Программа по дополнительной образовательной услуге познавательной направленности для детей дошкольного возраста 6 - 7 лет «Математика и логика»
рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему
Программа «Математика и логика» создана для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». Программа носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребёнка, который уже не дошкольник, но ещё не школьник. Предлагаемые занятия по формированию элементарных математических представлений, развитию логического мышления дают возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_i_logika.docx | 520.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование дополнительной платной образовательной услуги | Программа по дополнительной образовательной услуге познавательной направленности для детей дошкольного возраста 6 - 7 лет «Математика и логика» |
Основание для разработки программы |
2.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
9."Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049 -13 от 15.05.2013 №26. |
Заказчик программы | Родители (законные представители) |
Разработчик программы | Горшкова Лариса Викторовна Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории |
Исполнители программы | Педагог – руководитель дополнительной услуги |
Цели программы | формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира |
Задачи программы |
|
Ожидаемые конечные результаты | К концу учебного года у детей будут:
|
Организация контроля за реализацией Программы | Контроль за реализацией программы осуществляет Заведующий ДОУ Заместитель заведующего по ВМР Совет педагогов Совет родителей (законных представителей) |
Срок реализации Программы | 1 учебный год |
№ п/п | Содержание | Стр. |
1 | Целевой раздел | 4 |
1.1 | Пояснительная записка | 4 |
1.2 | Цели и задачи реализации программы | 6 |
1.3 | Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста 6-7 лет | 6 |
1.4 | Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы познавательной направленности для детей дошкольного возраста 6 - 7 лет | 7 |
II | Содержательный раздел | 8 |
2.1 | Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ДО | 8 |
2.2 | Комплексно-тематическое планирование | 8 |
III | Организационный раздел | 10 |
3.1 | Расписание образовательной деятельности | 10 |
3.2 | Учебный план | 10 |
3.3 | Развивающая предметно-пространственная среда | 11 |
3.4 | Достижения детьми планируемых результатов освоения программы познавательной направленности | 11 |
IV | Заключительный раздел | 14 |
4.1 | Контроль за реализацией программы | 14 |
4.2 | Механизм реализации программы | 15 |
Список литературы | 16 |
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Ребёнок дошкольного возраста по своим особенностям
способен к тому, чтобы начать какой – то новый цикл
обучения, недоступный для него до этого! Он способен
это обучение проходить по какой – то программе, но
вместе с тем саму программу он по природе своей,
по своим интересам, по уровню своего мышления
может усвоить в меру того, в меру чего она
является его собственной программой.
Л. С. Выготский.
Актуальность программы
Быстро летит время. Совсем не за горами пора, когда ваш малыш, перешагнув порог школы, станет первоклассником.
Все родители озабочены проблемой подготовки своих детей к школе, тем более, сегодня, когда открылось много новых образовательных структур: гимназий, лицеев, центров с приоритетными направлениями и др.
Многие родители ищут школы с усложнённым программным содержанием, с добавлением так называемых специальных предметов: раннего чтения, математики, компьютерной грамоты, иностранных языков и т.д. В этом случае растёт информационное поле знаний, умений и навыков. Часто обучение не приносит желаемых результатов, так как ребёнок, имея достаточный (а часто и избыточный) объём знаний, не владеет способами их применения на практике, в школе. Запас знаний очень быстро кончается, и часто ребёнок перестаёт хотеть учиться, так как ему становится неинтересно заниматься деятельностью, приводящей к неудачам.
Есть родители, которые считают, что «всё сделает школа (научит всему, чему надо), а в дошкольном возрасте не стоит перегружать ребёнка, главное – чтобы рос здоровым и крепким».
Физическое воспитание и психологический комфорт, безусловно, являются основополагающими для любой образовательной программы. Но как же подготовить ребёнка к школе, чтобы он не растерялся в новых условиях, хотел учиться и учился, был бы успешным в достижении своих целей?
В том случае, если ваш ребёнок посещал детский сад, то там он уже должен был пройти необходимую подготовку к школе. Ну а если не прошёл или вообще не был в детском саду?
Если вы располагаете временем, готовы играть вместе с ребёнком в разные звуковые, словесные и математические игры, если вы умеете получать от всего этого удовольствия и хотите научить своего ребёнка тоже получать удовольствие от занятий, от необходимости думать, преодолевать трудности – начните его обучать. Это может облегчить дальнейшую школьную жизнь ребёнка.
Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счёту, чтению, письму. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что – то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Основной целью занятий является формирование у детей представлений и понятий, предусмотренных ФГОС ДО. Очень важно воспитать в ребёнке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, быть самостоятельным в поиске ответов на возникающие вопросы. Трудно предположить, что ребёнок, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет активно работать на уроке, мобилизовывать усилия, волю для выполнения заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.
Программа «Математика и логика» создана для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». Программа носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребёнка, который уже не дошкольник, но ещё не школьник. Предлагаемые занятия по формированию элементарных математических представлений, развитию логического мышления дают возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.
Дошкольный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и постоянным успехом! Он сам, окружающие его дети, педагоги и родители должны быть твёрдо убеждены, что он - молодец, у него получается, возникающие трудности преодолимы. Без этого состояния, самоощущения невозможно формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах, что является, как известно, одной из главных характеристик свободной, творческой личности.
Чтобы помочь ребёнку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться в работе определёнными принципами:
- Максимальное внимание уделять отстающим детям. Новый материал с ними нужно начинать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять).
- Необходимо постоянно поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать что - то новое и научиться новому.
- Исключить отрицательную оценку ребёнка и результатов его действий.
- Сравнивать результаты ребёнка только с его собственными, а не с результатами других детей.
- Принудительное обучение бесполезно.
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель программы: Формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира
Задачи программы:
- целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в
себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу;
- учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно
- формировать навыки контроля и самоконтроля.
1.3. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста 6-7 лет
Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.
Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.
1.4. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы познавательной направленности
- развиты познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличают главное от второстепенного, находят закономерности и используют их для выполнения заданий, строят простейшие гипотезы, проверяют их, иллюстрируют примерами, проводят классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу;
- понимают поставленную задачу и решают ее самостоятельно
формируют навыки контроля и самоконтроля.
II. Содержательный раздел
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ДО
Образовательная область «Познавательное развитие» - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
2.2. Комплексно-тематическое планирование
Месяц | Задачи | кол-во занятий | |
сентябрь | 1 | Числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка, знаки <, >, работа со счетными палочками, квадрат, прямоугольник | 1 |
2 | Знаки +,−,=,≠, математические задачи, величина, ориентировка на листе бумаги | 1 | |
3 | Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка во времени | 1 | |
4 | Знаки <, >, =,≠, соотнесение количества предметов с цифрой, состав числа 6 из двух меньших, логическая задача, геометрические фигуры | 1 | |
Октябрь | 5 | Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка, ориентировка во времени | 1 |
6 | Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели, логическая задача, ориентировка в пространстве | 1 | |
7 | Порядковый счет, счет по названному числу, логическая задача, состав числа, из двух меньших, геометрические фигуры | 1 | |
8 | Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров | 1 | |
Ноябрь | 9 | Цифры от 1 до 10, число 11, логическая задача, ориентировка во времени | 1 |
10 | Независимость числа от пространственного расположения предметов, математическая загадка, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры | 1 | |
11 | Число 12, ориентировка во времени, логическая задача, геометрические фигуры | 1 | |
12 | Отношения между числами, математическая задача, величина, состав числа из двух меньших, логическая задача, ориентировка во времени | 1 | |
Декабрь | 13 | Число 13, математическая задача, решение примеров, логическая задача, геометрические фигуры. | 1 |
14 | Решение примеров, знаки +,−, соответствие между цифрой и количеством предметов, величина, логическая задача, геометрические фигуры | 1 | |
15 | Число 14, ориентировка во времени, логическая задача | 1 | |
16 | Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры | 1 | |
Январь | 17 | Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры | 1 |
18 | Числа от 1до 15,решение примеров, логическая задача, геометрические фигуры | 1 | |
19 | Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача | ||
20 | Математическая загадка, знаки +,−, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры | ||
Февраль | 21 | Число 17, счет по образцу и названному числу, логическая задача, ориентировка во времени | 1 |
22 | Число 17, ориентировка в пространстве, логическая задача, геометрические фигуры | ||
23 | Число 18, состав числа из двух меньших, счет по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры | 1 | |
24 | Число 18, решение примеров, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве | 1 | |
Март | 25 | Число 19, состав числа из двух меньших, величина, логическая задача | 1 |
26 | Число 19, геометрические фигуры, величина, логическая задача | 1 | |
27 | Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи | 1 | |
28 | Решение арифметической задачи, решение примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку | 1 | |
Апрель | 29 | Знаки +,−, величина, математическая загадка, ориентировка во времени, соотнесение количества предметов с цифрой | 1 |
30 | Соотнесение количества предметов с числом, ориентировка во времени, решение примеров, геометрические фигуры | 1 | |
31 | Соответствие между количеством предметов и цифрой, ориентировка в пространстве, логическая задача | 1 | |
32 | Задачи-шутки, ориентировка во времени, решение примеров, математические загадки | 1 | |
Май | 33 | Закрепление пройденного материала | 1 |
34 | 1 | ||
35 | Обследование детей | 1 | |
36 | 1 |
III. Организационный раздел
3.1. Расписание образовательной деятельности
Наименование услуги | Форма занятия | Кол-во детей | День недели | Время проведения | Исполнитель |
Проведение занятий по развитию логико – математических способностей у детей. | Групповая | 10 | Вторник | 17.45-18.15 | Учитель - дефектолог высшей квалификационной категории |
3.2. Учебный план
Наименование услуги | Форма проведения | Количество детей | Длительность занятия (минуты) | Количество занятий в неделю на одну группу | Количество занятий в месяц на одну группу |
Проведение занятий по развитию логико – математических способностей у детей. | Групповая | 10 | 30 | 1 | 4 |
Периодичность проведения занятий
Год обучения | Количество | ||
в неделю | в месяц | в год | |
(для детей 7 - го года жизни) | 1 | 4 | 36 |
* По продолжительности занятия не превышают требования СанПин 2.4.1. 3049 - 13:
- для детей 7 – го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 30 мнут.
3.3. Развивающая предметно-пространственная среда
Список оборудования и материалов
|
|
3.4. Достижения детьми планируемых результатов освоения программы познавательной направленности
Количество и счет
На данном этапе дети овладевают математической терминологией. Они свободно пользуются такими понятиями, как цифры, знаки, задачи, больше, меньше, равно, дни недели, геометрические фигуры. Продолжается работа по закреплению знаний о составе числа из двух меньших.
Величина
Дети учатся измерять с помощью линейки, знакомятся с сантиметром. Продолжается работа по делению предметов на части. Дети учатся понимать, что часть это меньше чем целое.
Геометрические фигуры
Дети знакомятся с элементами геометрических фигур (вершина, стороны, углы), рисуют геометрические фигуры, преобразовывают их в предметы. Видят геометрические фигуры в предметах окружающего мира.
Ориентировка во времени
Дети знакомятся с часами (стрелки, циферблат), учатся определять время с точностью до получаса.
Ориентировка в пространстве
Дети учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку. Много заданий дается на выполнение упражнений по словесной инструкции. Также дети обучаются определять положение предмета относительно себя и другого лица.
Логические задачи
Детям предлагаются логические задачи способствующие развитию умственной деятельности.
- Знание детьми цифр от 0 до 20, умение писать эти цифры
- Знание знаков =, +, -, ≠, <, >, умение писать эти знаки
- Развитая зрительно – двигательная координация
- Умение устанавливать равенства и неравенства групп по количеству предметов, входящих в эти группы
- Умение соотносить количество предметов с цифрой
- Умение отгадывать математические загадки
- Умение формулировать математическое действие
- Знание состава числа из двух меньших чисел
- Умение отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации
- Умение решать простые примеры на сложение и вычитание
- Умение решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации
- Умение высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения
- Умение измерять и сравнивать величину предметов с помощью условной мерки
- Умение делить предмет на 2, 4, 6, 8 и более равных частей
- Знание и называние многоугольников
- Умение ориентироваться в пространстве и на листе клетчатой бумаги
- Называние месяцев года
- Умение определять время по часам
- Понимание поставленной задачи и ее самостоятельное решение
- Самоконтроль по образцу и по словесной инструкции
Диагностическая таблица по развитию математических способностей
Разделы | Способность к обобщению математического материала | Способность к обратимости мыслительных процессов | Способность к свертыванию математических рассуждений |
Условные обозначения | |||
Сколько должно быть зеленых шариков | 19 | 16 | 31 |
Сколько зеленых шариков по факту |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Высокий уровень | 16-19 | 12-16 | 26-31 |
Средний уровень | 15-11 | 9-11 | 20-25 |
Низкий уровень | 10и меньше | 8 и меньше | 19 и меньше |
Инструментарий мониторинга качества знаний по развитию математических способностей
№ п/п | Программные задачи | |||
н. года | с. года | к. года | ||
1 | Количество и счет Сравнивает группы разнородных предметов | |||
2 | Выделяет предметы, которых больше или меньше всего | |||
3 | Называет математические знаки =, +, -, ≠, <, >, | |||
4 | Сравнивает группы однородных предметов | |||
5 | Знает и записывает цифры 1-20 | |||
6 | Соотносит цифру (0-20) и количество предметов | |||
7 | Решает примеры | |||
8 | Решает математические загадки | |||
9 | Знает состав чисел 2-10 | |||
10 | Решает логические задачи | |||
11 | Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание; при решении пользуется цифрами и арифметическими знаками (+,-,=) | |||
12 | Называет число, которое на 1 больше или меньше предыдущего | |||
13 | Величина Различает и сравнивает величины: длину (ширину, высоту) и способы их измерения | |||
14 | Соотносит величину предметов, их последовательность и записывает цифрами | |||
15 | Делит предметы (фигуры) на несколько равных частей, сравнивает целый предмет и его часть, соотносит величину предметов и частей | |||
16 | Геометрические фигуры Распознает геометрические фигуры | |||
17 | Воссоздает из частей, видоизменяет геометрические фигуры по условию и конечному результату, составляет из малых форм большие | |||
18 | Ориентировка в пространстве Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости, обозначает взаимное расположение и направление движения объектов | |||
19 | Ориентировка во времени Определяет временные отношения (день, неделя, месяц), время по часам с точностью до 1 часа | |||
20 | Знает название частей суток | |||
21 | Знает название текущего месяца года | |||
22 | Знает последовательность всех дней недели | |||
23 | Знает последовательность времен года |
IV. Заключительный раздел
4.1. Контроль за реализацией программы
Вид контроля | Содержание контроля | Форма предоставления информации |
Текущий контроль | организация занятий с детьми | справка |
Итоговый контроль | уровень усвоения программы воспитанниками, посещающими кружок в начале, середине, конце учебного года. | справка |
Фронтальный контроль | соблюдение санитарно-гигиенических требований к режиму занятий | справка |
Инспекционный контроль | проверка результатов деятельности с целью установления использования исполнения законодательства | справка |
4.2. Механизм реализации программы
Список литературы
1. М.А.Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду», М.,Мозаика-Синтез, 2005.
2. Волина В. Математика, Екатеринбург, 1997.
3. Столяр А.А. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет. -М.: Просвещение ,1991.
4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Просвещене,1989.
5. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей. - М.:Просвещение,1982.
6. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.:Просвещение,1987.
7. Е.В.Колесникова Математика для дошкольников 5-6 лет, М., 2007.
8. Е.В.Колесникова Математика для дошкольников 6-7 лет, М., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительной образовательной услуге "Олимп" для детей старшего дошкольного возраста
Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и...
Рабочая программа по дополнительной образовательной услуге «Познавательное развитие»
Рабочая программа по дополнительной образовательной услуге "Познавательное развитие""Занимательная математика"...
Программа дополнительной образовательной услуги по приобщению детей дошкольного возраста 5-6 лет к русской народной культуре "Краса России"
В программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом в...
Программа по дополнительной образовательной деятельности «Эколята» для детей дошкольного возраста
Программа по дополнительной образовательной деятельности «Эколята» для детей дошкольного возраста...
ПРОГРАММА по дополнительной образовательной услуге изостудия для детей дошкольного возраста «Семицветик»
ПРОГРАММА по дополнительной образовательной услуге изостудия для детей дошкольного возраста «Семицветик»...
Программа по дополнительным образовательным услугам "Познавательное развитие"Юные исследователи"
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через поисково-экспериментальную деятельность....
Дополнительная образовательная программа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Занимательная математика»
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития способностей и потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, ...