КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по инновационной деятельности музыкального руководителя на тему: «Использование арт — терапевтических методов и технологий на музыкальных занятиях»
консультация на тему
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
по инновационной деятельности музыкального руководителя на тему: «Использование арт — терапевтических методов и технологий на музыкальных занятиях»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.muzykoterapiya_konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 25.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
по инновационной деятельности музыкального руководителя на тему: «Использование арт — терапевтических методов и технологий на музыкальных занятиях»
подготовила и провела
музыкальный руководитель
«МНПЦ борьбы с туберкулёзом ДЗМ»
Детское отделение
Смирнова С.Ю.
Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в незнакомый детский коллектив: детский сад, оздоровительное учреждение, санаторий он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации.
В течение последующих 4-5 лет пребывания в таких детских учреждениях у любого ребенка еще не раз могут возникнуть ситуации, вызывающие сильное эмоциональное напряжение.
Цель ДОУ и детских оздоровительных учреждений – адаптировать личность ребенка к социуму.
Самым оптимальным подходом в адаптации является творческий подход, когда человек не противостоит изменяющимся условиям в ущерб своему здоровью, но и не проявляет конформность, т. е. соглашательство со всем, что ему предлагается, а находит способы оказывать влияние на внешние обстоятельства с максимальной пользой для себя.
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении и в детских оздоровительных учреждений на современном этапе наполняется новым содержанием.
Его задача – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.
Выполнить эту задачу эффективно можно на основе интеграции деятельности всех участников образовательного процесса: воспитатели, психологи, педагоги дополнительного образования. Учитывая особенности детей, они должны искать наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития.
Музыкальному руководителю в этом вопросе отводится особая роль, так как музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития.
Поэтому цель работы педагога — музыканта – сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.
-2-
В практике ведения музыкальных занятий арт — терапевтические методы и технологии пока применяются крайне редко.
Вместе с тем, арт – терапевтические методики, широко используемые психотерапевтами, уже адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с обычными детьми с целью
-профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний,
-нормализации эмоционально – волевой сферы личности, способствующих
как духовно – нравственному, так и физическому оздоровлению.
Конечно, на музыкальных занятиях могут быть использованы только научно обоснованные и экспериментально проверенные элементы арт — терапии в форме различных упражнений, целенаправленно отобранного музыкального материала для слушания и исполнения, а также музыкально – творческих заданий, способствующих самопознанию, самооценке, творческому самовыражению, саморазвитию и самокоррекции личности.
В Российской энциклопедии социальной работы указано,
что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности.
К средствам искусства относятся:
-музыка,
-живопись,
-литературные произведения,
- театр и. т. д.
Эмоционально-образная природа искусства позволяет активно влиять на работу правого полушария головного мозга, а через него — на всю структуру личности, формируя и трансформируя систему ее духовно-нравственных ценностей и идеалов.
Традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и человеческих отношений, значимость которых в современных условиях особенно ощутима, отражены в народных песнях и произведениях русской классической музыки.
-3-
Эти образы могут транслироваться и закрепляться в структуре личности ребенка с помощью арт-терапевтических методов. В этом состоит особая педагогическая значимость таких методов, их роль в решении острых социальных проблем и воспитательных задач, стоящих перед современными педагогами ДОУ и детскими оздоровительными учреждениями.
Рассмотрим кратко сущность музыкальной терапии.
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития.
Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают:
- целостное использование музыки в качестве основного и ведущего
факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений,
музицирование);
- дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов
для усиления их воздействия.
Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста.
Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др.
Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслаждение», по мнению Л. С. Выготского, не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельности психики.
Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в противоположное.
Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии.
Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию.
-4-
Еще в 1916 г. В. М.Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением слушающего, может не только не нравится, но даже раздражать».
Подробный разбор литературы, посвященный различным аспектам
музыкотерапии, представлен в работах Л. С.Брусиловского (1971), В. Ю. Завьялова (1995), К. Швабе (1974) и др.
В 70 – 80-е годы вышло несколько монографий, посвященных музыкотерапии, в которых описываются методы по применению музыки с лечебной целью у детей, страдающих неврозами (К. Швабе, 1974), ранним детским аутизмом (Р. О. Бенензон, 1973).
В 1982 г. в Берлине вышла книга Ю. Брюкнер, И. Медераке и К. Ульбрих «Музыкотерапия для детей», в которой подробно рассмотрены виды детской музыкотерапии, включая пантомиму и различные способы рисования под музыку.
Однако методика рассчитана на детей школьного или старшего дошкольного возраста. В этих научных трудах не уделено внимания коррекционным возможностям музыки в раннем возрасте, тогда как, по мнению Н. М. Щелованова, давшего физиологическое обоснование основополагающим вопросам развития и воспитания детей раннего возраста, «важно не запустить детей снизу».
Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша.
Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей.
-5-
Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди.
И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка.
Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов.
Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.
Установлено, что музыка — воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора:
-вибрационный,
-физиологический
-психический.
Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Исследователи рекомендyют использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма.
Например:
1. Для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно
использовать духовые инструменты (глиняные свистульки,
свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др.);
2.При слабой мелкой моторике пальцев — клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор);
3. При эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка — прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.);
-6-
4.Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.
Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению.
Тембр голоса, манера говорить, интонации, наряду со смыслом слов, много могут рассказать о чувствах и характере говорящего, о его настроении и внутреннем состоянии. Голос «говорящий музыкальный инструмент».
Голос является составляющей различных психофизиологических процессов, происходящих в организме.
На тембр, громкость и другие качества голоса влияют такие факторы как эмоциональный тонус, мышечный тонус и др.
Следовательно, можно по голосу определять некоторые состояния организма, а также через голосовые упражнения влиять на эти состояния.
Таким образом, изучение и использование музыкальным руководителем основ музыкальной терапии является важным фактором повышения психолого — педагогической эффективности курса в дошкольных образовательных учреждениях.
Список используемой литературы:
Брусиловский Л. С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.
Копытин А. И. Основы арт – терапии. –СПб., 1999.
Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства. – М., 2002.
Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000
Шушарджан С. В. Здоровье по нотам: практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. – М.,1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для музыкальных руководителей: «Развитие коммуникативных умений дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности».
Данный методический материал предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей....
План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».
Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....
Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»
Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»...
Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»
Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»...
Мастер-класс для музыкальных руководителей.Тема: Использование инновационных технологий в музыкально-ритмической деятельности . Музыкальные пазлы.
Из данного мастер -класса можно узнать, как можно мотивировать дошкольника к проявлению инициативы, самостоятельности, творческой активности в музыкально-ритмической деятельности сре...
Консультация для музыкального руководителя: «Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя»
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...
- Мне нравится (1)