекать близких, затем проверять их на опытах с бумагой и картоном. Уметь применять полученные знания в продуктивной деятельности: плоскостной и объёмной аппликации, художественном конструировании и оригами, используя все свойства исследуемого материала. Воспитывать у детей бережное отношение к бумаге и желание экономить её. Ну и конечно работа в проекте предполагает пополнение и активизацию словаря детей такими понятиями как: макулатура, целлюлоза, пергамент, шелковица, ролл, папирус, береста, сырье, филигрань, черпальщик, прессовщик, бумагоделательная машина.
Нужно было показать детям, как тяжело и кропотливо бумагоделательное производство, как много усилий необходимо для того чтобы произвести один листок бумаги, сколько природных богатств (леса) уходит на изготовление разных видов бумаги, эти знания должны воспитать в ребенке бережное и рачительное отношение к бумаге и изделиям из неё.
Подготовительный этап предусматривал подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игр, иллюстраций, презентаций и видеоматериалов по теме проекта; подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности; материалы и оборудование для изготовления альбома «Виды бумаги», оборудование для проведения экспериментальной деятельности; подготовка справочно – информационного материала для педагогов и родителей.
Мы провели цикл бесед о происхождении, составе, видах бумаги, ее производстве, изделиях из бумаги, истории возникновения бумаги, откуда она впервые пришла, о дереве как – источнике бумаги, чем пользовались люди, когда не было бумаги? Что будет, если закончится лес, который используют для изготовления бумаги? Все эти актуальные вопросы мы прорабатывали с детьми в ходе проекта.
Читали стихи о бумаге: «Лист бумаги» С. Михалков, «Смешной цветок» Агния Барто, «Под рукой оживают цветы» В. Н. Напреенко, «Простой листок бумаги» Н. Колесова, «Бумажный кораблик по имени "Книга" А. Сметанин
Читали Сказки: «Сказка о бумажной фее» З. Литвинова, «Сказка о бумажном маге» Ю.Марковцев, «Сказка о бумажной балерине» Д. Новак, «Сказка о чистом листе бумаги» Е. Сосна, рассказ Б.Жидкова «Откуда пришла бумага?»
Проведено большое количество игр, словесных: «Что бывает из бумаги», «Бывает – не бывает», «Скажи наоборот», «Бумажная, бумажный, бумажные»; дидактических: «Определи на ощупь», «Найди нужный вид бумаги», «Из какой бумаги сделано?», Сюжетно – ролевая игра: «Магазин бумажных изделий».
Большой блок нашего проекта был посвящен опытно-исследовательской деятельности с бумагой, которая позволила ребятам сделать соответствующие выводы о многочисленных свойствах бумаги. Были проведены опыты «Сравнение бумаги», «Разрывание бумаги», «Вода и бумага», «Шуршащая или поющая бумага», «Склеивание бумаги»
«Летающая бумага», «Прочность бумаги» .
Особый акцент в проекте делался на тему производства бумаги, сколько усилий и труда люди тратят на то, что бы появился белый листок бумаги. Насколько трудоемкий этот процесс, сложный и долгий. Ребята сами смогли прочувствовать это, когда приняли участие в эксперименте «Изготовление бумаги собственного производства». У нас открылся бумажный цех, дети стали технологами бумажного производства. Эксперимент произвел на ребят большое впечатление! Итак, сначала мы с ребятами мелко нарвали бумагу, сложили в емкость, залили водой и подождали пока вся бумага разбухнет, после этого размешали массу в блендере. Получившуюся кашицу мы разложили по тарелочкам, аккуратно расправили по поверхности и прижали. Необходимо было подождать пока масса высохнет. Вот такой замечательный бумажный образец получился у наших ребят
Этот процесс помог ребятам самим прочувствовать, как непросто делается бумага, насколько это трудоемкая и сложная работа.
Очень большую помощь в проекте нам оказали родители, которые вместе с детьми искали интересные факты об истории бумажного производства, изготавливали бумажные поделки для выставки.
Заключительным этапом нашего проекта стала презентация выставки бумажных изделий наших маленьких мастеров и родителей воспитанников.
Исследовательская работа в проекте позволила расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах и способах производства; развила навыки совместной исследовательской работы с взрослыми. Смею надеяться, что полученные в ходе реализации проекта знания окажут в дальнейшем большое влияние на формирование у детей навыков бережного отношения к бумаге и изделиям из бумаги, а самое главное воспитают понимание уважительного отношения к людям, которые создают бумагу- очень важный и необходимый для всех материал.
Литература.
- Энциклопедия « Вопросы и ответы». Москва. 1999г
- Алябьева Е.А. Нравственно - этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2004 год.
- Мулько И.Ф. МП Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. — М.: ТП Сфера, 2004
- Дыбииа О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. — М.: ТЦ Сфера, 2004
- Мулько И.Ф. МП Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. — М.: ТП Сфера, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад к родительскому собранию во 2 младшей группе "Роль художественной литературы в воспитании уважения к труду взрослых
Воспитание в детях уважения к человеку труда во многом определяет идейную направленность формирования личности строителя будущего. И главный компонент э...
Прививаем детям уважение к труду взрослых!
Прививаем детям уважение к труду взрослых!На днях прошла игра на тему: ...
"Игра как средство формирования представлений о труде взрослых"
Выявить уровень сформированности представлений о труде взрослых у детей среднего дошкольного возраста....
Перспективный план по самообслуживанию, общественно – полезному труду, труду в природе, воспитанию уважения к труду взрослых. Подготовительная группа
Перспективный план по самообслуживанию, общественно – полезному труду, труду в природе, воспитанию уважения к труду взрослых в подготовительной к школе группе...
Трудовое воспитание дошкольников. Самообслуживание. Труд в природе. Общественно - -полезный труд. Уважение к труду взрослых. Задачи для разных возрастных групп.
Трудовое воспитание дошкольниковРебенок с детства - в семье, детском саду, на улице – всюду ребенок так или иначе соприкасается с трудом взрослых, видит его и пользуется его результатами....
Досуговая деятельность в детском саду как средство формирования представлений о труде взрослых
Cегодня воспитателю очень хлопотно организовывать трудовую деятельность детей, задача трудового воспитания не является приоритетной. Но, поскольку трудовая деятельность является основой социально-комм...
Информационно – просветительский проект: для детей 5-7 лет «Воспитание уважения к труду взрослых, под средством знакомства с профессиями своих родителей»
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сф...