Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno_1.docx | 56.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент по социальной политике
Администрации городского округа Саранск
Управление образования
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 41 присмотра и оздоровления»
Выступление
на городском семинаре
для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ
тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Тюшева Т. А.
Место проведения:
МДОУ «Детский сад № 120»
Саранск-2017 г.
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Поэтому оздоровительная работа с воспитанниками на протяжении последних лет становится приоритетным направлением в работе многих дошкольных образовательных организаций. Педагоги, медицинские работники внедряют новые технологии сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С XIX века пошло распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.
В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» функционируют 5 групп: 1 – раннего дошкольного возраста, 4 – дошкольного возраста.
Дошкольная организация с 2000 года имеет статус «Детский сад присмотра и оздоровления» с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур. Приказом Управления образования Департамента по социальной политике Администрации г.о. Саранск МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» присвоен статус учреждения, работающего в инновационном режиме по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».
Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.
Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.
Доступность. Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных организаций.
Музыкально-оздоровительная работа в детском образовательном учреждении — это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Цель: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОО, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи:
• Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, звуковую культуру речи воспитанников, связную речь.
- Формировать начала музыкальной культуры.
- Совершенствовать практическое употребление языковых единиц в речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
- Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
Воспитательные задачи:
- Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
- Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОО.
- Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.
Оздоровительные задачи:
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
- Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
• Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
• Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
• Повышение уровня речевого развития.
• Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).
• Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ДОО
Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей, воспитания, обучения и оздоровления в МАДОУ «Детский сад № 41 присмотра и оздоровления» созданы необходимые условия в музыкальном и физкультурном залах, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории ДОО: физкультурный зал с современным и нетрадиционным оборудованием; физиотерапевтический кабинет, оснащенный медицинскими аппаратами: «Солюкс», «УВЧ», «Тубус - кварц», «Биаптрон», ингаляторы, аппарат для получения кислородного коктейля, стол для проведения сеансов массажа; комната ЛФК, где находится «Сухой бассейн», тренажеры; музыкальный зал, процедурный кабинет, медицинский кабинет, физкультурно – оздоровительные центры детской деятельности в группах. Для ионизации воздуха в групповых помещениях приобретены люстры Чижевского, бактерицидные лампы, аромолампы.
Условия ДОО для развития музыкальных и творческих способностей детей, укрепления их психофизического здоровья
Помещения | Процессы | Участники |
Музыкальный зал | Утренняя гимнастика. Музыкальные занятия. Индивидуальные занятия. Театральный кружок. Праздники, досуги, развлечения | Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
Групповая комната | Самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных уголках. Индивидуальная работа с детьми | Дети, воспитатели, музыкальный руководитель |
Физкультурный зал | Утренняя музыкальная разминка. Физкультурные занятия с музы- кальным сопровождением. Музыкально-спортивные праздники и развлечения | Детп. инструктор по физвоспитанию, воспитатели, музыкальный руководитель |
Территория детского сада | Праздники, развлечения. Музыкально-физкультурные праздники. Спортивные праздники и развлечения | Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию, родители |
Помещения ДОО оснащаются соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям.
Гигиенические требования к музыкальному залу:
• В ДОО должен быть просторный музыкальный зал для музыкальных занятий и проведения праздничных утренников, детских спектаклей, развлечений и т. д.
• Полы в зале должны быть гладкие, нескользкие, плотно пригнанные, без щелей и дефектов.
• Стены музыкального зала гладкие и имеют невоспламеняемую отделку светлых тонов, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.
• Музыкальный зал должен быть достаточно освещен, в зимнее время утеплен радиаторами со съемными деревянными решетками.
• Помещение должно регулярно проветриваться в отсутствие детей, тщательно убираться 2 раза в день влажным способом.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ
1-й этап Организационный | Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий |
2-й этап Диагностический | Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников тем или иным видом музыкальной деятельности, роли музыкального воспитания в семье |
3-й этап Практический | Перспективное планирование музыкальных занятий с учетом результатов диагностики. Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий, пальчиковые и речевые игры с музыкой, комплексы игрового массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики, оздоровительных упражнений |
4-й этап Обобщающий | Исследование результатов практической деятельности |
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Основная форма музыкальной деятельности в ДОО — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
Виды занятий - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий.
Песенки- распевки
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты (в том числе из программы «Здравствуй» М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции -в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В ДОО музыкальные занятия включают упражнения дыхательной гимнастики А. Стрельниковой, О. Лобановой, М. Лазарева. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики развития певческих способностей детей, способствуют правильному функционированию дыхательной системы дошкольников.
Артикуляционная гимнастика
Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох), игры со звуком.
В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением медицинской сестры детского сада для укрепления голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Игровой массаж
Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Галанова, С.и Е. Железновых (аудиопособие из серии «Музыка с мамой») повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, деятельность вестибулярного аппарата. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Пальчиковые игры
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Речевые игры
Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкотерапия
Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОО. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия по Н. Ефименко проводится педагогами ДОО в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Я использую здоровьесберегающие технологии при организации работы дополнительного образования. Несколько лет веду работу в танцевальных студиях «Маленькая страна», «Танцевальная мозаика», где занимаются дети 5-7 лет. Работа танцевальной студии входит в комплекс оздоровительной работы нашей ДОО. В разминках использую упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки – игровые упражнения «Слон», «Змея», «Гуси» и др., упражнения у стены, различные виды ходьбы, ходьбу по массажным дорожкам.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Использование в работе по музыкальному воспитанию здоровьесберегающих технологий дает свои результаты. Проведенный в конце учебного года мониторинг показал хорошую динамику музыкального развития дошкольников. Дети реже болеют, меньше пропускают занятия и, соответственно, лучше усвоили материал программы. Процент детей, показавший высокий уровень музыкального и творческого развития (по результатам итогового мониторинга) вырос.
Методическая литература
- И. В. Чупаха и др. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном воспитательном процессе».
- О. Н. Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду»
- М. В. Киселева «Арт-терапия в работе с детьми»
- Н. Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»
- Г. Г. Колос «Сенсорная комната в дошкольном учреждении»
- Е. А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников»
- О. Н. Моргунова «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»
- И. Агапова, М. Давыдова «Лучшие игры развлечения со словами»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».
В докладе рассмотрены почти все виды здоровьесберегающих технологий, а также представлены небольшие примеры использования их на музыкальных занятиях....
Тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Семинар-практикум для педагогов...
Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."
Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...
Презентация для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема «Специфика организации работы танцевальной студии в системе дополнительного образования»
Танец – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей. Танец является один из видов музык...
Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема «Специфика организации работы танцевальной студии в системе дополнительного образования»
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел танец и ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский пе...
Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема «Специфика организации работы танцевальной студии в системе дополнительного образования»
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел танец и ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский пе...
Методические рекомендации для музыкальных руководителей на тему: «Создание здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях в ДОУ»
Методические рекомендациидля музыкальных руководителей...