Доклад "Воспитание у дошкольников уважение к труду взрослых"
материал (младшая группа)

Давыдова Татьяна Петровна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                       

   

ДОКЛАД

«ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ УВАЖЕНИЕ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ И ДРУГ К ДРУГУ»

                                       Воспитатель первой квалификационной категории

                                                         Давыдова  Татьяна Петровна                                                                              

2021 год

Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд –

даже самый грубый – возвышается до творчества.

(Максим Горький.)

      Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.

 

     

      В  нашем детском саду проводится большая работа по формированию у детей первоначальных трудовых умений и навыков, нравственному воспитанию их в процессе трудовой деятельности. Мы  понимаем, что главная задача заключается в том, чтобы использовать все возможности и условия для совершенствования трудового воспитания маленьких детей. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей.

     В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно-бытовой труд, связанный с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание. Например, беседы о том, как трудятся няня, прачка, повысили аккуратность детей во время еды, при умывании. При этом нередко дети мотивируют свои поступки желанием облегчить труд няни. Это свидетельствует о проявлении внимания, уважения к труду не на словах, а на деле.

     Участвуя в трудовой деятельности по уходу за растениями, дети приобретают определенные знания об их жизни, овладевают навыками ухода, проявляют заботу, бережливость, аккуратность, умение преодолевать трудности. В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и, тем не менее, именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух-трех ребят участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит «Подойдемте со мной к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них глядеть! (Трогает землю в горшочке) Сухая земля (дети пальчиком тоже трогают землю), а ведь им нужна вода – они живые, без воды засохнут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку в руки леечку, в которой налито немного воды, поливают все растения.  Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают его действия, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. С возрастом детей меняются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность остается совместной. В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю – вы мне помогаете, вы мои помощники.

    Составная часть трудового воспитания в дошкольных учреждениях — ручной труд, который позволяет развивать у детей начала конструкторских умений и способностей, в большой мере способствует духовному развитию.

     Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддаётся обработке. Маленьким детям я предлагала бумагу для выполнения поделок способом сминания и разрывания.  

   

   Для детей до четырех лет характерен элементарный хозяйственно-бытовой труд — самообслуживание, связанное главным образом с удовлетворением своих личных потребностей. Дети должны овладеть такими действиями и операциями хозяйственно-бытовой деятельности, как: накрывание стола к обеду, завтраку или полднику, приготовление материалов к занятиям, поддержание порядка в помещении и на участке.

Воспитывать у детей умение и желание трудиться можно, с помощью организации трудовой деятельности:

1, Поручения

2, Совместная деятельность детей с педагогом.

3, Дежурство по столовой и занятиям.

Поручения– наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада

В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения, реже коллективные, маленьким подгруппам 2-3 человека. Так как научить одного-двух ребят гораздо легче, чем целую группу, при этом контроль за действиями каждого более удобен.

Дежурства – более сложная форма организации труда детей. Они требуют от ребёнка большей самостоятельности. Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью, это требует от детей знания последовательности необходимых действий.

   Объём задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приёмами труда в природе, хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда.

    Заслуживает внимания опыт  воспитателей  по воспитанию у ребят интереса к сельскохозяйственному труду и любви к природе. Любят трудиться в коллективе, они помогают сажать цветы на участке, пропалывать грядки. Как же бывает приятно им слышать похвалу в свой адрес: «Молодцы, ребята! Хорошие помощники растут!» Организуя коллективный труд, мы учим детей планировать работу, распределять обязанности, помогать друг другу, развиваем у них общественные навыки.

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад к родительскому собранию во 2 младшей группе "Роль художественной литературы в воспитании уважения к труду взрослых

           Воспитание в детях уважения к человеку труда во многом определяет идейную направленность формирования личности строителя будущего. И главный компонент э...

Прививаем детям уважение к труду взрослых!

                                  Прививаем детям уважение к труду взрослых!На днях прошла игра на тему: ...

ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ «ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ УВАЖЕНИЕ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ»

Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд –даже самый грубый – возвышается до творчества.(Максим Горький.) Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастаю...

Перспективный план по самообслуживанию, общественно – полезному труду, труду в природе, воспитанию уважения к труду взрослых. Подготовительная группа

Перспективный план по самообслуживанию, общественно – полезному труду, труду в природе, воспитанию уважения к труду взрослых в подготовительной к школе группе...

Трудовое воспитание дошкольников. Самообслуживание. Труд в природе. Общественно - -полезный труд. Уважение к труду взрослых. Задачи для разных возрастных групп.

Трудовое воспитание дошкольниковРебенок с детства  - в семье, детском саду, на улице – всюду ребенок так или иначе соприкасается с трудом взрослых, видит его и пользуется его результатами....

Информационно – просветительский проект: для детей 5-7 лет «Воспитание уважения к труду взрослых, под средством знакомства с профессиями своих родителей»

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сф...