Здоровьесберегающий проект по формированию культурно-гигиенических навыков на тему: «Чистота-залог здоровья»
проект (средняя группа)
Участники проекта: воспитатель, дети, родители средней группы общеразвивающей направленности №4 «Одуванчик»
Срок реализации проекта: 2-3 недели апреля 2017 года (10.04-23.04)
Автор проекта: воспитатель первой квалификационной категории Малярова А.В.
Актуальность и постановка проблемы: Дошкольное учреждение должно сформировать у детей основы по сохранению и укреплению здоровья. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья.
Проанализировав результаты педагогической диагностики по физическому развитию детей нашей группы, а также, исходя из постоянных наблюдений за детьми, воспитатель пришел к выводу, что не все дети имеют представления о необходимости соблюдать правила личной гигиены. А те дети, которые в теории знают правила соблюдения культурно-гигиенических норм, на практике забывают и не всегда их соблюдают. В связи с этими негативными явлениями воспитателем был сделан вывод о необходимости разработки и реализации данного проекта с привлечением родителей дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_formirovaniyu_kulturno-gigienicheskih_navykov.docx | 43.03 КБ |
prilozhenie.docx | 31.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6»
г. Назарово Красноярского края
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ТЕМУ: «ЧИСТОТА-ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ»
Участники проекта: воспитатель, дети, родители средней группы общеразвивающей направленности №4 «Одуванчик»
Срок реализации проекта: 2-3 недели апреля 2017 года (10.04-23.04)
Автор проекта: воспитатель первой квалификационной категории Малярова А.В.
2017 год
Содержание:
№ | страницы | |
1 | Введение | 3 |
2 | Актуальность проекта, постановка проблемы | 4 |
3 | Цели, задачи проекта | 4 |
4 | Ожидаемый результат (Какие конкретные результаты предполагается достичь в итоге? Что должно конкретно измениться в результате выполнения проекта? Практическая значимость результатов); продукты проекта; | 5 |
5 | Этапы реализации проекта; | 5 |
6 | План мероприятий с указанием сроков проведения, участников; | 6-8 |
7 | Ресурсы; | 8 |
8 | Риски и пути преодоления рисков; | 9 |
9 | Вывод | 9 |
10 | Литература | 10 |
Введение:
Деятельность каждого человека происходит в определенных условиях жизни и зависит от них. На здоровье человека влияют: чистота тела, одежда и жилище, полезное питание, сон, отдых, прогулки, проветривание помещения, занятия физической культурой, закаливание и психологический комфорт.
Средний дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья. С самого раннего детства мы формируем представление детей об образе жизни человека; о ритмичности жизнедеятельности, режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе и досуге, о психологическом комфорте; о зависимости здоровья от образа жизни.
Начинаем, казалось бы, с самого простого: воспитания культурно-гигиенических навыков. Воспитание навыков самообслуживания процесс довольно длительный. Формирование почти всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно. Приемы, используемые при обучении культурно-гигиеническим навыкам практически неизменны, так как обеспечивают механизм формирования любого навыка. Это показ с подробными объяснениями действий, подробное словесное объяснение, частичный показ указания, напоминания с указаниями действий, общее напоминание, проверка выполнения действий, оценка.
В дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Актуальность и постановка проблемы: Дошкольное учреждение должно сформировать у детей основы по сохранению и укреплению здоровья. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья.
Проанализировав результаты педагогической диагностики по физическому развитию детей нашей группы, а также, исходя из постоянных наблюдений за детьми, воспитатель пришел к выводу, что не все дети имеют представления о необходимости соблюдать правила личной гигиены. А те дети, которые в теории знают правила соблюдения культурно-гигиенических норм, на практике забывают и не всегда их соблюдают. В связи с этими негативными явлениями воспитателем был сделан вывод о необходимости разработки и реализации данного проекта с привлечением родителей дошкольников.
Цель:
- Формирование культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни
Задачи:
- Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания;
- Формировать привычку следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
- Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
- Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
- Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
- Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
Ожидаемый результат:
- У детей повысился уровень освоения культурно-гигиенических навыков;
- Родители приняли участие в совместных мероприятиях организуемых воспитателями, поделились личным опытом по организации соблюдения детьми культурно-гигиенических норм дома.
- Укрепились связи между детским садом и семьёй, родители соблюдают рекомендации по формированию у детей гигиенических навыков.
Практическая значимость проекта:
- Организована фотовыставка «Чистота-залог здоровья»
- Оформлен альбом с рисунками «Правила гигиены»
- Созданы исследовательские проекты: «Зачем нужно чистить зубы?», «Для чего необходимо мыть руки с мылом?»
- Оформлена выставка в мини-музее «Предметы личной гигиены»
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
Составление плана работы, разработка содержания проекта
2. Основной
Выполнение плана работы, совместная деятельность с детьми и родителями для решения поставленных задач
3. Заключительный
Подведение итогов работы над проектом, итоговое мероприятие.
План мероприятий проекта
Этап | Мероприятия | Сроки | Участники |
Подготовительный | Анкетирование родителей на тему: «Культурно-гигиенические навыки вашего ребенка» | 1 неделя апреля | Воспитатель Родители и дети |
Обсуждение цели и задач с детьми, родителями | |||
Подготовка необходимого материала для реализации проекта: изучение необходимой литературы, подборка художественных произведений, наглядных пособий, дидактических игр. | |||
Презентация проекта родителям, мотивируя их на совместную деятельность с детьми | |||
Основной | Совместная деятельность воспитателя и детей | 2-3 недели апреля | Воспитатель и дети |
Беседы: «Как я буду заботиться о своем здоровье» «Как нужно ухаживать за собой», «Правила гигиены», «Как Маша и Миша учились мыть руки», «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды», «Правила поведения за столом во время еды» | |||
Чтение художественной литературы: Чуковский К. И. «Айболит», «Мойдодыр», В. Бондаренко «Язык и уши», Г. Зайцев «Крепкие, крепкие зубы», «Дружи с водой», «Сказка про злую волшебницу, правительницу страны Нерях», «Сказка про больные зубы», «Сказка про ногти» | |||
Изобразительная деятельность: Рисование: « Наши помощники», «Рисуем Витаминку и Микроб» Лепка: « Зубная щетка и расческа», Творческая работа в технике пластилинографии «Микробы на руках» Аппликация: «Мочалочка для хрюши», «Украсим полотенце для Катюши»
| |||
Д/игры: «Чудесный мешочек», «Наши помощники», « Найди лишний предмет», «Умею-не умею», «Да-нет», «Что делает?» | |||
С/Р игры: «Дочки-матери», «Магазин», «Купаем малыша», «Детский сад», «Семья» | |||
Пальчиковые игры: «Моем руки», «Вытираем руки», «Зайка серый умывается» | |||
Самостоятельная деятельность детей | 2-3 недели апреля | Дети | |
Рассматривание иллюстраций «Правила поведения за столом», «Готовимся к обеду в детском саду», «Чистота-залог здоровья» | |||
Ежедневное выполнение гигиенических процедур | |||
Конструирование «Кукольный домик», «Наша ванная комната» | |||
Совместная деятельность с детьми и родителями | 2-3 недели апреля | Воспитатель, дети и родители | |
Оформление фото-выставки «Чистота – залог здоровья» | |||
Альбом с рисунками «Правила гигиены» | |||
Исследовательские проекты: «Зачем нужно чистить зубы?», «Для чего необходимо мыть руки с мылом?» | |||
Выставка в мини-музее «Предметы личной гигиены» | |||
Выставка рисунков «Здоровая улыбка» | |||
Наглядная информация в уголок для родителей | 2-3 недели апреля | Родители | |
Консультация «Как правильно привить ребенку культурно-гигиенические навыки» | |||
Памятка «Как научить ребенка чистить зубы играя» | |||
Консультация «Гигиенические требования к одежде ребенка» | |||
Заключительный | Газета «Предметы личной гигиены» | 3 неделя апреля | Воспитатель, дети и родители |
Развлечение «В гостях у Чистюли» | |||
Презентация проекта |
Ресурсы:
- Разработка плана проекта;
- Подбор методической и художественной литературы;
- Разработка сценария развлечения, дидактических игр и бесед;
- ИКТ
- Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии);
- Подготовка разного вида изобразительного материала для изобразительной деятельности и атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Риски:
- Малая активность родителей в участии совместных мероприятий в ходе реализации проекта
- Отсутствие интереса у детей темой проекта
Пути преодоления рисков:
- Провести с родителями беседу и попросить их принять активное участие в данных мероприятиях, так как только в тандеме «родители + педагоги» мы сможем получить положительный результат;
- Заинтересовать детей через разные виды деятельности, применяя различные средства, методы и приёмы.
Вывод:
«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Реализация проекта будет удачной, если дети будут заинтересованы темой и родители примут активное участие в совместной деятельности. В процессе повседневной работы с детьми мы продолжим стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для детей естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Литература:
1. «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края
2. Боицына Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. - М. – 20074
3. Бондаренко А.К. Дидактиеские игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.
4. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.:Просвещение,1991
Предварительный просмотр:
Приложение
Анкета «Культурно-гигиенические навыки вашего ребенка»
Понаблюдайте и оцените, как сформированы культурно-гигиенические навыки у вашего ребенка
Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________________
Охотно идет в ванну и сразу приступает к действию__________________________________________
Закатывает рукава_______________________________________________________________________
Правильно моет руки____________________________________________________________________
Смывает мыло и стряхивает воду аккуратно в раковину_______________________________________
Снимает полотенце с вешалки и после вытирания рук аккуратно вешает его на место______________
Вытирает тщательно тыльную сторону кисти и между пальцами________________________________
Осознает ли ребенок необходимость умывания? (подчеркните) (Ребенок действует по собственной инициативе, по указанию взрослого) _______________________________________________________
В какой руке держит ложку? ______________________________________________________________
Умеет ли пользоваться вилкой? ___________________________________________________________
Аккуратно ли ест (не крошит хлеб, не проливает пищу) _______________________________________
Сохраняет ли за столом правильную осанку? ________________________________________________
Как заканчивает еду (благодарит ли взрослых)?______________________________________________
Соблюдает ли ребенок последовательность одевания?_________________________________________
Необходима ли помощь взрослого при одевании? Когда?______________________________________
_______________________________________________________________________________________
Аккуратно ли одевается?_________________________________________________________________
Как складывает одежду?__________________________________________________________________
Перечислите индивидуальные предметы ребенка_____________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Конспект развлечения «В гостях у Чистюли»
1. Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни. Помочь детям вырасти крепкими и здоровыми, дать понять, что здоровье – главная ценность жизни человека.
2. Виды деятельности:
_-игровая деятельность
-двигательная деятельность
-коммуникативная деятельность
-познавательная деятельность
3. Предварительная работа совместно с родителями: изучение стихов, потешек, изготовление атрибутов, костюмов, украшение зала.
4. Материалы оборудования: «Паровозик», дерево с предметами гигиены (мыло, полотенце, мочалка, расческа, зеркальце, зубная щетка, носовой платок, шампунь, зубная паста, вода, шнуровка. (костюмы для сюжетно ролевых игр).
Ход:
5. Ведущая: (Воспитатель: ). Действие в музыкальном зале.
Дорогие ребята, сегодня у нас необычный день-день чистоты и здоровья.
Сегодня к нам пришло письмо. Давайте прочитаем его. (Воспитатель читает «Письмо ко всем детям по одному важному делу» Ю. Тувима)
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем -
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите - не беда!
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода.
И вам совет такой даю!
До свиданья! Чистюля!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще -
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
В гости к ним я не приду
-Ребята, как вы думаете, почему в письме написано «мойтесь чаще, мойтесь чище? », что это означает?
Каждый должен ухаживать за своим телом и взрослый, и ребенок.
А что может случиться, если не мыться, не мыть руки, не умываться?
6. Звучит музыка, появляется Чистюля
Чистюля - Здравствуйте, ребята!
Я рада повстречаться,
С вами милые друзья,
К гигиене приобщаться
Ведь, наверное, не зря,
Чистюлей звать меня.
- Я живу в стране чистоты и здоровья. Слово «здравствуй» похоже на слово «здоровье». Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Давайте и мы друг с другом поздороваемся.
Дети в своих группах перестраиваются парами. Далее двигаются парами по залу.
7. Коммуникативная игра «Здравствуй! »
Кого ни повстречаем, (идти в парах по группе)
Здоровья пожелаем.
Друг к другу повернемся,
Скажем: «Здравствуй», улыбнемся - говорят ребята (повернуться друг к другу и поздороваться правыми руками) .
Кого ни повстречаем,
Здоровья пожелаем.
Друг к другу повернемся,
Обнимемся и улыбнемся (обнять друг друга) .
Чистюля
Девочки и мальчики, сегодня я предлагаю вам отправиться в очень интересное путешествие! В мою страну «Чистюлию»! А поедем мы на нашем паровозике!
Ведущая:
Как весело, как весело!
Отправиться с друзьями.
В загадочное путешествие,
Пойдемте вместе с нами!
- Наш паровозик отправляется, садитесь поскорее все те, кто хочет отпра-виться с нами в путешествие. Чух - чух - чух!
Чистюля
Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят
Везут в страну «Чистюлию» компанию ребят.
Мы едим, едим, едим в далекие края,
Веселые ребятки и лучшие друзья.
– Вот мы и приехали к нашей первой остановки. Ребята, а как вы думаете какая же наша первая остановка?
- Наша первая остановка Гигиеническая.
8. Остановка «Гигиеническая»
Чистюля: - Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, что очень важно для нашего здоровья…
- Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я, кто я такая?
Руки с мылом надо мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
От простой воды и мыла
У микробов тают силы.
Чтоб микробам жизнь не дать,
Руки в рот не надо брать.
А вы, ребята, моете руки перед едой?
9. Ведущая, а сейчас предлагаю поиграть.
Пальчиковая гимнастика "Моем пальчики" .
Мыла мышка мылом лапки,
каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой,
сполоснув его водой.
Не забыла и указку,
смыв с него и грязь, и краску.
Средний мылила усердно,
самый грязный он, наверно.
Безымянный мыли пастой.
Кожа сразу стала красной.
И мизинчик долго мыли.
Очень он боялся мыла.
Чистюля: - Молодцы ребята! А теперь мы отправляемся дальше. Скорее проходим все в вагончики и занимаем свои места. Чух чух –чух!
- Вот мы и доехали к нашей следующей станции. Выходим все скорее из вагончиков и узнаем, как же называется наша следующая остановка. Что вы видите здесь ребята? И как можно назвать эту станцию?
Чистюля: - А вы молодцы ребята догадливые эта станция называется «Дерево чистоты».
10. Станция «Дерево чистоты»
Ведущая:
- Ребята, посмотрите, какое необычное дерево. Вы встречали такие деревья? А давайте посмотрим, что на нем растет?
- Зубные щетки, зубные пасты, расчески, мыло, полотенце, зеркало.
-Для чего нужно мыло? Для чего нужно полотенце? А расческа? А зеркало? А зачем нужны зубная щетка и зубная паста?
- Как вы думаете, ребята, сколько раз в день надо чистить зубы?
- А почему нужно чистить зубы?
Чистюля
- Ай да какие вы Молодцы ребята все то, вы знаете.
А теперь настало время отправляться. Проходим скорее все в свои вагончики. Чух- чух-чух! Выходим все из вагончиков.
11. Мы прибыли на станцию «Топ-хлоп»
Чистюля: - А сейчас поиграем в игру, которая называется «Топ-хлоп». Если вы хотите сказать «Да», то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то вы топаете. Говорить и кричать ничего не нужно. Будьте внимательны. Итак, начинаем.
а) ложкой кушают суп. (хлоп)
б) во время еды ставят локти на стол. (топ)
в) вилкой кушают кашу. (топ)
г) ложкой не стучат по тарелке (хлоп)
д) использованную салфетку кидают на пол (топ)
е) во время еды соседа не отвлекают (хлоп)
ж) во время еды разговаривают. (топ)
З) еду пережевывают с закрытым ртом (хлоп)
Ведущая:
- Весело мы с вами поиграли. Молодцы! А наш поезд отправляется дальше, проходим все в вагончики.
12. Станция: «Загадок»
Чистюля: А я знаю интересную игру. Это игра «чистюля». Для нее я принесла вам кое-что интересное, а что это – вы узнаете, отгадав загадки:
1.Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.
(расческа)
2.Гладкое, душистое, моет чисто.
Нужно, чтоб у каждого было.
Что это? (мыло)
3.Непоседа Акулина
Пошла гулять по спинке
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала.
(мочалка)
13. Игра-эстафета «чистюля». Дети делятся на две команды, перед ними на полу в обручах предметы (книги, фломастеры, ножницы, зубные щетки, мыльница, мыло, мочалка, расчески, полотенца и др.) Дети отбирают предметы, которые помогают быть чистыми и аккуратными.
Чистюля: - Какие вы молодцы ребята! А наш поезд отправляется дальше, проходим все в вагончики.
14. Эстафета «чистюли».
Материалы оборудования: Дерево с предметами: книга, мыло, игрушка, шампунь, зубная щётка, мяч, расчёска и т.д. Дети делятся на 2 команды. Задание: сорвать с дерева только предметы личной гигиены.
- Наше путешествие подошло к концу и вам пора ребята возвращаться в детский сад. Садимся скорее все в вагончики. Чух-чух-чух!
- И прежде чем расстаться, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, где побывали? Понравилось вам наше путешествие?
Чистюля: - Ну а теперь Вам пора ребята возвращаться в детский сад. До свидания! А напоследок я вам всем приготовила сладкие подарки. Дарит подарки (чупа чупсы).
Консультация для родителей «Как правильно привить ребенку культурно-гигиенические навыки»
Что же нужно знать нам, взрослым, о привитии ребенку культурно-гигиенических навыков? Дошкольный возраст – это лучший период для закрепления на всю жизнь привычки к чистоте и гигиене. Дошкольник может усвоить все гигиенические навыки, понять их важность, привыкнуть выполнять их правильно и быстро.
Если эти навыки не закрепить в раннем возрасте, то в дальнейшем будет много хлопот.
Многие дети к пяти годам уже умеют сами умываться и чистить зубы. Для выработки и закрепления этих навыков малышу необходимо помочь: научить закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, хорошо их ополаскивать, смывать мыло, вытираться только личным полотенцем. Нужно несколько раз показать ребенку, где постоянно должно висеть его полотенце и стоять зубная щетка. Но не стоит торопить ребенка, если вначале он на умывание и чистку зубов будет тратить много времени.
Самое главное для приобретения гигиенических навыков – это пример родителей. Если взрослые делают физические упражнения, а затем принимают душ, то ребенок будет делать так же. Дети должны привыкнуть к тому, что по вечерам ежедневно нужно умываться и чистить зубы. Ребенок должен уметь самостоятельно пользоваться носовым платком, который хранится у него в определенном месте. Но взрослые должны помнить, что нельзя ругать ребенка за утерянный носовой платок.
Действенным средством воспитания можно назвать правильно организованный режим занятия, игры, разнообразная самостоятельная деятельность, если педагог активизирует деятельность детей, их познавательные интересы, ненавязчиво, но целенаправленно помогает им строить правильные взаимоотношения друг с другом.
Даже у младших дошкольников в различных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений необходимо формировать навыки бережного обращения к игрушкам и вещам, находящимся не только дома, но и в общем пользовании в детском саду. Развивающее и воспитательное воздействие педагогов и родителей на малышей должны быть общим, постоянными и последовательными. Важен наглядный пример и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Ежесекундное общение с детьми должно строиться только на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие чувства – взаимоуважение и взаимопонимание, жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость.
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве все навыки, в том числе и культурно-гигиенические, приносят человеку большую пользу в течение всей его жизни.
Культурно-гигиенические навыки – значимая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви - это не только требования гигиены, но и нормы человеческих отношений. Дошкольники должны знать, что в соблюдении этих правил выявляется и уважение к окружающим, что каждому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряха, который не умеет следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе. Об этом должны помнить всегда и родители, и педагоги.
И культуру еды часто мы относим к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Культура потребления пищи и культура поведения за столом имеет еще и этическую сторону, потому что поведение за столом основано на уважении к сидящим рядом, и даже к тем, кто приготовил пищу.
С самого раннего возраста дети должны усваивать некоторые правила: есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; нельзя класть локти на стол во время еды; нужно бережно относиться не только к хлебу, но и ко всем продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды – трудное дело, требующее каждодневной кропотливой работы, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом, опрятно.
В формировании и воспитании культурно гигиенических навыков основное значение имеет пример взрослых, поэтому родитель и педагог-это важнейший действенный пример для подражания. Их внешний облик, их поступки и суждения, их тон разговора и их справедливое отношение к окружающим, и, прежде всего, к детям должны быть положительным примером для подражания.
Дидактические игры
- Дидактическая игра «Умею – не умею»
Цель: поддерживать у детей радостное настроение и чувства удивления и гордости своими почти безграничными возможностями.
Ход игры: Игру проводить по типу игры «Съедобное – несъедобное». Дети сидят на стульчиках или стоят по кругу и им кидает ведущий мяч. Ведущий называет то, что должны уметь дети данного возраста. Каждый ребенок определяет свои умения, соответственно ловит или не ловит мяч.
- Дидактическая игра «Да – нет»
Цель: развивать внимание, память, мышление
Ход игры: Детям предлагаются вопросы, на которые надо отвечать « да – нет».
Примерные вопросы:
Руки моют молоком?
Волосы расчесывают палочкой?
Мыло лежит в сахарнице?
Зубы чистят сметаной?
Мочалкой моют тело?
Вечером нужно чистить зубы? и т.д
- Дидактическая игра «Что делает?»
Цель: расширять словарь действий.
Ход игры: Детям задаются вопросы.
Примерные вопросы:
Что делает? (Мыло, Паста, Расчёска, Мыльница, Порошок, Вода, Носовой платок, Салфетки, Резинки, Мочалка и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы «Чистота-залог здоровья».
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье....
Проект с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста «Мы играем, развиваемся, растём»
Проект с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживанияу детей раннего возраста«Мы играем, развиваемся, растём»...
Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности мы организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья — первое общество, г...
Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Данная статья посвящена развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего возраста в дошкольной организации....
Проект с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста «Мы играем, развиваемся, растём»
Проект с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста«Мы играем, развиваемся, растём»...
Проект по формированию культурно- гигиенических навыков у детей при организации приема пищи в средней группе на тему: «Культура питания. Культурно – гигиенические навыки питания»
ПАСПОРТ ПРОЕКТАЦель проекта: формировать культурно-гигиенические навыки питания у детей средней группы в повседневной жизни, в детском саду и в семье.Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенически...
Проект с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей ясельного возраста «Мы играем, развиваемся, растём»
Известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздейс...