Зоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях
консультация
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 26 «Родничок»
Консультация для воспитателей
«Использование здоровьесберегающих технологий
в организованной музыкальной деятельности
детей старшего дошкольного возраста
в свете требований ФГОС ДО»
Составитель:
музыкальный руководитель
Патрина Е.В.
Истра
2020
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Ж. Ж. Руссо
Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека.
- Закон РФ «Об образовании» (ст.51),
Указы Президента России:
- «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»,
- «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».
Актуальность
Федеральный государственный образователь стандарт дошкольного образования направлен на решение задач по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, а также на формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности (ст.1.6)
Здоровье ребенка - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Цель здоровьесберегающей педагогики - сохранить здоровье детей в процессе их обучения и воспитания.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Сущность опыта:
Музыка - это одно из средств физического развития детей. Воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Новизна системы: использование современных здоровьесберегающих технологий в игровой форме в непосредственно образовательной музыкальной деятельности дошкольников.
Научная основа опыта
- по музыкальному воспитанию:
1. «Методика музыкального воспитания в детском саду»
Н. Ветлугиной;
2. «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой;
3. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой;
4. Концепции К. Орфа;
5. «Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду» О.А. Арсеневской;
6. Программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной
- по воспитанию здорового ребенка:
1. «Как воспитать здорового ребенка» В. Алямовской;
2. «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» А. Галанова;
3. «Развивающая педагогика оздоровления» В. Кудрявцева;
4. Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек» М. Картушиной
5. «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой;
6. «Психогимнастика» М. Чистяковой.
Цель работы:
организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающая каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
2. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
3. Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
4. Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
5. Формировать осанку, гигиенические навыки
6. Организовать сотрудничество с родителями по вопросам приобщения детей к здоровому образу жизни, профилактики заболеваемости
Основные принципы работы:
- принцип научности;
- принцип реалистичности и доступности;
- принцип занимательности
Направления работы:
- образовательный процессе дошкольного учреждения;
- процесс взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей;
- процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения со школой
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ:
непосредственно образовательная музыкальная деятельность, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
Валеологические песенки-распевки:
- поднимают настроение
- задают позитивный тон к восприятию окружающего мира
- улучшают эмоциональный климат на занятии
- подготавливают голос к пению
Пример: «Солнышко лучистое, здравствуй, здравствуй, небо, небо чистое, здравствуй, здравствуй»
Дыхательная гимнастика:
- положительно влияет на обменные процессы, важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствует восстановлению центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Практический пример – упражнение «воздушный шарик»
Артикуляционная гимнастика:
- способствует тренировке мышц речевого аппарата;
- ориентированию в пространстве;
Практический пример – упражнение «голодный лев»
Оздоровительные и фонопедические упражнения:
- укрепляют хрупкие голосовые связки
- готовят к пению
- способствуют развитию носового, брюшного, диафрагмального дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга.
Практический пример – моторчики, скрипучая дверь.
Игровой массаж:
- повышает защитные свойства верхних дыхательных путей;
- нормализует вегетососудистый тонус;
- нормализует деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез
Практический пример – Круговой массаж
Пальчиковые игры:
- развивают речь ребёнка;
- развивают двигательные качества;
- повышают координационные способности пальцев рук;
- соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием;
- формируют образно-ассоциативное мышление
Речевые игры:
- Позволяют овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.
- Жестикуляция, пластика, мимика побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.
Игроритмические упражнения:
- эффективно влияют на развитие выразительности речи детей, двигательной активности;
- позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки;
Музыкотерапия:
Способствует коррекции психофизического статуса в процессе двигательно-игровой деятельности
Слушание правильно подобранной музыки: повышает иммунитет, снимает напряжение и раздражительность, уменьшает головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Вокалотерапия:
Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, так как большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.
Ритмотерапия:
Способствует:
- развитию чувства ритма,
- упорядочиванию темпа и ритма,
- снижению общей скованности, напряжения,
- формированию плавности, пластичности движений
- умению владеть своим телом
Логоритмотерапия:
- игры,
- упражнения,
- этюды для развития мимики; зрительного, слухового внимания и памяти; ориентировки в пространстве; чувства ритма; волевых качеств; общей и мелкой моторики,
- игры с пением, хороводы,
- игры-драматизации.
Метод вариативности с инновационными технологиями музыкального воспитания.
Дает возможность:
- синтезировать полученные знания,
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
- позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес.
Результативность:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
- повышение уровня речевого развития;
- снижение уровня заболеваемости;
- стабильность физической и умственной работоспособности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»
Форма организации деятельности: подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи, де...
Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."
Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...
Использование игровых технологий на музыкальных занятиях при обучении игре на элементарных музыкальных инструментах
Статья затрагивает такие напрвыления, как аспекты формирования интереса детей дошкольного возраста к музыкальным занятиям занятиям, развитие музыкальных способностей, обучение игры на элементар...
Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...
Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ «Музыкально - оздоровительная работа с детьми в ДОУ - применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях».
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.Здоровье – это базовая ценность и не...
ЗОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.
Использование основных правил пения сидя и стоя, дыхательных упражнений на музыкальных занятиях...
Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"
В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....