Проект «Бумажная история», как средство формирования уважения к труду взрослых
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Бумага — доступный для ребенка, универсальный материал. Дети активно работают с бумагой: рисуют, занимаются аппликацией, конструируют из нее сталкиваются с бумагой в разных ситуациях, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах, видах, истории возникновения, процессе изготовления. Поэтому и возникла необходимость в создании  проекта «Бумажная история». Проект позволил не только закрепить на практике теоретические знания о бумаге, но и помог детям проявить свою творческую активность, испытать ощущение эмоционального удовольствия и самореализации.

С чего начался наш «Бумажный проект»?  Однажды дети в группе обсуждали одну из серий мультфильма «Фиксики», в которой говорится о том, как делается бумага. Дети удивились,  узнав, что бумагу делают из дерева, ведь дерево твердое, а бумага мягкая. Ребята  обратились  к воспитателям группы с вопросами: Откуда берется бумага? Почему бумага рвется? Почему бумага промокает? Кто придумал бумагу? Постепенно мы  пришли к тому, что решили узнать о том, откуда берется бумага и  какая она бывает.

Наш проект рассчитан на детей подготовительной к школе группы, проходил проект в течение месяца.

Целью проекта стало формирование представлений детей о бумаге, ее видах, свойствах и процессе изготовления.  В задачи проекта входило познакомить детей с историей возникновения   бумаги        , с предшественниками бумаги (камень и глина, дерево и кость, папирус и пергамент заменяли бумагу для письма в разные эпохи). Дать представление о процессе переработки сырья в бумагу в разные времена: в прошлом делали бумагу вручную, современная выработка бумаги происходит с помощью машин. Формировать представления детей  о «службе бумаги и её профессиях»: бумага «работает» в космосе, в медицине, в школе, на заводах, фабриках, на кухне и в квартире, в магазинах, на электростанциях, в транспорте, на стройке, в армии, в музеях. Предоставить детям возможность самостоятельно добывать знания о предмете исследования и привлекать близких, затем проверять их на опытах с бумагой и картоном. Уметь применять полученные знания в продуктивной деятельности: плоскостной и объёмной аппликации, художественном конструировании и оригами, используя все свойства  исследуемого материала. Воспитывать у детей бережное отношение к бумаге и желание экономить её. Ну и конечно  работа в проекте предполагает пополнение и активизацию словаря детей такими понятиями как: макулатура, целлюлоза, пергамент, шелковица, ролл, папирус, береста, сырье, филигрань, черпальщик, прессовщик, бумагоделательная машина.

Нужно было  показать детям, как тяжело и кропотливо бумагоделательное производство, как много усилий необходимо для того чтобы произвести один листок бумаги, сколько природных богатств (леса) уходит на изготовление разных видов бумаги, эти  знания должны  воспитать  в ребенке бережное и рачительное отношение к бумаге и изделиям из неё.

Подготовительный этап предусматривал подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игр, иллюстраций, презентаций и видеоматериалов по теме проекта; подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности; материалы и оборудование для изготовления альбома «Виды бумаги», оборудование для проведения экспериментальной деятельности; подготовка справочно – информационного материала для педагогов и родителей.

Мы провели цикл бесед о происхождении, составе, видах бумаги, ее производстве, изделиях из бумаги, истории возникновения бумаги, откуда она впервые пришла, о дереве как  – источнике бумаги, чем пользовались люди, когда не было бумаги? Что будет, если закончится лес, который используют для изготовления бумаги? Все эти актуальные вопросы мы прорабатывали с детьми в ходе проекта.

Читали стихи о бумаге:  «Лист бумаги» С. Михалков, «Смешной цветок» Агния Барто, «Под рукой оживают цветы» В. Н. Напреенко, «Простой листок бумаги» Н. Колесова, «Бумажный кораблик по имени "Книга" А. Сметанин

 Читали Сказки: «Сказка о бумажной фее» З. Литвинова, «Сказка о бумажном маге» Ю.Марковцев, «Сказка о бумажной балерине» Д. Новак, «Сказка о чистом листе бумаги» Е. Сосна,  рассказ Б.Жидкова  «Откуда пришла бумага?»

Проведено большое количество игр, словесных: «Что бывает из бумаги», «Бывает – не бывает», «Скажи наоборот», «Бумажная, бумажный, бумажные»; дидактических: «Определи на ощупь», «Найди нужный вид бумаги», «Из какой бумаги сделано?», Сюжетно – ролевая игра: «Магазин бумажных изделий».

Большой блок нашего проекта был посвящен опытно-исследовательской деятельности с бумагой, которая позволила ребятам сделать соответствующие выводы о многочисленных свойствах бумаги. Были проведены опыты «Сравнение бумаги», «Разрывание бумаги», «Вода и бумага»,  «Шуршащая или поющая бумага», «Склеивание бумаги»

«Летающая бумага», «Прочность бумаги» .

 Особый акцент в проекте делался на тему производства бумаги, сколько усилий и труда люди тратят на то, что бы появился белый листок бумаги. Насколько трудоемкий этот процесс, сложный и долгий. Ребята сами смогли прочувствовать это, когда приняли участие в эксперименте  «Изготовление бумаги собственного производства». У нас открылся бумажный цех, дети стали технологами бумажного производства.   Эксперимент произвел на ребят большое впечатление! Итак, сначала мы с ребятами мелко нарвали бумагу, сложили в емкость, залили водой и подождали пока  вся бумага разбухнет, после этого размешали массу в блендере. Получившуюся кашицу мы разложили по тарелочкам, аккуратно расправили  по поверхности и  прижали. Необходимо было подождать пока масса высохнет. Вот такой замечательный бумажный образец получился у наших ребят

Этот процесс помог ребятам самим прочувствовать, как непросто делается бумага, насколько это трудоемкая и сложная работа.

 Очень большую помощь в проекте нам оказали родители, которые вместе с детьми искали интересные факты об истории бумажного производства, изготавливали бумажные поделки для выставки.

Заключительным  этапом нашего проекта стала презентация выставки бумажных изделий наших  маленьких мастеров и родителей воспитанников.

Исследовательская работа в проекте позволила расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах  и способах производства; развила навыки совместной исследовательской работы с взрослыми. Смею надеяться, что  полученные в ходе реализации проекта знания окажут в дальнейшем большое влияние на формирование у детей навыков бережного отношения к бумаге и изделиям из бумаги, а самое главное воспитают понимание уважительного отношения  к людям, которые создают бумагу- очень важный и необходимый для всех материал.

 

Литература.

  1. Энциклопедия « Вопросы и ответы». Москва. 1999г
  2. Алябьева Е.А. Нравственно - этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2004 год.
  3. Мулько И.Ф. МП Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. — М.: ТП Сфера, 2004
  4. Дыбииа О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. — М.: ТЦ Сфера, 2004
  5. Мулько И.Ф. МП Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. — М.: ТП Сфера, 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад к родительскому собранию во 2 младшей группе "Роль художественной литературы в воспитании уважения к труду взрослых

           Воспитание в детях уважения к человеку труда во многом определяет идейную направленность формирования личности строителя будущего. И главный компонент э...

Прививаем детям уважение к труду взрослых!

                                  Прививаем детям уважение к труду взрослых!На днях прошла игра на тему: ...

"Игра как средство формирования представлений о труде взрослых"

Выявить уровень сформированности представлений о труде взрослых у детей среднего дошкольного возраста....

Перспективный план по самообслуживанию, общественно – полезному труду, труду в природе, воспитанию уважения к труду взрослых. Подготовительная группа

Перспективный план по самообслуживанию, общественно – полезному труду, труду в природе, воспитанию уважения к труду взрослых в подготовительной к школе группе...

Трудовое воспитание дошкольников. Самообслуживание. Труд в природе. Общественно - -полезный труд. Уважение к труду взрослых. Задачи для разных возрастных групп.

Трудовое воспитание дошкольниковРебенок с детства  - в семье, детском саду, на улице – всюду ребенок так или иначе соприкасается с трудом взрослых, видит его и пользуется его результатами....

Досуговая деятельность в детском саду как средство формирования представлений о труде взрослых

Cегодня воспитателю очень хлопотно организовывать трудовую деятельность детей, задача трудового воспитания не является приоритетной. Но, поскольку трудовая деятельность является основой социально-комм...

Информационно – просветительский проект: для детей 5-7 лет «Воспитание уважения к труду взрослых, под средством знакомства с профессиями своих родителей»

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сф...