Использование фольклора в адаптационный период
проект (младшая группа)
В данном проекте представлен материал по использованию русского народного фольклора в процессе адаптации детей к детскому саду. Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Для успешной адаптации детей к детскому саду, используются разные виды, приемы, методы и т.п. Это потешки, шутки, прибаутки, пальчиковые игры, сказки, которые позволяют приучать ребенка к совместному образу жизни к коллективу. Помогают установить контакт с малышами, пробудить чувства симпатии к воспитателю. Проект может представлять интерес для педагогов детского сада и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Использование
фольклора в
адаптационный
период»
Проект
«Использование фольклора в
адаптационный период»
Составитель: Т.М. Приманчук, воспитатель.
В данном проекте представлен материал по использованию русского народного фольклора в процессе адаптации детей к детскому саду. Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Для успешной адаптации детей к детскому саду, используются разные виды, приемы, методы и т.п. Это потешки, шутки, прибаутки, пальчиковые игры, сказки, которые позволяют приучать ребенка к совместному образу жизни к коллективу. Помогают установить контакт с малышами, пробудить чувства симпатии к воспитателю. Проект может представлять интерес для педагогов детского сада и родителей.
Содержание
Паспорт проекта---------------------------------------------------------------------
Актуальность проекта---------------------------------------------------------------
Новизна материала--------------------------------------------------------------------
Цели и задачи проекта---------------------------------------------------------------
Краткое описание проекта по этапам-------------------------------------------
Ожидаемые результаты---------------------------------------------------------------
Обьем и содержание работ-----------------------------------------------------------
Формы представления результатов-----------------------------------------------
Полученные результаты. Заключение____________________________
Список литературы--------------------------------------------------------------------
Паспорт проекта
Названия проекта | «Использование фольклора во время адаптации» |
Разработчик проекта | Воспитатель 1 младшей группы |
Исполнители проекта и основных мероприятий | Педагоги, дети, родители |
Сроки реализации проекта | |
Цель и задачи проекта | Цель: Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада посредством фольклора. Задачи: 1.Обеспечить ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям детского сада. 2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки. 3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу. 4. Организовать систему взаимодействия с родителями. процессов. |
Этапы реализации проекта | 1. Подготовительный этап. (июнь-июль) На первом этапе для исследования результативности адаптации используется Первичная диагностика. Применяются следующие формы работы: - анкетирование родителей (сбор информации о семье); - характеристика родителями особенностей поведения и состояния своих детей в семье; - ведение воспитателями адаптационной карты наблюдения за ребенком. В дальнейшем данные анкетирования позволяют построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период. 2.Этап. ( Август-Сентябрь) Второй этап включает в себя психопрофилактическую работу специалистов с детьми и родителями, направленную на их успешную адаптацию к условиям образовательного учреждения. 3. Этап. (Октябрь- ноябрь) На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей. |
Перечень основных материалов |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | При проведении проекта будут просматриваться следующие результаты:
|
Целевая группа проекта | Дети 1 младшей группы. |
Актуальность проекта
Адаптационный период в жизни детей представляет значительные трудности. Для этого необходимо создать условия для профессионального взаимодействия педагогов с детьми раннего возраста на основе индивидуального подхода, доброжелательного отношения к детям. Для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада без сильных психологических потрясений и душевного комфорта нужно приблизить окружающую среду ребенка в детском саду к домашней посредствам фольклора. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.
В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.
Новизна проекта
Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает в себя целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывается художественный вкус, а также многому учится..
Работая с детьми раннего возраста много лет, пришла к выводу: встретить новичков, организовать режимные моменты, провести игру-занятие, успокоить малышей - помогают потешки, прибаутки, колыбельные, которые создавались русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю мудрость, доброту, нежность и любовь.
Когда дети впервые посещают детский сад, им трудно привыкнуть, войти в новый, непривычный для них, а потому таящий угрозу, мир детского сада. Наладить эмоциональный контакт в адаптационный период непросто, но задача облегчается, когда использую потешки, шутки прибаутки, пальчиковые игры и.т.д. для своих новичков. Новизна проекта заключается именно в том, что в результате его выполнения дети легче и успешнее привыкают к условиям детского сада и познают окружающий мир, при единстве всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и родит
Цель и задачи проекта
Цель: Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада посредством фольклора.
Задачи:
1.Обеспечить ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям детского сада.
2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.
4. Организовать систему взаимодействия с родителями.
процессов.
Краткое описание проекта по этапам
Пред проектный этап:
1. Создание банка данных о будущих воспитанниках
2. Знакомство с родителями
3. Разработка патронажного листа
4. Изучение литературы по данной теме
5. Создании развивающей среды
Этапы реализации проекта
I этап (Август.)
Встреча в школе для вновь поступивших детей.
Экскурсия родителей по детскому саду, анкетирование родителей, родительское собрание социальный педагог.
Заключение договора с родителями.
Консультации:
«Ребёнок идёт в детский сад»
«Период раннего детства»
«Адаптационный период»
II этап.(Август -сентябрь)
Клуб «Здравствуйте я пришел».
Сборники для детей «потешки», «пальчиковые игры и подвижные игры», «конспекты занятий с использованием фольклора».
Чтение цикла стихотворений А.Барто «Мои игрушки»
Консультации:
III этап (октябрь –ноябрь)
Клуб «Здоровый ребенок- счастливый родитель»
Медико-педагогическое совещание «Результаты адаптационного периода».
.
Ожидаемые результаты
При проведении проекта будут просматриваться следующие результаты: • Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-педагогической службой детского сада.
• Созданы партнёрские, доверительные отношения между детским садом и семьями воспитанников.
Объем и содержание работ
Напрвления деятельности | Содержания деятельности | Ресурсы | Исполнители и соисполнители | Сроки реализации |
Информационно-методическое | Изучение методической литературы | Библиотечный фонд, периодические издания, интернет ресурсы | Воспитатели | |
Разработка учебного материала практического содержания | Библиотечный фонд, периодические издания, интернет ресурсы, ПК, оргтехника | Воспитатели | ||
Разработка методических рекомендаций | Библиотечный фонд, периодические издания, интернет ресурсы, ПК, оргтехника | Воспитатели | ||
Определение тем консультаций для воспитателей и родителей | Библиотечный фонд, периодические издания, интернет ресурсы, ПК, оргтехника | Воспитатели | ||
Организационно-педагогическое | Приобретение и изготовление необходимого оборудования | Плакаты, книги, альбомы, иллюстрации | Заведующий детским садом, воспитатели, родители | |
Взаимодействие со специалистами | Методическая литература, аудио и видеозаписи, иллюстрации | Сотрудники краеведческого музея города, музыкальный руководитель, инструктор по изобразительной деятельности, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели | ||
Оформление методических разработок | ПК, оргтехника | Воспитатели | ||
Ознакомление детей с природой края | Методические материалы, интернет ресурсы | Воспитатели, специалисты | ||
Проведение консультаций, семинаров для педагогов и родителей | Методические материалы, интернет ресурсы | Воспитатели, специалисты, родители, дети | ||
Итогово-результативное | Участие в конкурсах, выставках, проводимых в детском саду | Методические рекомендации | Воспитатели, дети, родители | |
Интегрированное занятие | Методические материалы, технические средства обучения | Воспитатели, дети | ||
Открытие мини-музея | Методические материалы, плакаты, книги, иллюстрации, экспонаты | Воспитатели, дети, родители |
Форма представления результатов
Психо-гимнастика:
Этюды: «По горячему песку», «Собака рычит», «Лисенок боится», «Кошка крадется за мышкой».
Игровая деятельность:
Настольно-печатные («Чей домик», «Кто спрятался», «Собери картинку», «Из какой сказки», «Сказочная полянка», «Молоточек»).
Сюжетно-ролевые («Больница», «Отведем дочку в садик», «В гости к кукле»).
Адаптационные игры («Загляни ко мне в окошко», «Давайте познакомимся», «Назови друга ласково», «Приходите ко мне в гости, будем играть», «Божья коровка»).
Музыкальные игры («Отгадай, что звучит»).
Подвижные игры («Солнышко и дождик», «Мы топаем ногами», «Догоню тебя», «Самолеты», «Птички летают»).
Хороводные игры («Пузырь», «Каравай», «Зайчик серенький сидит»).
Пальчиковые игры («Этот пальчик», «Пальчики здороваются», «Сорока, сорока, кашу варила», «Дятел»).
Словесные игры («Помоги найти маму», «Что мы делаем утром, днем и вечером в детском саду», «Кого как зовут»).
Фольклор («Водичка, водичка, умой мое личико», «Кран, откройся, нос, умойся», «Закатаем рукава», «Лейся, чистая водичка, ты умой мне чисто личико», «Тропинка ко сну»).
Конструктивная деятельность:
Разнообразные конструкторы
Задания («Домик для мишки», «Кроватка для неваляшки», «Полочка для обуви»)
Изодеятельность:
рисование «Лучики для солнышка», «Раскрасим репку», «Красивая чашка», «Мячики для котят»)
Лепка («Пряники для мишки», «Угостим мышку горошком», «Морковка для зайчика».)
Художественная литература:
Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки»
Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят».
Произведения К. Чуковского «Катауси и Мауси», «Путаница», Стихотворение С. Капутикян «Маша обедает», Г. Сапгира «Кошка».
Полученные результаты
Заключение
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы: Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
В перспективе проект может быть продолжен так как, обращение к фольклору в работе должно быть постоянным, это нам позволит в дальнейшем устранить проблему тяжелых адаптаций.
В результате проделанной работы были созданы условия для охраны и укреплению здоровья детей. У них появилось доверительное отношение к взрослым. Была организованна работа с родителями. Проект оказал положительный эффект на психологическое состояние детей так как мы приблизили окружающую среду ребенка в детском саду к домашним, посредством фольклора, что позволило перейти от тяжелого уровня к среднему, и от среднего к легкому.
Литература
- Ионова А.Н. Играем, гуляем, развиваем. – М.: «Экзамен», 2011
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду.
- Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006
- Кравченко И.В., Долгова. Т.Л. Прогулки в детском саду. – М.: ТЦ, 2009
- Аверина И.Е. Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ. – М.: 2008
- Комплексные занятия по программе/Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. А. Комаровой, - Волгоград: «Учитель», 2010
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: «Учитель», 2006
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: Родничок, 2000
- Михайлова М.А. Детские праздники, игры, забавы, фокусы. – Ярославль: «Академия развития», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игры в адаптационный период в I младшей группе
Материал из опыта работы. Даны практические рекомендации по использованию игр в период адаптации малышей....
Проект в группе раннего возраста "Использование малых форм фольклора в адаптационный период"
Приведены материалы, игры, песенки, потешки для сглаживания адаптационного периода у детей...
«Фольклор в адаптационный период»
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социал...
Фольклор в адаптационный период
Фольклор в адаптационный период...
Использование потешек в адаптационный период с детьми младшей группы (Методическая разработка )
Меня, как воспитателя, всегда угнетало состояние маленьких детей, впервые переступивших порог детского сада. Как помочь им адаптироваться? Чем их отвлечь от грустных мыслей о маме? Моя практика п...
Проект для группы раннего возраста "Фольклор в адаптационный период"
Проект для успешной адаптации детей раннего и младшего возраста с применением народных потешек, приговорок, песенок. Приведена подборка фольклорных материалов для режимных моментов, а также игровое за...
Консультация «Использование фольклора в адаптационный период к условиям детского сада»
Адаптация ребёнка в детском саду является важным периодом в его жизни. Дети впервые дни посещения детского сада скучают по дому, плохо кушают, много плачут. Чтобы успокоить малышей, поддержать и созда...