Закаливание детей младшей группы с использованием художественного слова
материал
Закаливание — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами. Понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Ребенок нуждается в естественном гармоничном образе жизни. Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakalivanie.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Закаливание детей младшей группы с использованием художественного слова
Закаливание — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами. Понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Ребенок нуждается в естественном гармоничном образе жизни. Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является.
Основные принципы закаливания детей:
-проводить закаливающие процедуры систематически;
-увеличить время воздействия закаливающего фактора постепенно;
-учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры;
-избегать продолжительного действия как низких температур, так и перегревания;
-правильно подбирать одежду и обувь: они должны быть из натуральных тканей и материалов;
- сочетать закаливающие процедуры с физическими упражнениями и массажем.
Родители должны быть знакомы с этими принципами, так как закаливающие процедуры должны проводиться и дома. Этому вопросу надо уделить особое внимание, пригласить при необходимости врача детского сада. Его рекомендации могут родителям учесть особенности их ребенка при проведении закаливающих процедур дома.
В условиях дошкольного учреждения закаливающие процедуры входят в режим дня. Несколько форм закаливания и проводятся они комплексно в течении всего дня:
1. Закаливание воздухом:
- Утренний прием детей в детском саду на свежем воздухе.
- Воздушные ванны с упражнениями, при переодевании и во время утренней гимнастики.
- Облегченная одежда с учетом сезона.
- Воздушные ванны в спокойном состоянии.
- Солнечные ванны.
- Отдых в тени.
- Хождение босиком.
- Систематические прогулки на улице.
2. Закаливание водой:
- Умывание прохладной водой.
- Влажное обтирание.
3. Другие процедуры:
- Пальчиковая гимнастика.
- Хождение босиком.
- Хождение по ребристым и солевым дорожкам.
- Дыхательная гимнастика.
Обязательно ежедневно начинать утро с ласковых слов и нежных прикосновений родителей к ребенку, показать, как сильно вы его любите. Далее плавно переходим к утренней гимнастики и водным процедурам, обязательно все действия сопровождаем художественным словом (стихи, потешки), все обыгрываем и одновременно объясняем ребенку, почему это необходимо делать ежедневно. Помните, что от нас, взрослых зависит, будет ли ребенок делать это регулярно и делать с удовольствием.
В детском саду закаливание проводится двух видов:
Общее закаливание (ежедневный утренний прием детей на свежем воздухе, организация сквозного проветривания в отсутствие детей, мытье рук до локтей и умывание лица прохладной водой /постепенно до + 18 градусов, нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде при температуре, определенной СанПин, проведение занятий физическими упражнениями в спортивном зале в специальной одежде).
- Специальное (в детском саду проводится ступенчатое закаливание: в каждой возрастной группе свой вид закаливающих процедур. Подбор их проводится исходя из конкретных условий ДУ, в соответствии с сезоном года. Наиболее эффективным будет такой подбор процедур, при котором они равномерно распределены в режиме дня каждой возрастной группы и продолжают выполняться родителями в домашних условиях).
Воздушные ванны.
Считаются наиболее мягкой закаливающей процедурой. Местную воздушную ванну ребенок получает, находясь в обычной одежде, оставляя обнаженными руки и ноги, во время физкультурных и музыкальных занятий, утренней гимнастики, а общую воздушную ванну – при смене белья. Во время дневного и ночного сна. Воздушные ванны применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха. Вначале воздушные ванны продолжаются 3-4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно доводить до 30 минут, при температуре в пределах 18-23 градусов. Воздушные ванны целесообразно принимать не раньше, чем через 1,5 ч после еды, а заканчивать через 30 минут до еды. Воздушные ванны могут осуществляться как в покое, так и в движении.
Солнечные ванны.
Оказывают на организм детей общее укрепляющее действие, усиливает обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям.
В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином Д, что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду. Необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее. Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (можно покрыть ее панамой). Продолжительность 4 минуты с последующим увеличением до 20- 30 минут. Через 2-3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26 – 28 градусов. Самое благоприятное время для солнечных ванн – от 8 до 11 часов.
Водные процедуры.
Закаливание носоглотки и слизистой оболочки рта направлено на профилактику ангин с 2- 3 лет. Нужно приучать детей полоскать рот водой комнатной температуры. С4 – 5 лет – можно приучать детей полоскать горло.
Обтирание – наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно принимать не только здоровым, но и слабым детям. Смоченным концом полотенца или рукавицей обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды вначале 30 градусов, постепенно ее снижают до комнатной.
Прием детей летом я провожу на свежем воздухе (за исключением дождливой погоды).
«Следует, ребята знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться –
На зарядку становиться!»
После чего мы делаем гимнастику.
«По утрам зарядку делай,
Будешь сильным, будешь смелым!»
***
«Мы зарядкой заниматься
Начинаем по утрам
Пусть болезни не боятся
Пусть они не ходят к нам».
После гимнастики мы приходим в хорошо проветренное помещение и умываемся.
«Льется чистая водица
Мы умеем с вами мыться.
Моем шею, моем уши
Вытираемся по суше».
«Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы смеялся роток,
Чтобы кусался зубок».
После приема пищи подготовка к физкультурному занятию.
«Я хожу с осанкой гордой,
Прямо голову держу.
Мы проверили осанку и свели лопатки.
Носом глубоко дышите,
Спинки ровненько держите».
Обязательно провожу прогулку.
«На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!»
Очень полезно и детям это нравится перед дневным сном провожу контрастное обливание ног – стоп. По окончании ноги вытираем насухо.
«Лейся водичка от колена вниз
То теплом, то холодом
С болезнями борись!»
После сна дети принимают воздушные ванны, делаем гимнастику в постели.
«Тихо, тихо колокольчик позвени
Всех мальчишек и девчонок разбуди!
Все проснулись – потянулись
И друг другу улыбнулись!»
«Улетели сны в окошко, убежали по дорожке,
Ну, а мы с тобой проснулись и, проснувшись, улыбнулись.
Открывай один глазок, открывай другой глазок,
Будем мы с тобой сейчас делать «потягушки»,
В летнее время года мы много проводим время на свежем воздухе. На участке мы выложили массажную дорожку из камней, по ней дети с большим удовольствием ходят босиком. А также обливаемся водой из водяных пистолетов и брызгалок.
«Ходим, ходим по дорожкам
Лечим, лечим наши ножки».
Залогом успешного закаливания является также положительный настрой ребенка, за который ответственен взрослый. При регулярном систематическом закаливании, у организма вырабатывается иммунитет.
Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль.
Закаливание – это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации.
«Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить,
Научись его ценить!»
Список используемых источников
1 Иванова Т.М. Закаливание детей младшей группы с использованием художественного слова // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей раннего возраста через использование художественного слова
Статья-отчет о проведенной работе по приобщению детей раннего возраста к художественному слову....
Конспект прогулки в средней группе с использованием художественного слова "В гости к деду Природоведу".
Расширять и уточнять представления детей о сезонных изменениях вприроде, об изменениях в жизни птиц, насекомых, углублять знания о диких животных, о том, как они готовятся к зиме. Устанавливать причин...
Конспект проведения режимных моментов в первой младшей группе с использованием художественного слова
потешки в обучение детей кгн...
Циклограмма проведения прогулки в первой младшей группе с использованием художественного слова. Цикл "Весна"
Представлен материал по проведению наблюдений весной на прогулке в младшей группе детского сада. Цикл разработан на каждый день недели, с учетом трех весенних месяцев. В помощь воспитателю,...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по исследовательской деятельности в средней группе с использованием художественного слова и неоформленного материала в соответствии ФГОС
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо исследовательской деятельности в средней группе с использованием художественного слова и неоформленного материала в соответствии ФГОС...
Проект по познавательному развитию детей с ТНР с использованием художественного слова «Что за чудо огород, на окне у нас растет»
Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, открыть удивительное много...
Закаливание детей младшей группы с использованием художественного слова
Задача закаливания-приучить хрупкий растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде....