консультация для педагогов
консультация
консультация для педагогов игровой стретчинг в работе с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для педагогов игровой стретчинг в работе с детьми | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой стретчинг в работе с детьми дошкольного возраста
Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса. В последнее время дети чаще страдают заболеваниями, связанными с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы с детьми, посещающими ДОУ, поэтому, именно они должны стать основным средством оздоровления детей и профилактик различных заболеваний. В настоящее время появилось много новых методик, направленных на обновление содержания физкультурных занятий. Одна из методик - игровой стретчинг.
Что такое игровой стретчинг? Для чего он нужен игровой стретчинг и на что направлен?
Стретчинг – в переводе с английского растяжка, стретчинг (гимнастика поз) – это комплекс упражнений, основанный на растягивание мышц.
Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.
Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность.
Виды стретчинга:
Баллистический– это маховые движения руками и ногами, а также сгибание и разгибание туловища, которые выполняются с большой амплитудой и значительной скоростью. Травмоопасен. Не используется при групповых занятиях.
Медленный – растяжение мышцы на максимальную длину.Выполняется в очень медленном темпе. Этот вид стретчинга хорошо использовать в разминке, его также называют ритмической гибкостью.
Статический – выполняется от 10 секунд до нескольких минут с задержкой каждой позиции. Самый безопасный метод.
Пассивный– упражнения на растяжку тех или иных частей тела помогает выполнить партнер, а сам выполняющий находится в покое.
Динамический – плавный переход от одного упражнения к другому.
Эффективность занятий стретчингом весьма индивидуальна, однако результаты у большинства ставятся заметны уже через пару недель.
Основная цель игрового стретчинга - способствовать укреплению физического и психического здоровья детей и гармоничного развития личности каждого ребенка
В ходе проведения занятия решаются следующие задачи:
Оздоровительная:
а) укрепление и растяжение мышц тела, суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника детей и формирование правильной осанки;
б) профилактика плоскостопия;
в) активизация работы глубоких мышц, нормализуя и усиливая защитные функции организма у детей
2.Развитие двигательных качеств и способностей у детей ( сила, выносливость, ловкость и точность движений, гибкость, пластичность и выразительность, координация движений, ориентировка в пространстве, функция равновесия)
3. Овладение детьми навыками совершенного управления своим телом «мышечная радость», культуры движений под музыку, пластике жеста
4. Развитие пространственно-образного мышления, высвобождение скрытых творческих возможностей подсознания у детей
5.Воспитание уважения друг к другу, умение согласовывать свои движения с движениями других детей, настойчивости, активности и самостоятельности
6.Формирование у детей интереса к занятиям и привычки к здоровому образу жизни
Значение игрового стретчинга:
- увеличивается подвижность суставов
- мышцы становятся более эластичными и гибкими
- повышается общая двигательная активность
- упражнения направлены на формирование правильной осанки
- воспитываются выносливость и старательность
Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений, можно начинать с 4-х лет. И очень важно заниматься с детьми именно дошкольного возраста, тем более, что в дошкольных учреждениях дети обучаются упражнениям стретчинга в игровой форме.
Организация проведения занятий игрового стретчинга ( по А. И. Назаровой)
Упражнениями стретчинга можно заниматься индивидуально или в группе. При групповых занятиях учитываются возрастные особенности детей. В каждой группе занимается не более 15 детей. Время проведения одного занятия составляет: в младшей группе – от 15-25 минут; в средней группе – от 20-30 минут; в старшем дошкольном возрасте – от 25-35 минут.
Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в ходе физкультурного занятия. Упражнения выполняются в медленном, а значит, безопасном ритме. Начинать занятия с детьми игровым стретчингом лучше всего со старшего дошкольного возраста. К 5 годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз.
Структура занятия по игровому стретчингу включает в себя несколько естественно переходящих одна в другую частей:
Подготовительная часть (3 мин.)
Разогрев мышц, подготовка организма к работе проходит в первой вводной части занятия. Дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания, далее ОРУ или музыкально-ритмические движения. Заканчивается подготовительная часть дыхательными упражнениями.
Основная часть(10-12 мин.)
Упражнения стретчинга, которые чаще всего выполняются из положения сидя или лежа на полу. Главная задача этой части состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц для удержания позвоночника в прямом положении. Детям от 3 до 4 лет предлагается до 6 игровых упражнений, детям от 5 до 7 лет – до 10 упражнений. Подвижная игра.
Каждое занятие для детей:
- Новая игра и сюжет;
- Обучение новым упражнениям и закрепление старых;
- 7-10 упражнений в чередовании на различные группы мышц под спокойную музыку с включением мимических упражнений (удивление, страх, гнев, радость и т. д.)
За одно занятие дети делают:
«Рыбка»
2-3 упражнения для мышц живота путем прогиба назад;
«Зайчик»
2-3 упражнения для мышц спины путем наклона вперед.
«Жучок»
1 упражнение для укрепления позвоночника путем его поворотов
«Ванька-встанька»
2-3 упражнения для укрепления мышц спины и тазового пояса
«Змея»
«Рак»
1-2 упражнения для укрепления мышц ног
1-2 упражнения для развития стоп
«Березка»
1 упражнение для развития плечевого пояса или на равновесие
Все упражнения выполняются под соответствующую музыку. Приблизительно 1 минуту между упражнениями дети учатся сидеть прямо.
3.Заключительная часть(2-3 мин.)
Расслабление или релаксация (приведение организма ребенка и его эмоциональной сферы в спокойное состояние после физических нагрузок; дети расслабляются, слушая спокойную, тихую музыку).Проводятся игровые танцы под знакомую музыку. Выполнение простых танцевальных движений в игровой форме расширяет двигательные навыки детей, приучает их координировать свои движения согласно музыке, создает дополнительный, положительный фон и настрой.
Помимо игровых танцев проводятся танцевальные игры, позволяющие активизировать действия детей, развивать их внимание.
Заканчиваются занятия подведением итога стараний детей, после чего они прощаются с преподавателем (девочки реверансом, мальчики мужским поклоном) и организованно (не обязательно в строгом построении) уходят из зала.
Следует помнить также основные принципы выполнения упражнений игрового стретчинга:
Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ. Показываю упражнение я или подготовленный мною ребёнок.
Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному. Многие упражнения детям знакомы, но под другими названиями и выполняются в более медленном темпе. Например: «Деревце», «Сорванный цветок», «Звезда». На занятии я использовала самые простые упражнения.
Систематичность. Регулярность, постепенное повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.
Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий. Начинаем выполнять упражнение с 4 раз, постепенно увеличивая количество повторов.
Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка. Я работаю с детьми четвёртый год. Я знаю их возможности. Поэтому требования к детям индивидуальные.
Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять. Для этого перед разучиванием упражнения я объясняю детям для укрепления, каких мышц данное упражнение.
Основные правила стретчинга, которые я выполняла в течение всего занятия:
-разогрев перед упражнениями;
- медленное и плавное выполнение упражнений;
-«правило ровной спины» - следите за осанкой, т.к. сгорбленность уменьшает гибкость;
-спокойное дыхание;
- растяжка должна выполняться систематически и симметрично для обеих сторон тела.
Эффективность занятий игрового стретчинга определяется показателем общего состояния ребенка в конце года, его адаптацией к нагрузке, координацией движений, тонусом мышечной системы. Величина физической нагрузки каждого ребенка определяется врачом, а уровень физической подготовленности определяется тестами-заданиями руководителем физического воспитания.
Использование игрового стретчинга в работе с детьми
Физкультминутка – кратковременные физические упражнения – проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.)
С помощью включения в физминутку движений по методике игрового стретчинга снимается утомление, восстанавливается эмоционально-положительное состояние ребенка.
Совместная деятельность: В отличие от занятий, не имеет четкой структуры, конкретного программного содержания и не ограничена во времени. Организуется в утренние и вечерние часы и проводится в свободной форме. В вечернее время игровой стретчинг как совместная деятельность может быть организован как кружковая работа.
Самостоятельная деятельность: Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в течении дня.Благодаря тому, чтоупражненияигрового стретчинга проводятся в игровой форме и тем самым становятся очень интересны и привлекательны для детей, вполне понятно, что дошкольники переносят их в свою повседневную жизнь. Эти упражнения должны лишь целенаправленно организоваться педагогом, который продумывает формы и виды деятельности и осуществляет корректировку.
Упражнения по методике игрового стретчинга могут быть включены в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в физкультурные досуги, праздники.
Работа с родителями
Для родителей целесообразно донести необходимую информацию о методике(игрового стретчинга) на родительских собраниях, в виде консультаций в информационном уголке, в форме индивидуальных бесед.
Работа с педагогами
Для того, чтобы педагоги дошкольного учреждения могли включать стретчинговые упражнения в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в совместную деятельность с детьми, в двигательную деятельность на прогулке, могли корректировать самостоятельное выполнение детьми стретчинговых упражнений проводятся индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия, практикумы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...