Методическая разработка по использованию игротерапии в адаптационный период «Волшебное путешествие» (практикум по игротерапии)
учебно-методический материал (младшая, средняя группа)
Адаптация, к новому детскому коллективу и учреждению, протекает с массой негативных сдвигов в поведении детей. Преобладают отрицательные эмоции и страх перед всем новым, с чем сталкивается ребёнок. Нежелание вступать в контакт, ни со сверстниками, ни с взрослыми, приводит к тому, что двигательная активность ребёнка либо сильно уменьшается, до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности. Общая подавленность или расторможенность детей приводит к снижению его познавательной активности, в таких ситуациях решение задач реабилитации и общего развития становятся не возможным.
Не нужно забывать, что у детей младшего дошкольного возраста, навыки общения со сверстниками только формируются. Из-за, не умения договориться и несформированности навыков совместной игры, часто возникают конфликты между детьми, которые приводят к слезам и истерикам и, как правило, процесс адаптации затягивается.
Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению.
Основываясь на этих утверждениях, для преодоления трудностей адаптационного периода, использую элементы игротерапии - игровую терапию отношений.
Игровая терапия отношений предусматривает решение проблем детей в реальном времени, «здесь и сейчас». Роль воспитателя заключается в предоставлении детям возможность проиграть и исследовать проблемы, которые возникли у детей на данном этапе.
Данная методическая разработка предлагает коллективную игровую терапию отношений, где все дети выполняют, одновременно, одинаковые простые и понятные действия. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, общении и в образном поэтическом слове. Сочетание движений со словами помогает ребенку осознать содержание игры, что в свою очередь облегчает выполнение действий. Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия движений.
«Волшебное путешествие» - это игровое развлечение, где взрослый - центральное лицо в игре, берет на себя функции организатора игры. Деятельность воспитателя направлена на группу в целом, задачей которого входит коррекция группы как социальной единицы. Данное групповое развлечение учитывает наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость, необходимую для того, чтобы в чужом для него коллективе, попробовать сделать то, что ему хочется. Методическая разработка коллективной игровой терапии позволяет использовать игру, как социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе.
Коррекционный эффект игрового развлечения «Волшебное путешествие» достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka._praktikum_po_igroterapii_v_adaptatsionnyy_period.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум по игротерапии в адаптационный период
«Волшебное путешествие»
(Развлечение, с использованием элементов игротерапии, для детей младшего и среднего возраста)
Текст развлечения | Рекомендуемые движения |
Введение: | |
Дети весело бегут по ровненькой дорожке, | Бег на месте |
А для этого нужны нашим детям ножки! | Поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд, руки на поясе |
Все ребята подбегайте, место в круге занимайте! | Построение в круг |
Есть волшебная игра, в путешествие пора! | Хлопают в ладоши |
Ход развлечения: | |
На лугу зелёном видим мы лошадку | Берут друг друга за руки, идут по кругу |
Накормим мы лошадку, свежею травою. | |
Напоим лошадку, чистою водою. | |
А теперь достанем вожжи с бубенцами | Круговое движение руками (снизу - вверх), соединить руки над головой. Пальцы рук соединить, движение кистями вправо – влево (изображая движения бубенцов) |
Запряжём лошадку и умчимся вдаль мы! | Руки впереди (на уровне груди), пальцы сжаты в кулаки, как будто держат уздечку |
Ты скачи лошадка, выше, выше ножки, Мы с тобой поедем, прямо по дорожке. | Идут вперёд в одном направлении, высоко поднимая колени (изображая движение лошадки) |
Голову поднимем выше, И легко, легко подышим. | Продолжая движение подбородок приподнять, спина прямая, глубокий вдох – выдох (5 – 7 р.), (элементы дыхательной гимнастики) |
Ты подковами стучи | Руки на поясе, с силой переступать с ноги на ногу |
И скачи, скачи, скачи! Грива вьётся на ветру! Но – но – но! Мы поскачем, скачем, скачем, скачем на лошадке. | Руки впереди («держат уздечку»), движение вперёд, скачками, правая нога впереди |
Мы совсем уже не плачем, | Остановились, грозим указательным пальцем правой руки |
Всё у нас в порядке! | Руки перед грудью, пальцы обеих рук сжать в кулачки, большие пальцы отведены в стороны, «смотрят» вверх – «Класс!» |
Цок – цок – цок! Цок – цок – цок! Скачет конь мой, Горбунок! | Скачкообразные движения вперёд |
И хотя он только палка, Но его мне очень жалко. | Остановились, обхватили руками плечи («пожалели себя»), свободно двигаются вправо – влево, (элементы телесно - ориентированной терапии ) |
Отдохни, мой вороной Полежи в траве со мной. | Наклон вперёд, руки внизу, расслаблены, свободно двигаются вправо – влево |
Отдохнул наш Горбунок. | Выпрямиться, руки, с силой, к плечам |
Едем к бабе, едем к деду, | Руками завязываем воображаемый платочек – изображая бабушку, гладим руками подбородок – изображая дедушку |
На лошадке в красной шапке. | Руки вверх, соединить над головой, изображая шапку |
По ровненькой дорожке | Руки на поясе, ходьба на месте, высоко поднимая колени |
На одной ножке | Прыжки на одной ноге |
В старом лопаточке, По рытвинам, по кочкам Всё прямо и прямо, | Прыгают вперёд на двух ногах, перескакивая воображаемые ямы и кочки |
А потом, вдруг, в ямку – бух! Провалился наш петух. | Присесть на корточки, обхватив руками колени, (элементы смехотерапии) |
На лошадке ехали, до угла доехали… | Ходьба на месте |
Сели в машину | Руки впереди, согнуты в локтях, локти прижаты к туловищу, пальцы сжаты в кулачки «держат руль» |
Налили бензин | Локоть правой руки отвести в сторону, кулак перед грудью, левая рука делает круговое движение (снизу - вверх) соединяя свой кулак с кулаком правой руки, (элементы кинезиологических упражнений) |
Вот ладошки, вот кулак Сжать его могу я так. | Показать ладошки с силой сжать кулаки, (элементы активной релаксации) |
Руки положу на руль, Кулачки сжаты, Крепко напряжены, пальчики прижаты | Руки впереди, согнуты в локтях, локти прижаты к туловищу, пальцы сжаты в кулачки «держат руль» |
Нажимаю на педаль И машина мчится вдаль! | Выставить вперёд, на пятку, правую ногу, перевести стопу на носок и с силой надавить на носок |
Хочу, лечу во весь опор, | Легкий бег, в одном направлении, руки в стороны |
Я сам – шофёр и сам мотор! | Остановиться, руки в горизонтальном положении перед грудью, параллельно друг другу, круговые движения, изображая движения мотора |
Вот машина едет По дороге гладкой | Двигаются вперёд, изображая езду на машине |
Далеко в деревню, едут в ней ребятки. | Остановиться, правую руку поднести ко лбу (смотрят вдаль), повороты вправо - влево |
Би – би – би! Би – би – би! | Ладонью правой руки нажимают на ладонь левой руки |
Ты с дороги уходи! | Грозят указательным пальцем |
Вот горят фары, и гудит мотор, | Прямые руки впереди, перед грудью, ладонь правой руки сжата в кулак, ладонь левой руки открыта, пальцы растопырены, затем ладонь левой руки сжимается в кулак, ладонь правой руки открывается, пальцы растопырены, (элементы кинезиологических упражнений ) |
И машина въехала на широкий двор! | Круговое движение руками (снизу - вверх), соединить руки над головой хлопком |
Би – би – би! Би – би – би! | Ладонью правой руки нажимают на ладонь левой руки |
Ты с дороги уходи! | Грозят указательным пальцем |
Трр – стоп! Разворот | Разбежаться с резкой остановкой, развернуться на 180° |
Нужно ехать нам вперёд! | Указательным пальцем правой руки показать направление вперёд |
Едем, едем мы гурьбой на машине легковой | Двигаются вперёд, изображая езду на машине |
По болоту, | Прыгают вперёд на двух ногах, перескакивая воображаемые ямы и кочки |
По трясине, в новом жёлтом лимузине | Ходьба, с высоко поднятыми коленями |
Въехали на горку – хлоп! | Хлопнули в ладоши |
Колесо спустило – стоп! | Остановились |
Зашипела грустно шина, Ш – ш – ш! | Изобразить грустное лицо, (элементы психогимнастических упражнений), глубоко вздохнуть и протяжно выдохнуть – ш – ш- ш,(элементы дыхательный упражнений) |
Шина лопнула и сдулась, стала тонкой и худой. | Развести руки в стороны, плечи вверх, изобразить растерянный взгляд, (элементы психогимнастических упражнений) |
Из багажника насос достанем Шину быстро накачаем! | Указательный палец правой руки поднять вверх, изобразить радость на лице, (элементы психогимнастических упражнений) |
Руки в кулачки сжимаем, | Встать прямо, сжатые в кулачки кисти рук прижаты к поясу |
Теперь руки вниз толкаем Кулачки тут разжимаем Воздух носиком вдыхаем | Шумный вдох носом с силой толкаем кулачки к полу, как бы сбрасывая с рук что-то, во время толчка кулачки разжимаются, плечи напрягаются, руки вытягиваются в струну, пальцы рук широко растопыриваются, (5-7 р.) |
Мы трудились, | Руки с силой к плечам |
Мы старались шину дружно надували. | Руки перед грудью, пальцы обеих рук сжать в кулачки, большие пальцы отведены в стороны, «смотрят» вверх – «Класс!» |
Снова сели мы в машину, нажимаем на педаль И машина мчится вдаль. | Руки впереди «держат руль», выставить вперёд, на пятку, правую ногу, перевести стопу на носок и с силой надавить на носок |
По лужайке, по полянке, Мимо кочек, мимо ямки, За пригорки, за холмы Едем, едем, едем мы! | Двигаются вперёд, изображая езду на машине |
Целый день мы за рулём, Бр – р – р! | Ладонью проводят по лбу, взгляд усталый, (элементы психогимнастических упражнений) глубоко вздохнуть и с силой выдохнуть - бр – р – р! ,(элементы дыхательный упражнений) |
Всё нам было нипочём, Бр – р – р! | Отрицательное движение головой и указательным жестом руки, глубоко вздохнуть и с силой выдохнуть - бр – р – р! ,(элементы дыхательный упражнений) |
Ты моя машина не рычи – бр – р – р! Ты моя машина не фырчи – фр – р –р! | Грозят пальцем глубоко вздохнуть и с силой выдохнуть - бр – р – р; фр – р –р,(элементы дыхательный упражнений) |
Ехали мы, ехали, до реки доехали. | Соединить руки над головой хлопком, не расцепляя рук делать волнообразные движения руками перед грудью |
Трр – стоп! Разворот | развернуться на 360° |
Машина дальше не идёт! | Руки скрестить перед грудью |
На реке пароход, надо сесть на пароход! | Левая рука на поясе, правая рука к плечу, движение правой руки вверх, ладонь раскрыта пальцы раздвинуты в стороны, движение правой руки в плечу, ладонь сжата в кулак, (элементы кинезиологических упражнений ) |
Прогудел наш пароход – ту – у – у! В путешествие зовёт – ту – у – у! | Машем правой и левой рукой поочерёдно, глубоко вздохнуть и протяжно выдохнуть – ту – у – у, (элементы дыхательный упражнений) |
- Эй, матросы! По местам! – Дал команду капитан. - К плаванью, готовы? В путь! Отдать швартовый! Мы на этом пароходе Сто морей ещё обходим! | Встать в стойке «Смирно!», левая рука внизу, правая у виска «отдаёт честь» |
Над волнами чайки кружат | Руки в стороны, волнообразные движения руками (изобразить полёт птиц) - 5 – 7 р. (элементы активной релаксации) |
Поплывём за ними дружно. | Руки соединить, кончиками пальцев, перед грудью, развести в стороны и снова соединить, («плывём») - 5 – 7 р. (элементы активной релаксации) |
Брызги пены, | Вытянутые руки впереди, перед грудью, пальцы рук сжать в кулаки, затем с силай разжать, (изображая брызги) – 5 – 7 р. (элементы активной релаксации) |
Шум прибоя, | Закрыть руками уши, зажмурить с силой глаза, затем расслабить мышцы глаз и спокойно их открыть, одновременно убрать руки от ушей, всматриваясь вдаль - 5 – 7 р., (элементы гимнастики для глаз) |
Мы плывём с тобой по морю | Поочерёдные круговые движения прямыми руками |
И резвимся на просторе. | Хлопают в ладоши |
Веселее загребай и дельфинов догоняй! | Соединить ладони рук перед грудью «лодочкой», волнообразные движения руками от груди |
По волнам плывём. | Соединить ладони рук перед грудью в «замок», волнообразные движения перед грудью |
Стало палубу качать, Ноги к палубе прижать! | Поставить ноги на ширине плеч |
Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем. | Перенести массу тела на правую ногу(прижать её к полу), левая нога расслаблена (немного согнута в колене, носком касается пола), затем перенести массу тела на левую ногу, повторить движения – 4 р. |
Ветер, шторм преодолеем | Ноги на ширине плеч, качаться всем корпусом вправо - влево |
Мы качаемся, наклоняемся Вновь качаемся, выпрямляемся. | Ноги на ширине плеч, качаться всем корпусом вперёд - назад |
Невредимыми возвращаемся! | Ноги вместе, спина прямая, подбородок приподнят, ходьба вперёд с гордой осанкой |
Пароходом ехали, до горы доехали | Руки перед грудью «домиком», изобразить гору |
Пароход не везёт, | Отрицательное движение головой |
Надо сесть в самолёт | Руки в стороны, изобразить крылья у самолёта |
Эй, пилот! Посади нас в самолёт! | Машут рукой – «Привет!» |
Мы мечтаем свысока, посмотреть на облака! | Встать на носочки, руки ко лбу, в виде козырька, смотреть вниз |
Как приятно, братцы, на облаке кататься! | Руки перед грудью, пальцы обеих рук сжать в кулачки, большие пальцы отведены в стороны, «смотрят» вверх – «Класс!» |
Самолёт, самолёт отправляется в полёт. | Руки параллельно полу, согнуты в локтях, перед грудью, круговые движения руками – «Заводим моторы!» |
Полетим на самолёте, Будим, сильные, в полёте! | Руки к плечам, с силой, мышцы рук напряжены, показать какие сильные |
Крылья вместо рук у нас, Так, летим мы высший класс! | Руки в стороны, изобразить самолёт, лёгкий бег в разных направлениях |
Самолёт летит, В нём мотор гудит – у – у – у! | Продолжают движение с голосовым сопровождением, (элементы дыхательный упражнений) |
Летит, летит самолёт, Сидит, сидит в нём пилот. Он держит крепко штурвал, | Продолжают движение, руки впереди, держат воображаемый штурвал |
Чтоб самолёт не упал. | Приседание, руки впереди |
Хорошо нам наверху! | Встать на носочки, руки вверх, тянуться вверх |
Как же, вы без нас внизу? | Присесть, руками дотронуться до пола |
Покачаемся слегка, ведь под нами облака. | Встать, руки в стороны, наклоны вправо - влево |
Надо посмотреть вокруг, Рядом ли летит мой друг. | Руки прямые в стороны, повороты вправо - влево |
Жу – жу – жу! Жу – жу – жу! Постою и отдохну. | Положение основная стойка |
Я налево полечу | Руки в стороны, круговое движение налево |
Жу – жу – жу! Жу – жу – жу! Постою и отдохну. | Положение основная стойка |
Я направо полечу | Руки в стороны, круговое движение направо |
Жу – жу – жу! Жу – жу – жу! Постою и отдохну. | Положение основная стойка |
Солнце мы хлопками встретим, Так полёт, свой, мы отметим. Приземляться нам пора, Вот и кончилась игра! | Хлопают в ладоши |
Заключение: | |
Мы устали, мы вспотели, Мы держимся еле – еле. | Ноги на ширине плеч, спина круглая, голова опущена (смотрит вниз), руки опущены, плавно раскачиваются из стороны в сторону |
Но путешествовать, в самом деле, Нам совсем не надоело. | Встать прямо, руки на поясе, отрицательное движение головой |
Просто нам, когда нибудь, тоже надо отдохнуть! | Встать прямо, наклонить голову вправо, ладони рук сложить «лодочкой», дотронуться до правой щеки, закрыть глаза (мышцы глаз расслаблены) – 3-5 сек., (элементы гимнастики для глаз) |
Чики – чики, чики – чок! Чики – чики, чики – чок! | Руки перед грудью, ладони рук сжаты в кулачки, стучим правым кулачком об левый и наоборот |
Где ты, | Встать прямо, руки ко лбу, в виде козырька, плавные повороты всем корпусом вправо - влево |
Дедушка – молчок? | Указательный палец левой руки поднести к губам в вертикальном положении - «Молчок!» |
Заходи к нам, | Машем правой рукой на себя, приглашая зайти |
Посидим и помолчим. | Руки в горизонтальном положении перед грудью, параллельно друг другу, прижаты друг к другу – «полочкой», затем указательный палец, верхней руки, поднести к губам в вертикальном положении - «Молчок!» |
Слышишь, добрый старичок? Тишина, (пауза) | Ладонь левой руки поднести к левому уху – «прислушиваются» |
Пришёл Молчок! | Указательный палец, любой руки, поднести к губам в вертикальном положении - «Молчок!» |
Не спугни его, смотри, | Грозим пальцем |
Ничего не говори. | Указательный жест к губам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игротерапия в адаптационный период
Направленная игротерапия в адаптационный период для малышей, так называемый сценарий одного дня....
Методическая разработка: «Роль игры в адаптационный период с детьми раннего возраста»
Сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоцио...
Использование игры в адаптационный период в I младшей группе
Материал из опыта работы. Даны практические рекомендации по использованию игр в период адаптации малышей....
Занятие для детей второй младшейт группе в адаптационный период " Волшебный сад"
В основе занятие лежит песочная терапия. Занятие предназначено для снятие эиоционального напряжения и развития позновательных интересов у детей младшей группы в адаптационный период....
Использование фольклора в адаптационный период
В данном проекте представлен материал по использованию русского народного фольклора в процессе адаптации детей к детскому саду. Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, пр...
Использование потешек в адаптационный период с детьми младшей группы (Методическая разработка )
Меня, как воспитателя, всегда угнетало состояние маленьких детей, впервые переступивших порог детского сада. Как помочь им адаптироваться? Чем их отвлечь от грустных мыслей о маме? Моя практика п...
Консультация «Использование фольклора в адаптационный период к условиям детского сада»
Адаптация ребёнка в детском саду является важным периодом в его жизни. Дети впервые дни посещения детского сада скучают по дому, плохо кушают, много плачут. Чтобы успокоить малышей, поддержать и созда...