Здоровьесберегающие технологии в старшей группе
методическая разработка (старшая группа)
В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnolog_zdorov_3.docx | 183.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2 ОАО РЖД
Здоровьесберегающие технологии в старшей группе
Автор – составитель: Заморова Марина Игоревна
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1.Специфика внедрения здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях…………………………………………………..7
1.1.Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения…………….7
1.2. Определение и классификация здоровьесберегающих образовательных технологий………………………………………………………………………..12
1.3.Модель внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ……………………………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………30
Введение
В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Многочисленные авторы — М.В. Антропова, Л.Ф. Бережков, Е.Л. Вишневецкая, С.М. Тромбах, М.М. Безруких, В.И. Демин, Л.И. Ковалева и другие считают, что наиболее важным фактором, влияющим на умственную работоспособность ребенка, является здоровье, которое в свою очередь непосредственно зависит от организации воспитательно-образовательного процесса.
Исследования отечественных и зарубежных педагогов свидетельствует о том, что необходим поиск новых методов в оздоровлении детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.
Доказано, что здоровье на 20% зависит от генотипа, на 20% — от экологии, на 50% — от образа жизни и лишь на 10% — от медицинского обслуживания.
В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны.(Данные материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях»).
Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений.
Принимая во внимание актуальность выявленной проблемы, поставила перед собой цель: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Для реализации цели выделила следующие задачи:
- Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
- Обеспечить переход от накопленных знаний к самостоятельному использованию их в повседневной жизни.
- Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры.
В своей работе опиралась на принципы:
- принцип научности - подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
- принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;
- принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;
- принцип целостности и непрерывности использования здоровьесберегающих технологий. Процесс развития ребенка имеет непрерывный характер, и проведение здоровьесберегающих мероприятий должно быть систематической и постоянной работой по заботе о детском здоровом развитии;
- принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.
Дошкольное учреждение призвано создавать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его личности. Поэтому, одним из наиболее значимых направлений инновационной деятельности является внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
- Специфика внедрения здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях
- Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения
Богатство нации – это, прежде всего, здоровье подрастающего поколения. К сожалению, показатели здоровья российских детей и подростков нас не радуют. Снижение уровня здоровья проявляется в плохой переносимости повседневных психических и физических нагрузок, предъявляемых социально-биологической средой, ранним развитием неврозов, психосоматических и психических заболеваний не только у взрослых, но уже в раннем и детском возрастах.
Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Здоровье - понятие не только медицинское, но и социальное. Оно является результатом сложнейшего взаимодействия человека с природой и обществом. Всемирная организация здравоохранения, координируя решение проблемы по охране здоровья населения в различных государствах мира, рассматривает здоровье человека не только как отсутствие болезни или физического дефекта, но и как состояние полного благополучия интегральной целостности человека, проявляющейся в оптимальном единстве физического, духовного и социального благополучия в конкретных условиях жизнедеятельности.
Охрана здоровья - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения врачей и педагогов.
В настоящее время каждый второй родившийся ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья. Выявлено резкое увеличение числа детей с различными отклонениями в психическом развитии: от 40 до 60%.
Поражение центральной нервной системы новорожденных как результат перинатальной патологии прогнозируется у 50% детей. Впоследствии эти нарушения могут проявляться в виде задержки психомоторного и речевого развития ребенка либо иных нарушений функций со стороны центральной нервной системы. Как правило, у таких детей с отягощенным анамнезом отмечается сниженный уровень иммунитета, общая соматическая ослабленность, отклонения в функционировании систем и органов, на основе чего формируется уже в раннем возрасте хроническая патология.В ходе дальнейшего развития данные нарушения, как правило, проявляются в таких симптомах, как снижение концентрации внимания, раздражительность и нервность, гиперактивность и импульсивность, депрессии, аутизм. Ухудшение стартового уровня здоровья новорожденных детей приводит к последующему нарушению здоровья в старшем возрасте и создает трудности в процессе обучения в школе.
- Определение и классификация здоровьесберегающих образовательных технологий
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Что же такое «здоровьесберегающая технология»? – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая.
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании–классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- медико-профuлактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей,
- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании–технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Отдельные приемы этих технологий широко используются в разных формах организации педагогического процесса: в ходе непосредственно образовательной деятельности и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей. Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения ЗОЖ;
- коррекционные технологии.
1.3. Модель внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ
Особое значение в укреплении здоровья ребенка, координации его всестороннего физического и психического развития, реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулировании познавательной творческой активности придаю построению развивающей предметно-двигательной среды. Оборудованная предметно-пространственная среда в группе позволяет обеспечить полноценное интеллектуальное, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развития каждого ребенка. Принципы построения развивающей среды соответствуют личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком и свободное сотрудничество детей друг с другом.
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников. Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание формированию у дошкольников основных видов движения и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.
В своей работе активно внедряю и использую технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.
Логоритмика - это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой; направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.
В основу логоритмических занятий положен комплексно-тематический метод и интегрированный подход. Занятия по логоритмике проводятся один раз в неделю, по 25-30 мин. Тесная взаимосвязь специалистов ДОУ, совместное планирование и проведение занятий, является необходимым условием для получения хороших результатов. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Речевые упражнения и игры с одновременным выполнением действия без музыкального сопровождения отрабатываются с детьми в свободное время.
Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка.
Динамические паузы или физкультминутки организуются для того, чтобы длительно поддержать умственную работоспособность, предупредить преждевременное утомление. Провожу во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Внешними проявлениями утомления детей является учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности.
Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. При этом я использую разнообразные упражнения, так как однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность.
Динамические паузы провожу с использованием художественного слова и музыкального сопровождения, что создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение.
Виды физкультминуток:
- упражнения для кистей рук;
- гимнастика для глаз;
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для улучшения слуха;
- упражнения для снятия общего утомления.
Подвижные и спортивные игры применяю ежедневно на прогулке, в групповой комнате. Это игры малой, средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем её проведения. Дети более активны и заинтересованы в двигательной деятельности тогда, когда выполнение физических упражнений, сопряжено с каким-либо сюжетом. Это объясняется наличием психоэмоционального инфантилизма у большинства детей. Учитывая данное проявление, к каждой игре подбираю игровую мотивацию и атрибуты.
Чтобы успокоить и снять чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение, провожу по ходу занятия упражнения на релаксацию. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведении.
В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Для проведения релаксации использую спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Обязательно в работе использую пальчиковую гимнастику, массаж, самомассаж кистей рук. Провожу ежедневно, в любой удобный отрезок времени, индивидуально, либо с подгруппой детей. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук осуществляется при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, каштаны, катушки и др.)
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев является важнейшим фактором:
- стимулирующим речевое развитие ребенка,
- способствующим улучшению артикуляционной моторики,
- подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта.Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
Для достижения лучших результатов в работе по автоматизации звуков, чтобы процесс был более эффективным и занимательным, применяю такой метод как биоэнергопластика– это содружественнное взаимодействие руки и языка. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
На занятиях много внимания уделяю гимнастикедля глаз, совместному движению глаз и частей тела (языка, рук, ног, и т.д.). Зрительную гимнастику используюдля снятия зрительного утомления, профилактики близорукости и улучшения зрения. Провожу в середине занятия в течении 1-2 минут в игровой форме («Метёлки», «Поймай зайку», «Солнышко и тучки», «Бабочка», «Жмурки» и др.) Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Одним из условий формирования речи является правильное дыхание. Поэтому, регулярно использую дыхательную гимнастику, которая не только укрепляет дыхательную мускулатуру, развивает диафрагмальное речевое дыхание, но и оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
В комплексе дыхательных упражнений используются элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Ушки» и др.)
Бодрящую гимнастику провожу ежедневно после дневного сна 5-10 мин.. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба босиком по массажно-закаливающей «Дорожке здоровья»; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях. Гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус, оказывает закаливающий эффект. Во время ее проведения использую музыкальное сопровождение. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песни или спокойную приятную музыку.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе – это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
В своей работе, решая задачи по формированию здорового образа жизни, активно использую технологии обучения здоровому образу жизни.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 20-25 мин. в соответствии программой (традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные, оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия.
Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.
На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения,помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Широко использую музыку для сопровождения непосредственно образовательной деятельности дошкольников в художественно-эстетическом развитии. Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку использую перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включаю спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.
Сказкотерапию использую для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще использую авторские сказки, т.к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаю, но и обсуждаем «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы- основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, я использую разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.
Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей. Много полезной информации размещаю в уголке для родителей «Говорим правильно», папках-раскладушках «Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями» «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.
Таким образом, проводимая мною физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.
Использование здоровьесберегающих технологий с дошкольниками даёт положительные результаты:
- снижение уровня заболеваемости;
- повышение работоспособности, выносливости;
- развитие психических процессов;
- улучшение зрения;
- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
- развитие общей и мелкой моторики;
- повышение речевой активности;
- увеличение уровня социальной адаптации.
Таким образом, применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.
Заключение
Дети – это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В последние годы усиливаются негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время регистрируется значительное число детей, имеющих различные отклонения в развитии. Тревогу вызывает факт увеличения числа детей с задержкой психического развития.
Несмотря на то, что накоплено много знаний по ключевым вопросам здоровьесбережения, острой остается проблема отсутствия механизмов их реализации, в частности, индивидуализации обучения, реализации здоровьесберегающих технологий, в частности, при работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе интеграции их в среду нормально развивающихся сверстников.
В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей и в наших силах выполнить данные требования.
Список литературы
- Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Академия, 2007. - 97 с.
- Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л.Н. Блинова. - М.: ЭНАС, 2009. - 128 с.
- Журбина, О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе: методический материал [Текст] / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 157 с.
- Зарецкая, С.К. Теоретико-методологические основы здоровьесберегающего подхода к учебному процессу [Текст] / С.К. Зарецкая // Профильная школа. - 2008. - №4.С3.
- Каменская, В.Г. Котова С.А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие [Текст] / В.Г. Каменская, С.А Котова под ред. Н.А. Ноткиной. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2008.-224 с.
- Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: учебное пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений [Текст] /под общ.ред. Е.М. Мастюковой. - М.: АРКТИ, 2010. - 192 с
- Маркова, Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития: практ. пособие [Текст] / Л.С. Маркова. - М: АРКТИ, 2002 - 187 с.
- Малярчук, Н.Н. Здоровьесозидающая деятельность педагогов [Текст] / Н.Н. Малярчук // Педагогика. - 2009. - №1.С. 55
- Резер, Т.М. Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности [Текст] / Т.М. Резер // Педагогика. - 2006. - №5.С. 29.
- Степанова, О.А Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями [Текст] / М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко. - М.: Академия, 2011. -156 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия c использованием здоровьесберегающих технологий / старший дошкольный возраст/ Тема : «Читайка»
Цель : создание условий для социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста...
Картотека здоровьесберегающих технологий Старшей группы "Будьте здоровы!"
Картотека здоровьесберегающих технологий Старшей группы "Будьте здоровы" содержит в себе пальчиковые игры, дыхательную гимнастику и подвижные игры. Всё то, что необходимо для укрепления здоровья ...
Картотека здоровьесберегающих технологий старшая группа
Картотека здоровьесберегающих технологий в старшей группе...
Отчет на тему: Здоровьесберегающие технологии" Старшая группа
Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.Здоровьесбережение детей одна из главных проблем на с...
Космическое путешествие Тематическое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий Старшая группа
Космическое путешествие Тематическое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий Старшая группаЦель.Актуализировать знания детей о праздновании Дня космонавтики и космосе посредством ...