Проект по познавательному развитию детей с ТНР с использованием художественного слова «Что за чудо огород, на окне у нас растет»
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, открыть удивительное многообразие растительного мира, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.Данный проект направлен на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.Работая с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи, я обратила внимание на то, что у детей, как правило, слабая память, неустойчивое внимание, отсутствие умения рассуждать. Такие дети значительно медленнее усваивают материал, по своим познавательным способностям отстают от своих сверстников.Интегрированный подход, использование художественного словав данной работе с детьми даст ребенку возможность реализовать свои творческие способности, развить коммуникативные умения, познавательный интерес, активность. Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе, открывает и объясняет жизнь общества, мир чувств и взаимоотношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dlya_detey_s_tnr.docx | 518.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Тарасова Татьяна Анатольевна, воспитатель
МБДОУ Д/с № 9 «Якутяночка» ГО «город Якутск»
Проект по познавательному развитию детей с ТНР с использованием художественного слова «Что за чудо огород, на окне у нас растет»
Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, открыть удивительное многообразие растительного мира, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.Данный проект направлен на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.Работая с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи, я обратила внимание на то, что у детей, как правило, слабая память, неустойчивое внимание, отсутствие умения рассуждать. Такие дети значительно медленнее усваивают материал, по своим познавательным способностям отстают от своих сверстников.Интегрированный подход, использование художественного словав данной работе с детьми даст ребенку возможность реализовать свои творческие способности, развить коммуникативные умения, познавательный интерес, активность. Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе, открывает и объясняет жизнь общества, мир чувств и взаимоотношений.
Тип проекта:групповой, исследовательский, творческий.
Вид проекта:педагогический.
Участники проекта:дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта:краткосрочный (1 месяц)
Цель: формирование у детей интереса к опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, с использованием художественной литературы для развития коммуникативных навыков, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
- расширять кругозор, через знакомство с историей появления овощей на нашем столе;
- формировать представления об условиях и особенностях выращивания культурных растений (огурцы, помидоры зелень, лук, редис), необходимых для их роста;
- учить вести дневник наблюдения за растениями;
- развивать познавательные и творческие способности;
- обогащать словарный запас за счет новых понятий, разнообразных атрибутов;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- развивать память, мышление, связную речь, мелкую моторику рук;
- формировать у детей умение ухаживать за растениями в комнатных условиях;
- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам;
- организовать взаимодействиес родителями воспитанников, в рамках совместной деятельности с детьми.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- приобретение новых знаний и представлений о посадке и выращивания культурных растений;
- с помощью опытно-экспериментальной деятельности дети получат необходимые условия для роста растений;
- с помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала;
- создание в группе огорода на подоконнике и необходимых условий для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними;
- создание дневника наблюдений для фиксации изменений происходящих с растениями;
- активное участие родителей в реализации проекта (помощь в создании экспериментальной среды в группе, организация фотовыставки «Мы огородники», конкурс «Волшебное превращение овощей»).
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
- подбор информационных материалов, плакатов, иллюстраций;
- подбор художественной литературы для совместного чтения с детьми по лексической теме «Огород. Овощи»;
- организация родительской встречи «Юные огородники»;
- создание практических условий для реализации проекта «Огород на подоконнике» (приобретение оборудования, почвы для посадки, семян, контейнеров);
- разработка игр, бесед, экологических мероприятий;
- составление перспективного плана (Приложение 1).
Основной этап.
На основном этапе проводятся запланированные мероприятия (Приложение 2) для реализации проекта:
- беседы, опыты, эксперименты;
- творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, драматизация сказок;
- чтение рассказов, сказок, заучивание пословиц, загадок, стихов;
- проводятся подвижные, дидактические и словесные игры;
- НОД по заданной теме;
- развлечения и досуги.
Заключительный этап.
Вначале весны на подоконниках детского сада появляется яркое разнообразие огородов. И наша группа не исключение!На грядках нашего чудесного огорода выращивался лук, редис, зелень и цветы. Дети наблюдали за ростом растений и способами ухаживания, что развивало наблюдательность, приучало всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая растения и ухаживая за ними, дети наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали цвет и форму листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития. Они не просто сеяли семена, выращивали рассаду и ухаживали за ней, но и придумывали различные сюжеты, добавляя персонажей, а также интересные названия к ним, связанные с любимыми сказками; познакомились и выучили поговорки, загадки, стихи об овощах; инсценировали и драматизировали сказки по заданной теме; проводили опыты, эксперименты.Результаты экспериментов фиксировали в рисунках, рассматривали иллюстрации, картинки. Кроме того, в рамках проекта проводились занятия, беседы, дидактические (словесные, и подвижные игры).
Родители оказали большую помощь и поддержку, приняли участия в оформлении огорода на окне; оказали помощь в приобретении семян, почвы для посадки, по просьбе педагогов посетили с детьми магазин по продаже семян, ботанический сад.
Вывод: Проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований. В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди» повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста; Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Таким образом, взаимодействия и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволил добиться высоких результатов в развитие детей.
Список литературы: Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» Издательство «Мозайка-Синтез» Москва 2018 Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» ТЦ«Сфера», Москва 2013.
Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
Казакова Т.Г.»Развивайте у дошкольников творчество» «Просвещение» Москва 1985
Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников» издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» ТЦ «Сфера» Москва 2007 Логинова В.И. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» «Просвещение» Москва 1990 Сомкова О.Н. «Коммуникация» Детство-Пресс Санкт Петербург 2013 Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт–Петербург. Детство–Пресс 2008г. Ушакова О.Д. «Загадки и пословицы о природе и погоде» Издательский дом «Литера» Санкт-Петербург 2010
Перспективное планирование
Дата | Участники проекта | |
Дети | Родители | |
Понедельник | Беседа «Овощи и фрукты – полезные продукты» Цели: расширить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании;• воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Чтение О. Емельянова «Что растет на огороде» Цель: развивать слуховое восприятие, речь, память Дид/и: «Найди по описанию» Цель: учить находить предмет по его характерным признакам, развивать внимание, речь; Фото - выставка «Мы огородники» Цель: формирование познавательных умений, воспитывать интерес к природным объектам, желание помогать, выращивать; | Подготовить и принести для фото-выставки «Мы огородники» фотографии соответствующие теме |
Вторник | Презентация слайдов: «В мире растений» Цель: вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о овощах. - НОД Рисование: Тема: «Витамины – наши лучшие друзья» Цель: упражнять в рисовании цветными карандашами передавая форму и внешний вид овощей, закреплять знание овощных культур и их пользу. - Чтение х/л: Н. Носов «Огородники» Цель: учить слушать, понимать содержание, отвечать на вопросы | |
Среда | НОД Развитие речи. Тема: «Заучивание стих-я Ю.Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла» Цель: учить запоминать и воспроизводить стих-е; развивать память, речь Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Цель: развивать умение взаимодействовать; расширять и активизировать словарный запас; | Повторить с детьми стихотворение Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла» |
Четверг | - Заучивание поговорок про лук Цель: учить понимать смысл пословиц и поговорок; развивать речь, память; - НОД Рисование: Тема: «Лук» Цель: упражнять в рисовании красками, передавая форму лука, закреплять пользу. - Экспериментальная деятельность: Цель: показать развитие луковиц на разных этапах роста, формировать желание наблюдать за изменениями прорастания, в зависимости от условий П/и: «Овощи» Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду; развивать внимание, быстроту реакции. | Подготовить и принести по одной луковице для экспериментальной деятельности |
Пятница | -Исследовательская деятельность рассматривание овощных и цветочных семян через лупу. Цель: дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. - Дидактическая игра: «Угадай овощ по загадке» Цель: закреплять умение различать овощи, называть их быстро, находить нужный овощ среди других. - НОД Лепка. Тема:«Что растет на грядках». Цель: учить передавать характерные особенности овощей, используя знакомые приемы; развивать мелкую моторику, творческие способности. - Практическая деятельность: посадка лука, петрушки, укропа, редиса, цветов: «Бархатцы», «Петунии» Цель: Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры; закрепить знания об условиях роста растений, способах посадки - Оформление дневника наблюдений. Цель: учить фиксировать наблюдение за ростом растений. | Подготовить и принести лупы для исследовательской деятельности |
Понедельник | - Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски» Цель: развитие мелкой моторики, координация пальцев, речи, памяти - Дид/и: «Во саду ли во городе» Цель: упражнять в классификации растения по определенным признакам; - НОД Познание. Тема: Опытно-исследовательская деятельность: «С водой и без воды» Цель: создать условия для выделения факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений (вода, свет, тепло); учить находить причинно-следственные связи, делать выводы -Трудовая деятельность: «Раз, два, три, четыре, пять – в огород пошли гулять» Цель: учить ухаживать за растениями, воспитывать аккуратность | |
Вторник | Заучивание скороговорки «В огороде репка» Цель: учить чисто и быстро проговаривать слова, развивать память, речь - Сл/и: «Клубок» Цель: закреплять названия овощей, развивать память, речь - НОД ФЭМП. ТЕМА: «Овощи» Цель: совершенствовать навыки счета, закреплять знание геометрических фигур в предметах ; развивать логическое мышление, речь, память; - Чтение х/л: В.Сутеев «Бабушкин огород» Цель: продолжать знакомить с произведениями В. Сутеева, воспитывать интерес к чтению сказок | |
Среда | - Сл/и: «Загадки с грядки» - НОД Развитие речи. Тема: «Заучивание стих-я Ю.Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла» Цель: учить запоминать и воспроизводить стих-е; развивать память, речь П/и: «Урожай» Цель: учить проговаривать слова, выполнять движения по тексту; действовать по сигналу; развивать речь, память; | Повторение стиховорения Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла» дома |
Четверг | Дид/и: «Волшебный мешочек» Цель: формирование умения узнавать на ощупь овощи и называть их - НОД Рисование. Тема: «Овощи на тарелочке» Цель: учить предавать характерные признаки овощей; развивать воображение, мелкую моторику рук - Чтение х/л: К.И.Чуковский «Огород» - учить слушать, понимать содержание, отвечать на вопросы; воспитывать интерес к книгам | |
Пятница | - НОД Аппликация. Тема:«Овощи в корзинке» Цель: закреплять представления об овощах; упражнять вырезать определенные формы и аккуратно наклеивать; - П/и: «Вершки и корешки» Цель: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память - Инсценировка стих-я Ю.Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла Цель: раскрытие и развитие потенциальных способностей через их приобщение к сказки; | Изготовление шапочек-ободков «Овощи» для инсценировки стихотворения Ю.Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла» |
Понедельник | - Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» Цель: развитие мелкой моторики, координация пальцев, речи, памяти - НОД Познание. Тема: «Что можно приготовить из овощей» Цель: закрепить знания об овощах, о способах их приготовления; развивать интерес к работе повара; привлекать детей к трудовой деятельности -Трудовая деятельность: «Раз, два, три, четыре, пять – в огород пошли гулять» Цель: учить ухаживать за растениями, полив, рыхление, наблюдение, заполнения дневника наблюдения; - Чтение х/л: Н. Носов «Огурцы» Цель: учить слушать, понимать содержание, отвечать на вопросы | |
Вторник | - Дид/и: «Отгадай по вкусу» Цель: упражнять в определении вкуса овощей; активизировать речь НОД Рисование. Тема: «Овощи на столе» Цель: учить рисовать с натуры, формирование навыков изображения овальной формы; развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук - Игра –хоровод «Веселый огород» Цель: вовлечь в игровой сюжет, учить выражать эмоции, развивать память, речь | Приготовить и принести овощи (морковь, помидор, капусту и т д.) для игры «Отгадай по вкусу» |
Среда | - НОД Развитие речи. Тема: Составление описательного рассказа на тему «Овощи» Цель: учить составлять описательный рассказ с помощью плана-схемы; развивать связную речь память, П/и: «Зайцы в огороде» Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве, развивать ловкость, быстроту внимания - Творческая деятельность. Создание альбома на тему: «Полезные продукты» Цель: формировать представления детей о правильном питании; | Нарисовать дома с детьми рисунки, подобрать картинки для альбома «Полезные продукты» |
Четверг | - НОД Рисование. Тема: «Полезные овощи» Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками; развивать воображение, мелкую моторику рук, творческие способности. П/и: «Картошка» Цель:учить детей ловить и передавать мяч друг другу; -Досуг: просмотр мультфильма «Чиполлино» Цель: расширять кругозор детей о советских и российских мультфильмах; развивать слуховое внимание, умение понимать содержание, связно отвечать на вопросы; | Прочитать сказку Дж.Родари «Чиполлино» и рассмотреть иллюстрации к ней |
Пятница | - НОД Лепка. Коллективная работа Тема:«Овощи в корзинке» Цель: изготовление картины в технике пластилинография; закреплять приёмы отщипывания и раскрашивания пластилином; -Трудовая деятельность: «Раз, два, три, четыре, пять – в огород пошли гулять» Цель: учить ухаживать за растениями, полив, рыхление, наблюдение, заполнения дневника наблюдения; - Драматизация сказки «Пых» Цель: раскрытие и развитие потенциальных способностей через их приобщение к сказки; | Приготовить и принести костюмы, атрибуты для героев сказки «Пых» |
Понедельник | - Пальчиковая игра «Варим суп» Цель: развивать мелкую моторику, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом; - НОД Познание. Опытно-экспериментальная деятельность: «Природные красители» Цель: доказать, что во всех овощах есть сок, он имеет цвет; находить причинно-следственные связи, делать выводы - Чтение х/л: Н. Носов «Огурцы» Цель: учить слушать, понимать содержание, отвечать на вопросы Детско-родительский конкурс: «Волшебное превращение овощей» Цель: способствовать развитию коммуникативных умений , гармонизации детско-родительских отношений; | Приготовить и принести овощ для участия в конкурсе «Волшебное превращение овощей» |
Вторник | НОД Рисование. Тема: «Чиполлино и его друзья» Цель: приобретение навыка рисования по памяти героев сказки; развивать воображение, фантазию, мелкую моторику рук Д/и: «Овощная ярмарка» Цель: развивать умение точно описывать внешний вид(цвет, форму), место произрастания, хранения, приготовления; развивать речь, память, внимание; | Заучивание с детьми загадок об овощах |
Среда | -- НОД Развитие речи. Тема: «Чудо-огород» Цель: предложить сочинить сказку по образцу русских народных сказок, формировать умение передавать события во временной последовательности; развивать фантазию, воображение, речь Сл/и: «Загадаю вам загадку» Цель: развивать память, мышление, слух, речь; | Повторить с детьми дома поговорки, скороговорки, пословицы и загадки |
Четверг | - НОД Рисование. Тема: «Овощи на грядке» Цель: учить передавать в рисунке форму, цвет, характерные особенности овощей; развивать воображение, мелкую моторику рук Чтение Г.Юдина «Сказка о том, как овощи воевали» Цель: учить слушать, понимать содержание, развивать речь в процессе диалога персонажей П/и: «Сеял дедушка горох» Цель: учить проговаривать слова, выполнять движения по тексту, действовать по сигналу | |
Пятница | Д/и: «Что сначала, что потом?» Цель: учить составлять рассказ, развивать логическое мышление, связную речь - НОД Аппликация. Тема:«Овощи» Цель: продолжать осваивать технику обрывной аппликации; развивать интерес к творчесту. - Развлечение «Веселый огород» Цель: закреплять названия овощей, их отличительные особенности, пользу, создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевой и двигательной активности | Изготовить и принести медальоны с изображением овощей для развлечения «Мой веселый огород» |
Приложение 1
Основные мероприятия проекта
«Что за чудо огород, на окне у нас растет» | «Волшебное превращение овощей» |
За огородом наблюдали в дневнике все отмечали | Расти редис, расти укроп, петрушка и лучок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей раннего возраста через использование художественного слова
Статья-отчет о проведенной работе по приобщению детей раннего возраста к художественному слову....
Проект "Что за чудо-огород на окне у нас растет"
В данном проекте описывается план проведения опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.Работа содержит три этапа проведения: подготовительны...
Детско - взрослый проект "Чудо огород на окне у нас растет"
Детско - взрослый проект "Чудо огород на окне у нас растет"Тип проекта: информационно- творческий; групповойПродолжительность проекта: краткосрочный (4 недели)Участники проекта: дети группы ...
Групповой экологический проект по познавательному развитию детей второй младшей группы «Огород на подоконнике»
Групповой экологический проект по познавательному развитию детей второй младшей группы «Огород на подоконнике»...
Закаливание детей младшей группы с использованием художественного слова
Закаливание — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического до...
Познавательно-исследовательский проект «Что за чудо-огород, на окне у нас растет» (с использованием алгоритмов и мнемотехники)
Актуальность. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, е...
Закаливание детей младшей группы с использованием художественного слова
Задача закаливания-приучить хрупкий растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде....