«Единство требований педагогов и родителей в привитии культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
статья

Резникова Альбина Альбертовна

КГН – важная составная часть культуры поведения. Необходимо быть опрятным, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

 

Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь. Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (прием пищи, умывание и мытье рук, пользование горшком и т. п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания.

КГН – важная составная часть культуры поведения. Необходимо быть опрятным, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно – гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, небольшая расческа с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щетка, носовые платки, мочалка для тела.       Задачу по сохранению и укреплению здоровья детей нельзя решить, не привлекая усилия семьи, которая играет решающую роль в формировании личности ребенка. В вопросах санитарного просвещения и гигиенического воспитания большую роль играют средства массовой пропаганды: радио, телевидение, статьи в газетах и журналах, научно-популярные издания, санитарно-просветительные брошюры и памятки. Тем не мене необходимо учитывать, что широкое распространение средств массовой информации способствует повышению санитарно-гигиенических знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей. Поэтому задача санитарного просвещения — не только давать теоретические знания, но и учить практическому овладению гигиеническими навыками. Особенно это важно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, так как для сохранения их здоровья громадное значение имеют условия, в которых они живут и воспитываются.При поступлении ребенка в дошкольное учреждение проводится инструктаж родителей врачом или медицинской сестрой в присутствии воспитателя группы, в которую зачисляется ребенок. На инструктаже родителей знакомят с правилами ухода за ребенком, мерами предупреждения у него инфекционных заболеваний, гигиеническими основами детского питания, закаливания, указывают на необходимость соблюдения и дома режима дня, установленного в дошкольном учреждении, закрепления в семье гигиенических навыков, прививаемых ребенку в яслях или саду. Для родителей проводят лекции, беседы, выпускают санитарные стенные газеты или бюллетени, вешают доски вопросов и ответов и т. д. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко и ненавязчиво. При этом важно учитывать возрастную особенность детей третьего года жизни – стремление к самостоятельности.

На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий.

Повторяясь многократно в различных режимных процессах, такие действия, как самостоятельное одевание, причесывание, умывание и так далее, доставляют ребенку радость. Дети осваивают, что, как и в какой последовательности надо делать.

Для более легкого овладения определенными культурно-гигиеническими навыками, действия членят на несколько операций.

Например, при умывании ребенок сначала засучивает рукава, затем намыливает руки, тщательно ополаскивает их, не разбрызгивая воду, и насухо вытирает. Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании ребенка до того, как он приступит к их практическому осуществлению. Поэтому в начале следует показать необходимое действие, а затем уже упражнять в них детей. Надо помнить ещё одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно повторять. Иными словами, малыш превращает эти действия в игр. Важно, включится в игру, и направлять действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять.

На начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой.

Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже когда малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, оставлять ребенка без присмотра нельзя.

Приступая к гигиенической процедуре, надо заранее продумать все действия, подготовить смену белья, полотенце, мыло, полотенце, проверить температуру воды.

Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

Ø Разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз) ребенка

Ø Поставьте к раковине стульчик детский, с помощью которой он сможет достать кран

Ø Положите в ванной коврик (решетку, чтобы ребенок не поскользнулся).

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подбирать под возраст ребенка, размер мыла должно помещаться в руку ребенка.Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. С года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой- либо красочный ориентир (рисунок, вышивка).

Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время остается. Поэтому надо умело направлять усилия детей на более целеустремленные действия.

Ребенок трех лет способен соблюдать правила гигиены, пользоваться горшком, мыть и вытирать руки, общаться со взрослыми, устанавливать контакт со сверстниками, следовать простым полученным инструкциям. Ребенок может одеваться полностью или частично.

Как правило, трехлетние дети знакомы с режимом, предложенным им родителями. Приучая детей к режиму, следует предупреждать их, чем они будут заниматься. Для обозначения того или иного режимного момента можно выбрать музыку (песенки из мультфильмов, детских фильмов) или обозначать действия стихами, потешками:

Моем руки дружно,

Нам обедать нужно,

С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

***

Вот сейчас, вот сейчас

Наступает тихий час.

Надо тихо лежать,

Никому не мешать.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

 

Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример, сами всегда их соблюдали. Поэтому просто необходимо, чтоб правила и требования в детском саду не отличались от правил и требований дома.Овладение культурой еды нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно.Родителям были даны советы по сервировке детского стола. Известно, что дети не всегда охотно кушают, а красиво оформленные блюда могут стать для родителей палочкой-выручалочкой, чьи дети небольшие охотники для серьезной еды.Многие мамы знают, как тяжело накормить малыша, и если вы ломаете голову, как накормить маленького упрямца, то давайте попробуем решить проблему вместе. Маленькому ребенку тяжело самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы или молнию, вывернуть рукава. Обучая детей одеваться, я располагаю на видном месте алгоритм одевания, чтобы они могли контролировать свои действия.

 

 Все действия следует сопровождать оживлённым разговором, а также использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий, в процессе игр.Например в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: "Какие теперь ручки?" Ответить: "Сухие, чистые!"

 

 Я использую такие игровые ситуации, как «У куклы грязные руки», «Мыльные перчатки», «Помоем куклу Катю», «Вымой кукле руки», «Правильно моем руки, лицо» и другие.Мы часто с вами наблюдаем, что некоторые родители, положив ребенку платочек в карман, считают, что этого достаточно. Но зачастую ребенок даже не знает, как им пользоваться. Эти навыки я закрепляю у ребят посредством многократного повторения игровых ситуаций: «Расскажем, как пользоваться носовым платком», «Таня простудилась», «Мишка заболел» и другие.Мы провели с детьми занятие «Оденемся на прогулку» где для формирования опрятности у детей, умения следить за своим внешним видом, одевали куклу, и при этом проговаривали последовательность процесса одевания, что за чем следует надевать.Для закрепления полученных на занятиях знаний мы читали стихи.

Таким образом, взрослые создают условия для воспитания и развития детей в семье и в детском саду. Как это все донести до малыша? Ну конечно через игру, стихи, потешки, сказки. Ему трудно запомнить ваши слова и доводы, а стишок или потешку он обязательно запомнит и с удовольствием будет повторять.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kgn.docx462.01 КБ

Предварительный просмотр:

"Учусь одеваться"

У меня полно работы

Утром спозаранку:

Надо мне надеть колготки, но не наизнанку.

Одеваюсь я без мамы,

Тёти или дяди,

На штанах моих карманы

Спереди и сзади.

Только кто же разберёт,

Где тут зад, а где перёд?

Как надеть штаны - не знаю

И сижу себе гадаю.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0f72/000a0e09-4fbc4e90/hello_html_7bc5d9d8.jpg

Памятка для родителей

  • Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности  ребенка.
  • Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
  • Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, что и в каком порядке делать.
  • Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
  • Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
  • Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
  • В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
  • Старайтесь использовать игровую ситуацию.
  • Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя. 

Формирование

культурно-

гигиенических

навыков детей

дошкольного возраста

C:\Users\Альбина\Desktop\ГИГИЕНА\фото\IMG-20200207-WA0001.jpg

                 Подготовила воспитатель:

                          Резникова А.А.

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида № 8 «Буратино» муниципального образования город-курорт Геленджик

2020

Культурно-гигиенические навыки - это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Успешное овладение культурно-гигиеническими навыками является неотъемлемой частью формирования общей культуры человека. Знакомство с гигиеной и культурой поведения начинается в семье с первых дней жизни ребёнка. Работу в этом направлении ведут и в детском саду. Особенно важна она в группах раннего возраста, на третьем году жизни малышей.

В детском саду гигиеническое обучения проводится как индивидуально с каждым ребенком, так и коллективно, со всей группой в целом. Специальных занятий не планируется, но гигиеническое воспитание постоянно осуществляется в повседневной жизни детского сада.

C:\Users\Альбина\Desktop\20200220_160428.jpg

Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример, сами всегда их соблюдали. Поэтому просто необходимо, чтоб правила и требования в детском саду не отличались от правил и требований дома:

Ребёнок за столом.

ПрПриучать детей правильно сидеть за столом, аккуратно есть, тщательно и бесшумно пережевывать пищу; уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой; учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, суп, салат, запеканка). 

   Учим умываться.

Приступая к гигиенической процедуре, проговаривать с детьми весь процесс: Завернуть рукава одежды. Поднести руки под струю воды, намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга. Смыть мыло под струёй воды. Снять полотенце. Насухо вытереть лицо и руки (называют части тела и лица, которые вытирают), аккуратно повесить полотенце в свою ячейку. Предложить посмотреть в зеркало. «Вот какой ты чистый стал и красивый! »

 

Основные правила одевания и раздевания.

Научить детей самостоятельно снимать одежду, обувь; расстёгивать и застёгивать пуговицы спереди; знать порядок раздевания и аккуратно складывать снятую одежду; самостоятельно надевать на себя одежду и обувь в нужном порядке. Учим пользоваться носовым платком.

 Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры. Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению. Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки и т. д. Самостоятельно доставать платок из кармана и вытирать самому нос (в случае необходимости обращаться за помощью). Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман. Обращать внимание на чистоту носового платка! Правила поведения в туалете.

Прививать элементарные культурно-гигиенические навыки. Пользоваться туалетом (умение проситься в туалет).

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1491599/1eb9eae6-768d-4910-a5cf-2655a704550f/s1200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания во 2 мл.группе «Привитие и воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».

Конспект родительского собрания во 2 младшей группе Тема: «Привитие и воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».Цель собрания:-Формирование у детей...

Авторская программа "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста" (3–4 года) по ФГОС -воспитателя II младшей группы Мишиной Т.А.. ________________________________________

Пояснительная запискаКультурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не тольк...

Конспект родительского собрания «Привитие и воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».

laquo;Привитие и воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ С СОПРОВОДИТЕЛЬНЫМ ТЕКСТОМ. Родительское собрание во II младшей группе «Привитие и воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Сопроводительный текст к презентации На сегодняшнем родительском собрании мы с вами поговорим о формировании культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраст...

Памятка для родителей «Привитие и воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя...

План по самообразованию Тема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр»

План по самообразованиюТема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр» Актуальность: Д...