Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
учебно-методический материал на тему

Тюшева Татьяна Александровна
Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Доступность. Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных организаций. Музыкально-оздоровительная работа в детском образовательном учреждении — это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno_1.docx56.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент по социальной политике

Администрации городского округа Саранск

Управление образования

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 41 присмотра и оздоровления»

Выступление

на городском семинаре

для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ

тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Тюшева Т. А.

Место проведения:

МДОУ «Детский сад № 120»

Саранск-2017 г.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Поэтому оздоровительная работа с воспитанниками на протяжении последних лет становится приоритетным направлением в работе многих дошкольных образовательных организаций. Педагоги, медицинские работники внедряют новые технологии  сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С XIX века пошло распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.

В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» функционируют 5 групп: 1 – раннего дошкольного возраста, 4 – дошкольного возраста.

      Дошкольная организация с 2000 года имеет статус «Детский сад присмотра и оздоровления» с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур. Приказом Управления образования Департамента по социальной политике Администрации г.о. Саранск  МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» присвоен статус учреждения, работающего в инновационном режиме по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».  

Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.

Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.

Доступность. Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных организаций.

Музыкально-оздоровительная работа в детском образовательном учреждении — это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Цель: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОО, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

 Образовательные задачи:

• Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, звуковую культуру речи воспитанников, связную речь.

  • Формировать начала музыкальной культуры.
  • Совершенствовать практическое употребление языковых единиц в речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
  • Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные задачи:

  • Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
  • Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОО.
  • Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Оздоровительные задачи:

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
  • С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
  • Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

•  Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.

• Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

• Повышение уровня речевого развития.

• Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).

• Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ДОО

Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей, воспитания, обучения и оздоровления в МАДОУ «Детский сад № 41 присмотра и оздоровления»  созданы необходимые условия в музыкальном и физкультурном залах, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории ДОО: физкультурный зал с современным и нетрадиционным оборудованием; физиотерапевтический кабинет, оснащенный медицинскими аппаратами: «Солюкс», «УВЧ», «Тубус - кварц», «Биаптрон», ингаляторы, аппарат для получения кислородного коктейля, стол для проведения сеансов массажа; комната ЛФК, где находится «Сухой бассейн», тренажеры;  музыкальный зал, процедурный кабинет, медицинский кабинет, физкультурно – оздоровительные центры детской деятельности в группах. Для ионизации воздуха в групповых помещениях приобретены  люстры Чижевского, бактерицидные лампы, аромолампы.

Условия ДОО для развития музыкальных и творческих способностей детей, укрепления их психофизического здоровья

Помещения

Процессы

Участники

Музыкальный зал

Утренняя гимнастика.

Музыкальные занятия.

Индивидуальные занятия.

Театральный кружок.

Праздники, досуги, развлечения

Дети, музыкальный

руководитель, воспитатели, родители

Групповая

комната

Самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных уголках.

Индивидуальная работа с детьми

Дети, воспитатели,

музыкальный руководитель

Физкультурный зал

Утренняя музыкальная разминка.

Физкультурные занятия с музы-

кальным сопровождением.

Музыкально-спортивные праздники

и развлечения

Детп. инструктор

по физвоспитанию,

воспитатели, музыкальный руководитель

Территория

детского сада

Праздники, развлечения.

Музыкально-физкультурные праздники.

Спортивные праздники и развлечения

Дети, воспитатели,

музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию, родители

Помещения ДОО оснащаются соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям.

Гигиенические требования к музыкальному залу:

• В ДОО должен быть просторный музыкальный зал для музыкальных занятий и проведения праздничных утренников, детских спектаклей, развлечений и т. д.

•  Полы в зале должны быть гладкие, нескользкие, плотно пригнанные, без щелей и дефектов.

•  Стены музыкального зала гладкие и имеют невоспламеняемую отделку светлых тонов, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.

• Музыкальный зал должен быть достаточно освещен, в зимнее время утеплен радиаторами со съемными деревянными решетками.

•  Помещение должно регулярно проветриваться в отсутствие детей, тщательно убираться 2 раза в день влажным способом.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ

1-й этап

Организационный

Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий

2-й этап

Диагностический

Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников тем или иным видом музыкальной деятельности, роли музыкального воспитания в семье

3-й этап

Практический

Перспективное планирование музыкальных занятий с учетом результатов диагностики. Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий, пальчиковые и речевые игры с музыкой, комплексы игрового массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики, оздоровительных упражнений

4-й этап

Обобщающий

Исследование результатов практической деятельности

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Основная форма музыкальной деятельности в ДОО — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Виды занятий - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий.

Песенки- распевки

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты (в том числе из программы «Здравствуй» М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции -в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В ДОО музыкальные занятия включают упражнения дыхательной гимнастики А. Стрельниковой, О. Лобановой, М. Лазарева. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики развития певческих способностей детей, способствуют правильному функционированию дыхательной системы дошкольников.

Артикуляционная гимнастика

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох), игры со звуком.

        В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением медицинской сестры  детского сада для укрепления голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Игровой массаж

Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Галанова, С.и Е. Железновых (аудиопособие из серии «Музыка с мамой») повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, деятельность вестибулярного аппарата. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Пальчиковые игры

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОО. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия по Н. Ефименко проводится педагогами ДОО в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Я использую здоровьесберегающие технологии при организации работы дополнительного образования. Несколько лет веду работу в танцевальных студиях «Маленькая страна», «Танцевальная мозаика», где занимаются дети 5-7 лет. Работа танцевальной студии входит в комплекс оздоровительной работы нашей ДОО. В разминках использую упражнения для профилактики плоскостопия и  нарушения осанки – игровые упражнения «Слон», «Змея», «Гуси» и др., упражнения у стены, различные виды ходьбы, ходьбу по массажным дорожкам.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

      Использование в работе по музыкальному воспитанию здоровьесберегающих технологий дает свои результаты.  Проведенный в конце учебного года мониторинг показал хорошую динамику музыкального развития дошкольников.  Дети реже болеют, меньше пропускают занятия и, соответственно, лучше усвоили материал программы. Процент детей, показавший высокий уровень музыкального и творческого развития (по результатам итогового мониторинга) вырос.  

 

Методическая литература

  1. И. В. Чупаха и др. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном воспитательном процессе».
  2. О. Н. Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду»
  3. М. В. Киселева «Арт-терапия в работе с детьми»
  4. Н. Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»
  5. Г. Г.  Колос «Сенсорная комната в дошкольном учреждении»
  6. Е. А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников»
  7. О. Н. Моргунова «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»
  8. И. Агапова, М. Давыдова «Лучшие игры развлечения со словами»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

В докладе рассмотрены почти все виды здоровьесберегающих технологий, а также представлены небольшие примеры использования их на музыкальных занятиях....

Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."

Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...

Презентация для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема «Специфика организации работы танцевальной студии в системе дополнительного образования»

Танец – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей. Танец является один из видов музык...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема «Специфика организации работы танцевальной студии в системе дополнительного образования»

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел танец и ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский пе...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема «Специфика организации работы танцевальной студии в системе дополнительного образования»

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел танец и ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский пе...